Трумот у-маасрот (возношения и десятины)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
 
(7 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
{{Остатье\ЭЕЭ
+
#redirect [[:ej:Трумот у-маасрот (возношения и десятины)]]
-
|ТИП СТАТЬИ=1
+
-
|СУПЕРВАЙЗЕР=
+
-
|КАЧЕСТВО=
+
-
|УРОВЕНЬ=
+
-
|НАЗВАНИЕ=
+
-
|ПОДЗАГОЛОВОК=
+
-
|СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
+
-
|АВТОР2=
+
-
|ТЕМА=
+
-
|СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
+
-
|ИЗ ЦИКЛА=
+
-
|ПУБЛИКАЦИИ=
+
-
|ДАТА СОЗДАНИЯ=
+
-
|ВИКИПЕДИЯ=
+
-
|ИСТОЧНИК=
+
-
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
+
-
}} 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
'''Трумот у-маасрот''' (תְּרוּמוֹת וּמַעַשְׂרוֹת, мн. число /в ед. числе תְּרוּמָה וּמַעֲשֵׂר, трума у-маасер/ — буквально `пожертвования и [[Десятина|десятины]]`), в [[Библия|Библии]] и талмудической литературе трума преимущественно означает приношение коhенам (см. [[Кохен]]) от собранного земледельцем урожая, а также подарок в пользу [[Скиния|Скинии]] завета, или [[Храм|Храма]], или жреческого сословия.
+
-
Термин маасер означает десятую часть урожая и скота, предназначенную для высшей цели.
+
-
== В Талмуде ==
+
-
 
+
-
В [[Талмуд|Талмуде]] этимология слова трума связывается с корнем רום, то есть поднимать, возносить, и отсюда его перевод на русский язык — «возношение».
+
-
 
+
-
Основные виды трумот, упоминаемые в Библии: полшекеля (здесь весовая мера) серебра, взимаемые с каждого совершеннолетнего еврея (Исх. 30:13, 38:26; см. также [[Налоги]]);[[Халла|халла]] — хлебное приношение (Чис. 15:19–21; Нех. 10:38; см. также [[Кохен]]);части [[Жертвоприношение|жертвоприношений]], отдаваемые коhену (Лев. 7:14);трума, отделяемая земледельцем от определенных видов урожая в пользу коhенов (Чис. 18:11–23).
+
-
 
+
-
Последняя называется в Талмуде трума гдола («большое приношение») в отличие от трумат маасер — десятины, отделяемой [[Левиты|левитами]] от получаемой ими десятины (см. ниже) в пользу коhенов (Чис. 18:11–13).
+
-
 
+
-
По-видимому, название трума гдола указывает не на физические размеры приношения, а на его важность.
+
-
== Предписания об отделении трумы ==
+
-
+
-
Предписание отделения вышеупомянутой трумы и маасера в Торе ограничено определенными видами урожая. Согласно Втор. 12:17, трумот у-маасрот отделяются от урожая пяти видов злаковых, а также от плодов виноградника и его производных и плодов оливы и ее производных.
+
-
 
+
-
Однако в [[Устный Закон|Устном Законе]] расширили границы этого предписания: например, [[Мишна]] (Маас. 1:1) распространяет обязанность отделять трумот у-маасрот от всего, что произрастает из земли и употребляется в пищу.
+
-
 
+
-
По-видимому, уже в эпоху, предшествовавшую Мишне, было принято отделять маасер от тех видов урожая, на которые не распространяется закон Торы.
+
-
 
+
-
Доказательством этому может служить сказанное в II Хр. 31:5, где в списке трумот у-маасрот перечисляются виды урожая, не упомянутые в Торе. Обязанность отделения трумы относится к заповедям, имеющим силу только на земле Израиля (Чис. 15:18–19).
+
-
 
+
-
Согласно Втор. 12:5–6, следует приносить труму и первую десятину (маасер ришон; см. ниже) в «место, избранное Господом», то есть в культовый центр, с тем, чтобы там поделить все принесенное между коhенами и левитами.
+
-
 
+
-
По мнению исследователей, уже начиная с эпохи Первого храма отделяли трумот у-маасрот от большинства выращиваемых культур.
+
-
 
+
-
Акцентуация необходимости принесения трумот у-маасрот, наряду с жертво­приношениями, именно в центральном святилище неоднократно встречается в Библии (Втор. 12:6–14, 17) в рамках общей тенденции к максимальной централизации культа.
+
-
 
+
-
== Размер трумы ==
+
-
 
+
-
В Торе не указан размер трумы, однако законоучители Талмуда создали своеобразную градацию допустимых размеров трумы: «одна доля из сорока — приношение щедрого человека, одна доля из пятидесяти — приношение посредственного, одна доля из шестидесяти — приношение скаредного» (ТИ., Тр. 4:3).
+
-
 
+
-
Минимальный размер трумы — «сколько-нибудь», например, достаточно отделить одно зернышко от урожая, собранного с целого поля.
+
-
== Назначение трумы ==
+
-
 
+
-
Трума предназначается исключительно коhену и его семье. Трума, полностью отвечающая галахическим нормам, отдавалась коhену даром.
+
-
Трума обладает статусом священного предмета, ее может есть только коhен, пребывающий в состоянии [[Ритуальная Чистота|ритуальной чистоты]].
+
-
 
+
-
От соприкосновения с каким-либо ритуально нечистым предметом (например, с мертвым телом) трума теряет свою святость; она запрещена к употреблению и подлежит сожжению.
+
-
== Приношение трумы ==
+
-
 
+
-
Требование доставлять труму в Иерусалимский храм содержится в книге [[Нехемия|Нехемии]] 13:5–13 и у пророка [[Мал’ахи]] 3:10, что является выражением характерной для поколения [[Эзра|Эзры]] и Нехемии тенденции возрождения и укрепления централизации культа.
+
-
 
+
-
О приношении трумы в царствование [[Хизкияху]] свидетельствует II Хр. 31:5–12, описания этого обычая содержатся в [[Товита Книга|книге Товита]] (1:6–7), в книге [[Юдифь]] (11:13), а также в писаниях [[Филон Александрийский|Филона Александрийского]].
+
-
 
+
-
После разрушения Второго храма, несмотря на отсутствие культового центра, законодатели не отменили обязанность отделения трумот у-маасрот с тем, чтобы детали этого закона не забылись ко времени возрождения Храма и его ритуалов.
+
-
 
+
-
Земледельцы продолжали отделять трумот у-маасрот и отдавать их местным коhенам.
+
-
 
+
-
Предписание отделения маасрот от произрастаний земли впервые упоминается в Лев. 27:30–33, где говорится об обязанности посвящения десятой части урожая, а также о возможности выкупить ее, добавив к ней пятую часть ее стоимости. В Чис. 18:21–24 говорится о маасере как о достоянии левитов.
+
-
 
+
-
 
+
-
== Эпоха Второго храма ==
+
-
+
-
 
+
-
Начиная с эпохи Второго храма [[Галаха]] трактует приношение маасрот как годовую повинность.
+
-
 
+
-
Многообразные упоминания о маасрот в Библии были структуризованы и объяснены герменевтическими (см. [[Герменевтика]]) методами.
+
-
 
+
-
В [[Устный Закон|Устном Законе]] не только были сформулированы основные виды десятин, но и регламентирован порядок их отделения (см. ниже).
+
-
=== Первая десятина ===
+
-
 
+
-
Маасер ришон, то есть первая десятина, принадлежат, согласно Чис. 18:21–24, левитам, которые в свою очередь должны отделить от полученного десятую часть, называемую трумат маасер, в пользу коhенов.
+
-
 
+
-
Маасер ришон как достояние левитов описан в талмудической литературе, однако в некоторых апокрифических источниках (Юдифь 11:13; 13:25–27) рассказывается о приношении десятин коhенам, а не левитам.
+
-
 
+
-
Талмудическая литература изобилует примерами приношения маасер ришон именно левитам. Существует немало дискуссий [[Таннаи|таннаев]] о допустимости приношения маасер ришон коhену, а не левиту (Кт. 26а; Хул. 131а; Иев. 86а), в которых мнения большинства авторитетов склоняются в пользу подтверждения прав левитов на первую десятину.
+
-
 
+
-
В писаниях Филона Александрийского и [[Иосиф Флавий|Иосифа Флавия]] иногда маасер ришон упоминается как достояние левитов, а иногда — коhенов.
+
-
 
+
-
Современные исследователи полагают, что с периода Эзры у жреческой аристократии возникла тенденция к безраздельному господству в сфере храмового культа вообще и храмовых посвящений в частности, нашедшая свое выражение в том, что представители жреческих кругов пытались ограничить права левитов.
+
-
 
+
-
Свидетельства этой борьбы сохранились у Иосифа Флавия (например, рассказ о том, как Юлий Цезарь приказал населению Эрец-Исраэль выплатить первосвященнику [[Гиркан II Иоханан|Гиркану II]] и его роду причитающиеся им десятины, по-видимому, по просьбе самого Гиркана /Древ. 14:203; 20:181/). После разрушения Храма распространилось обыкновение отдавать маасер ришон любому коhену по выбору жертвователя.
+
-
=== Вторая десятина ===
+
-
+
-
Маасер шени — вторая десятина (Втор. 14:22) — отчислялась от урожая, оставшегося после отделения первой десятины.
+
-
 
+
-
В дни [[Паломнические Праздники|паломнических праздников]] ее следовало привезти в [[Иерусалим]] для употребления самим владельцем, его семейством и его гостями, а также нищими и неимущими паломниками.
+
-
=== Третья десятина ===
+
-
 
+
-
Маасер шлиши (третья десятина) называется так, по-видимому, потому, что она взималась в третий год семилетнего цикла. Другое ее название маасар ани («десятина для бедного»), так как она предназначалась для неимущих (сирот, вдов, левитов и [[Прозелиты|прозелитов]]; Втор. 14:27–29) и была важным требованием социального законодательства о дарах беднякам (см. также [[Лекет|Лекет, шихеха у-феа]]).
+
-
=== Десятина, отделявшаяся от приплода скота ===
+
-
 
+
-
Маасар бехема — десятина, отделявшаяся от приплода скота. Об обязанности отделения этой десятины, а также о способе ее отделения говорится в книге Левит (27:30–33) и у пророка [[Иехезкель|Иехезкеля]] (34:12–20, 37).
+
-
 
+
-
Согласно Мишне (Бр. 9), закон, обязывающий скотовода отделять маасар бехема, имел силу как в Эрец-Исраэль, так и в диаспоре, при существовании Храма и при отсутствии его. После разрушения Второго храма эта практика была прекращена.
+
-
=== Денежная десятина ===
+
-
 
+
-
Маасар ксафим — денежная десятина. В Талмуде (ТИ., Пеа 1:1; ТБ., Кт. 50а) рассказывается о том, как Санхедрин (см. [[Синедрион]]) в городе [[Уша]] постановил жертвовать 1/5 дохода на благотворительные нужды.
+
-
 
+
-
Эта история послужила в более поздних поколениях основанием для создания халахи, согласно которой состоятельный человек должен отделять десятину от своих доходов на благотворительные нужды (Ш. Ар. ИД. 249:1).
+
-
== Исполнение закона отделения десятин ==
+
-
 
+
-
В эпоху Второго храма и талмудическую эпоху существовала проблема, связанная с тем, что многие представители ам hа-арец (буквально «народ земли»; в Талмуде — название социальной группы, не соблюдавшей многие галахические нововведения [[Фарисеи|фарисеев]]) пренебрегали законом отделения десятин, и их урожай фарисеи считали сомнительным с точки зрения его разрешенности для использования.
+
-
== В современном Израиле ==
+
-
 
+
-
В современном Израиле предписание отделения трумот у-маасрот остается в силе, но носит формальный характер.
+
-
 
+
-
Отделяется трума гдола в ее минимальном размере — «сколько-нибудь». Принято от собранного урожая отделять немногим более 1/100 и тем самым исполнить обязанность трума гдола и трумат маасер.
+
-
 
+
-
Отделенные плоды принято выбрасывать, предварительно завернув в оберточную бумагу.
+
-
 
+
-
Маасер шени не привозится в Иерусалим, а выкупается за символическую сумму (прута).
+
-
 
+
-
По-прежнему сохраняется обязанность отделять маасар ани (десятину для бедного), однако принято выкупать ее и жертвовать на бедных вырученные деньги.
+
-
 
+
-
=== Контроль за отделением трумот ===
+
-
Функция контроля за отделением трумот у-маасрот в Израиле возложена на [[Верховный Раввинат|Верховный раввинат]], который выдает предприятиям, выполняющим обязанность отделения трумот у-маасрот, и магазинам специальное свидетельство о проверенном товаре.
+
-
 
+
-
{{ElevenCopyRight|14168|ТРУМОТ У-МААСРОТ}}
+
-
 
+
-
 
+
-
[[Категория:Еврейское право]]
+
-
[[Категория:Еврейские законы и обычаи]]
+

Текущая версия на 01:12, 31 мая 2013

  1. redirect ej:Трумот у-маасрот (возношения и десятины)
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация