Хайон, Нехемия Хия Бен Моше

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Библиография из Еврейской энциклопедии)
(Перенаправление на ej:Хайон, Нехемия Хия Бен Моше)
 
(3 промежуточные версии не показаны)
Строка 1: Строка 1:
-
{{Остатье\ЭЕЭ
+
#redirect [[:ej:Хайон, Нехемия Хия Бен Моше]]
-
|ТИП СТАТЬИ=1
+
-
|СУПЕРВАЙЗЕР=
+
-
|КАЧЕСТВО=
+
-
|УРОВЕНЬ=
+
-
|НАЗВАНИЕ=
+
-
|ПОДЗАГОЛОВОК=
+
-
|СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
+
-
|АВТОР2=
+
-
|ТЕМА=
+
-
|СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
+
-
|ИЗ ЦИКЛА=
+
-
|ПУБЛИКАЦИИ=
+
-
|ДАТА СОЗДАНИЯ=
+
-
|ВИКИПЕДИЯ=
+
-
|ИСТОЧНИК=
+
-
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
+
-
}} 
+
-
 
+
-
'''Хайон, Нехемия Хия бен Моше''' (1655? – 1730?),  (см. [[Каббала|каббалист]]) [[саббатианство|саббатианского толка]]. Много путешествовал и перемещался по различным странам. Хайон был противоречивой личностью, и потому сведения о его жизни изобилуют разноречивыми оценками.
+
-
 
+
-
== Начало жизни и молодость ==
+
-
Отец Хайона родился и жил в [[Сараево]] (Босния); отправившись в [[Эрец-Исраэль]], он несколько лет провел в [[Египет|Египте]], где и родился Хайон.
+
-
 
+
-
Ребенком Хайон был привезен в [[Эрец-Исраэль]], жил в [[Шхем]]е и [[Иерусалим]]е. В возрасте 18 лет вместе с отцом вернулся в Сараево, где вскоре женился.
+
-
 
+
-
Оппоненты Хайона утверждали, что с этого времени он стал известен своими авантюрами. Хайон разъезжал по Балканам, несколько лет прожил в [[Белград]]е вплоть до захвата города Австрией в 1688 г.
+
-
 
+
-
Возможно, он сопровождал отца во время его миссии в [[Италия|Италию]] для [[Пленных выкуп|выкупа белградских пленников]]. По некоторым свидетельствам, в 1691 г. Хайон находился в [[Ливорно]]. Позднее, по рекомендации одного из главных раввинов [[Салоники|Салоник]], он стал членом раввината Скопье ([[Македония]]).
+
-
 
+
-
Около 1695 г. Хайон вернулся в [[Эрец-Исраэль]], несколько лет жил в [[Шхем]]е. Овдовев, Хайон женился на дочери одного из ученых [[Цфат]]а.
+
-
 
+
-
== Каббалистика и саббатианство ==
+
-
С молодых лет Хайон увлекался каббалой и был хорошо знаком с [[саббатианство]]м. Каббалистическое учение Хайона избегает темы [[Мессианские движениямессианства]] [[Шабтай Цви|Шабтая Цви]], однако основывается на саббатианских принципах.
+
-
 
+
-
Хайон объявил себя автором сочинения «Раза демехейманута» («Тайна веры»), которое считалось написанным самим [[Шабтай Цви|Шабтаем Цви]] и его последователями. Он поменял название сочинения на «Мехейманута де-хула» («Вся вера») и составлял подробные комментарии к ней.
+
-
 
+
-
однако испытывал сопротивления раввинов Смирны. Когда он поехал в Иерусалим, Смирнские раввины написали письмо с его жёсткой критикой, и в Иерусалиме он был изгнан, иерусалимские раввины, не читая его трудов, отметили их, как подлежащие сожжению. Он был вынужден покинуть Палестину, Хайон направился через Египет в Италию ([[1710]]–[[1711]]).
+
-
 
+
-
В [[Ливорно]] он признался местным раввинам, что является последователем Шабтая Цви.
+
-
 
+
-
В [[1711]] он прибыл в Венецию. Там опубликовал эссе о «Шма Исраэль».
+
-
 
+
-
В этот период он жил в Розетте (Египет) и приобрел известность как специалист по практической [[Каббала|каббале]]). Вернувшись в [[Иерусалим]] (приблизительно в 1702–1705 гг.), а затем в [[Цфат]], Хайон работал над комментарием к «Мехейманута де-хула». Затем он поехал в Смирну.
+
-
 
+
-
Он, по-видимому, намеревался опубликовать там книгу и найти жертвователей на создание в [[Иерусалим]]е планировавшейся им [[Иешива|иешивы]]. По возвращении он был враждебно встречен иерусалимскими [[раввин]]ами, что вынудило его покинуть [[Эрец-Исраэль]]. Хайон направился через Египет в Италию (1710–11). Согласно свидетельству одного из ливорнских раввинов, рабби Иосефа Эргаса, Хайон признался ему, что он — приверженец Саббатая Цви. В 1711 г. в [[Венеция|Венеции]] Хайон опубликовал свой короткий трактат о значении стиха о единстве Бога, «Шма Исраэль» (см. [[Шма]]). В [[Прага|Праге]] Хайон был с почетом встречен местными учеными, давшими одобрительные отзывы на его главный труд «Оз лелохим» («Божья слава») и на сборник его проповедей «Диврей Нехемия» («Слова Нехемии»). Однако некоторые пражские раввины стали относиться к Хайону с подозрением, когда распространился слух о связях Хайона с сектой [[Дёнме|дёнме]] в [[Салоники|Салониках]]. Хайон отправился через Моравию и Силезию в [[Берлин]], где при содействии богатых членов общины в 1713 г. опубликовал «Оз лелохим». Это был смелый шаг, поскольку трактат уже получил распространение в рукописной форме в качестве сочинения Саббатая Цви. В двух своих комментариях Хайон доказывал, что концепция «Оз лелохим» основывается на классических каббалистических текстах, и критиковал взгляды [[Натан Из Газы|Натана из Газы]] и [[Кардозо, Михаэль Аврахам|Михаэля Аврахама Кардозо]], хотя его собственная доктрина была весьма близка доктрине последнего. Нововведением Хайона была формулировка принципов начала Эманации и различия между Первой причиной и Бесконечным бытием. Учение Хайона о трех аспектах (парцуфим) Бога отличается от саббатианских теорий лишь деталями и терминологией. Книга Хайона представляет собой, таким образом, сочетание саббатианской теологии с нетрадиционным истолкованием Книги [[Зохар]] и сочинений [[Лурия, Ицхак Бен Шломо Ашкенази|И. Лурии]]. Во введении к своей книге Хайон настаивал на правомочности черпать каббалистические знания из источника любого направления, а не только из ортодоксального. (В одной из проповедей, включенных в «Слова Нехемии», некоторые исследователи видят косвенную защиту отступничества дёнме в Салониках, в то время как другие интерпретируют эту проповедь как критику дёнме.)
+
-
 
+
-
В июне 1713 г. Хайон отправился из Берлина в [[Амстердам]], где его тепло принял тайно сочувствовавший саббатианству раввин сефардской общины (см. [[Сефарды]]) Шломо Айлон, но был враждебно встречен бескомпромиссным противником саббатианства, раввином ашкеназской общины (см. [[Ашкеназы]]) [[Ашкенази, Цви Хирш Бен Яаков|Цви Хирш бен Яаков Ашкенази]]. В разгоревшейся полемике сефардский [[Бет-Дин|бет-дин]] поддержал Хайона. По существу сторонники Ашкенази были правы в том, что взгляды Хайона носили саббатианский характер, однако с формальной и процедурной точки зрения сефардский бет-дин был прав. Полемика, развернувшаяся в амстердамской общине летом 1713 г., приняла острый характер и скоро распространилась на еврейские общины других стран. В различных странах Европы вышли в свет сочинения, критиковавшие взгляды Хайона. В ответ Хайон опубликовал ряд книг и брошюр, в которых отрицал свою приверженность саббатианским доктринам. Но из-за этой полемики Хайон не смог опубликовать свой второй основополагающий каббалистический труд (сохранился в рукописи).
+
-
 
+
-
== Источники ==
+
-
* КЕЭ, том 9, кол. 556–558
+
-
* [http://en.wikipedia.org/wiki/Nehemiah_Hayyun Статья "Nehemiah Hayyun" из английского раздела Википедии]
+
-
 
+
-
== Библиография из ''Еврейской энциклопедии'' ==
+
-
* Johann Christoph Wolf, ''Bibliotheca Hebræa'' iii.828 et seq., iv.928 et seq.;
+
-
* Jost, ''Geschichte des Israelitischen Volkes'', ii.363 et seq., 468 et seq.;
+
-
* —, ''Geschichte des Judenthums und Seiner Sekten'', iii.177 et seq.;
+
-
* D. Kahana, ''Eben ha-Ṭo'im'', pp. 64 et seq.;
+
-
* [[Эмден, Яков|Jacob Emden]], ''Megillat Sefer'', ed. Kahana, pp. 25, 30-32, 34, 39, 58, 117, 118;
+
-
* [[Нейбауэр, Адольф|Adolf Neubauer]], ''Cat. Bodl. Hebr.'' MSS. p. 760;
+
-
* [[Грец, Генрих|Heinrich Graetz]], ''Geschichte'' x.309 et seq., 468 et seq.;
+
-
* [[Ландсгут, Элиезер Лейзер бен-Меир|Leser Landshuth]], ''Ammude ha-'Abodah'', p. 282;
+
-
* [[Перлес, Иосиф|Joseph Perles]], ''Geschichte der Juden in Posen'', pp. 79 et seq.;
+
-
* [[Moritz Steinschneider]], ''Cat. Bodl.'' cols. 2054 et seq.;
+
-
* Winter and Wünsche, ''Die Jüdische Litteratur'', ii.73;
+
-
* Miktab me-R. Abraham Segre, in ''Berliner's Magazin,'' Hebr. part, 1890, xvii.15;
+
-
* D. Kaufmann, ''Samson Wertheimer'', p. 97, note 1;
+
-
* —, in ''Ha-Ḥoḳer'', ii.11, Vienna, 1894;
+
-
* [[Abraham Berliner]], ''Geschichte der Juden'' in Rom, ii.75;
+
-
* Ha-Ẓad Ẓebi, Preface, Amsterdam, 1713.
+
-
 
+
-
{{ElevenCopyRight|14414|ХАЙОН Нехемия Хия бен Моше}}
+
-
 
+
-
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
В [[Прага|Праге]] еврейские учёнык оказали Хайону восторженный приём. Однако появился слух о связях Хайона с  сектой [[дёнме]] в [[Салоники|Салониках]]. Хайон активно искал сторонников по всей Европе, связывался также с [[Просниц, Иеhуда Лейб|Лейбом Просницем]]. Он отправился через Моравию и Силезию в Берлин, в [[1713]] он в Берлине опубликовал «Оз лелохим». Это сочинение уже ходило в рукописях как текст от самого Шабтая Цви и было знакомо многим учёным. В комментариях Хайон критиковал [[Натан из Газы|Натана из Газы]] и [[Кардозо, Абрахам Мигель|Мигеля Кардозо]], утверждая, что трактат основан на классической каббале, хотя по содержанию трактат почти повторял идеи Кардозо.
+
-
 
+
-
Хайон сформулировал принципы начала Эманации и различия между Первой причиной и Бесконечным бытием и несколько изменил освещение учения о "трех узлах веры"  {{lang-he|תלת אתונמיהמד ירשק}})  Кроме Первопричины, или Бесконечного (ףום ןיא или אשידק אקיתע), существует еще "святой царь, или Бог израильский (אשידק אכלמ или לארשיד אהלא) и третья сила — Святой Дух, или "[[Шхина]]", представляющая собою женское начало Божества.
+
-
 
+
-
В Турции он потерял должность раввина по причине недостойного поведения.
+
-
 
+
-
В июне [[1713]] Хайон поехал  в [[Амстердам]], где у него нашлись сторонники и противники. Его поддерживал лидер португальской общины Шломо Айлон, но высказывался резко против раввин ашкеназской общины Цви Хирш бен Яков Ашкенази, который обвинял его в саббатианстве. [[23 июля]] [[1713]] руководители ашкеназийской общины, не дожидаясь конца полемики, подписали указ об изгнании Хайона. Полемика тем не менее продолжалась с возрастающей остротой и перебросилась на другие еврейские общины. В оправдании изгнания было выпущено немало памфлетов с критикой Хайона. Сам Хайон сам стал публиковать в ответ памфлеты с высмеиванием ашкеназийской общины, при этом он отрицал свою принадлежность к саббатианству. 13 августа португальская община постановила реабилитировать Хайона, при этом с точки зрения соблюдения формальностей реабилитация аннулировала изгнание, объявленное в июле. Однако по причине войны памфлетов  Хайона уже изгнали многие другие общины, и обстановка в Амстердаме в целом была неблагоприятная.
+
-
 
+
-
По причине крайней остроты и жёсткости полемики Хайон так и не опубликовал свой основной труд, который сохранился только в рукописи.
+
-
 
+
-
 
+
-
В августе 1724 его приняла община Константинополя при условии воздержания от преподавания каббалы и писания книг. Он вынужден был принять эти условия.
+
-
 
+
-
После он перебрался в Вену и объявил о своём стремлении окрестить еврееа, стремясь получить тем самым защиту у австрийского императора. В результате непоследовательных интриг от него отказались многие друзья. Он небыл допущен в общину Праги, в Берлине его не поддержали христиане, в Амстердаме  его прежний друг Шломо Айлон отказался помочь ему. В апреле 1726 его изгнали из Гамбурга и Алтоны. Он направился в Северную Африку, где и умер. Его сын принял христианство и стал яростным критиком иудаизма.
+
-
 
+
-
Оценки деятельности Хайона носили полярный характер. Одни считали его авантюристом, а его сочинени - компиляцией, или трудами безымянных учеников. Тем более что по характеру он был склонен к авантюрам. Другие принимали его как учёного-каббалиста и относились к его работам всерьёз, рассматривая их как продолжение трудов Натана и Кардозо.
+
-
 
+
-
== Литература ==
+
-
* {{ЭЕЭ|14414|Хайон Нехемия Хия бен Моше}}
+
-
 
+
-
[[Категория:Каббалисты и исследователи каббалы]]
+
-
[[Категория:Саббатианство,франкизм]]
+
-
[[Категория:История еврейского народа]]
+

Текущая версия на 01:22, 31 мая 2013

  1. redirect ej:Хайон, Нехемия Хия Бен Моше
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация