м |
|
(13 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | | + | #redirect [[:ej:Устная Тора]] |
- | '''Устный Закон''' ({{lang-he|תּוֹרָה שֶׁבְּעַל-פֶּה}}, ''Тора ше-бе-‘ал-пэ'') или '''Устная Тора''' — общее название устной [[Галаха|галахической]] и [[Агада|аггадической]] традиции в [[иудаизм]]е. Возник в результате долгого развития и формирования, и позже был записан в письменном виде (вначале [[Мишна]], а затем [[Талмуд]]).
| + | |
- | Часто выражение Устный Закон употребляют в более узком смысле, подразумевая лишь галахическую часть Устной Торы<ref>[http://toldot.ru/tora/articles/articles_764.html?template=83]</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | Согласно традиционному мировоззрению, Устный Закон служит дополнением [[Тора|Письменной Торе]], её расширенным вариантом, и, подобно ей, возник в результате Синайского откровения, во время которого [[Моисей|Моисеем]] были получены законы иудаизма.
| + | |
- | | + | |
- | В разные времена существовали секты, не признававшие устный Закон ([[самаритяне]], [[саддукеи]], [[Караимы (религиозная группа)|караимы]]). В [[Ортодоксальный иудаизм|ортодоксальном (раввинистическом) иудаизме]] Устный Закон обязателен к исполнению наряду с [[613 заповедей|законами Торы]], поскольку традиционно считается, что Моисей на горе Синай получил две Торы — Письменную и Устную, которая разъясняет Письменную. Считается также, что вся Устная Тора может быть выведена из письменной посредством ряда [[Герменевтика|герменевтических]] принципов. Тем самым, согласно традиционному подходу, Письменная Тора является подобием конспекта, в котором зашифрованы все положения Устной Торы.
| + | |
- | | + | |
- | Согласно [[Мишна|Мишне]], «''[[Моисей|Моше]] (Моисей) получил Тору на горе Синай и передал её [[Иисус Навин|Иеhошуа]] (Иисусу Навину), Иеhошуа передал её старейшинам Израиля, старейшины — пророкам, а пророки — мужам Великого Собрания''».<ref>Мишна, Пиркей Авот, гл. 1</ref>
| + | |
- | | + | |
- | Долгое время существовал запрет записывать Устную Тору. Однако после разрушения [[Второй Храм|Второго Храма]] и римских гонений возникла опасность утраты знаний в диаспоре. Во II веке н. э. по решению собрания законоучителей Устный Закон был собран в письменные сборники, которые впоследствии составили [[Талмуд]].
| + | |
- | | + | |
- | == Передача Устной Торы ==
| + | |
- | [[Маймонид|Рамбам]] в предисловии к своему труду [[Мишне Тора]] так описывает традицию передачи Устной Торы вплоть до завершения [[Талмуд]]а<ref>[http://www.moshiach.ru/study/rambam/rambam_intro.html] [[Рамбам]], [[Мишне Тора]], Предисловие</ref>:
| + | |
- | <Poem>
| + | |
- | Рав Аши от Равы
| + | |
- | Рава от Рабы
| + | |
- | Раба от рава Уны
| + | |
- | Рав Уна от рабби Йоханана, Рава и Шмуэля
| + | |
- | Рабби Йоханан, Рав и Шмуэль — от [[Иеhуда ха-Наси|Рабейну а-Кадош]]
| + | |
- | Рабейну а-Кадош от раббана Шимона, отца своего
| + | |
- | Раббан Шимон от раббана Гамлиэля, отца своего
| + | |
- | Раббан Гамлиэль от раббана Шимона, отца своего
| + | |
- | Раббан Шимон от раббана Гамлиэля Старшего, отца своего
| + | |
- | Раббан Гамлиэль Старший от раббана Шимона, отца своего
| + | |
- | Раббан Шимон от Гиллеля, отца своего, и от Шамая
| + | |
- | Гиллель и Шамай — от Шмайи и Автальона
| + | |
- | Шмайя и Автальон — от Иеуды и Шимона
| + | |
- | Иеуда и Шимон — от Йеошуа бен-Прахья и Нитая а-Арбели
| + | |
- | Йеошуа и Нитай — от Йосефа бен-Йоэзера и Йосефа бен-Йоханана
| + | |
- | Йосеф бен-Йоэзер и Йосеф бен-Йоханан — от Антигноса
| + | |
- | Антигнос от Шимона Праведника
| + | |
- | Шимон Праведник от [[Ездра|Эзры]]
| + | |
- | Эзра от Баруха
| + | |
- | Барух от [[Иеремия (пророк)|Иермияу]]
| + | |
- | Иермияу от [[Софония (пророк)|Цфании]]
| + | |
- | Цфания от [[Аввакум (пророк)|Хавакука]]
| + | |
- | Хавакук от [[Наум (пророк)|Нахума]]
| + | |
- | Нахум от [[Иоиль (пророк)|Йоэля]]
| + | |
- | Йоэль от [[Михей (пророк)|Михи]]
| + | |
- | Миха от [[Исаия (пророк)|Ишаяу]]
| + | |
- | Ишаяу от [[Амос (пророк)|Амоса]]
| + | |
- | Амос от [[Осия (пророк)|Ошеа]]
| + | |
- | Ошеа от [[Захария (пророк)|Захарии]]
| + | |
- | Захария от Иеояды
| + | |
- | Иеояда от [[Елисей (пророк)|Элиши]]
| + | |
- | Элиша от Элияу
| + | |
- | Элияу от Ахии
| + | |
- | Ахия от [[Давид|Давида]]
| + | |
- | Давид от [[Самуил (пророк)|Шмуэля]]
| + | |
- | Шмуэль от Эли
| + | |
- | Эли от Пинхаса
| + | |
- | Пинхас от Йеошуа
| + | |
- | Йеошуа от Моше
| + | |
- | Моисей (Моше) — из [[Уста Всевышнего|уст самого Всевышнего]].
| + | |
- | Получается, что все приняли от Господа, Бога Израиля.
| + | |
- | </Poem>
| + | |
- | | + | |
- | == Примечания ==
| + | |
- | <references />
| + | |
- | | + | |
- | == См. также ==
| + | |
- | * [[Талмуд]]
| + | |
- | * [[Мишна]]
| + | |
- | * [[Тосефта]]
| + | |
- | * [[Гемара]]
| + | |
- | * [[Мидраш]]
| + | |
- | | + | |
- | == Ссылки ==
| + | |
- | * {{ЭЕЭ|14230|Устный Закон}}
| + | |
- | * [http://www.chassidus.ru/library/from_sinai/index.htm М. Пантелят. "От Синая до наших дней". Швут Ами, 1996] История передачи устной Торы
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | {{judaism-stub}}
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Иудаизм]]
| + | |
- | [[Категория:Еврейская философия]]
| + | |
- | [[Категория:Устный Закон| ]]
| + | |
- | | + | |
- | [[en:Oral Torah]]
| + | |
- | [[cs:Ústní Tóra]]
| + | |
- | [[fr:Torah SheBe'al Pe]]
| + | |
- | [[he:תורה שבעל פה]]
| + | |
- | [[ka:ზეპირი თორა]]
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | {{WikiCopyRight}}
| + | |