|
|
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Талмуд]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=2
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=2
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |АВТОР1=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |АВТОР3=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ПРОЕКТ=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | |ПОДТЕМА=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=20/12/2010
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | [[Файл:Талмудъ (титульный листъ).jpg|thumb|right|300px|Страница из {{нет перевода|текст=Виленского издания Талмуда|есть=:en:Vilna Edition Shas|надо=Виленское издание Талмуда}}]]
| + | |
- | | + | |
- | '''Талму́д''' ({{lang-he|תָלְמוּד}}, «изучение, учёба») — центральный, наряду с [[Танах|Танахом]], текст иудаизма, запись дискуссий [[амораи|амораев]] - мудрецов Израиля периода после записывания Мишны (начало 3 в. н.э.), проживавших в Вавилонии и в Земле Израиля. В талмуде собраны и отредактированы обсуждения амораями устной традиции: высказываний [[таннаи|таннаев]], [[Мишна|Мишны]] и [[барайта|барайт]]. Цель обсуждений – прояснение и установление принципов, системы ценностей, из которых впоследствии выводится [[галаха]].
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | ==Введение==
| + | |
- | | + | |
- | Буквальное значение слова Талмуд — `учение` (от ивритского корня למד, `учить`), этим словом обозначались дискуссии [[Таннаи|таннаев]], касающиеся какой-либо халахи (см. [[Галаха]]), а также учение [[Амораи|амораев]], посвященное Мишне. Более позднее понимание слова Талмуд, широко распространенное в наше время, — Мишна вместе с посвященными ей учениями амораев.
| + | |
- | | + | |
- | Талмуд — оригинальное название произведения, данное ему амораями. Гемара — более позднее название Талмуда, возникшее, по-видимому, в эпоху книгопечатания в связи с цензурными соображениями и гонениями на Талмуд как антихристианское произведение (см. ниже). Относительно буквального понимания слова «Гемара» мнения исследователей расходятся: `учение` — от арамейского גמיר, то есть буквальный перевод слова «Талмуд», или «завершение», «совершенство» — от ивритского גמר.
| + | |
- | | + | |
- | Талмуд — уникальное произведение, включающее дискуссии, которые велись на протяжении около восьми столетий законоучителями [[Эрец-Исраэль]] и [[Вавилония|Вавилонии]] и привели к фиксации [[Устный Закон|Устного Закона]].
| + | |
- | | + | |
- | Дискуссии мудрецов происходили параллельно как в Эрец Исраэль, так и в Вавилонии, что привело к написанию двух талмудов: Вавилонского Талмуда и Иерусалимского Талмуда. В силу исторических обстоятельств Вавилонский Талмуд получил большее распространение, чем Иерусалимский, так что в последующих поколениях он становится базой для вынесения [[Галаха|галахических]] постановлений.
| + | |
- | | + | |
- | Творческая деятельность амораев развивалась в [[Иешива|иешивах]] Эрец-Исраэль и Вавилонии самостоятельным образом, что, однако, не исключало обмена мнениями и постановлениями (см. ниже). Следствием этого процесса явилось создание двух Талмудов — Талмуда Бавли (Вавилонского Талмуда) и Талмуда Иерушалми (Иерусалимского Талмуда).
| + | |
- | | + | |
- | Вавилонский Талмуд создавался вавилонскими амораями в 3–7 вв., он включил значительную часть учения законоучителей Эрец-Исраэль.Вавилонский Талмуд с комментариями поколений мудрецов живших после завершения Вавилонского Талмуда – [[савораи|савораев]], [[гаоны|гаонов]], [[ришоним]] и ахароним - представляет собой важнейший галахический текст наряду с Мишной. Эта книга наиболее изучаемая в ешивах и среди ученых Торы. К Вавилонскому талмуду написано огромное количество комментариев. Талмуд считается очень глубоким и сложным произведением требующим для его понимания больших знаний и искусства.
| + | |
- | | + | |
- | Иерусалимский Талмуд — произведение амораев Эрец-Исраэль, созданное в период между началом 3 в. и концом 4 в. в иешивах [[Тверия|Тверии]], [[Кесария|Кесарии]] и [[Циппори]]. Первоначальное его название, сохранившееся в трудах [[Гаон|гаонов]], — Талмуд Эрец-Исраэль. По-видимому, в более позднее время возникло название Иерусалимский Талмуд, связывающее сочинение законоучителей Эрец-Исраэль с именем священного города. Иерусалимский Талмуд изучается существенно меньше, (в основном в теоретической учебе), и меньше используется для вынесения галахических решений.
| + | |
- | | + | |
- | {{также|Вавилонский Талмуд}}
| + | |
- | {{также|Иерусалимский Талмуд}}
| + | |
- | | + | |
- | == История ==
| + | |
- | | + | |
- | Изначально [[галаха]] передается и разрабатывается изустно, еврейская ученость имеет устный характер. (см. [[Устная Тора]]). Законоучителя излагали и обсуждали положения Устной Торы, многочисленных традиций, передававшихся из поколения в поколение (хотя некоторые делали свои личные записи «мегилот сетарим», например записи судебных решений).
| + | |
- | Ситуация коренным образом меняется с разрушением Храма и утратой еврейской автономии в 70 г. н.э. и последовавшим за этими событиями сдвигом всех еврейских социальных и правовых норм. Мудрецы столкнулись с новой реальностью: иудаизм без Храма как центра учености и учебы, и Иудея, лишенная автономии. Происходит переворот в юридическом дискурсе, поскольку старая система устной учености не может дольше продолжать существование. В этот период начинают записываться высказывания, рассуждения и дискуссии законоучителей. Создаются самые ранние формы записи устного закона – галахические [[мидраш]]и, в которых галахическая дискуссия преподносится как истолкование Пятикнижия. Однако начиная с 200 года со времени записывания [[Мишна|Мишны]] рабби [[Иеhуда hа-Наси|Иеhудой hа-Наси ]] начинает преобладать альтарнативная форма записи – тематическая.
| + | |
- | Вавилонский Талмуд очень объемен. Традиционное издание Вавилонского Талмуда, с собранием толкований и различных постановлений законоучителей составляет 20 томов, в виленском издании Вавилонского Талмуда насчитывается 2, 711 страниц.
| + | |
- | | + | |
- | Иерусалимский Талмуд — произведение амораев Эрец-Исраэль, созданное в период между началом 3 в. и концом 4 в. в иешивах Тверии, Кесарии и Циппори. Первоначальное его название, сохранившееся в трудах гаонов, — Талмуд Эрец-Исраэль. По-видимому, в более позднее время возникло название Иерусалимский Талмуд, связывающее сочинение законоучителей Эрец-Исраэль с именем священного города.
| + | |
- | | + | |
- | Несмотря на то, что оба талмуда основываются на одной и той же Мишне и сформировались в центрах, между которыми были многочисленные связи, они различаются языком, взглядами, содержанием, стилем и в большинстве случаев даже своими галахическими выводами.
| + | |
- | Вавилонский Талмуд называется также Гемара, `учение` — от арамейского גמיר. По мнению некоторых исследователей, название «талмуд» было заменено называнием «Гемара» или «Шас» (шесть трактов Мишны ), чтобы обмануть христианскую цензуру, выводившую талмуд за рамки закона в большинство эпох. Название «талмуд» более древнее, от эпохи таннаев. Его смысл: «учеба, подробное рассмотрение и толкование».
| + | |
- | | + | |
- | После завершения составления двух талмудов Вавилонский Талмуд стал главным произведением изучавшимся в диаспоре Израиля. Только немногие занимались Иерусалимским Талмудом и его влияние было намного меньшим (в основном среди евреев Ашкеназа и Италии).
| + | |
- | Вслед за [[Риф|Рифом]] и [[Рамбам|Рамбамом]] содержание Вавилонского Талмуда принято считать обязывающим в галахическом смысле во всей диаспоре Израиля, как пишет Рамбам пишет во введении в Мишней Тора: «…поскольку все то, что содержится в Талмуде, принял на себя весь Израиль». Исследователи объясняют это явление тем, что Вавилонский Талмуд прошел основательное редактирование савораями, а также большим влиянием гаонов Вавилонии, стремившихся превратить Вавилонских Талмуд в единственную базу для вынесения галахических решений в народе Израиля. В галахе принято объяснять преимущество Вавилонского Талмуда перед Иерусалимским тем обстоятельством, что он закончен последним, и существует принцип: галаха по последнему (галаха ки батра). В распоряжении редакторов Вавилонского Талмуда имелся Иерусалимский Талмуд, завершенный за несколько столетий до Вавилонского.
| + | |
- | | + | |
- | == Исторический фон создания Талмудов ==
| + | |
- | {{main|Исторический фон создания Талмудов}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == Содержание Вавилонского Талмуда ==
| + | |
- | | + | |
- | Вавилонский Талмуд построен как объяснение и расширение шести трактатов Мишны [[(ШАС)]].
| + | |
- | В его языке сочетаются иврит и восточный диалект арамейского. Талмудического комментария нет на разделы Мишны «Зраим» и «Тагорот» за исключением Трактата Брахот (из раздела «Зраим» и трактата Нида из раздела «Тагорот»). По мнению [[Раши]] амораи в Вавилонии не занимались последовательно галахот этих разделов, поскольку они, в основном, были связаны с землей Израиля.
| + | |
- | | + | |
- | {{main|Содержание трактатов Вавилонского Талмуда}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == Содержание трактатов Иерусалимского Талмуда ==
| + | |
- | | + | |
- | {{main|Содержание трактатов Иерусалимского Талмуда}}
| + | |
- | | + | |
- | == Малые трактаты ==
| + | |
- | | + | |
- | {{main|Малые трактаты}}
| + | |
- | | + | |
- | == Вавилонский Талмуд и Иерусалимский Талмуд: сравнительная характеристика ==
| + | |
- | | + | |
- | {{main|Вавилонский Талмуд и Иерусалимский Талмуд: сравнительная характеристика}}
| + | |
- | | + | |
- | == Талмуд и Мишна ==
| + | |
- | {{main|Талмуд и Мишна}}
| + | |
- | | + | |
- | == Структура текста Талмуда ==
| + | |
- | | + | |
- | {{main|Структура текста Талмуда}}
| + | |
- | | + | |
- | == Агада в Талмуде ==
| + | |
- | | + | |
- | {{main|Агада в Талмуде}}
| + | |
- | | + | |
- | == Формирование и редакция Талмуда ==
| + | |
- | | + | |
- | {{main|Формирование и редакция Талмуда}}
| + | |
- | | + | |
- | Окончательная (устная) редакция вавилонского Талмуда была произведена в конце 5 века равом Аши (Аси), и после него в бейт мидраше последнего представителя рода Равина. Однако даже после его окончательного редактирования, [[савораи]] производили некоторые редакторские изменения (в основном изменения, касающиеся стиля и разъяснения и подведение итога - вывод, только малая их часть представляют собой в самом деле существенные дополнения).
| + | |
- |
| + | |
- | Запись Вавилонского Талмуда была произведена в более позднюю эпоху, когда [[гаон]]ам Вавилонии потребовалось пересылать его в такие отдаленные страны, как Испания и Северная Африка.
| + | |
- | | + | |
- | === Савораи ===
| + | |
- | | + | |
- | {{main|Савораи}}
| + | |
- | | + | |
- | === Гаоны ===
| + | |
- | | + | |
- | {{main|Гаоны}}
| + | |
- | | + | |
- | == Версии и рукописи Талмуда ==
| + | |
- | | + | |
- | {{main|Версии и рукописи Талмуда}}
| + | |
- | | + | |
- | == Канонизация и распространение Талмуда ==
| + | |
- | | + | |
- | {{main|Канонизация и распространение Талмуда}}
| + | |
- | | + | |
- | == Издания Талмуда ==
| + | |
- | | + | |
- | {{main|Издания Талмуда}}
| + | |
- | | + | |
- | Установился обычай после первого венецианского издания Даниеля Бромберга(1520) печатать все издания Талмуда с сохранением номеров страниц венецианского издания, даже когда текст разбит на страницы иначе (как, например, в венском издании). Поэтому в любом издании Талмуда сохраняется нумерация 2947 листов, или 5894 страницы. Таким образом сохраняется возможность ссылок на определенный отрывок Талмуда. Ссылка состоит из названия трактата, номера листа, и указания его стороны, лицевой или оборотной.
| + | |
- | | + | |
- | Первое издание Талмуда на территории Российской империи было предпринято братьями Шапиро в городе Славута. Большая работа по редакции Талмуда проделана перед выпуском знаменитого Виленского издания Талмуда (1880), она была осуществлена коллективом раввинов литовских йешив и издательством «Вдова и сыновья Ромм». Это издание положено в основу почти всех последующих. Единственным текстом кириллицей в этом издании является строчка «Дозволено цензурой».
| + | |
- | | + | |
- | == Комментирование Талмуда ==
| + | |
- | | + | |
- | Текст Талмуда часто загадочен и труден для понимания. В его языке содержится много греческих и персидских слов, значение которых с ходом времени стало неясным. Большая сфера талмудической учености развилась из необходимости объяснить эти слова или неясные отрывки.
| + | |
- | | + | |
- | {{main|Комментирование Талмуда}}
| + | |
- | | + | |
- | == Диалектика Талмуда ==
| + | |
- | | + | |
- | В Талмуде принято открывать рассуждение мудрецов, касающееся определенной темы (сугии) цитатой из Мишны или брайты. Высказывания из них образуют стержень преемственности и авторитетности. Мудрецы Талмуда в своем большинстве не считают себя вправе спорить с ними, только истолковывать. После введения в виде цитаты чаще всего задается несколько вопросов: откуда взято суждение, приведенное в вводной цитате, не противоречит ли оно суждению, содержащемуся в другом источнике, не содержит ли оно внутреннего противоречия, можно ли выучить из него дополнительные вещи и другие подобные вопросы.
| + | |
- | | + | |
- | Иногда Талмуд приходит к заключению, что мишну необходимо понимать иначе, чем по простому смыслу,реконструирует изначальный вариант мишны, дополняя или сокращая ее текст. Дискуссия и приведение тех или иных высказываний мудрецов (меймрот) или галахических высказываний (шмуот) намечают направления возможных галахических решений поставленной этической, правовой, общефилософской и пр. проблемы, уточняют контуры проблемы и ее объем.
| + | |
- |
| + | |
- | Талмудическое рассуждение развивается диалектически и ассоциативно, когда на каждый из вопросов дается ответ, в свою очередь вызывающий вопрос. Иногда имена задающих вопросы указываются, иногда нет. Рассуждение в Талмуде не всегда находит разрешение в [[Галаха|галахическом]] постановлении, что вызывает споры в последующих поколениях ученых Торы. Решения даются не на все поставленные проблемы, нерешенные проблемы остаются в статусе «кашья»- затруднение или «тиювта»-возражение.
| + | |
- | | + | |
- | Талмуд широко пользуется прояснениями галахот по методам «толкований» старца [[Гиллель|Гилеля]]и рабби Ишмаэля, так называемые «принципы толкования Торы». В традиции считается, что они были переданы Моше на Синае.
| + | |
- | | + | |
- | == Авторитетность Вавилонского Талмуда ==
| + | |
- | | + | |
- | После завершения редактирования Вавилонский Талмуд стал главным предметом изучения во всей еврейской диаспоре. Только немногие занимались изучением другого произведения амораев- [[Иерусалимский Талмуд|Иерусалимского талмуда]]. Исследователи объясняют это тем, что савораи подвергли Вавилонский талмуд основательному редактированию и сделали его удобным для изучения, а также тем большим влиянием, который оказывали на еврейский народ гаоны Вавилонии, стремившиеся сделать Вавилонский талмуд книгой, пользующейся исключительным авторитетом в области галахи.
| + | |
- |
| + | |
- | Содержание Вавилонского талмуда является галахически обязательным для всей еврейской диаспоры.
| + | |
- | | + | |
- | Со времени завершения редактирования Талмуда и до эпохи Просвящения литературное творчество народа Израиля в основном, напрямую или опосредовано было сосредоточено вокруг комментирования Талмуда (как например через литературу респонсов, аггаду и т.п.).
| + | |
- | | + | |
- | == Преподавание и изучение Талмуда ==
| + | |
- | | + | |
- | {{main|Преподавание и изучение Талмуда}}
| + | |
- | | + | |
- | В течении многих поколений Вавилонский Талмуд составлял главный предмет изучения в большинстве ешив. Талмуд представляет собой плодородную почву для развития как теоретических возможностей галахи, таких как [[пилпул]] (метод доказательства в талмуде) так и [[псика]] – конкретного вынесения галахических решений.
| + | |
- | | + | |
- | Сегодня Вавилонский Талмуд представляет собой главный предмет учебы в большинстве религиозных учебных заведений, в мире ешив. Однако в колелях часто больше сосредоточены на изучении собственно галахических сочинений.
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == Переводы Талмуда ==
| + | |
- | | + | |
- | {{main|Переводы Талмуда}}
| + | |
- | | + | |
- | == Антиталмудическая полемика ==
| + | |
- | | + | |
- | {{main|Антиталмудическая полемика}}
| + | |
- | | + | |
- | Часть сугиет были уделены из Гемары из-за опасений преследований со стороны христиан, однако найденные рукописи и старые версии печатных изданий талмуда, как например венецианского издания, были собраны в отдельные сборники и в наши дни печатаются в ряде изданий талмуда. Большая часть купюр и искажений касается основателя христианства, Иисуса. Например, например из подвергнувшегося цензуре трактата Санhедрин были изъяты упоминания о Йешу и его учителе Иеhoшуа бен Перахьи, описание того как Йешу приговаривают к побиванию камнями «за колдовство и подстрекание к отступничеству» (43а) и др. подобные отрывки. Христиане считали, что эти отрывки описывают исторического [[Иисус из Назарета|Иисуса из Назарета]].
| + | |
- | | + | |
- | == Примечания ==
| + | |
- | {{примечания}}
| + | |
- | | + | |
- | == Литература ==
| + | |
- | * Ковельман А. [http://ec-dejavu.net/t-2/Talmud.html Этика и поэтика Талмуда] // Ковельман А. Б. Эллинизм и еврейская культура. — М., 2007, с. 115—122
| + | |
- | | + | |
- | == Ссылки ==
| + | |
- | * [http://he.wikisource.org/wiki/%D7%AA%D7%9C%D7%9E%D7%95%D7%93_%D7%91%D7%91%D7%9C%D7%99 Полный Вавилонский Талмуд в Викитексте в текстовом режиме с Раши и Тосафот]
| + | |
- | * [http://www.e-daf.com/ Полный Талмуд постранично] в графическом режиме и аудио {{ref-he}} {{ref-en}}
| + | |
- | * [http://kodesh.snunit.k12.il/ Полный текст Талмуда] с поисковой машиной на сайте Снунит {{ref-he}}
| + | |
- | * [http://www.mechon-mamre.org/i/0.htm Полный текст Талмуда] с поисковой машиной на сайте Института Мамре {{ref-he}}
| + | |
- | * {{ЭЕЭ|14021|Талмуд}}
| + | |
- | * [http://www.come-and-hear.com/tcontents.html Вавилонский Талмуд (Сончино)]. Центр Религиозной истины и терпимости. {{ref-en}}
| + | |
- | * [http://www.come-and-hear.com/talmud/rabbis.html Толкования Талмуда]. Центр Религиозной истины и терпимости. {{ref-en}}
| + | |
- | * [http://www.come-and-hear.com/supplement/index.html Толкования Талмуда, дополнения]. Центр Религиозной истины и терпимости. {{ref-en}}
| + | |
- | * [http://lamerkhav.wordpress.com/ПОСИДЕЛКИ-С-ТАЛМУДОМ/ Посиделки с Талмудом] [[Михаэль Дорфман]].
| + | |
- | * [http://khazarzar.skeptik.net/thalmud/_tb_ru/index.htm Талмуд. Комментарии на русском.] Библиотека Руслана Хазарзара
| + | |
- | * [http://www.evrey.com/sitep/talm/index.php3?trkt=zevahim&anchor=81#81 Талмуд. Комментарии на русском.]
| + | |
- | * [http://barnascha.narod.ru/thalmud/_tb/index.htm Вавилонский Талмуд]
| + | |
- | * [http://toldot.ru/tora/talmud/ Талмуд]. Изучение Талмуда по Интернету
| + | |
- | * [http://www.evrey.com/sitep/talm/index.php3?trkt=berakhot&anchor=194.1#194.1 Постраничное изучение Талмуда] с раввином Элиягу Эссасом. Проект рассчитанный на постраничное изучение Талмуда в течение 7 лет (по листу в день).{{ref-ru}}
| + | |
- | * [http://www.daatemet.org.il/issues.cfm?LANG=ru Дневная порция талмудической схоластики] Юмористические пересказы схоластических «дискуссий» мудрецов из текста Талмуда с израильского антирелигиозного сайта «Даат Эмет»{{ref-ru}}.
| + | |
- | * [http://www.evreyatlanta.org/medias.aspx?type=5 Аудиоуроки рава И. Зельмана.]
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | {{Мишна}}
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Период Мишны и Талмуда]]
| + | |
- | [[Категория:Иудаизм в Ираке]]
| + | |
- | [[Категория:Еврейское право]]
| + | |
- | [[Категория:Талмуд]]
| + | |
- | [[Категория:Священные книги иудаизма]]
| + | |
- | [[Категория:История иудаизма]]
| + | |
- | [[Категория:Устный Закон]]
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|14021|ТАЛМУД}}
| + | |