Формштехер, Соломон

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (добавлена категория «Раввины Германии» с помощью HotCat)
(Перенаправление на ej:Формштехер, Соломон)
 
(3 промежуточные версии не показаны)
Строка 1: Строка 1:
-
{{Остатье\ЭЕЭ
+
#redirect [[:ej:Формштехер, Соломон]]
-
|ТИП СТАТЬИ=1
+
-
|СУПЕРВАЙЗЕР=
+
-
|КАЧЕСТВО=
+
-
|УРОВЕНЬ=
+
-
|НАЗВАНИЕ=
+
-
|ПОДЗАГОЛОВОК=
+
-
|СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
+
-
|АВТОР2=
+
-
|ТЕМА=
+
-
|СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
+
-
|ИЗ ЦИКЛА=
+
-
|ПУБЛИКАЦИИ=
+
-
|ДАТА СОЗДАНИЯ=
+
-
|ВИКИПЕДИЯ=
+
-
|ИСТОЧНИК=
+
-
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
+
-
}} 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
'''Формштехер, Соломон''' (Formstecher, Solomon; 1808, Оффенбах, – 1889, там же), немецкий философ и реформистский раввин.
+
-
== Биографические сведения ==
+
-
 
+
-
Изучал философию, филологию и теологию в университете города Гиссен.
+
-
== Реформистский раввин ==
+
-
 
+
-
С 1842 г. до конца жизни был раввином еврейской общины города Оффенбах.
+
-
 
+
-
Формштехер принимал активное участие в движении [[Реформизм В Иудаизме|реформизма в иудаизме]]; издавал журналы «Фрайтагабенд» (1852) и «Израэлитише вохеншрифт» (1861).
+
-
 
+
-
Принимал участие в раввинских съездах в Брауншвейге, Франкфурте-на-Майне, Бреслау и Касселе.
+
-
 
+
-
== Философская система Формштехера ==
+
-
В своем обширном систематическом труде «Религия духа» (1841) Формштехер попытался дать теоретическое обоснование движений за [[Эмансипация Евреев — Уравнение Их В Правах С Остальным Населением|эмансипацию]] и реформу иудаизма.
+
-
 
+
-
Иудаизм представлен им прежде всего как идея, ценность которой обнаруживается в ходе постепенного прогрессивного развития человечества.
+
-
 
+
-
Три центральных понятия, на которых строится философская система Формштехера, — [[Откровение|откровение]], дух и природа.
+
-
 
+
-
Откровение как источник этического монотеизма иудаизма является, согласно Формштехеру, Божьей вестью, содержание которой — истинная природа добра и зла.
+
-
 
+
-
Истинным идеалом Формштехер считает не знание о бытии Бога, а понимание Бога как чисто морального существа.
+
-
 
+
-
Бог Израиля, в отличие от Бога философов, — это не высшее понятие, достигаемое путем философского размышления, но высшее существо, превосходящее духовную и земную природу. Иудаизм как идея — это не философская религия, но выражение истинного, абсолютного откровения.
+
-
 
+
-
Классическими представителями этой идеи были пророки Израиля (см. [[Пророки И Пророчество|Пророки и пророчество]]), которые понимали истину первоначального откровения благодаря знанию объективного источника абсолютных ценностей, открывшегося им в непосредственном чувстве.
+
-
 
+
-
Подобно Г. Ф. Гегелю Формштехер понимал под «духом» конкретизацию абсолюта в историческом сознании человечества.
+
-
 
+
-
Религия вообще, согласно Формштехеру, — это стремление человека к миру ценностей, а религия духа — это стремление к воплощению абсолютного морального идеала, источник которого — Божественное откровение.
+
-
 
+
-
Хотя исторический иудаизм подвержен влиянию преходящих исторических обстоятельств, он вместе с тем хранит верность стремлению к воплощению морального идеала на Земле.
+
-
 
+
-
Это стремление отличает иудаизм от всех других религий, которые в основе своей являются религиями природы, разными видами физического монотеизма.
+
-
 
+
-
Следуя Ф. В. Шеллингу, Формштехер определял религию природы (язычество) как стремление к универсальной жизни, в которой дух проявляется как «душа мира».
+
-
 
+
-
Философские пантеистические концепции, так же как и умозрительные метафизические представления — это, следовательно, утонченная форма языческого миропонимания.
+
-
 
+
-
В своей аргументации Формштехер предвосхитил некоторые антиметафизические течения современной еврейской религиозной философии и теологии, например, идеи [[Розенцвейг, Франц|Ф. Розенцвейга]] и [[Бубер, Мартин|М. Бубера]].
+
-
 
+
-
Исходя из представления о полярной противоположности иудаизма и язычества, Формштехер отвергал идею миссии еврейского народа в человечестве (см. [[Избранный Народ|Избранный народ]]).
+
-
 
+
-
В мире, где господствует язычество, изоляция иудаизма среди народов является, по мнению Формштехера, прямым результатом его метафизической природы.
+
-
 
+
-
Тем не менее иудаизм все же выполняет свою миссию среди народов, хотя и не прямо, а через христианство и ислам.
+
-
 
+
-
Эти исторические религии, в которых смешаны языческие и монотеистические элементы, способствуют преодолению язычества путем воплощения абсолютной моральной ценности Божественного духа.
+
-
 
+
-
По мнению Формштехера, рост духовности и культуры в новое время указывает на то, что по мере осознания человечеством морального источника всякого бытия будет развиваться универсальный человеческий дух, который сам собой приведет к устранению преград между нациями.
+
-
 
+
-
Формштехер искренне верил, что эмансипация была социально-политическим проявлением этого внутреннего духовного процесса в истории человечества.
+
-
 
+
-
См. также [[Философиясодержание|Философия]].
+
-
 
+
-
{{ElevenCopyRight|14320|ФОРМШТЕХЕР Соломон}}
+
-
 
+
-
 
+
-
[[Категория:Еврейская философия]]
+
-
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]
+
-
[[Категория:Раввины Германии]]
+

Текущая версия на 01:18, 31 мая 2013

  1. redirect ej:Формштехер, Соломон
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация