|
|
(6 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Хайес, Цви]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Хайес, Цви''' (Хирш) Перец (1876, Броды, – 1927, Вена), раввин, ориенталист, деятель сионистского движения.
| + | |
- | == Биографические сведения ==
| + | |
- | | + | |
- | Внук [[Хайес, Цви Хирш Бен Меир|Ц. Х. Хайеса]]. Еврейское образование получил первоначально у отца, Шломо Хайеса, а затем в [[Иешива|иешиве]] дяди, Ицхака Хайеса (1843–1901), главного раввина города [[Броды]].
| + | |
- | | + | |
- | 31 мая 1890 г. Хайес опубликовал стихотворение на иврите в еженедельнике [[«hа-Цфира»|«hа-цфира»]]. После окончания гимназии учился в [[Вена|Вене]] в [[Раввинские Семинарии|раввинской семинарии]] (Исраэлитиш теологише леранштальт) и в университете (окончил в 1899 г.) у известного ориенталиста Д. Х. Мюллера (1846–1912).
| + | |
- | == Преподаватель, раввин, ориенталист, сионист ==
| + | |
- | В 1900 г. опубликовал труд «Исследование северосемитской ономастики».
| + | |
- | | + | |
- | В 1902 г., после недолгой службы учителем еврейских религиозных предметов во Львове и работы в библиотеке Восточного института в Вене, стал преподавать еврейскую историю и [[Библия|Библию]] в раввинской семинарии в Колледжо раббинико Итальяно во [[Флоренция|Флоренции]].
| + | |
- | | + | |
- | С 1904 г. преподавал иврит во Флорентийском университете ([[Кассуто, Умберто|У. Кассуто]], тогда студент, выполнил под руководством Хайеса работу о поэзии [[Бялик, Хаим Нахман|Х. Н. Бялика]]).
| + | |
- | | + | |
- | Будучи с юношеских лет убежденным сионистом, Хайес по приезде в Италию стал там одним из зачинателей и пропагандистов сионистского движения.
| + | |
- | | + | |
- | В 1912 г. Хайес был избран раввином [[Триест|Триеста]], где основал еврейское периодическое издание «Иль мессаджеро исраэлитико».
| + | |
- | | + | |
- | В 1918 г. Хайес переехал в Вену, был заместителем главного раввина [[Гюдеман, Мориц|М. Гюдемана]], а после его смерти в том же году стал главным раввином.
| + | |
- | | + | |
- | На этом посту Хайес много сделал для беженцев и жертв Первой мировой войны, выезжал для сбора средств в Триест и города США.
| + | |
- | | + | |
- | Он был неоспоримым духовным лидером австрийского еврейства в тяжелый послевоенный период экономической и политической нестабильности, хотя, с одной стороны, его сионистские взгляды вызывали недовольство ассимилированных кругов, а с другой — либеральный подход как ученого к Библии и его сионизм вызывали антагонизм у ортодоксов.
| + | |
- | | + | |
- | Хайес внес большой вклад в еврейское образование в Вене: основал две еврейские начальные школы, среднюю школу (после смерти ученого названа его именем), учительскую семинарию (с преподаванием на иврите), в которой был директором и преподавал Библию; был также членом правления Исраэлитиш теологише леранштальт (см. выше).
| + | |
- | | + | |
- | Как представитель всемирной [[Сионистская Организация|Сионистской организации]] Хайес участвовал в апреле 1920 г. в конференции в Сан-Ремо (Италия), утвердившей британский мандат на Палестину.
| + | |
- | | + | |
- | В 1921–25 гг. он был председателем Сионистского исполнительного комитета.
| + | |
- | | + | |
- | В 1925 г. Хайес приехал на открытие [[Еврейский Университет В Иерусалиме|Еврейского университета в Иерусалиме]], куда был приглашен преподавать Библию.
| + | |
- | | + | |
- | Однако председатель совета Института еврейских исследований при Еврейском университете раввин И. Х. Хертц (1872–1946) наложил вето на его преподавательскую деятельность в университете, мотивируя свою позицию радикальностью публикаций Хайеса по библеистике.
| + | |
- | == Исследователь Библии ==
| + | |
- | | + | |
- | Хайес — автор многих исследований по Библии, [[Раввинистическая Литература|раввинистической литературе]] и еврейской истории, в том числе комментариев к [[Псалмы|Псалмам]] (1906, 1907) и книге пророка [[Амос|Амоса]] (1906) в серии «Танах им перуш мадаи» («Библия с научным комментарием», издатель А. Кахана).
| + | |
- | == Посмертные издания ==
| + | |
- | | + | |
- | Хайес был выдающимся оратором, его выступления собраны и посмертно изданы в сборниках «Речи и лекции» (Вена, 1933, на немецком), «В героические времена» (Вена, 1935, на немецком), «Неумим ве-харцаот» («Речи и лекции», Т.-А., 1953), «Бе-сод амми» («Причастный к тайнам своего народа», Т.-А., 1962).
| + | |
- | | + | |
- | В 1950 г. прах Хайеса был перезахоронен в Тель-Авиве.
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|14408|ХАЙЕС Цви}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Наука о еврействе]]
| + | |