Талмон, Яаков Лейб

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Перенаправление на ej:Талмон, Яаков Лейб)
 
(8 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
{{Остатье\ЭЕЭ
+
#redirect [[:ej:Талмон, Яаков Лейб]]
-
|ТИП СТАТЬИ=1
+
-
|СУПЕРВАЙЗЕР=
+
-
|КАЧЕСТВО=
+
-
|УРОВЕНЬ=
+
-
|НАЗВАНИЕ=
+
-
|ПОДЗАГОЛОВОК=
+
-
|СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
+
-
|АВТОР2=
+
-
|ТЕМА=
+
-
|СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
+
-
|ИЗ ЦИКЛА=
+
-
|ПУБЛИКАЦИИ=
+
-
|ДАТА СОЗДАНИЯ=
+
-
|ВИКИПЕДИЯ=
+
-
|ИСТОЧНИК=
+
-
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
+
-
}} 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
'''Талмон''' (Флейшер) Яаков Лейб (1916, Рыпин, Плоцкая губерния, ныне Польша, – 1980, Иерусалим), израильский историк и мыслитель.
+
-
== Биографические сведения ==
+
-
 
+
-
В Израиле с 1934 г. Изучал историю в [[Еврейский Университет В Иерусалиме|Еврейском университете в Иерусалиме]] (в 1939 г. — степень магистра), в Сорбонне (1939–40), а затем в Лондонской школе экономики (в 1943 г. — степень доктора).
+
-
 
+
-
В 1944–47 гг. был ответственным секретарем комиссии по делам Эрец-Исраэль [[Борд Оф Депьютиз|Борд оф депьютиз]].
+
-
 
+
-
С 1949 г. Талмон — преподаватель истории в Еврейском университете, с 1960 г. — там же профессор новейшей истории.
+
-
== Область исследований ==
+
-
+
-
Основная область исследований Талмона — европейская и особенно французская история конца 18–19 вв., в которой его интересовали главным образом идейные и доктринальные предпосылки становления в 20 в. политических и государственных режимов, легализовавших насилие как средство осуществления гуманистических идеалов.
+
-
=== Труды ===
+
-
 
+
-
Мировую известность Талмону принесла трилогия: «Происхождение тоталитарной демократии» (1952, Лондон—Бостон), «Политический мессианизм — романтическая фаза» (1960, Лондон—Н.-Й.), «Миф о нации и предвидение революции — истоки идеологического противостояния в 20 в.» (1981, Лондон), в которой он предложил свое истолкование европейской истории нового времени.
+
-
 
+
-
Согласно Талмону, доктринально уже идеи французского Просвещения (особенно учение Ж.-Ж. Руссо, противопоставлявшего «общую волю» «воле всех»), а событийно французская революция конца 18 в. стали исходной точкой двух различных и затем все более расходившихся направлений идеологического и политического развития — либеральной, плюралистической и прагматической демократии, целью которой было медленное и постепенное усовершенствование общественных институтов и расширение рамок гражданских свобод и прав, — и тоталитарной демократии (термин Талмона), вознамерившейся одним решительным ударом уничтожить социальную несправедливость и учредить общество абсолютного равенства.
+
-
 
+
-
Объясняя принципиальное различие, а затем и непримиримое противостояние этих двух типов демократии (применение этого термина к ним обеим он считал уместным в силу того, что провозвестники и той, и другой воодушевлялись универсалистскими гуманистическими идеалами) несовместимостью идеи свободы и идеи спасения, Талмон ввел в оборот также термин «политический мессианизм» как характеристику установок революционных вождей, убежденных, что им известны надежные пути спасения и что поэтому они вправе любыми средствами принудить народ следовать за ними.
+
-
 
+
-
В отличие от большинства других западных историков и политологов, Талмон на основании своей концепции утверждал, что с идеологической точки зрения сталинский тоталитарный режим имеет не азиатские, а европейские корни.
+
-
 
+
-
Придавая столь важное значение идейным и доктринальным предпосылкам исторического действия, Талмон с этих позиций обращается и к еврейской истории, в которой его прежде всего интересует судьба европейского еврейства, особенно в последние два столетия.
+
-
 
+
-
С точки зрения Талмона, эта судьба была в значительной мере предопределена тем, что так сильно повлиявшие на характер новой европейской истории идеи универсализма, мессианства и избранности были заимствованы именно у евреев.
+
-
 
+
-
Этим Талмон объясняет и новоевропейский антисемитизм, считая его органичным и для правого экстремизма (не прощающего евреям универсализма), и для левого (ставящего в вину евреям идею избранности).
+
-
 
+
-
Талмон считает, что [[Катастрофа Европейского Еврейства|Катастрофа]] европейского еврейства была подготовлена всем ходом европейской истории последних столетий, знаменательных все большим вытеснением универсальных идеалов и ценностей партикулярными — конфессиональными, национальными, расовыми, классовыми и т. д.
+
-
 
+
-
В этой ситуации, согласно Талмону, у евреев не оставалось иного выхода, кроме обретения для себя национального дома, а затем и государства как необходимых условий сохранения своей национальной самобытности, которую он был склонен сводить, главным образом, к преданности универсальным общечеловеческим идеалам.
+
-
 
+
-
Из этого он исходил, выступая после [[Шестидневная Война|Шестидневной войны]] за территориальные уступки арабам. Еврейский народ, утверждал он, изменит самому себе, если станет властвовать над другим народом, который этого не желает. Вместе с тем, в обратившем на себя внимание мировой общественности обмене письмами с А. Тойнби (июнь 1967 г.) Талмон противопоставил односторонне проарабской позиции известного английского историка в ближневосточном конфликте выстраданное право еврейского народа жить в своем государстве и защищать его от тех, кто не желает с ним примириться.
+
-
== Признание заслуг ==
+
-
 
+
-
Произведения Талмона, опубликованные на английском языке и на иврите, переведены на многие языки, в том числе на японский, хинди и другие.
+
-
 
+
-
Научные заслуги Талмона были отмечены [[Государственная Премия Израиля|Государственной премией Израиля]] (1956) и избранием в члены Израильской АН (1967).
+
-
 
+
-
В начале 1960-х гг. Талмон был одним из инициаторов объединения [[Общие Сионисты|общих сионистов]] с Прогрессивной партией в [[Либеральная Партия В Израиле|Либеральную партию в Израиле]], но отказался войти в состав ее руководящего ядра.
+
-
 
+
-
{{ElevenCopyRight|14020|ТАЛМОН}}
+

Текущая версия на 01:05, 31 мая 2013

  1. redirect ej:Талмон, Яаков Лейб
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация