Тишби Иешаяhу

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (переименовал «Тишби Иеша‘яху» в «Тишби Иешаяhу»)
(Перенаправление на ej:Тишби Иешаяhу)
 
(6 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
+
#redirect [[:ej:Тишби Иешаяhу]]
-
|ТИП СТАТЬИ=1
+
-
|СУПЕРВАЙЗЕР=
+
-
|КАЧЕСТВО=
+
-
|УРОВЕНЬ=
+
-
|НАЗВАНИЕ=
+
-
|ПОДЗАГОЛОВОК=
+
-
|СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
+
-
|АВТОР2=
+
-
|ТЕМА=
+
-
|СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
+
-
|ИЗ ЦИКЛА=
+
-
|ПУБЛИКАЦИИ=
+
-
|ДАТА СОЗДАНИЯ=
+
-
|ВИКИПЕДИЯ=
+
-
|ИСТОЧНИК=
+
-
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
+
-
}} 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
'''Тишби Иешаяху''' (Шандор Шварц; 1908, Санисло, Венгрия, ныне Санислэу, Румыния, – 1992, Иерусалим), израильский ученый, исследователь лурианской (см. [[Лурия, Ицхак Бен Шломо Ашкенази|И. Лурия]]) [[Каббала|каббалы]], [[Хасидизм|хасидизма]] и средневековой нравоучительной литературы (см. [[Раввинистическая литература. Галахические постановления]]). Первоначально получил только традиционное религиозное образование, но уже в юности определился его интерес к светской литературе и научным исследованиям. В конце 1920-х – начале 1930-х гг. начал писать статьи, рассказы и стихи на венгерском языке (в 1932 г. вышел в свет его поэтический сборник). В 1933 г. переехал в Эрец-Исраэль, поступил в [[Еврейский Университет В Иерусалиме|Еврейский университет в Иерусалиме]], где под влиянием [[Шолем, Гершом|Г. Шолема]] и под его руководством специализировался в области еврейских мистических учений 15–18 вв. С 1946 г. Тишби — преподаватель, с 1955 г. — профессор отделения еврейской литературы этого университета.
+
-
 
+
-
Тишби успешно продолжил начатое его учителем преодоление преобладавшего долгое время в [[Наука О Еврействе|науке о еврействе]] рационалистического взгляда, согласно которому каббала, особенно лурианская, была реакцией на рационализм еврейской философии средних веков, а мистика и мистические символы, совершенно чуждые аутентичному иудаизму, знаменовали глубокий кризис еврейской религии и основанного на ней национального единства. В своих исследованиях мистических и мессианских доктрин и их влияния на более поздние религиозные течения Тишби показал органичность этих доктрин для всей концептуальной системы иудаизма и адекватность историческим катаклизмам, обрушившимся на многие еврейские общины в 15–18 вв. Тишби обосновал выдвинутую впервые Г. Шолемом и общую для всей его школы концепцию о более глубоком, чем считалось ранее, влиянии каббалы и саббатианства (см. [[Саббатай Цви]]) на весь ход еврейской истории этого периода. Работы Тишби посвящены исследованию лурианской каббалы («Торат hа-ра ве-hа-клиппа бе-каббалат hа-Ари» — «Учение о зле и злой силе в лурианской каббале», 1942); книге [[Зохар]] («Мишнат hа-Зохар» — «Учение Зохар»; основные разделы книги Зохар, систематизированные в соответствии с их тематикой, переведенные на иврит и снабженные введением и примечаниями, тома 1–2, 1946–60, и другие); саббатианства («Яаков Саспортас. Цицат новел Цви»; научно-критическое издание важнейшего антисаббатианского сочинения [[Саспортас Яаков|Яакова Саспортаса]] «Цви — увядший цветок» с обширным введением и примечаниями Тишби, 1954; «Нетив эмуна у-минут» — «Путь веры и ереси», сборник работ по проблемам каббалы и саббатианства, 1984, и другие), а также хасидизма («Торат hа-хасидут ве-сифрута» — «Учение хасидизма и его литература», 1951; «hа-раайон hа-мешихи ве-hа-мегамот hа-мешихийот би-цмихат hа-хасидут» — «Мессианская идея и мессианские настроения в хасидизме в период его роста», 1966, и другие). Эти труды позволили по-новому осветить исторические события и процессы, определившие судьбу евреев Европы, в частности, балканских стран, между концом 15 – концом 18 вв., и увидеть в мистических и мессианских исканиях и надеждах этого периода подлинно еврейскую реакцию на преследования и унижения. Такой подход оправдал себя в работе «Мешихиут бе-дор герушей Сфарад у-Фортугал» («Мессианство в поколении изгнанников из Испании и Португалии», 1984) и особенно в исследованиях, посвященных значительному, хоть и косвенному влиянию саббатианства на становление хасидизма. Одной из важнейших заслуг Тишби является открытие им главного источника этого влияния — проникнутых глубокими мессианскими чаяниями каббалистических сочинений [[Луццатто, Моше Хаим|Моше Луццатто]] и его окружения, получивших широкое распространение в еврейских общинах Восточной Европы. Различные аспекты этой проблемы Тишби исследует в работах «Дархей hа-фацатам шел китвей каббала ла-Рамхал бе-Полин у-ве-Лита» («Пути распространения каббалистических сочинений М. Х. Луццатто в Польше и Литве», 1970) и «Иквот Рамхал бе-мишнат hа-хасидут» («Влияние М. Х. Луццатто в поучениях хасидизма», 1977). Значительное внимание Тишби уделял находившейся в круге тех же идей и настроений средневековой нравоучительной литературе (например, «Праким ми-сифрей мусар каббалийим» — «Проблематика нравоучительных сочинений каббалистов», 1970).
+
-
 
+
-
Научные заслуги Тишби отмечены [[Государственная Премия Израиля|Государственной премией Израиля]] (1979) и премией имени Г. Шолема Израильской академии наук (1991). В 1989 г. в издательстве Оксфордского университета было опубликовано сочинение Тишби «Учение Зохар» в его собственном переводе на английский язык. Незадолго до смерти он выпустил в свет сборник своих юношеских стихов «Швивей алата» («Искры тьмы»).
+
-
 
+
-
{{ElevenCopyRight|14114|ТИШБИ Иешаяху}}
+
-
 
+
-
 
+
-
[[Категория:Категории к расформированию:СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ:Просвещение. Культура. Наука. Спорт]]
+

Текущая версия на 01:09, 31 мая 2013

  1. redirect ej:Тишби Иешаяhу
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация