|
|
(2 промежуточные версии не показаны) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Хазака (юридический термин)]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Хазака''' (חֲזָקָה ― `владение`, `обладание`), в [[Право Еврейское|праве еврейском]]:
| + | |
- | 1. способ приобретения права на владение имуществом;
| + | |
- | 2. средство доказательства прав на владение муществом;
| + | |
- | 3. обоснование существующего положения вещей на основе фактических и юридических данных.
| + | |
- | | + | |
- | == Способ приобретения права на владение имуществом ==
| + | |
- | | + | |
- | Имущество приобретается тремя способами: уплата денег, заключение контракта, а также хазака. (Кид. 1:2).
| + | |
- | | + | |
- | Помимо уплаты денег и подписания документа о покупке необходимо символически ввести нового владельца в права владения (например, он приподнимает покупаемый предмет).
| + | |
- | | + | |
- | В случае покупки недвижимости или крупных вещей существуют условные действия, которые служат выражением хазаки.
| + | |
- | | + | |
- | Так, приобретение скота считается завершенным тогда, когда ведомое новым хозяином животное прошло несколько шагов, или он взял его под уздцы (так называемая мешиха), или положил на него свой посох.
| + | |
- | | + | |
- | Хазака возможна и в ситуации, когда покупаемого предмета нет при сделке: продавец заверяет, что покупка действительна и покупатель вправе обладать тем, что купил. | + | |
- | | + | |
- | Продавец при этом произносит формулу: «Возьми и удержи» (ББ. 42). Принято в подобных случаях совершать так называемый киньян судар (`приобретение с помощью платка`), когда продавец передает в руки покупателя некий предмет, например, платок, который служит как бы символическим замещением продаваемой вещи (см. [[Собственность]]).
| + | |
- | | + | |
- | Акт хазаки сам по себе, без уплаты денег и подписания документа, недостаточен для совершения покупки.
| + | |
- | | + | |
- | В случае, когда человек захватывает нечто, подпадающее под определение [[Хефкер|хефкер]], или вступает во владение имуществом гера (см. [[Гиюр]]), у которого нет наследников, достаточно акта хазаки.
| + | |
- | | + | |
- | == Средство доказательства прав на владение муществом ==
| + | |
- | | + | |
- | Хазака — положение вещей, доказывающее право на владение имуществом в земельном праве.
| + | |
- | | + | |
- | Обсуждается в [[Мишна|Мишне]] в трактате Бава Камма и в соответствующем трактате [[Талмуд|Талмуда]].
| + | |
- | | + | |
- | В отличие от римского права, в еврейском праве хазака — не реальная ситуация, а юридическое понятие: если земельный участок какое-то время находится в руках человека, которому этот участок на самом деле не принадлежит, это еще не делает его владельцем земли, для доказательства прав на землю необходим документ о продаже или аренде. Однако если некто удерживал в своих руках землю в течение трех лет без какого-либо протеста со стороны владельца, то он вправе утверждать, что земля была им получена в подарок или куплена, но документ о покупке или дарственная были потеряны.
| + | |
- | | + | |
- | Хазака не дает сама по себе право на владение землей, поэтому если в приобретенном земельном участке обнаруживается не оговоренный заранее недостаток или сам контракт оказался ошибочным, то сделка считается недействительной, и хазака не возникает.
| + | |
- | | + | |
- | Хазака предполагает, что с данного участка будут собирать урожай.
| + | |
- | | + | |
- | Закон о том, что хазака возникает после трех лет владения, существует уже в законодательном творчестве [[Таннаи|таннаев]] и, по-видимому, он унаследован ими от более древних правовых систем (такой срок упоминается уже в законах [[Хаммурапи]]).
| + | |
- | | + | |
- | Существуют различные объяснения трехлетней продолжительности срока хазаки: три года — максимальный срок хранения деловых документов в соответствии с талмудическим правом; три года — срок, достаточный для того, чтобы известие о захвате земли дошло до истинного владельца, если он находится в далеких краях.
| + | |
- | | + | |
- | Если первый владелец протестует против владения землей вторым владельцем до истечения срока в три года, хазака не возникает: новый владелец предупрежден, ему следует отыскать и показать суду тот документ, который свидетельствует о покупке.
| + | |
- | | + | |
- | Если протесты истинного хозяина земли не поступили в течение трех лет, потому что он по какой-либо уважительной причине не мог этого сделать, то хазака аннулируется.
| + | |
- | | + | |
- | Муж не может претендовать, что у него хазака на имущество жены, и наоборот; не возникает хазаки также у родителей по отношению к детям, а у тех по отношению к родителям; нет хазаки в отношениях между работником и работодателем.
| + | |
- | | + | |
- | В том случае, когда потерпевший не может по какой-либо причине опротестовать переход своего имущества во владение постороннего (например, он нем, или захват произошел во время войны, или потерпевший страшился захватчика), хазаки не возникает.
| + | |
- | | + | |
- | В Талмуде подразумевается, что речь идет только о тех случаях, когда в отношения, связанные с хазакой, вступают евреи.
| + | |
- | | + | |
- | Предполагается, что претензиям нееврея нельзя доверять. Однако [[Меири, Менахем Бен Шломо|Менахем бен Шломо Меири]] поясняет, что в том случае, если в данном месте судит строгий и праведный суд, то и хазаку нееврея можно признать.
| + | |
- | | + | |
- | Всякий, кто в настоящий момент обладает неким движимым имуществом, вправе утверждать, что это его имущество, даже если некто настаивает на своем праве на это имущество и даже приводит свидетелей покупки.
| + | |
- | | + | |
- | Однако если обнаруживается, что имущество краденое, то его следует вернуть владельцу. В подобных случаях для возникновения хазаки не нужно трех лет, а достаточно нескольких дней, по другому мнению, нескольких часов.
| + | |
- | | + | |
- | Если способ приобретения вещи вызывает подозрения, то хазака не возникает. Не возникает хазака и в случае особых отношений между первым и вторым владельцем, например, между ремесленником и заказчиком, должником и заимодавцем, а также в том случае, если прежний владелец утверждает, что другой претендент на владение одолжил, но не украл этот предмет (Шву. 46).
| + | |
- | | + | |
- | Раб (см. [[Рабство]]), занимавший, согласно еврейскому праву, промежуточное положение между движимым и недвижимым имуществом, мог, как и земля, быть приобретен посредством хазаки в случае доказанного трехлетнего владения; скот расценивался как движимое имущество (Тосеф., ББ. 2:5), и в древнюю эпоху хазака скота была такой, как хазака движимого имущества, однако впоследствии было принято, что на скот вообще не распространяется понятие хазаки.
| + | |
- | | + | |
- | == Обоснование существующего положения вещей на основе фактических и юридических данных ==
| + | |
- | | + | |
- | Хазака как обоснование существующего положения вещей на основе фактических и юридических данных существует в нескольких формах. Так, хазакой считается случай, когда суд принимает решение рассматривать некое положение вещей как неизменное, пока явным образом не доказано обратное. Например, если муж передает жене разводное письмо (см. [[Гет]]) с посланником, то даже если в момент отправления письма муж был очень стар или болен, а посланник задержался в дороге, для бракоразводного процесса он считается живым (Гит. 3:3).
| + | |
- | | + | |
- | Хазака существует в виде юридической аксиомы, в которой признается нормативным некое положение вещей или некая психологическая ситуация. Так, Талмуд признает обстоятельство, что жена всегда испытывает уважение к мужу и поэтому не дерзнет даже в ситуации развода лжесвидетельствовать против него. Исходя из этого, суд принимает ее свидетельство о том, что бывший супруг вручил ей разводное письмо, даже если он отрицает это (Иев. 116а). Хазакой считают тот факт, что человек, придерживающийся законов отделения [[Трумот У-Маасрот|трумот у-маасрот]], тотчас после сбора урожая отделяет десятину (Псах. 9а).
| + | |
- | | + | |
- | Хазакой считают ситуацию, в которой определенное положение вещей свидетельствует о наличии некоего фактического статуса. Например, если в город пришла никому не известная женщина с ребенком, которого она впоследствии растила до его совершеннолетия, то она считается его матерью, даже если они оба будут отрицать это (Кид. 60а).
| + | |
- | | + | |
- | В средние века евреи брали в аренду земли или предприятия у хозяев-христиан; последние имели обыкновение повышать плату за аренду (особенно в тех случаях, когда дела у арендаторов шли хорошо); если еврей-арендатор утверждал, что эта плата велика для него, то хозяин выгонял его и сдавал имущество другому еврею. Для того, чтобы бороться с этим явлением, [[Гершом Бен Иехуда Меор hа-Гола|Гершом бен Иехуда Меор hа-Гола]] постановил, что у первого арендатора есть хазака на арендуемое имущество, и другой еврей не может арендовать его без разрешения первого арендатора.
| + | |
- | | + | |
- | [[Поским]] столкнулись с рядом проблем, которые возникают при выполнении закона о хазаке. Так, возникла проблема распространения хазаки на общественное имущество (синагоги, школы, дома сирот и т. д.), и было принято решение в подобных случаях не признавать хазаку, так как нет владельца, способного ее опротестовать. Хазака в таких случаях возникает только в том случае, если есть исполнительный комитет, выступающий владельцем общественного имущества (Ш. Ар., ХМ. 149:31).
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|14398|ХАЗАКА}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Еврейское право]]
| + | |