м |
|
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Тристан Тцара]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Тцара''' (правильнее Тзара) Тристан (Tzara, Tristan; псевдоним, настоящее имя Сами Розеншток; 1896, Мойнешти, Румыния, – 1963, Париж), французский и румынский поэт.
| + | |
- | == Биографические сведения ==
| + | |
- | | + | |
- | Окончив лицей в Бухаресте (1914), Тцара поступил на математический и философский факультеты Бухарестского университета.
| + | |
- | | + | |
- | Осенью 1915 г. переехал в Цюрих (Швейцария), где записался в университет на факультет философии и литературы.
| + | |
- | | + | |
- | Вместе с другими писателями и художниками, выходцами из разных стран, Тцара создал авангардистское литературно-художественное направление дадаизм, выпускал журнал «Кабарэ Вольтер» (1916–17) и участвовал в организации литературных вечеров, лекций, художественных выставок дадаизма, принципам которого оставался верен всю жизнь.
| + | |
- | | + | |
- | В те же годы Тцара вступил в переписку с французскими писателями и художниками П. Элюаром, А. Бретоном, Ф. Пикабия и др.
| + | |
- | | + | |
- | В 1919 г. Тцара поселился в Париже, учился на химическом отделении факультета наук Парижского университета (1919–20), стал одним из руководителей литературной группы абсолютных дадаистов, в которую входили Л. Арагон, А. Бретон, П. Элюар; печатался в альманахе «Дада» и журналах «Литератюр», «Проверб», «Каннибаль» и др.
| + | |
- | | + | |
- | В течение 1920-х гг. Тцара много путешествовал и сотрудничал с немецкими и восточноевропейскими художниками-дадаистами, в частности, с М. Эрнстом.
| + | |
- | | + | |
- | В 1929 г. поэт сблизился с французскими сюрреалистами, с которыми официально порвал в 1935 г.
| + | |
- | | + | |
- | Во время оккупации Франции Тцара, вынужденный скрываться, писал для подпольных журналов и газет движения Сопротивления.
| + | |
- | | + | |
- | В послевоенные годы он написал ряд публицистических работ (1946); в 1947 г. вступил в коммунистическую партию.
| + | |
- | | + | |
- | Продолжая писать и публиковать стихи, Тцара читал лекции на литературные темы во Франции и за ее пределами.
| + | |
- | | + | |
- | В 1956 г. он занялся исследованием творчества Ф. Вийона и Ф. Рабле. В 1961 г. Тцара был удостоен международной премии (Гран При) в области поэзии, а в 1970 г. Парижский монетный двор выпустил медаль с его изображением и надписью: «Тцара — отец дадаизма».
| + | |
- | == Творчество ==
| + | |
- | | + | |
- | Свои ранние стихи (на румынском языке) Тцара опубликовал под псевдоним С. Самиро в основанном им вместе с Ионом Виня (1895–1964) журнале «Симболул» (1912).
| + | |
- | | + | |
- | В дальнейшем его стихи, оказавшие большое влияние на румынскую поэзию, печатались и в других авангардистских румынских литературных журналах.
| + | |
- | | + | |
- | Необыкновенная образность символистских стихов этого периода (впоследствии переведенных на французский язык) предвосхищала характерные для дадаизма черты его будущего творчества.
| + | |
- | | + | |
- | Л. Арагон назвал Тцара «великим фавном поэзии». (Сборник стихов на румынском языке «Первые стихотворения» был опубликован в 1934 г.) В семи «Манифестах дадаизма» (1924) Тцара изложил свои поэтические принципы, провозглашавшие рождение поэзии через ее разрушение.
| + | |
- | == Особенности творчества ==
| + | |
- | | + | |
- | Основные приемы Тцара — соседство обычно не сочетающихся слов, чередование бессмысленных звуков, обессмысливание общепринятых выражений, обилие синкоп и т. п.
| + | |
- | | + | |
- | С годами творчество Тцара, которому с самых ранних стихов присущи юмор и спонтанность, а также попытка разрушения существующих жанров, стало более сдержанным.
| + | |
- | | + | |
- | Одна из особенностей его стиля — живая и тонкая поэтичность, которой, как бы вопреки его воле, дышат его произведения; наиболее значительные и известные из них: «Симультанные стихотворения» (1916; на трех языках; в соавторстве с [[Янко, Марсель|М. Янко]]), сюрреалистическое произведение «Приблизительный человек» (1931), эссе «О состоянии поэзии» (1931), «Антиголова» (1933), публицистические эссе (1946), «Бегство» (1961), «От чаши к губам» (1961), драма «Внутренний след» (1953), «Говорить в одиночку» (1959), «Попытка разрушения всех существующих литературных жанров» (издано в 1975 г.).
| + | |
- | | + | |
- | == Еврейская тема ==
| + | |
- |
| + | |
- | В произведениях Тцара еврейская тема практически отсутствует; однако перед войной его беспокоила мысль о надвигающейся [[Катастрофа Европейского Еврейства|Катастрофе]].
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|14189|ТЦАРА}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Писатели по алфавиту]]
| + | |
- | [[Категория:Персоналии по алфавиту]]
| + | |