м |
|
(10 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | | + | #redirect [[:ej:Тейтельбаум, Йоэль (Сатмарский ребе)]] |
- | [[Изображение:151px-Satmar Rebbe Yoel.bmp.png|thumb|140px|Йоэль Тейтельбаум]] | + | |
- | '''Йоэль Тейтельбаум''' (Тейтельбойм) называемый также ''реб Йойлиш'' или просто ''Сатмарский Ребе'' ([[1887]] [[Сигет]], [[Австро-Венгрия]] — [[1979]] [[Нью-Йорк]], [[США]]). Основатель сатмарского хасидизма, один из крупнейших идеологов современного ультра-ортодоксального [[иудаизм]]а. Занимал крайне отрицательную позицию по отношению к светской культуре и государству [[Израиль]]. Прозван «строитель общины» за роль в создании хасидской общины в США.
| + | |
- | | + | |
- | == Биография ==
| + | |
- | | + | |
- | Р. Йоэль родился в семье [[сигет]]ских [[цаддик]]ов, ведущих свою родословную от р. Мойше Тейтельбойма, изначально обосновавшегося в г. Уйхель или [[Шаторальяуйхели]] (Sátoraljaújhely) в Венгрии. Его отец был р. Хананья Йом-Тов, ребе из Сигета. Р. Йоэль был младшим сыном и поэтому после смерти отца не занял его место. В 23 года получил звание раввина от 8 представителей раввинского суда. В [[1911]] г. занял должность раввина [[Оршива|Оршивы]] в [[Закарпатье]]. В [[1916]] избран раввином г. Сатмар ([[Сату-Маре]]) в [[Трансильвания|Трансильвании]], современная [[Румыния]]. Р Йоэль довольно быстро получил широкую известность в Сатмаре и во всей Трансильвании. Многие ездили к нему с вопросами по [[галаха|галахе]], его аскаму (в данном случае раввинская рекомендация {{lang-he|}}) пытались получить почти все авторы новых книг по галахе и другими темам по [[иудаизм]]у, только после проверки р. Йоэля общины соглашились утвердить нового раввина. В этот период начинается также широкая полемика Р.Йоэля против [[сионизм]]а, в котором он видел серьёзнейшее нарушение Торы. Хотя р. Йоэль и видел в сионизме опасность еврейскому существованию, тем не менее его взгляды не были такими крайними как у ребе из Мункача ([[Мукачево]]). Известно о широкой полемики между этими двумя крупнейшими хасидскими раввинами того периода.
| + | |
- | | + | |
- | Р.Йоэль не призывал своих последователей покинуть Европу до войны и многие из его общины погибли в [[Освенцим (концентрационный лагерь)|Освенциме]]. В начале войны эвакуировался в Клаузенбург ([[Клуж]]), но там его настигли [[гестапо]]вцы и заключили в [[гетто]]. В [[1944]] г. р. Йоэль вместе с группой своих хасидов смог выбраться на поезде [[Кастнер, Рудольф|Кастнер]]а в [[Швейцария|Швейцарию]]. В [[1945]] репатриировался в Палестину, где был признан лидером [[Эда Харедит]] (ультра-ортодоксальная, анти-сионистская община). Р.Йоэлю трудно было найти себя в ишуве (название еврейской общины в Палестине до 1948 г.) с его антисионистсими взглядами и он предпочел воссоздать свою общину в США в Нью-Йорке, в районах [[Квинс]] — [[Вильямсбург]], где поселилось много беженцев из Трансильвании из разных направлений хасидизма, которые постоянно призывали р. Йоэля возглавить их.
| + | |
- | | + | |
- | Благодаря стараниям р. Йоэля быстро была создана новая община со своими учебными учреждениями. Община получила название сатмарского хасидизма и в скором времени стала крупнейшей хасидской общиной в мире. Через несколько лет район [[Вильямсбург]] оказался слишком тесным, чтобы вместить всех хасидов и р. Йоэль создал новую общину близ г. Монро в штате Нью-Йорк, округе Оранж-каунти, названной [[Кирьяс-Йоэль]]. Сегодня население общины города составляет свыше 10 тысяч жителей.
| + | |
- | | + | |
- | Р.Йоэль скончался в 1979 в Нью-Йорке. Его выдающуюся роль в современной еврейской истории отметили известные раввины, включая главу иешивы Понивеж, рава
| + | |
- | [[Шах, Элиэзер Менахем|Элиэзера Шаха]].
| + | |
- | | + | |
- | После его смерти его место занял его племянник р. Мойше Тейтельбойм.
| + | |
- | | + | |
- | == Взгляды ==
| + | |
- | === Сионизм ===
| + | |
- | Попытка создать еврейское государства до прихода Машиаха (мессии) является серьёзным нарушением Торы. На основе трактата Кетубот 110A-111B в Вавилонском Талмуде: Бог заклял тремя клятвами еврейский народ и остальные народы. Первая: не пытаться подняться на стену силой (то есть не создавать своего государства перед приходом Машиаха). Вторая: не восставать против народов. Третья: народами мира не будут порабощать евреев слишком сильно.
