м |
|
(12 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Трумот у-маасрот (возношения и десятины)]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Трумот У-Маасрот''' (תְּרוּמוֹת וּמַעַשְׂרוֹת, мн. число /в ед. числе תְּרוּמָה וּמַעֲשֵׂר, трума у-маасер/ — буквально `пожертвования и [[Десятина|десятины]]`), в [[Библия|Библии]] и талмудической литературе трума преимущественно означает приношение коhенам (см. [[Кохен]]) от собранного земледельцем урожая, а также подарок в пользу [[Скиния|Скинии]] завета, или [[Храм|Храма]], или жреческого сословия.
| + | |
- | | + | |
- | Термин маасер означает десятую часть урожая и скота, предназначенную для высшей цели.
| + | |
- | | + | |
- | В [[Талмуд|Талмуде]] этимология слова трума связывается с корнем רום, то есть поднимать, возносить, и отсюда его перевод на русский язык — «возношение».
| + | |
- | | + | |
- | Основные виды трумот, упоминаемые в Библии: полшекеля (здесь весовая мера) серебра, взимаемые с каждого совершеннолетнего еврея (Исх. 30:13, 38:26; см. также [[Налоги]]);[[Халла|халла]] — хлебное приношение (Чис. 15:19–21; Нех. 10:38; см. также [[Кохен]]);части [[Жертвоприношение|жертвоприношений]], отдаваемые коhену (Лев. 7:14);трума, отделяемая земледельцем от определенных видов урожая в пользу коhенов (Чис. 18:11–23).
| + | |
- | | + | |
- | Последняя называется в Талмуде трума гдола («большое приношение») в отличие от трумат маасер — десятины, отделяемой [[Левиты|левитами]] от получаемой ими десятины (см. ниже) в пользу коhенов (Чис. 18:11–13).
| + | |
- | | + | |
- | По-видимому, название трума гдола указывает не на физические размеры приношения, а на его важность.
| + | |
- | | + | |
- | Предписание отделения вышеупомянутой трумы и маасера в Торе ограничено определенными видами урожая. Согласно Втор. 12:17, трумот у-маасрот отделяются от урожая пяти видов злаковых, а также от плодов виноградника и его производных и плодов оливы и ее производных.
| + | |
- | | + | |
- | Однако в [[Устный Закон|Устном Законе]] расширили границы этого предписания: например, [[Мишна]] (Маас. 1:1) распространяет обязанность отделять трумот у-маасрот от всего, что произрастает из земли и употребляется в пищу.
| + | |
- | | + | |
- | По-видимому, уже в эпоху, предшествовавшую Мишне, было принято отделять маасер от тех видов урожая, на которые не распространяется закон Торы.
| + | |
- | | + | |
- | Доказательством этому может служить сказанное в II Хр. 31:5, где в списке трумот у-маасрот перечисляются виды урожая, не упомянутые в Торе. Обязанность отделения трумы относится к заповедям, имеющим силу только на земле Израиля (Чис. 15:18–19).
| + | |
- | | + | |
- | Согласно Втор. 12:5–6, следует приносить труму и первую десятину (маасер ришон; см. ниже) в «место, избранное Господом», то есть в культовый центр, с тем, чтобы там поделить все принесенное между коhенами и левитами.
| + | |
- | | + | |
- | По мнению исследователей, уже начиная с эпохи Первого храма отделяли трумот у-маасрот от большинства выращиваемых культур. Акцентуация необходимости принесения трумот у-маасрот, наряду с жертвоприношениями, именно в центральном святилище неоднократно встречается в Библии (Втор. 12:6–14, 17) в рамках общей тенденции к максимальной централизации культа.
| + | |
- | | + | |
- | В Торе не указан размер трумы, однако законоучители Талмуда создали своеобразную градацию допустимых размеров трумы: «одна доля из сорока — приношение щедрого человека, одна доля из пятидесяти — приношение посредственного, одна доля из шестидесяти — приношение скаредного» (ТИ., Тр. 4:3). Минимальный размер трумы — «сколько-нибудь», например, достаточно отделить одно зернышко от урожая, собранного с целого поля.
| + | |
- | | + | |
- | Трума предназначается исключительно коhену и его семье. Трума, полностью отвечающая галахическим нормам, отдавалась коhену даром. Трума обладает статусом священного предмета, ее может есть только коhен, пребывающий в состоянии [[Ритуальная Чистота|ритуальной чистоты]]. От соприкосновения с каким-либо ритуально нечистым предметом (например, с мертвым телом) трума теряет свою святость; она запрещена к употреблению и подлежит сожжению.
| + | |
- | | + | |
- | Требование доставлять труму в Иерусалимский храм содержится в книге [[Нехемия|Нехемии]] 13:5–13 и у пророка [[Мал’ахи]] 3:10, что является выражением характерной для поколения [[Эзра|Эзры]] и Нехемии тенденции возрождения и укрепления централизации культа. О приношении трумы в царствование [[Хизкияху]] свидетельствует II Хр. 31:5–12, описания этого обычая содержатся в [[Товита Книга|книге Товита]] (1:6–7), в книге [[Юдифь]] (11:13), а также в писаниях [[Филон Александрийский|Филона Александрийского]].
| + | |
- | | + | |
- | После разрушения Второго храма, несмотря на отсутствие культового центра, законодатели не отменили обязанность отделения трумот у-маасрот с тем, чтобы детали этого закона не забылись ко времени возрождения Храма и его ритуалов. Земледельцы продолжали отделять трумот у-маасрот и отдавать их местным коhенам.
| + | |
- | | + | |
- | Предписание отделения маасрот от произрастаний земли впервые упоминается в Лев. 27:30–33, где говорится об обязанности посвящения десятой части урожая, а также о возможности выкупить ее, добавив к ней пятую часть ее стоимости. В Чис. 18:21–24 говорится о маасере как о достоянии левитов.
| + | |
- | | + | |
- | Начиная с эпохи Второго храма [[Галаха]] трактует приношение маасрот как годовую повинность. Многообразные упоминания о маасрот в Библии были структуризованы и объяснены герменевтическими (см. [[Герменевтика]]) методами. В [[Устный Закон|Устном Законе]] не только были сформулированы основные виды десятин, но и регламентирован порядок их отделения (см. ниже).
| + | |
- | | + | |
- | Маасер ришон, то есть первая десятина, принадлежат, согласно Чис. 18:21–24, левитам, которые в свою очередь должны отделить от полученного десятую часть, называемую трумат маасер, в пользу коhенов. Маасер ришон как достояние левитов описан в талмудической литературе, однако в некоторых апокрифических источниках (Юдифь 11:13; 13:25–27) рассказывается о приношении десятин коhенам, а не левитам. Талмудическая литература изобилует примерами приношения маасер ришон именно левитам. Существует немало дискуссий [[Таннаи|таннаев]] о допустимости приношения маасер ришон коhену, а не левиту (Кт. 26а; Хул. 131а; Иев. 86а), в которых мнения большинства авторитетов склоняются в пользу подтверждения прав левитов на первую десятину. В писаниях Филона Александрийского и [[Иосиф Флавий|Иосифа Флавия]] иногда маасер ришон упоминается как достояние левитов, а иногда — коhенов. Современные исследователи полагают, что с периода Эзры у жреческой аристократии возникла тенденция к безраздельному господству в сфере храмового культа вообще и храмовых посвящений в частности, нашедшая свое выражение в том, что представители жреческих кругов пытались ограничить права левитов. Свидетельства этой борьбы сохранились у Иосифа Флавия (например, рассказ о том, как Юлий Цезарь приказал населению Эрец-Исраэль выплатить первосвященнику [[Гиркан II Иоханан|Гиркану II]] и его роду причитающиеся им десятины, по-видимому, по просьбе самого Гиркана /Древ. 14:203; 20:181/). После разрушения Храма распространилось обыкновение отдавать маасер ришон любому коhену по выбору жертвователя.
| + | |
- | | + | |
- | Маасер шени — вторая десятина (Втор. 14:22) — отчислялась от урожая, оставшегося после отделения первой десятины. В дни [[Паломнические Праздники|паломнических праздников]] ее следовало привезти в [[Иерусалим]] для употребления самим владельцем, его семейством и его гостями, а также нищими и неимущими паломниками.
| + | |
- | | + | |
- | Маасер шлиши (третья десятина) называется так, по-видимому, потому, что она взималась в третий год семилетнего цикла. Другое ее название маасар ани («десятина для бедного»), так как она предназначалась для неимущих (сирот, вдов, левитов и [[Прозелиты|прозелитов]]; Втор. 14:27–29) и была важным требованием социального законодательства о дарах беднякам (см. также [[Лекет|Лекет, шихеха у-феа]]).
| + | |
- | | + | |
- | Маасар бехема — десятина, отделявшаяся от приплода скота. Об обязанности отделения этой десятины, а также о способе ее отделения говорится в книге Левит (27:30–33) и у пророка [[Иехезкель|Иехезкеля]] (34:12–20, 37). Согласно Мишне (Бр. 9), закон, обязывающий скотовода отделять маасар бехема, имел силу как в Эрец-Исраэль, так и в диаспоре, при существовании Храма и при отсутствии его. После разрушения Второго храма эта практика была прекращена.
| + | |
- | | + | |
- | Маасар ксафим — денежная десятина. В Талмуде (ТИ., Пеа 1:1; ТБ., Кт. 50а) рассказывается о том, как Санхедрин (см. [[Синедрион]]) в городе [[Уша]] постановил жертвовать 1/5 дохода на благотворительные нужды. Эта история послужила в более поздних поколениях основанием для создания халахи, согласно которой состоятельный человек должен отделять десятину от своих доходов на благотворительные нужды (Ш. Ар. ИД. 249:1).
| + | |
- | | + | |
- | В эпоху Второго храма и талмудическую эпоху существовала проблема, связанная с тем, что многие представители ам hа-арец (буквально «народ земли»; в Талмуде — название социальной группы, не соблюдавшей многие галахические нововведения [[Фарисеи|фарисеев]]) пренебрегали законом отделения десятин, и их урожай фарисеи считали сомнительным с точки зрения его разрешенности для использования.
| + | |
- | | + | |
- | В современном Израиле предписание отделения трумот у-маасрот остается в силе, но носит формальный характер. Отделяется трума гдола в ее минимальном размере — «сколько-нибудь». Принято от собранного урожая отделять немногим более 1/100 и тем самым исполнить обязанность трума гдола и трумат маасер. Отделенные плоды принято выбрасывать, предварительно завернув в оберточную бумагу. Маасер шени не привозится в Иерусалим, а выкупается за символическую сумму (прута). По-прежнему сохраняется обязанность отделять маасар ани (десятину для бедного), однако принято выкупать ее и жертвовать на бедных вырученные деньги. Функция контроля за отделением трумот у-маасрот в Израиле возложена на [[Верховный Раввинат|Верховный раввинат]], который выдает предприятиям, выполняющим обязанность отделения трумот у-маасрот, и магазинам специальное свидетельство о проверенном товаре.
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|14168|ТРУМОТ У-МААСРОТ}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Еврейское право]]
| + | |