|
|
(9 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Теория эволюции (воззрения иудаизма)]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Эволюция'''.
| + | |
- | | + | |
- | == Различные представления о мире ==
| + | |
- | === Концепция эволюции совместима с идеей Божественного провидения ===
| + | |
- | | + | |
- | Эволюционные идеи древнегреческих философов нашли отражение в [[Аггада|Аггаде]] и [[Мидраш|Мидраше]]. Однако подлинное развитие эволюционной мысли относится к концу 18 в., когда появилась теория, согласно которой жизнь на Земле существовала миллионы лет, а не менее шести тысяч, как полагала библейская традиция.
| + | |
- | | + | |
- | Теория эволюции вызвала резкую реакцию тех мыслителей и ученых, которые поддерживали идею неизменности видов со времени шести дней творения.
| + | |
- | | + | |
- | Наряду с учеными, подвергавшими сомнению теорию эволюции, ее главным противниками были (и до сих пор остаются) религиозные люди, которые буквально понимали и понимают библейский рассказ о творении.
| + | |
- | | + | |
- | В то же время ряд религиозных мыслителей видит в принципе эволюции концепцию, совместимую с идеей Божественного провидения; некоторые из них не только рассматривают рассказ о творении в книге [[Бытие]] как простое объяснение на доступном человеку языке подлинного процесса творения, но и усматривают в рассказе более глубокий смысл.
| + | |
- | | + | |
- | Некоторые из них указывают на места в Аггаде и Мидраше, которые содержат намеки на эволюцию и на то, что жизнь существовала на Земле в эпохи более ранние, чем принято считать в иудаизме.
| + | |
- | ==== Маймонид ====
| + | |
- | | + | |
- | [[Маймонид]], обсуждая мнение греческих философов о «вечности Вселенной», допускал такую возможность и полагал, что эта идея не противоречит основам еврейской религии, но считал ее недоказанной и на этом основании понимал смысл библейского текста буквально.
| + | |
- | | + | |
- | Подобно тому, как Маймонид считал возможным примирить идею вечности Вселенной с еврейской религией, теория эволюции, если она будет научно доказана (при непременном условии, что существует Творец), может быть согласована с библейским рассказом.
| + | |
- | ==== Иеhуда hа-Леви ====
| + | |
- | | + | |
- | Хотя [[Иеhуда hа-Леви|Иеhуда hа-Леви]] явно признавал необходимость буквального понимания Писания, он, тем не менее, писал в книге «Сефер hа-кузари» («Книга хазара»), что признание вечности материи и существования многих миров, предшествовавших нынешнему, не должно поколебать веру в Божественный закон.
| + | |
- | | + | |
- | Иеhуда hа-Леви намекает на изречение рабби Иеhуды бен Симона (Быт. Р. 3:7), а также рабби Аббаху (там же) о том, что первому дню творения предшествовала последовательность времен (дней и ночей) и что Бог «создавал миры и разрушал их».
| + | |
- | | + | |
- | Относительность понятия «день» подчеркнута изречением (Быт. Р. 19:8), которое проводит различие между человеческим и Божественным днем; Божественный день равен тысяче человеческих лет: «Ибо пред очами Твоими тысяча лет — как день вчерашний» (Пс. 90:4).
| + | |
- | === Отрицание эволюции ===
| + | |
- | | + | |
- | Наряду с этими представлениями существуют гомилетические толкования библейских стихов, согласно которым все организмы были целиком созданы за шесть дней творения, после чего в них не происходило никаких изменений (Хул. 60а).
| + | |
- | ==== Авраhам Ицхак hа-Коhен Кук ====
| + | |
- | | + | |
- | Законоучители опирались на библейские стихи, позволяющие различные толкования. В этой связи раввин [[Кук Авраhам Ицхак hа-Коhен|А. И. Кук]] говорил: «Всякий знает, что творение — одна из тайн Торы, а если все изречения понимать буквально, какая здесь будет тайна?» («Иггрот hа-Реайа», «Эпистолы рабби Авраhама Ицхака hа-Коhена», см. [[Кук Авраhам Ицхак hа-Коhен|А. И. Кук]]).
| + | |
- | | + | |
- | Литература законоучителей [[Талмуд|Талмуда]] включает различные представления о мире, особенно в области космологии и биологии.
| + | |
- | | + | |
- | [[Таннаи]] и [[Амораи|амораи]] усваивали легенды и «фактические» истории, взгляды греко-римской науки и фольклор древних народов.
| + | |
- | === Различные разнородные представления ===
| + | |
- | | + | |
- | Среди этих разнородных представлений были и такие, которые не основывались ни на фактах, ни на библейских стихах и даже противоречили библейскому рассказу о творении.
| + | |
- | | + | |
- | Так, мнение о возникновении живых организмов из неживого вещества, которое существовало в науке вплоть до 19 в., проникло даже в [[Галаха|Галаху]].
| + | |
- | | + | |
- | Существовало мнение, что мыши не размножаются (Сифра, Шмини 5; Хул. 127а), на нем основывалась галахическая дискуссия по вопросу о нечистоте «мыши, которая наполовину — плоть, а наполовину — земля» (Хул. 9:6).
| + | |
- | | + | |
- | Весьма распространено было мнение о происхождении паразитов из пота или грязи.
| + | |
- | | + | |
- | В Талмуде говорится, что «паразиты не размножаются» (Шаб. 107б), против этого мнения высказывается возражение с упоминанием «яиц паразитов» (Хул. 9:6).
| + | |
- | | + | |
- | Существовало также мнение, что саламандра зарождается в огне, непрерывно горящем в течение нескольких лет (Хаг. 27а).
| + | |
- | | + | |
- | Поскольку бытовало поверье, что некоторые организмы зарождаются в пище, с точки зрения [[Кашрут|кашрута]] было позволено есть определенные виды пищи, в которых развиваются личинки мух.
| + | |
- | | + | |
- | Фольклор разных народов содержит представления об организмах, представляющих собой полурастения и полулюдей (например, мандрагора).
| + | |
- | | + | |
- | Существовало также поверье, что некоторые птицы растут на деревьях в форме плодов, и рабби [[Там Яаков Бен Меир| Яаков бен Меир Там]] решал в положительном смысле вопрос, должны ли они подвергаться [[Убой Ритуальный|ритуальному убою]].
| + | |
- | | + | |
- | В Галахе упоминается некое существо адней hа-саде или авней hа-саде, чей труп, подобно трупу человека, передает нечистоту (см. [[Чистота И Нечистота Ритуальные|Чистота и нечистота ритуальные]]; Сифра, Шмини 6; Кил. 8:5).
| + | |
- | | + | |
- | В Иерусалимском Талмуде (Кил. 8:5, 31в) упоминается некий «горный человек», который, подобно растению, соединен пуповиной с землей и погибает, если пуповину перерезать.
| + | |
- | | + | |
- | Некоторые исследователи считают, что речь идет о шимпанзе.
| + | |
- | | + | |
- | В Галахе упоминаются также сирены — легендарные полулюди-полурыбы, чей труп, в отличие от человеческого, не передает нечистоту (Сифра, Шмини 3).
| + | |
- | | + | |
- | Законоучители, цитировавшие эти hалахот, испытывали влияние ведущих ученых своего времени (Аристотель, Гален и др.), которые подтверждали такие «факты» и к которым они, несомненно, применяли принцип: «если кто-нибудь скажет вам: “Есть мудрость у неевреев”, — верьте ему, — “есть Учение у неевреев”, — не верьте ему» (Плач Р. 2:13).
| + | |
- | | + | |
- | В области «науки» законоучители Талмуда охотно принимали различные взгляды, имевшие хождение среди их современников, но оказавшиеся со временем необоснованными, и без колебаний выражали эти представления, даже если они противоречили их принятым взглядам.
| + | |
- | === Признание гибридизации ===
| + | |
- | | + | |
- | К подобным случаям относятся hалахот, посвященные видам смешения (см. [[Кил’аим]]). Несмотря на то, что из библейских повествований о шести днях творения, по-видимому, следует вывод о неизменности сотворенных видов, в Аггаде и Галахе содержатся упоминания о создании новых видов скрещиванием и прививками.
| + | |
- | | + | |
- | Например, утверждается, что, высевая вместе семена яблока и арбуза, можно получить третий вид — дыню (по-гречески мело-пепон, `яблоко-арбуз`; ТИ., Кил. 1:2, 27а). Путем скрещивания змеи с видом ящерицы можно получить опасное существо, называемое арвад (Хул. 127а).
| + | |
- | | + | |
- | Танна рабби Иосе полагал, что гибридизация свидетельствует о замечательной мудрости, дарованной человеку, который может производить новые виды, «подобно Божественному Творцу» (Псах. 54а).
| + | |
- | | + | |
- | Другая аггада, в которой говорится, что Бог Сам изменяет Свой мир каждые семь лет, упоминает несколько видов животных, приходящих на смену друг другу (ТИ., Шаб. 1:3, 3б).
| + | |
- | | + | |
- | Божий год здесь может означать тысячу лет, хотя в Талмуде содержится упоминание о самце гиены, который превращается в летучую мышь через семь лет (БК. 16б).
| + | |
- | | + | |
- | Существование в доисторические времена гигантских животных, впоследствии вымерших, возможно, нашло отражение в библейских стихах, где упоминаются дракон, [[Левиафан]], рахав и другие чудовища.
| + | |
- | === Вопрос о происхождении человека ===
| + | |
- | | + | |
- | Одной из ключевых проблем, стоящих перед эволюционистами, является вопрос о происхождении человека.
| + | |
- | | + | |
- | Существует огромное различие в объеме черепа первобытного человека, останки которого были найдены при раскопках, и объемом черепа самых высокоразвитых обезьян.
| + | |
- | | + | |
- | В талмудической литературе имеются намеки на связь между человеком и обезьяной.
| + | |
- | | + | |
- | Амораи [[Рав]] и [[Шмуэль Ярхинаа|Шмуэль]] придерживались разных взглядов на природу ребра, из которого была сотворена женщина; один из них считал, что это был хвост (Бр. 61а). По мнению рабби Иеhуды, Бог сотворил [[Адам|Адама]] с хвостом, однако потом удалил хвост, чтобы не унижать его достоинство (Быт. Р. 14:10).
| + | |
- | | + | |
- | Адам не был полноценным человеком, ему были присущи разные анатомические дефекты и т. п.
| + | |
- | | + | |
- | Все эти высказывания основаны на гомилетической интерпретации библейских стихов, однако по существу они выражали субъективное мнение того или иного из таннаев или амораев.
| + | |
- | | + | |
- | Рабби Шмуэль из Каппадокии на основании наблюдений из области сравнительной анатомии и опираясь на некоторые общие черты рыб и птиц делает вывод о том, что птицы, подобно рыбам, были созданы из ила, оставшегося после [[Потоп|потопа]]; это может быть доказано «тем фактом, что у птиц на ногах есть чешуя, подобная рыбьей» (Хул. 27б).
| + | |
- | Все эти и подобные им высказывания законоучителей Талмуда были использованы теми из религиозных евреев, которые считали, что достижения современной науки не противоречат и не могут противоречить иудаизму.
| + | |
- | | + | |
- | Наиболее авторитетным среди представителей ортодоксального иудаизма, защищавших теорию эволюции не только как совместимую с иудаизмом, но и как гармонирующую с тайнами [[Каббала|Каббалы]] более других философских теорий, был раввин А. И. Кук.
| + | |
- | == Мнение современной науки ==
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | Существуют различные теории, объясняющие механизмы эволюции. Большинство современных ученых полагает, что процесс эволюции может быть объяснен действием природных сил — естественным отбором, материалом которого служат мутации.
| + | |
- | | + | |
- | Однако некоторые видные эволюционисты придерживаются телеологических взглядов, полагая, что существуют метафизические факторы, определяющие направление эволюции так же, как и развитие индивидуальных организмов.
| + | |
- | | + | |
- | Хотя телеологические взгляды, по-видимому, гармонируют с религиозными воззрениями, отрицание видимой телеологии в природе не может служить опровержением того, что природа управляется в конечном счете волей Творца, ибо Он установил ее законы.
| + | |
- | | + | |
- | А. И. Кук так суммировал свое отношение к теории эволюции: «Никакие знания в мире, проистекающие из исследований, не могут противоречить Торе. Но мы не должны принимать гипотезы за несомненные истины, даже если они во многом согласны друг с другом» («Иггрот hа-Реайа», №91).
| + | |
- | | + | |
- | == В ультраортодоксальных кругах ==
| + | |
- | В ультраортодоксальных кругах всякие попытки примирения еврейской религии с какой-либо формой учения об эволюции встречают непримиримую оппозицию. [[Шнеерсон, Менахем Мендл|М. М. Шнеерсон]] писал, что теория эволюции лишена какого-либо научного обоснования: «Шесть дней творения — это дни в прямом значении... Виды сотворены каждый сам по себе и не развились один из другого» («Шаарей эмуна», Иер., 1986).
| + | |
- | | + | |
- | В то же время [[Лейбович Иешаяhу|И. Лейбович]] проводил резкую границу между наукой и религией, полагая, что между этими областями нет ничего общего и, следовательно, не может быть и противоречий.
| + | |
- | | + | |
- | Он говорил: «Святой, да будет благословен Он, не написал учебника естественной истории; естественную историю я преподаю своим ученикам».
| + | |
- | | + | |
- | Однако эти крайние воззрения в целом не характерны для современного иудаизма, в том числе и ортодоксального, представители которого стремятся к согласованию своих религиозных взглядов с выводами современной науки.
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|14978|ЭВОЛЮЦИЯ}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Идеи иудаизма]]
| + | |