м |
|
(2 промежуточные версии не показаны) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Тугендхольд, Яков]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Тугендхольд, Яков Александрович''' (1882, Москва, – 1928, там же), русский и советский искусствовед, художественный критик.
| + | |
- | == Биографические сведения ==
| + | |
- | | + | |
- | Родился в семье доктора медицины. В 1901 г. поступил на историко-филологическое отделение Московского университета и одновременно в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
| + | |
- | | + | |
- | В 1902 г. уехал в Мюнхен, где учился на юридическом факультете университета и занимался живописью в различных частных школах.
| + | |
- | | + | |
- | В 1905 г. посещал мастерскую А. Явленского. В том же году Тугенхольд переехал в Париж, учился в Академии П. Рансона и в мастерской А. Стейнлена, изучал коллекции музеев и частных парижских собраний.
| + | |
- | == Искусствовед ==
| + | |
- | | + | |
- | В 1908 г. опубликовал свои первые статьи и корреспонденции, посвященные современному европейскому искусству. Печатался в журналах «Современный мир», «Аполлон», «Северные записки» и др.
| + | |
- | | + | |
- | В 1911 г. вышла книга Тугенхольда «Французское искусство и его представители». В 1913 г. Тугенхольд вернулся в Москву, занимался западноевропейским и современным русским искусством, сотрудничал с С. Щукиным.
| + | |
- | | + | |
- | В 1917–18 гг. Тугенхольд работал инструктором в отделе по делам музеев и охране памятников Наркомпроса; в 1919 г. был назначен заведующим отделом искусств Крымского наробраза; в 1922 г. Тугенхольд был переведен в Москву, работал заведующим отделом газеты «Известия» и в журнале «Красная нива».
| + | |
- | | + | |
- | В 1920-е гг. Тугенхольд работал как искусствовед в Государственной академии художественных наук, был заведующим отделом изобразительных наук Главполитпросвета (1923), участвовал в организации советской экспозиции на Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности в Париже (1925), занимал должность ученого секретаря и председателя секции ИЗО в Государственном ученом совете Наркомпроса РСФСР (1926).
| + | |
- | | + | |
- | В 1927 г. Тугенхольд стал действительным членом Государственной академии художественных наук.
| + | |
- | | + | |
- | В 1928 г. был назначен руководителем художественного отдела газеты «Правда».
| + | |
- | Тугенхольд продолжал заниматься и художественной критикой.
| + | |
- | == Художественный критик ==
| + | |
- | | + | |
- | Кроме статей, постоянно публиковавшихся в советской периодической печати, он написал несколько книг: «Искусство Марка Шагала» (1918, совместно с [[Эфрос, Абрам Маркович|А. Эфросом]]), «В. Ван Гог. Письма» (1919), «Эдгар Дега и его искусство» (1922), «Первый музей новой западной культуры» (1923), «Художественная культура Запада» (1928), «Искусство Октябрьской эпохи» (1930) и др. В 1987 г. в серии «Библиотека искусствознания» вышел сборник избранных статей и очерков Тугенхольда.
| + | |
- | | + | |
- | Наибольший интерес из огромного — более 600 названий — творческого наследия Тугенхольда представляют его книги, посвященные современному западному искусству.
| + | |
- | == Талант искусствоведа ==
| + | |
- | | + | |
- | Эрудиция, широкое образование, включавшее в себя не только теоретические, но и практические занятия изобразительным искусством, сделали Тугенхольда исключительным явлением среди искусствоведов того времени.
| + | |
- | | + | |
- | Понимание специфических проблем искусства сочеталось у него со склонностью к историческим аналогиям и ассоциациям и стремлением не столько описать явление, сколько осмыслить его, найти его место в истории культуры.
| + | |
- | | + | |
- | В те годы, когда искусство импрессионизма и постимпрессионизма считалось в советском искусствоведении «буржуазным» и подвергалось критике с этих позиций, книги Тугенхольда были для молодых искусствоведов едва ли не единственным источником объективных и нестандартных сведений.
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|14174|ТУГЕНДХОЛЬД Яков Александрович}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Евреи в России - Вклад в культуру и науку]]
| + | |
- | [[Категория:Персоналии по алфавиту]]
| + | |