|
|
(6 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{О_статье| ТИП СТАТЬИ = 1
| + | #redirect [[:ej:Субботники]] |
- | | АВТОР1 =
| + | |
- | | АВТОР2 =
| + | |
- | | АВТОР3 =
| + | |
- | | СУПЕРВАЙЗЕР = 2
| + | |
- | | ПРОЕКТ =
| + | |
- | | ПОДТЕМА =
| + | |
- | | КАЧЕСТВО =
| + | |
- | | УРОВЕНЬ = 1
| + | |
- | | ДАТА СОЗДАНИЯ =
| + | |
- | | ВИКИПЕДИЯ =
| + | |
- | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ =
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | '''СУББО́ТНИКИ''' (в просторечии жидовствующие), общее название сект иудействующих, возникших на рубеже 17–18 вв. в центральных районах России в среде помещичьих крестьян. К настоящему моменту практически прекратили существование.
| + | |
- | | + | |
- | == Движение субботников в России в XVIII и XIX веках ==
| + | |
- | | + | |
- | Факты, подтверждающие преемственную связь субботников с ересью жидовствующих 15–16 вв., отсутствуют. Первые документальные сведения о субботниках относятся лишь к началу 18 в. Субботники (под разными названиями) упоминаются в письмах 1700-х гг. публициста и экономиста И. Посошкова и в «Розыске о раскольничьей барынской вере...» (написан в 1709 г., опубликован в 1745 г.) митрополита Дмитрия Ростовского, который писал о сектантах-щельниках (на Дону): «... иже по-жидовски субботу постят». Конкретно о субботниках сообщалось лишь то, что они в религиозных целях празднуют не воскресенье, а субботу и отвергают почитание икон.
| + | |
- | | + | |
- | В конце XVIII века России зародилось религиозное движение «субботников», отличительным характером которого было соблюдении субботы. Начало распространения этого движения в России относится к царствованию Екатерины II. Так, донской казак Косяков в 1797 г., находясь на службе, «принял иудейскую веру» от местного учителя — субботника Филиппа Донского и по возвращении на Дон стал распространять новое вероучение. Вместе с братом он обратился к наказному атаману Войска Донского с ходатайством о свободном исповедании своей веры (результаты неизвестны).
| + | |
- | | + | |
- | До конца 1820-х годов субботники сосредоточивались преимущественно в [[Губерния|Губерния]]х Воронежской (в [[Уезд|Уезд]]ах Павловском и Бобровском в 1818 г. их было 503 чел., а в 1823 г. — 3771, в 1889 г. — 903), Орловской, Московской, Тульской, Саратовской. После правительственных мероприятий 1806, 1825 (когда был издан [[Синод|Синод]]ский указ «о мерах к отвращению распространения жидовской секты под названием субботников» — П. С. 3. т. XL, № 30436а) и 1826 гг. Субботники, открыто признававшие свою принадлежность к этому религиозному движению, были переселены в северное предгорье Кавказа, Закавказье и губернии Иркутскую, Тобольскую, Енисейскую.
| + | |
- | === В царствование Александра I ===
| + | |
- | В начале 19 в. многие жители города Александрова на Кавказской линии (позже город Александровская Станция Ставропольской губернии) из купечества и мещанства по субботам уклонялись от исполнения общественных повинностей; составляя большинство населения, они добились освобождения от всяких работ в святой для них день (позже все население города было зачислено в Хоперский казачий полк). Однако подобное терпимое отношение администрации к субботникам было исключением. Когда в начале 19 в. стали открываться новые центры субботничества в губерниях, не входивших в черту оседлости (Московская, Тульская, Орловская, Рязанская, Тамбовская, Воронежская, Архангельская, Пензенская, Саратовская, Ставропольская, Область Войска Донского), власти стали применять репрессивные меры. В Воронежской губернии в 1806 г. была обнаружена группа субботников; большинство из них насильственно обратили в православие, а не сломленных «зачинщиков» сдали в солдаты. Обнаруженные в 1811 г. в Тульской губернии (Каширский уезд) субботники заявили, что веру свою «содержат издревле». Еще в 1805 г. субботники появились в Броницком уезде Московской губернии, в 1814 г. возникло дело о субботниках в Орловской губернии (в городе Елец община субботников существовала с 1801 г.), в 1818 г.– в Бессарабской губернии (город Бендеры). В 1820 г. решением кабинета министров пропагандисты из числа субботников города Бендеры были переселены в Кавказскую губернию, куда в том же году были высланы с семьями субботники Екатеринослава.
| + | |
- | | + | |
- | После того, как министр духовных дел и народного просвещения князь А. Голицын подал представление, что евреи распространяют свое учение среди местного населения Воронежской губернии, последовало утвержденное Александром I положение кабинета министров «О недержании евреями в домашнем услужении христиан». В 1823 г. министр внутренних дел граф В. Кочубей представил в кабинет министров записку о жидовствующих (то есть субботниках) и о мерах борьбы с этой сектой, которая, по его сведениям, насчитывала около 20 тыс. человек в разных регионах России. По его предложению в 1825 г. был издан синодский указ «О мерах к отвращению распространения жидовской секты под названием субботников». По этому указу всех распространителей ереси немедленно призывали в армию, а непригодных к военной службе ссылали на поселение в Сибирь; евреев изгоняли из уездов, в которых была обнаружена секта, и «впредь ни под каким предлогом пребывание их там» не дозволялось. Субботникам не выдавали паспорта, чтобы затруднить им передвижение по стране и, таким образом, общение с евреями; им запрещали молитвенные собрания и «исполнение обрядов обрезания, венчания, погребения и прочих, не имеющих сходства с православными». В результате этих преследований многие субботники формально вернулись в лоно православной церкви, продолжая, однако, тайно соблюдать обряды и обычаи своей веры.
| + | |
- | | + | |
- | == В царствование Николая I ==
| + | |
- | | + | |
- | Положение субботников ухудшилось с вступлением на престол Николая I (указ от 18 декабря 1826 г. о присоединенных к православию и снова предавшихся ереси). Субботников, открыто признававших свою принадлежность к секте, переселяли (иногда целыми деревнями) в северное предгорье Кавказа, Закавказье и в Иркутскую, Тобольскую и Енисейскую губернии, а после присоединения в 1858 г. Приамурья к России и в Амурскую губернию. В 1842 г. были разработаны правила о переселении субботников на Кавказ, где им отводили земли. В 1850-х гг. секта получила широкое распространение в Кубанской области. Трудолюбие и предприимчивость субботников, основавших процветающие деревни, способствовавших оживлению торговой жизни Закавказья, привели к тому, что они преуспели в распространении своей веры среди русских колонистов, чаще всего таких же, как и они, сосланных сектантов.
| + | |
- | === Во второй половине XIX в. ===
| + | |
- | На прежних местах жительства также осталось немало скрытых субботников. После воцарения Александра II, когда репрессивные законы против всех сектантов применялись мало, большая часть субботников в центральной России (особенно в местах концентрации — Воронежской, Тамбовской и других губерниях) перестали скрывать свою веру. В Ставропольской губернии субботники открыто заявили о себе в 1866 г., сославшись на свободы, данные манифестом по случаю коронации. В Воронежской губернии субботники вышли из подполья в 1873 г.; когда 90 членов секты (в Павловском уезде) были приговорены к лишению всех прав состояния и ссылке на поселение в Закавказье, ревизующий сенатор С. Мордвинов, дав благоприятный отзыв о них, ходатайствовал об отмене приговора. В 1887 г. последовал указ о признании наиболее важных актов в личной жизни сектантов законными (с гражданской точки зрения). Хотя манифест о свободе совести (17 апреля 1905 г.) положил конец всем законам, направленным против субботников, администрация, часто смешивая их с евреями, применяла к ним ограничения; министерство внутренних дел было вынуждено в циркулярах от 1908 г. и 1909 г. разъяснить, что иудействующие имеют одинаковые права с коренным населением. К началу 20 в. общины субботников существовали в 30 губерниях Российской империи и насчитывали десятки тысяч человек (официальная статистика до манифеста о свободе совести от 17 апреля 1905 г. заведомо неполна, так как сектанты, и особенно субботники, которых власти считали «вредной сектой», уклонялись от регистрации).
| + | |
- | | + | |
- | С конца 1880-х – начала 1890-х гг. в среде субботников возникло движение за переселение в Эрец-Исраэль, и они целыми семьями (Дубровины, Куракины, Протопоповы, Матвеевы и др.) селились в еврейских сельскохозяйственных поселениях, главным образом в Галилее, где через два-три поколения растворились среди еврейского населения.
| + | |
- | | + | |
- | == Учение, обычаи ==
| + | |
- | | + | |
- | Первые официальные данные об их учении (в синодском указе 1825 г. и в сообщении архимандрита Григория) весьма неопределенны. По словам указа, «существо секты не представляет полного тождества с [[Иудаизм|еврейской верой]]», хотя она и признает [[Обрезание|Обрезание]], "устанавливает [[Шаббат|празднование субботы]], допускает [[Произвольный брак|произвольные браки]]. По сообщению [[Архимандрит|Архимандрит]]а Григория, московские субботники не производят [[Обрезание|обрезания]], но вообще держатся чисто еврейских [[Догмат|Догмат]]ов. По позднейшим исследованиям, в одних местах субботники соблюдали обряды по [[Иудаизм|закону Моисееву]], но не признавали [[Талмуд|Талмуд]]а и [[Молитва|молитвы]] читали на русском и церковно-славянском языках; в других (напр. в Пятигорске и Иркутской губ.) носили русскую одежду и вообще придерживались русских [[Обычай|обычаев]]. Одни субботники вовсе не признавали Иисуса как Христа и ждали пришествия [[Мессия|Мессии, Мошиаха, Христа]], как царя земного; другие считали [[Иисус Христос|Иисуса]] [[Святой|святым]] человеком, [[Пророк|Пророк]]ом и смеялись над ожидавшими пришествия царя земного. Одни вовсе не признавали [[Евангелие|Евангелие]], другие только ставили его ниже [[ТаНаХ]]а. Общих признаков учения субботников можно затем установить очень немного: это — [[Обрезание|Обрезание]], признание Божества в одном лице, то есть отрицали [[Троица|Троицу]], наибольшее преклонение пред Ветхим Заветом и [[Празднование субботы|Празднование субботы]], [[Иконоборчество (значения)|отрицание икон]], [[Клир|Клир]]а. Все почти единогласно, и частные, и официальные исследователи, сообщают, что субботники трудолюбивы, грамотны и беспрекословно исполняют требования начальства и что в их среде не замечается пьянства, разврата и бедности. Ср. Н. Астырев, «Субботники в России и в Сибири» («[[Северный вестник|Северный вестник]]», 1891, № 6).
| + | |
- | | + | |
- | На начальном этапе субботничество развивалось как типичное радикально-антитринитарное движение. Субботники отвергали христианское вероучение и культ, в основе их вероучения был Ветхий завет. В нем их привлекали запрет пожизненного рабства, мотивы обличения господствующих классов, а также идея единобожия (а не Троицы) и отрицание «кумиров» (икон). Некоторые группы субботников считали Иисуса не Богом, а одним из пророков. В культе они стремились выполнять библейские предписания (обрезание, празднование субботы и еврейских праздников, пищевые и др. запреты и т. д.), что по форме сближало их с иудаизмом. Однако исповедуемое ими учение в разных губерниях имело свои специфические особенности, и как свидетельствует синодский указ от 1825 г., «существо секты не представляет полного тождества с еврейской верой». Этим объясняется усилившееся, особенно со второй половины 19 в., стремление субботников заимствовать формы учения непосредственно у евреев. В субботничестве сложились различные и часто несовместимые толки. Их возникновению способствовал ряд причин: отсутствовали постоянные контакты субботников с евреями (не имевшими права жительства вне черты оседлости); субботники проживали разбросанно, связь между ними была затруднена; группы субботников появились в разное время и имели разный генезис. Все эти толки можно разделить на две группы: собственно субботники (то есть иудействующие или перешедшие в иудаизм по Галахе) и христианские секты, празднующие субботу, соблюдающие некоторые предписания и обряды иудаизма.
| + | |
- | | + | |
- | К первой группе относятся:
| + | |
- | | + | |
- | === Субботники ===
| + | |
- | называвшиеся на Кубани также псалтирщиками, которые в российском законодательстве начала 20 в. именовались «субботниками иудейского вероисповедания». Они отвергали все положения христианства и стремились выполнять ветхозаветные предписания, включая обрезание. Еще в конце 18 в. – начале 19 в. они пытались установить контакты с евреями, а некоторые из них даже проходили гиюр. В середине 19 в. субботники представляли организационно оформленное (общины, учителя, наставники, устная традиция) отдельное религиозное учение. Большинство из них продолжало эволюцию в сторону иудаизма: многие общины заимствовали элементы еврейского культа (таллит, тфиллин, соблюдение мицвот в соответствии с Галахой) и литургии (богослужение на иврите). Это процесс усилился в конце 19 в. – начале 20 в. По официальной статистике, на 1 января 1912 г. таких субботников насчитывалось 8412 человек.
| + | |
- | === Геры ===
| + | |
- | называемые также талмудистами или шапочниками (за обычай даже в доме носить головной убор). Еврейские источники говорят о многочисленных случаях прозелитизма среди русских и украинцев еще в конце 18 в. – начале 19 в. Так, в жизнеописании рабби Нахмана из Брацлава «Хаей Махаран» (1874) Н. Штернхарца (1780–1845) говорится о том, что в 1805 г. было много случаев обращения христиан в иудаизм из-за того, что они находили противоречия в своих священных книгах. Официальная российская статистика обычно не отличала геров от субботников, строго соблюдавших мицвот без формального прохождения гиюра. На 1 января 1912 г. иудействующих, вероятно, геров, насчитывалось 12 305 человек, по переписи 1897 г. — 9232 человека. Они стремились к полному слиянию с евреями, поощряли браки с ними (не вступая в браки даже с субботниками), посылали детей в иешивы. В центрах их концентрации (Кубань, Закавказье) существовали в начале 20 в. сионистские кружки (на 1-й конференции сионистов Кавказа в Тифлисе в 1901 г. был делегат от станицы Михайловской Кубанской области З. Лукьяненко), а в селе Зима (Иркутской губернии) была сионистская организация, пославшая своих представителей на состоявшийся в 1919 г. в Томске 3-й Всесибирский сионистский съезд. Хотя их число в советское время значительно уменьшилось, в 1970–80-х гг. они продолжали существовать в Сибири (в Зиме был миньян до конца 1970-х гг.), в Воронежской и Тамбовской областях, на Северном Кавказе (район Майкопа) и в Закавказье (город Севан, бывшая Еленовка в Армении, село Привольное в Азербайджане (сейчас - один из главных центров субботников в СНГ), город Сухуми и другие населенные пункты).
| + | |
- | === Ильинка ===
| + | |
- | Особое явление представляет эволюция субботничества под руководством геров в Воронежской области (где в 1920 г. субботники проживали в 27 деревнях) в советское время. В 1920–21 гг. субботники из селений Озерки, Клеповка, Гвазда, Бутурлиновка, Верхняя Тишанка и др. переселились на бывшие помещичьи земли, где образовали два отдельных селения — Ильинка и поселок Высокий. Изолированность проживания, сплоченность и сильное духовное руководство привели к тому, что большая их часть полностью восприняла ортодоксальный иудаизм и отождествила себя с евреями. В 1920-х гг. в Ильинке возникла сельскохозяйственная коммуна (с субботним выходным днем) под названием «Еврейский крестьянин» (так первоначально назывался и колхоз, который после укрупнения вошел в колхоз «Россия»). В 1920-е гг. туда для помощи в религиозном воспитании и налаживании религиозной жизни неоднократно приезжали евреи. Примерно в 1929 г. в Ильинку прибыл Залман Либерман, исполнявший обязанности шохета (см. Убой ритуальный), мохела (см. Обрезание), меламеда (учителя) и хаззана. Он наладил в поселении производство цицит и таллитов (для Москвы, Ленинграда и других городов), а также поставку кашерного мяса (см. Кашрут) в Воронеж и близлежащие населенные пункты. В 1937 г. Либерман был репрессирован и погиб в заключении, синагога закрыта, изъяты четыре свитка Торы (см. Сефер-Тора), два из которых позже были возвращены. В 1930-е гг. во время оформления документов некоторые жители этих поселков (особенно Ильинки) настаивали на записи «еврей» в актах гражданского состояния в графе «национальность». По данным исследования, проведенного в 1960-х гг. Институтом этнографии АН СССР, даже в менее ортодоксальном Высоком в 1963 г. из 247 мальчиков дошкольного возраста лишь 15 не были обрезаны, а в 1965 г. в Иом-Киппур в этом поселении никто не вышел на работу. В Ильинке обязательно обрезали всех новорожденных мальчиков (для этого ездили в Воронеж и на Кавказ), не было ни одного случая смешанного брака, соблюдались суббота и праздники, а также частично кашрут (только в домашних условиях). В 1973–91 гг. большинство жителей Ильинки уехали в Израиль.
| + | |
- | === Субботники-караимиты ===
| + | |
- | В Тамбовской губернии их называли староиудеями или бесшапочными. Они не признают Талмуд и единственным источником веры считают Ветхий завет. Секта возникла около 1880 г. под влиянием крымских караимов. На 1 января 1912 г. их насчитывалось 4092 человек В 1905–12 гг. в секту по официальным данным перешло 30 человек (в этот период, правда, со значительными оговорками, допускалось принятие христианами нехристианских вероисповеданий, с 1913 г. правила ужесточились). В 1910-х гг. у этих субботников была религиозная и литургическая караимская литература на русском языке, они проживали в Саратовской, Тамбовской и Астраханской губерниях, на Алтае и в Кубанской области. В 1960-х гг. были случаи, когда представители секты, проживавшие в Астрахани и Волгограде, записывались караимами.
| + | |
- | | + | |
- | К христианским толкам субботников относятся:
| + | |
- | === Субботники-молокане ===
| + | |
- | представляют один из толков в молоканстве. Еще в ранний период в молоканстве, основанном С. Уклеиным в 18 в., было заметно сильное влияние иудаизма. Однако Уклеин из-за трудности исполнения законов и запретов иудаизма не решился предписать их исполнение всей общине, хотя наиболее близкие его ученики стали их соблюдать. Его преемник Сундуков (Саратовская губерния) выступил за более решительное сближение с иудаизмом, чем вызвал раскол в секте. Последователи Сундукова получили название субботники-молокане, они ввели в обычай празднование субботы и др. иудейских праздников и придерживались ветхозаветных пищевых запретов, хотя признавали и Евангелие. На 1 января 1912 г. субботников-молокан насчитывалось 4423 человек. По сути, субботники-молокане представляли собой секту, промежуточную между христианством и субботничеством (иудействующими). В другом молоканском толке — прыгунов — в 1860–70-х гг. возникло движение за принятие Закона Моисеева, появились библейские имена, отмечались суббота и некоторые ветхозаветные праздники и велись споры о необходимости обрезания. Как отмечал Н. Дингельштадт («Закавказские сектанты в их семейном и религиозном быту», СПб., 1885), многие прыгуны «серьезно подумывают о переходе в субботники, признавая их веру более правою и согласною с Писанием». Многие из субботников-молокан и прыгунов впоследствии переходили в иудейское субботничество и даже становились герами.
| + | |
- | | + | |
- | === Христианские субботники ===
| + | |
- | секта, возникшая в Тамбовской области в 1926 г. как ответвление адвентизма
| + | |
- | | + | |
- | == Субботники и евреи ==
| + | |
- | | + | |
- | Уже с самого начала XIX в. субботники вступают в контакты с ашкеназскими евреями, жившими вне [[Черта оседлости|черты оседлости]], и с крымскими [[Караимы (этнос)|караимами]]. В конце XIX — первой половине XX в. почти в каждой общине субботников (иудействующих) жили евреи, выполнявшие обязанности учителей, шойхетов, раввинов. С другой стороны, во многих еврейских общинах за пределами [[Черта оседлости|черты оседлости]] иудействующие, переселявшиеся в города, были приняты в качестве полноправных членов. Однако полной ассимиляции иудействующих ашкеназскими евреями не произошло: вступая в браки с [[Ашкеназы|ашкеназами]] и с горскими евреями, считая себя частью еврейского народа, иудействующие сохранили свое особое групповое самосознание. Это проявляется, в частности, в самоназваниях «[[Гиюр|геры]]» или «гейрим» (ими часто пользуются субботники, чтобы отличить себя от «природных евреев») и в нарративных практиках современных геров и субботников, противопоставляющих свою приверженность религии недостаточно ревностному, с их точки зрения, соблюдению «закона» или даже атеизму нынешних евреев. Эти и другие особенности группового самосознания иудействующих воспринимаются зачастую современными русскими или израильскими евреями (особенно — далекими от религии) как признак «сектантства».
| + | |
- | | + | |
- | == Субботники в XX веке ==
| + | |
- | | + | |
- | Манифест о свободе совести (17 апреля 1905 г.) положил конец всем законам, направленным против субботников. Однако администрация, часто смешивая их с евреями, применяла к ним ограничения и министерство внутренних дел было вынуждено в циркулярах от 1908 г. и 1909 г. разъяснить, что иудействующие имеют одинаковые права с коренным населением. К началу XX века общины субботников существовали в 30 губерниях Российской империи и насчитывали десятки тысяч человек.
| + | |
- | | + | |
- | В 1920–21 гг. субботники [[Воронежская губерния|Воронежской губернии]] из селений Озерки, Клеповка, Гвазда, Бутурлиновка, Верхняя Тишанка и др. переселились на бывшие помещичьи земли, где образовали два отдельных селения — [[Ильинка (Таловский район, Воронежская область)|Ильинка]] и поселок Высокий. Изолированность проживания, сплоченность и сильное духовное руководство привели к тому, что большая их часть полностью восприняла ортодоксальный иудаизм и отождествила себя с евреями. В 1920-х гг. в Ильинке возникла сельскохозяйственная коммуна (с субботним выходным днем) под названием «Еврейский крестьянин» (так первоначально назывался и колхоз, который после укрупнения вошел в колхоз «Россия»). В 1920-е гг. туда для помощи в религиозном воспитании и налаживании религиозной жизни неоднократно приезжали евреи.
| + | |
- | | + | |
- | В 1937 г. синагога в Ильинке была закрыта, изъяты четыре свитка [[Тора|Торы]], два из которых позже были возвращены. В 1930-е гг. во время оформления документов некоторые жители вышеуказанных поселков (особенно Ильинки) настаивали на записи «[[Евреи|еврей]]» в актах гражданского состояния в графе «национальность». По данным исследования, проведенного в 1960-х гг. [[Институт этнографии АН СССР|Институтом этнографии АН СССР]], даже в менее ортодоксальном Высоком в 1963 г. из 247 мальчиков дошкольного возраста лишь 15 не были обрезаны, а в 1965 г. в [[Йом-Киппур|Йом-Киппур]] в этом поселении никто не вышел на работу. В [[Ильинка (Таловский район, Воронежская область)|Ильинке]] обязательно обрезали всех новорожденных мальчиков (для этого ездили в [[Воронеж|Воронеж]] и на [[Кавказ|Кавказ]]), не было ни одного случая смешанного брака, соблюдались суббота и праздники, а также частично [[Кашрут|Кашрут]] (только в домашних условиях).
| + | |
- | | + | |
- | В 1973–91 гг. большинство жителей [[Ильинка (Таловский район, Воронежская область)|Ильинки]] уехали в [[Израиль|Израиль]].
| + | |
- | | + | |
- | В настоящее время еврейские обряды среди субботников СНГ частично соблюдают только немногие старухи. Многие субботники после распада СССР и либерализации религиозной жизни присоединились к протестантским движениям в христианстве.
| + | |
- | | + | |
- | == Литература ==
| + | |
- | | + | |
- | == Ссылки ==
| + | |
- | | + | |
- | *{{ЭЕЭ|13964|Субботники}}
| + | |
- | *[http://lvov.judaica.spb.ru/subbotniki.shtml Субботники]
| + | |
- | * [http://brockhaus-efron-jewish-encyclopedia.ru/beje/04-4/144.htm Статья "Геры" в Еврейской энциклопедии Брокгауза-Ефрона]
| + | |
- | * [http://brockhaus-efron-jewish-encyclopedia.ru/beje/07/048.htm Стать "Жидовствующие" в Еврейской энциклопедии Брокгауза-Ефрона]
| + | |
- | *[http://www.russ.ru/layout/set/print//politics/reakcii/russkaya_religiya_car_duhov_i_vozhd_sionskogo_naroda «Русская религия: царь духов и вождь сионского народа»], [[Авраам Шмулевич|Авраам Шмулевич]]. «Русский журнал», 12 февраля 2007 г.
| + | |
- | *[http://old.russ.ru/antolog/vek/1991/09/litvin.htm Андрей Литвин "Еврейский Иван.Русские иудаисты из-под Воронежа"]
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Category:Иудействующие_движения,криптоиудеи]]
| + | |
- | [[Категория:История евреев Российской империи]]
| + | |
- | [[:Категория:Иудаизм в Российской империи]]
| + | |
- | [[:Категория:Иудаизм в СССР]]
| + | |