м |
|
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Хайес, Цви Хирш Бен Меир]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Хайес, Цви Хирш Бен Меир''' (Chajes, Zvi Hirsch; акроним מַהֳרַ"ץ; Махарац; 1805, Броды, – 1855, Жолква), раввин, один из основоположников так называемой Хохмат Исраэль — восточной ветви [[Наука О Еврействе|науки о еврействе]].
| + | |
- | == Биографические сведения ==
| + | |
- | | + | |
- | Первоначальное еврейское и светское образование Хайес получил под руководством отца — банкира и талмудиста, игравшего видную роль в еврейских общинах Флоренции (прожил там 15 лет), а затем города [[Броды]].
| + | |
- | | + | |
- | Уже юношей Хайес владел латинским, итальянским, французским и немецким языками, обладал большой эрудицией в естественных науках и истории.
| + | |
- | | + | |
- | Дальнейшее еврейское образование, включавшее изучение не только Библии, Вавилонского [[Талмуд|Талмуда]], но и Иерусалимского Талмуда с комментариями, а также средневековой еврейской философии, Хайес получил в иешивах известных раввинов Галиции З. Маргалиота из [[Пшемысль|Пшемысля]], Э. Ландау (1778–1831), Э. З. Маргалиота (1762–1828).
| + | |
- | | + | |
- | Два последних, чей анализ спорных мест Талмуда отличался аналитико-критическим подходом, оказали на Хайеса большое влияние.
| + | |
- | == Раввин ==
| + | |
- | | + | |
- | В 1828 г. Хайес был избран раввином [[Жолква|Жолквы]], община которой считалась одной из наиболее значительных в Восточной Галиции.
| + | |
- | | + | |
- | Здесь он сблизился с [[Крохмаль, Нахман|Н. Крохмалем]] — виднейшим представителем науки о еврействе и [[Хаскала|Хаскалы]] в Галиции.
| + | |
- | | + | |
- | Несмотря на разницу убеждений, взгляды и научные методы Крохмаля повлияли на научное мировоззрение Хайеса и его труды, посвященные введению современных критических методов в изучение Талмуда в рамках строгой ортодоксальности.
| + | |
- | | + | |
- | Австрийское правительство в 1845 г. потребовало от кандидатов в раввины представлять диплом об университетском образовании; по закону Хайес, имевший многолетний раввинский стаж, освобождался от этого, однако в 1846 г. он выдержал экзамен на звание доктора философии во Львовском университете.
| + | |
- | | + | |
- | В 1852 г. Хайеса избрали главным раввином [[Калиш|Калиша]], где он встретил сопротивление хасидских кругов (см. [[Хасидизм]]), а также противников Хаскалы и открытую враждебность русских властей к нему как австрийскому гражданину. Через два года он возвратился в Жолкву.
| + | |
- | == Сторонник Хаскалы ==
| + | |
- | | + | |
- | Долгие годы Хайес вел интенсивную переписку с виднейшими маскилим (см. [[Хаскала|Хаскала]]) Галиции и Италии [[Рапопорт, Шломо Иеhуда Лейб|Ш. И. Л. Рапопортом]], [[Луццатто, Шмуэль Давид|Ш. Д. Луццатто]], И. Ш. Реджо (1784–1855) и другими, хотя их взаимоотношения нередко омрачались острыми научными дискуссиями.
| + | |
- | | + | |
- | Несмотря на симпатию к Хаскале и светским наукам (Хайес поддержал план создания еврейских сельскохозяйственных школ в Галиции, был сторонником модернизации традиционного еврейского образования), он был принципиальным защитником ортодоксии.
| + | |
- | | + | |
- | Хайес резко противился созыву конференции реформистских раввинов (см. [[Реформизм В Иудаизме|Реформизм в иудаизме]]) в Брауншвейге (1844), что нашло отражение в вышедшей в 1849 г. монографии «Минхат кнаот» («Дар ревности»; ср. Чис. 5:15).
| + | |
- | | + | |
- | == Труды ==
| + | |
- | | + | |
- | Среди его основных трудов: «Торат невиим» или «Эйле hа-мицвот» («Учение пророков» или «Таковы мицвот», Жолква, 1836) — 13 трактатов о талмудической традиции, структуре Талмуда и методологии его изучения; «Иггерет биккорет» («Критическое послание», Перемышль, 1840) — исследование таргумим (см. [[Таргум]]) и мидрашим (см. [[Мидраш]]); «Атерет Цви» («Венец красоты» /ср. Ис. 28:5/, Жолква, 1841) — шесть эссе на талмудические и мидрашистские темы, в том числе «Тиф’ерет ле-Моше» («Величие Моше») и «Дархей Моше» («По стопам Моше») — ответ на критику И. Ш. Реджо и Ш. Д. Луццатто [[Маймонид|Маймонида]] и его галахического кодекса «Мишне Тора»; «Дархей хораа» («Система преподавания», Жолква, 1842); «Мево hа-Талмуд» («Введение в Талмуд», Жолква, 1845) — считается наиболее важным трудом Хайеса; «Шеелот у-тшувот Махарац» («Вопросы и ответы Махараца», в 3-х т., Жолква, 1849–50) — [[Респонсы|респонсы]]; «Имрей бина» («Изречения разума» /ср. Пр. 1:2/, Жолква, 1849) — шесть эссе, в том числе о соотношении Вавилонского и Иерусалимского Талмуда, об аггадических сборниках, о подлинности комментария [[Раши]] к трактату Таанит.
| + | |
- | | + | |
- | Особой популярностью пользовались глоссы и примечания к Талмуду, изданные впервые в венском издании Талмуда (1840–43), а затем в виленском издании (см. [[Ромм|Ромм, семья]]) Вавилонского Талмуда (1880–86).
| + | |
- | | + | |
- | Вместе с Н. Крохмалем и Ш. И. Л. Рапопортом Хайес создал критическую школу Хохмат Исраэль в Галиции, ивритскую ветвь науки о еврействе. Труды Хайеса — это первая попытка ортодоксального исследователя разобраться в характере, сущности истории и авторитета устной традиции.
| + | |
- | | + | |
- | Хотя следующее поколение представителей науки о еврействе не всегда признавало авторитет Хайеса, многие гипотезы и исследования [[Гейгер, Авраhам|А. Гейгера]] и его последователей часто были обработкой некоторых положений Хайеса, а его «Введение в Талмуд» послужило образцом для работ [[Франкель, Захариас|З. Франкеля]].
| + | |
- | == Сыновья ==
| + | |
- | | + | |
- | Сыновья Хайеса — Леон, Хаим Иохим, Шломо (отец [[Хайес, Цви|Ц. П. Хайеса]]), Вольф — были коммерсантами и финансистами, обладавшими большими познаниями в Талмуде, [[Раввинистическая Литература|раввинистической литературе]], а также в светских науках. Сын Хайеса Ицхак (1843–1901) был главным раввином Брод.
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|14409|ХАЙЕС Цви Хирш бен Меир}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Наука о еврействе]]
| + | |
- | [[Категория:Персоналии по алфавиту]]
| + | |
- | [[Категория:Раввины Австро-Венгрии]]
| + | |
- | [[Категория:Хаскала]]
| + | |