Сутин, Хаим Соломонович

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Raphael (Обсуждение | вклад)
м (Творчество: дополнение)
(Перенаправление на ej:Сутин, Хаим Соломонович)
 
(2 промежуточные версии не показаны)
Строка 1: Строка 1:
-
{{Остатье| ТИП СТАТЬИ  = 4
+
#redirect [[:ej:Сутин, Хаим Соломонович]]
-
| АВТОР1  =
+
-
| АВТОР2 =
+
-
| АВТОР3 =
+
-
| СУПЕРВАЙЗЕР = 2
+
-
| ПРОЕКТ =
+
-
| ПОДТЕМА =
+
-
| КАЧЕСТВО  =
+
-
| УРОВЕНЬ  = 1
+
-
| ДАТА СОЗДАНИЯ  =
+
-
| ВИКИПЕДИЯ =
+
-
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
+
-
}}    {{Художник
+
-
|фон              =
+
-
|имя              = Хаим Сутин
+
-
|имя при рождении = Хаим Соломонович Сутин
+
-
|портрет          = Sutin.jpg
+
-
|ширина          = 150px
+
-
|заголовок        = Хаим Сутин
+
-
|дата рождения    = 13.01.1893
+
-
|место рождения  = [[Смиловичи]], [[Беларусь]]
+
-
|дата смерти      = 09.08.1943
+
-
|место смерти    = [[Париж]], [[Франция]]
+
-
|гражданство      =
+
-
|национальность  = [[Евреи|еврей]]
+
-
|жанр            = [[Живопись]]
+
-
|учёба            = Школа изящных искусств ([[Вильно]]), Академия изящных искусств ([[Париж]])
+
-
|стиль            =
+
-
|работы          =
+
-
|покровители      =
+
-
|влияние          =
+
-
|влияние на      =
+
-
|награды          =
+
-
}}
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
'''Ха́им Сути́н''' (Хаим Соломонович Сутин, {{lang-fr|Chaim Soutine}}, [[13 января]] [[1893]], [[Смиловичи]] [[Минская губерния|Минской губернии]] — [[9 августа]] [[1943]], [[Париж]], [[Франция]]) — французский [[художник]] еврейского происхождения.
+
-
 
+
-
== Биография ==
+
-
* '''13.01.1893''' — Хаим Сутин родился в [[Смиловичи|Смиловичах]] [[Минская губерния|Минской губернии]], в бедной [[еврей]]ской семье, и был десятым из одинадцати детей. Отец будущего художника работал портным (по другим сведениям, [[синагога]]льным служкой). С раннего детства Хаим проявлял любовь к рисунку и живописи.
+
-
* '''1907''' — чтобы освободиться от влияния семьи (родители не разделяли точку зрения сына относительно будущей карьеры художника) и не изменить своему призванию, Хаим убегает из дома в [[Минск]]. Там он посещает лекции рисунка у Крегера — художника, известного только в узких кругах.
+
-
* '''1910''' — Сутин и его друг Михаил [[Кикоин, Михаил|Кикоин]] едут в [[Вильно]], где записываются в Школу изящных искусств. Будущие художники мечтают увидеть Париж.
+
-
* '''Июнь 1913''' — Сутин приезжает в Париж, где записывается в ателье Кормона в академии изящных искусств. Однако Сутин очень быстро меняет слишком «академическую» Академию на посещения Лувра, который становится его настоящим университетом. Здесь он изучает признанные произведения классиков живописи, греческую и египетскую скульптуру, картины [[Гойя, Франсиско|Гойи]], [[Эль Греко]], [[Тинторетто]], [[Фуке, Жан|Жана Фуке]], [[Рембрандт]]а, [[Коро]] и [[Шарден, Жан Батист Сименон|Шардена]]. Из современников Сутин больше всего ценит [[Курбе]] и [[Сезанн]]а. Сутин интересовался музыкой и литературой. Среди его любимых авторов были [[Монтень]], [[Расин]], [[Сенека]], [[Достоевский]], [[Пушкин, Александр Сергеевич|Пушкин]], [[Бальзак]] и [[Рембо, Артюр|Рембо]], среди композиторов — [[Бах, Иоганн Себастьян|Бах]] и [[Моцарт]]. Первые годы в [[Париж]]е художник живет в нищете. Перед тем, как переехать на Сите Фальгьер в пятнадцатом округе [[Париж]]а, Сутин живет и работает в «Ла Рюш», «[[Улей (сквот)|Улье]]», международном общежитии бедных художников на левом берегу Сены, которое было создано в [[1902]] скульптором [[Буше, Альфред|Альфредом Буше]]. Здесь Сутин знакомится с [[Шагал, Марк|Марком Шагалом]], [[Леже, Фернан|Фернаном Леже]], Робером Делоне, скульпторами [[Брынкуши, Константин|Константином Брынкуши]], [[Цадкин, Осип|Осипом Цадкиным]], [[Лоран, Анри|Анри Лораном]], [[Липшиц, Жак|Липшицем]] и [[Архипенко, Александр|Александром Архипенко]]. Он встретит, прежде всего, [[Модильяни]], с которым его соединит крепкая, но непродолжительная дружба (из-за преждевременной смерти последнего).
+
-
* '''1918''' — переезжает на юг Франции (Ванс, Кан-сюр-Мер и Сере), где остается почти на семь лет. Его впечатляет красота местных пейзажей; три года работает в бешеном темпе.
+
-
* '''1922''' — привозит в Париж около двухсот написанных работ. Американский коллекционер Альберт Барнс покупает у художника около пятидесяти произведений. В следующем году торговец произведениями искусства Леопольд Зборовски продает много полотен Сутина. Через 10 лет после прибытия в Париж он выбирается из нищеты и тратит все, что зарабатывает.
+
-
* '''1925''' — после лет, проведенных на юге Франции, Сутин возвращается в Париж, где въезжает в просторное ателье на улице Мон Сен-Готар, недалеко от площади Данфер-Рошро. Именно здесь он выполнит серию бычьих туш и многочисленные натюрморты с рыбой и птицей.
+
-
* '''1927''' — первая персональная выставка Сутина в одной из парижских галерей; знакомится с Марселеном и Мадлен Кастен, которые вслед за Зборовски возьмут опеку над художником
+
-
* '''1929''' — знакомится с историком искусств Эли Фором, который напишет первую монографию, посвященную его творчеству.
+
-
* '''1935''' — произведения художника впервые выставляются в [[США]] в рамках коллективной экспозиции в [[Чикаго]].
+
-
* '''1937''' — выставка 12 картин художника в Государственном музее Пти Пале в Париже в рамках коллективной выставки «Мастера независимого искусства 1895—1937». Знакомится с Гердой Грот, немкой, которая скрывается от нацистского режима; она будет его подругой три года.
+
-
* '''1939''' — Сутин уезжает в Йонн.
+
-
* '''1941''' — после неудачных попыток получить право на въезд в США укрывается в Шампиньи.
+
-
* '''[[9 августа]] [[1943]]''' — Хаим Сутин умирает в Париже.
+
-
 
+
-
== Портреты Сутина ==
+
-
<gallery>
+
-
image:Amadeo Modigliani 036.jpg|[[Амедео Модильяни]]. Портрет Хаима Сутина
+
-
image:Amadeo Modigliani 037.jpg|[[Амедео Модильяни]]. Портрет Хаима Сутина. 1917.
+
-
</gallery>
+
-
 
+
-
== Творчество ==
+
-
Сутин был одним из создателей французского экспрессионизма. Как художник он сложился очень рано. В композиции ранних парижских работ, особенно в натюрмортах, чувствуется влияние П. Сезанна («Натюрморт с трубкой», 1914–15, Труа, коллекция П. Леви; «Натюрморт с лимоном», 1916, Нью-Йорк, коллекция И. Левик).
+
-
 
+
-
К началу 1920-х гг. стиль Сутина окончательно определился, и это проявилось в первую очередь в пейзажах юга Франции: извивающиеся пастозные мазки его живописи создают разорванную форму; появляется вздыбленная композиция с высоким, как правило, горизонтом и крупным, приближенным к первому плану изображением («Пейзаж Сере», 1920–21, Гарвардский университет, Фогг-Арт Музей; «Пейзаж с кипарисами», 1922–23, [[Нью-Йорк]], коллекция А. А. Лист).
+
-
 
+
-
С этого времени и на протяжении всей жизни экспрессионистское начало в творчестве Сутина, присущее ему с самых ранних работ и особенно проявлявшееся в экспрессивности цвета, только усиливалось: он шел от неистовой живописи к еще более неистовой. При этом Сутин никогда не отказывался от натуры: все свои сюжеты он находил в окружающей жизни, трансформируя обыденное в трагедию, в апокалипсические видения, созданные только живописными средствами — мучительным противоречием цвета, яростным движением кисти («Гладиолусы», 1921–22, Нью-Йорк, коллекция Р. Колина; «Слуга», 1928, [[Вашингтон]], Национальная галерея искусства; «Маленькая городская площадь», 1930, Чикаго, Институт искусств). Трагическое восприятие жизни уходит корнями в воспоминания о детстве, о еврейской среде, от которой Сутин всю жизнь отказывался, преодолевая в себе ее влияние, но не смог его преодолеть.
+
-
 
+
-
Помимо пейзажа, излюбленными жанрами Сутина были портрет и натюрморт. В портрете Сутин находился под некоторым влиянием [[Модильяни]]: их работы близки композиционно — как и Модильяни, Сутин предпочитает поколенное или погрудное изображение анфас, приближенное к первому плану и несколько уплощенное, с минимальным количеством деталей. Портреты Сутина отличаются контрастным цветом и контрастом между резкой, экзальтированной живописью и незначительностью или уродством лиц портретируемых.
+
-
 
+
-
К натюрмортам Сутина больше всего подходит именно французское определение этого жанра — «мертвая природа»; в большинстве из них присутствует смерть в ее жестоком, неприглядном виде («Мясная туша», 1925, Нью-Йорк, Галерея искусств Олбрайт-Нокс; «Заяц на зеленой ставне», 1924–25, Труа, коллекция П. Леви; «Висящий индюк», 1926, Нью-Йорк, коллекция Р. Цейслера). Композиционно натюрморты организованы гораздо более строго, чем пейзажи, подчиняясь, в основном, вертикально-горизонтальному, а не диагональному ритму.
+
-
 
+
-
Наибольшие изменения в творчестве Сутина претерпел колорит: в 1920-х гг. это хаотическое переплетение зеленого, желтого, красного, коричневого, фиолетового, затем пятна укрупняются, доминантным становится кроваво-красный, с которым контрастирует яркий синий, иногда фиолетовый; в конце 1930-х гг. ведущим становится зеленый, в который вкраплены все остальные цвета палитры, напряженные до предела и оттеняемые резкими ударами белил («Зеленые деревья», 1936, частная коллекция; «Большое дерево», 1942, частная коллекция).
+
-
== Ссылки ==
+
-
* [http://www.lechaim.ru/ARHIV/116/anis.htm ''Григорий Анисимов''. «Жил-был художник Хаим Сутин».]
+
-
* [http://mjcc.ru/Galereia_MEOC/Sytin_Haim/index.html ''Юлия Королькова''. «Сутин Хаим».]
+
-
* [http://www.utro.ru/articles/2005/12/23/507060.shtml ''Анна Линдберг''. «Выставка нищих».]
+
-
* [http://www.smilovichi.info/node/49 Проект "Пространство Хаима Сутина - L'Espace de Soutine".]
+
-
 
+
-
== Источники ==
+
-
* ''Зингерман Б.И.'' Парижская школа. — М.: Союзтеатр, 1993. — 384 с.
+
-
* ''Линдберг А.'' Выставка нищих // Утро. — 2005. — 23 дек.
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]
+
-
[[Категория:Евреи в Европе]]
+
-
[[Категория:Еврейские художники]]
+

Текущая версия на 01:04, 31 мая 2013

  1. redirect ej:Сутин, Хаим Соломонович
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация