|
|
(13 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{О_статье| ТИП СТАТЬИ = 4
| + | #redirect [[:ej:Субботники]] |
- | | АВТОР1 =
| + | |
- | | АВТОР2 =
| + | |
- | | АВТОР3 =
| + | |
- | | СУПЕРВАЙЗЕР =
| + | |
- | | ПРОЕКТ =
| + | |
- | | ПОДТЕМА =
| + | |
- | | КАЧЕСТВО =
| + | |
- | | УРОВЕНЬ =
| + | |
- | | ДАТА СОЗДАНИЯ =
| + | |
- | | ВИКИПЕДИЯ =
| + | |
- | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ =
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | {{Полуфабрикат}}
| + | |
- | | + | |
- | '''Субботники''' — специффическое движение в России, перешедшее к иудаизму.
| + | |
- | | + | |
- | (Иногда также этим термином неофициально назвают последователей [[Христианство|христианских]] или околохристианских вероучений, соблюдающих [[Суббота|субботу]])
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == Движение субботников в России в конце XVIII и начале XIX века ==
| + | |
- | | + | |
- | === История ===
| + | |
- | | + | |
- | В конце XVIII века России зародилось религиозное движение «субботников», отличительным характером которого было соблюдении субботы. Начало распространения этого движения в России относится к царствованию Екатерины II. До конца 1820-х годов субботники сосредоточивались преимущественно в [[Губерния|Губерния]]х Воронежской (в [[Уезд|Уезд]]ах Павловском и Бобровском в 1818 г. их было 503 чел., а в 1823 г. — 3771), Орловской, Московской, Тульской, Саратовской. После правительственных мероприятий 1806, 1825 (когда был издан [[Синод|Синод]]ский указ «о мерах к отвращению распространения жидовской секты под названием субботников» — П. С. 3. т. XL, № 30436а) и 1826 гг. Субботники, открыто признававшие свою принадлежность к этому религиозному движению, были переселены в северное предгорье Кавказа, Закавказье и губернии Иркутскую, Тобольскую, Енисейскую.
| + | |
- | | + | |
- | На прежних местах жительства осталось, однако, немало «скрытых» субботников. Точно определить число субботников в Европейской России и Сибири невозможно; больше их на окраинах, но ни в одном пункте не насчитывалось их в те годы более 2500. Не установлено вполне и исповедуемое ими учение, тем более, что оно разнится в различных губерниях.
| + | |
- | | + | |
- | === Учение, обычаи ===
| + | |
- | | + | |
- | Первые официальные данные об их учении (в синодском указе 1825 г. и в сообщении архимандрита Григория) весьма неопределенны. По словам указа, «существо секты не представляет полного тождества с [[Иудаизм|еврейской верой]]», хотя она и признает [[Обрезание|Обрезание]], "устанавливает [[Шаббат|празднование субботы]], допускает [[Произвольный брак|произвольные браки]]. По сообщению [[Архимандрит|Архимандрит]]а Григория, московские субботники не производят [[Обрезание|обрезания]], но вообще держатся чисто еврейских [[Догмат|Догмат]]ов. По позднейшим исследованиям, в одних местах субботники соблюдали обряды по [[Иудаизм|закону Моисееву]], но не признавали [[Талмуд|Талмуд]]а и [[Молитва|молитвы]] читали на русском и церковно-славянском языках; в других (напр. в Пятигорске и Иркутской губ.) носили русскую одежду и вообще придерживались русских [[Обычай|обычаев]]. Одни субботники вовсе не признавали Иисуса как Христа и ждали пришествия [[Мессия|Мессии, Мошиаха, Христа]], как царя земного; другие считали [[Иисус Христос|Иисуса]] [[Святой|святым]] человеком, [[Пророк|Пророк]]ом и смеялись над ожидавшими пришествия царя земного. Одни вовсе не признавали [[Евангелие|Евангелие]], другие только ставили его ниже [[Ветхий Завет|Ветхого Завета]]. Общих признаков учения субботников можно затем установить очень немного: это — [[Обрезание|Обрезание]], признание Божества в одном лице, то есть отрицали [[Троица|Троицу]], наибольшее преклонение пред Ветхим Заветом и [[Празднование субботы|Празднование субботы]], [[Иконоборчество (значения)|отрицание икон]], [[Клир|Клир]]а. Все почти единогласно, и частные, и официальные исследователи, сообщают, что субботники трудолюбивы, грамотны и беспрекословно исполняют требования начальства и что в их среде не замечается пьянства, разврата и бедности. Ср. Н. Астырев, «Субботники в России и в Сибири» («[[Северный вестник|Северный вестник]]», 1891, № 6).
| + | |
- | | + | |
- | === Субботники и евреи ===
| + | |
- | | + | |
- | Уже с самого начала XIX в. субботники вступают в контакты с ашкеназскими евреями, жившими вне [[Черта оседлости|черты оседлости]], и с крымскими [[Караимы (этнос)|караимами]]. В конце XIX — первой половине XX в. почти в каждой общине субботников (иудействующих) жили евреи, выполнявшие обязанности учителей, шойхетов, раввинов. С другой стороны, во многих еврейских общинах за пределами [[Черта оседлости|черты оседлости]] иудействующие, переселявшиеся в города, были приняты в качестве полноправных членов. Однако полной ассимиляции иудействующих ашкеназскими евреями не произошло: вступая в браки с [[Ашкеназы|ашкеназами]] и с горскими евреями, считая себя частью еврейского народа, иудействующие сохранили свое особое групповое самосознание. Это проявляется, в частности, в самоназваниях «[[Гиюр|геры]]» или «гейрим» (ими часто пользуются субботники, чтобы отличить себя от «природных евреев») и в нарративных практиках современных геров и субботников, противопоставляющих свою приверженность религии недостаточно ревностному, с их точки зрения, соблюдению «закона» или даже атеизму нынешних евреев. Эти и другие особенности группового самосознания иудействующих воспринимаются зачастую современными русскими или израильскими евреями (особенно — далекими от религии) как признак «сектантства».
| + | |
- | | + | |
- | === Субботники в XX веке ===
| + | |
- | | + | |
- | Манифест о свободе совести (17 апреля 1905 г.) положил конец всем законам, направленным против субботников. Однако администрация, часто смешивая их с евреями, применяла к ним ограничения и министерство внутренних дел было вынуждено в циркулярах от 1908 г. и 1909 г. разъяснить, что иудействующие имеют одинаковые права с коренным населением. К началу XX века общины субботников существовали в 30 губерниях Российской империи и насчитывали десятки тысяч человек.
| + | |
- | | + | |
- | В 1920–21 гг. субботники [[Воронежская губерния|Воронежской губернии]] из селений Озерки, Клеповка, Гвазда, Бутурлиновка, Верхняя Тишанка и др. переселились на бывшие помещичьи земли, где образовали два отдельных селения — [[Ильинка (Таловский район, Воронежская область)|Ильинка]] и поселок Высокий. Изолированность проживания, сплоченность и сильное духовное руководство привели к тому, что большая их часть полностью восприняла ортодоксальный иудаизм и отождествила себя с евреями. В 1920-х гг. в Ильинке возникла сельскохозяйственная коммуна (с субботним выходным днем) под названием «Еврейский крестьянин» (так первоначально назывался и колхоз, который после укрупнения вошел в колхоз «Россия»). В 1920-е гг. туда для помощи в религиозном воспитании и налаживании религиозной жизни неоднократно приезжали евреи.
| + | |
- | | + | |
- | В 1937 г. синагога в Ильинке была закрыта, изъяты четыре свитка [[Тора|Торы]], два из которых позже были возвращены. В 1930-е гг. во время оформления документов некоторые жители вышеуказанных поселков (особенно Ильинки) настаивали на записи «[[Евреи|еврей]]» в актах гражданского состояния в графе «национальность». По данным исследования, проведенного в 1960-х гг. [[Институт этнографии АН СССР|Институтом этнографии АН СССР]], даже в менее ортодоксальном Высоком в 1963 г. из 247 мальчиков дошкольного возраста лишь 15 не были обрезаны, а в 1965 г. в [[Йом-Киппур|Йом-Киппур]] в этом поселении никто не вышел на работу. В [[Ильинка (Таловский район, Воронежская область)|Ильинке]] обязательно обрезали всех новорожденных мальчиков (для этого ездили в [[Воронеж|Воронеж]] и на [[Кавказ|Кавказ]]), не было ни одного случая смешанного брака, соблюдались суббота и праздники, а также частично [[Кашрут|Кашрут]] (только в домашних условиях).
| + | |
- | | + | |
- | В 1973–91 гг. большинство жителей [[Ильинка (Таловский район, Воронежская область)|Ильинки]] уехали в [[Израиль|Израиль]].
| + | |
- | | + | |
- | == Литература ==
| + | |
- | | + | |
- | *{{источник/ЭСБЕ}}
| + | |
- | *[[БСЭ|БСЭ]]
| + | |
- | | + | |
- | == Ссылки ==
| + | |
- | | + | |
- | *{{ЭЕЭ|13964|Субботники}}
| + | |
- | *[http://lvov.judaica.spb.ru/subbotniki.shtml Субботники]
| + | |
- | *[http://www.russ.ru/layout/set/print//politics/reakcii/russkaya_religiya_car_duhov_i_vozhd_sionskogo_naroda «Русская религия: царь духов и вождь сионского народа»], [[Авраам Шмулевич|Авраам Шмулевич]]. «Русский журнал», 12 февраля 2007 г.
| + | |
- | *[http://old.russ.ru/antolog/vek/1991/09/litvin.htm Андрей Литвин "Еврейский Иван.Русские иудаисты из-под Воронежа"]
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | {{WikiCopyRight}}
| + | |
- | | + | |
- | [[Category:Иудействующие_движения,криптоиудеи]]
| + | |
- | [[Категория:История евреев Российской империи]]
| + | |
- | [[:Категория:Иудаизм в Российской империи]]
| + | |
- | [[:Категория:Иудаизм в СССР]]
| + | |
- | | + | |
- | [[de:Subbotniki|de:Subbotniki]]
| + | |
- | [[en:Subbotniks|en:Subbotniks]]
| + | |
- | [[fr:Subbotniks|fr:Subbotniks]]
| + | |
- | [[he:סובותניקים|he:סובותניקים]]
| + | |