м |
|
(3 промежуточные версии не показаны) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Хабиру (название группы племён)]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Хабиру''' (также хапиру и апиру; по-видимому, название, производное от глагола хабару — `эмигрировать`, то есть пришельцы, разбойники, бездомные), социальный элемент в районе Плодородного полумесяца, существовавший во 2 тыс. до н. э. В ранних ассирийских и вавилонских документах (18–17 вв. до н. э.) хабиру упоминаются в качестве отрядов воинов на содержании местных правителей в Каппадокии, Ларсе, [[Вавилония|Вавилонии]] и [[Мари]]. Документы 15 в. до н. э. из Алалаха (Северная [[Сирия]]) перечисляют членов боевых отрядов хабиру в соседних городах. Документы того же времени из Нузи упоминают отряды хабиру и отдельных хабиру, находящихся под защитой государства. В аккадских документах из [[Угарит|Угарита]] говорится о хабиру хеттского царя и о квартале хабиру в городе Халбу. С 15 в. по 12 в. до н. э. хабиру упоминаются в египетских документах как пленники из Сирии и [[Ханаан|Ханаана]] и как государственные рабы, занятые на тяжелых работах (в каменоломнях и рудниках, на транспортировке камня и т. п., а также в сельском хозяйстве).
| + | |
- | | + | |
- | Хабиру не составляли единую этническую группу. В Мари вспомогательный воинский отряд назывался «иамутбальским хабиру» — по имени западносемитского клана и территории в [[Месопотамия|Месопотамии]] (к западу от современного [[Багдад|Багдада]]). В документах из Мари и Алалаха упоминаются города, из которых происходили местные хабиру. В Нузи хабиру были выходцами из [[Аккад|Аккада]], [[Ассирия|Ассирии]] и других мест. Имена хабиру также свидетельствуют о многообразии их этнического состава. Так, ранневавилонский список включает аккадские и западносемитские имена; в Алалахе имена хабиру преимущественно несемитские; в Нузи — смесь аккадских и несемитских имен. То, что хабиру были социальной, а не этнической группой, очевидно также из того факта, что термин хабиру никогда не встречается с окончанием, указывающим, что данное название относится к народу или племени.
| + | |
- | | + | |
- | Как беженцы, покинувшие свои общины, и бесправные чужеземцы хабиру обладали низким социальным статусом и были вынуждены отдавать себя под власть местных правителей. Относительно некоторых хабиру в документах специально отмечается, что они бежали от правителя или от собственных бед или, наконец, были преступниками (ср. с подобными отрядами в Израиле в библейскую эпоху: Суд. 9:4; 11:3 и I Сам. 22:2 и об отряде [[Давид|Давида]]). Хабиру обычно были заняты на военной службе, но иногда выполняли домашние и сельскохозяйственные работы. В периоды политической дестабилизации и упадка центральной власти хабиру фигурируют как разбойники, грабящие города — иногда вместе с жителями соседних городов. Так, в 15–14 вв. до н. э. упадок египетского контроля в Ханаане и столкновения между местными правителями вызвали активизацию разбойничьих банд хабиру. Действуя сами, или вместе с местными жителями, или в качестве наемников на службе местных правителей, или египетских губернаторов, хабиру значительно способствовали усилению политического хаоса в стране.
| + | |
- | | + | |
- | Появление хабиру в начале 2 тыс. до н. э., равно как и их исчезновение в начале 1 тыс. до н. э. объясняется социально-политическими процессами, характерными в эти периоды для всего Ближнего Востока. Начало 2 тыс. до н. э. ознаменовалось глубокими изменениями социальной и политической структуры общества. Политическая нестабильность, непрекращающиеся войны и высокий долговой процент зачастую вынуждали людей покидать свой город или племя и становиться беженцами в чужой стране. В то же время образование больших национально-территориальных государств в начале 1 тыс. до н. э. было стабилизирующим фактором, положившим конец значительным миграциям деклассированных элементов.
| + | |
- | | + | |
- | Лингвистическое сходство между термином хабиру и библейским названием израильтян иврим наводит многих исследователей на предположение, что иврим — производное от хабиру (см. [[Земля Израиля|Израиль. Исторический очерк]]; [[Авраам]]; [[Еврей]]). Трудно объяснить, как широкий социальный термин мог превратиться в [[Библия|Библии]] в название специфической этнической группы, однако следует отметить, что в Библии термин иврим прилагается к израильтянам только в догосударственный период и только в контекстах, где они выступают либо как эмигранты и чужеземцы (книги [[Бытие]] и [[Исход Из Египта|Исход]]), либо в устах [[Филистимляне|филистимлян]] как народ, поставлявший наемников правителям филистимских городов (книга [[Самуил|Самуила]]).
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|14388|ХАБИРУ}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Древняя история евреев]]
| + | |