| + | |
- | Стало быть, евреи не могут силой пытаться вернуться себе Эрец Исраэль, а только с согласия народов мира, евреи не могут восставать против существующей нееврейской власти. Следовательно те пути которыми было создано государство Израиль не соответствуют договоренности и являются запрещенными, а государство Израиль - незаконным.
| + | |
- | | + | |
- | === Возрождение иврита ===
| + | |
- | Рав Йоэль считал, что [[иврит]] — святой язык, которым евреи никогда не пользовались в своем обиходе, и таким он должен оставаться. Как язык повседневного общения надлежит использовать [[идиш]]. Сатмарские хасиды следуют взглядам своего учителя очень жёстко, и во всех их общинах господствует [[идиш]]. Другие раввины поддержали взгляды р. Йоэля, но на практике смирились с израильской действительностью.
| + | |
- | | + | |
- | === Место еврейской общины в современном мире ===
| + | |
- | Большинство евреев уже не живут в местечках, где основная масса евреи, а неевреи живут обособленно и с евреями мало контактируют. Современные евреи живут массами в больших городах и намного чаще соприкасаются с неевреями и сильнее подвержены влиянию современного мира. Если не создать условий самоизоляции, евреи потеряет свой духовный облик, свою культуру и свою самобытность. Самоизоляция следовательно должна быть наиболее жёсткой.
| + | |
- | | + | |
- | В соответствии с данными принципами р. Йоэлем созданы общины в Нью-Йорке, Лондоне, Антверпене и в других местах. По мнению остальных жителей этих мегаполисов, возникает ощущение, что дух восточноевропейских "штетл" перенёсся туда во всем своем величии.
| + | |
- | | + | |
- | === [[Галаха]] ===
| + | |
- | Придерживаться принципа «Хадаш асур мин атора» - новшества запрещены Торой, следовательно следует сохранить все старые обычаи и устои как они есть.
| + | |
- | | + | |
- | == Общественное влияние ==
| + | |
- | == Отношения с другими еврейскими лидерами ==
| + | |
- | Несмотря на разницу во взглядах между р. Йоэлем и другими хасидским лидерами были в основном хорошие отношения, в том числе с [[Шнеерсон, Менахем Мендель|любавическим ребе]]. Однако последователи р. Йоэля часто вступали в перепалки и зверские драки
| + | |
- | {{Нет АИ|18|05|2009}} и он их не осуждал. Хасидский мир разделился на 2 лагеря — сторонников р. Йоэля и его идей, и его противников, хотя многие остались и посередине. Известно о дружеском отношении между р. Йоэлем и [[Хазон Иш]]ем, а также раввином из [[Брест (Белоруссия)|Брест]]а р. [[Ицхак Зеэв Соловейчик|Ицхак Зеэвом Соловейчиком]]. Высоко отзывался о р. Йоэле и р. Ицхак Гутнер — крупнейший лидер еврейства США. К представителям ортодоксального модернизма р. Йоэль относился крайне негативно, иногда даже игнорируя их раввинские знания и уважение в общине.
| + | |
- | | + | |
- | == Книги ==
| + | |
- | * Вайоэль Мойше
| + | |
- | * Диврей Йоэль
| + | |
- | == Книги о нем ==
| + | |
- | * '''Ребе из Сатмара''' (на иврите) - Авраам Фукс - 1980, Иерусалим
| + | |
- | | + | |
- | == Ссылки ==
| + | |
- | * Статья [http://www.eleven.co.il/article/14064#7 «Тейтельбаум, семья»], [http://www.eleven.co.il/ Электронная еврейская энциклопедия]
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Еврейские философы]]
| + | |
- | [[Категория:Персоналии по алфавиту]]
| + | |
- | [[Категория:Деятели иудаизма]]
| + | |
- | [[Категория:Хасидские цадики]]
| + | |
- | [[Категория:Раввины США]]
| + | |
- | [[Категория:Раввины Венгрии]]
| + | |
- | [[Категория:Раввины Румынии]]
| + | |
- | [[Категория:Родившиеся в 1887 году]]
| + | |
- | [[Категория:Умершие в 1979 году]]
| + | |
- | [[Категория:Антисионизм]]
| + | |
- | [[Категория:Раввины Австро-Венгрии]]
| + | |
- | | + | |
- | [[en:Joel Teitelbaum]]
| + | |
- | [[he:יואל טייטלבוים]]
| + | |
- | [[hu:Joel Teitelbaum]]
| + | |
- | [[nl:Joel Teitelbaum]]
| + | |
- | [[yi:יואל טייטלבוים]]{{WikiCopyRight}}
| + | |