- | '''Уша''' (אוּשָׁה), древний город в Нижней [[Галилея|Галилее]]. Упоминается в анналах ассирийского царя [[Санхерив|Санхерива]] (78 г. до н. э.). Найденная в Уше печать с древнееврейскими письменами свидетельствует о существовании израильского поселения еще в библейскую эпоху. Город был важным духовным центром в мишнаитский и талмудический период (см. [[Мишна]], [[Талмуд]]).
| + | |
- | В правление императора Антонина Пия (138–161) антиеврейские декреты его предшественника [[Адриан, Публий Элий|Адриана]], последовавшие за подавлением [[Бар-Кохбы Восстание|Бар-Кохбы восстания]], были отменены. Прекращение гонений сделало возможным возрождение еврейской духовной и общинной жизни, что нашло выражение в собрании в Уше оставшихся в живых законоучителей с целью восстановления института [[Синедрион|Синедриона]] (Песнь Р. 2:5, 3). Среди законоучителей были такие, кто, подобно рабби [[Меир|Меиру]], вернулся в Эрец-Исраэль из-за границы, и такие, кто, подобно рабби [[Шимон Бар Иохай|Шимону бар Иохаю]], скрывался от римских гонений в стране. В Вавилонском [[Талмуде]] (Бр. 63б) местом собрания назван [[Явне]], а не Уша, однако эта традиция плохо увязывается как с историческими обстоятельствами эпохи, так и с тем фактом, что в самом Вавилонском Талмуде говорится, что законоучители собрались у рабби Иехуды (см. [[Иехуда Бар Илай|Иехуда бар Илай]]), который, как известно, жил в Уше.
| + | |
- | [[Мидраш]] так описывает это событие: «Когда гонения прекратились, наши учители собрались в Уше; это были рабби Иехуда, рабби Нехемия, рабби Меир, рабби Иосе, рабби Шимон бар Иохай, рабби Элиэзер, сын рабби Иосе Галилейского, и рабби Элиэзер бен Яаков. Они послали старейшинам Галилеи следующее послание: “Пусть всякий, кто изучал Тору, придет и обучает, а всякий, кто не изучал, пусть придет и изучает”. Они собрались и изучали Тору и приняли все необходимые меры» (Песнь Р. 2:5). Наряду с возобновлением изучения и преподавания [[Тора|Торы]] собрание в Уше возобновило также законодательную и судебную деятельность Синедриона. Собравшиеся назначили на пост [[Наси|наси]] [[Раббан|раббана]] [[Шимон Бен Гамлиэль|Шимона бен Гамлиэля]] (который, по-видимому, продолжал скрываться из-за вынесенного ему римлянами смертного приговора), рабби Натана — главой [[Бет-Дин|бет-дина]], а рабби Меира — [[Хахам|хахамом]]. Неизвестно, каково было разделение функций между этими тремя лидерами, однако очевидно, что самый факт разделения власти свидетельствует о росте удельного веса Синедриона сравнительно с предшествующим периодом. Возможно, ограничение власти Шимона бен Гамлиэля объясняется тем, что он не участвовал в первом собрании законоучителей в Уше. Однако с течением времени Шимон бен Гамлиэль вновь укрепил положение наси, отстранив рабби Меира и рабби Натана за их попытку сместить его с должности.
| + | |
- | В центре внимания законоучителей Уши стояли вопросы [[Галаха|Галахи]], и потому «период Уши» — первая попытка [[Кодификация Закона|кодификации Закона]], выразившаяся в [[Мишне]]. Среди [[Такканот|такканот]] есть несколько, известных в талмудической литературе как такканот Уши; значительная их часть посвящена законам, касающимся семейного права. См. также [[Таннаи]].
| + | |