|
|
(1 промежуточная версия не показана) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье| ТИП СТАТЬИ = 4
| + | #redirect [[:ej:Степинац, Алоизие]] |
- | | АВТОР1 =
| + | |
- | | АВТОР2 =
| + | |
- | | АВТОР3 =
| + | |
- | | СУПЕРВАЙЗЕР =
| + | |
- | | ПРОЕКТ =
| + | |
- | | ПОДТЕМА =
| + | |
- | | КАЧЕСТВО =
| + | |
- | | УРОВЕНЬ =
| + | |
- | | ДАТА СОЗДАНИЯ =
| + | |
- | | ВИКИПЕДИЯ =
| + | |
- | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ =
| + | |
- | }}
| + | |
- | [[Файл:Stepinac.jpg|thumb|right|Кардинал А. Степинац]] | + | |
- | Его Высокопреосвященство кардинал '''Алои́зие Сте́пинац''' ({{lang-hr| Alojzije Stepinac}}), (8 мая 1898, Брезарич, [[Хорватия]] — 10 февраля 1960) — архиепископ [[Загреб]]а, кардинал, причислен Католической церковью к лику блаженных.
| + | |
- | | + | |
- | == Биография ==
| + | |
- | Алоизие Степинац родился в 1898 году в деревне Брезарич, в 40 километрах от [[Загреб]]а, в большой семье (кроме него было ещё 7 детей). После окончания гимназии в Загребе в 1916 году хотел поступить в семинарию, однако был призван в [[Австро-Венгрия|австрийскую]] армию и отправлен на итальянский фронт, где вскоре попал в плен. В начале 20-х годов вернулся в [[Хорватия|Хорватию]], включённую после первой мировой войны в состав Королевства сербов, хорватов и словенцев, позднее Королевства Югославия, и поступил на факультет теологии Загребского Университета. В 1926—1931 годах продолжал обучение в [[Рим]]е, после чего получил докторскую степень по философии и теологии и принял духовный сан.
| + | |
- | | + | |
- | Несколько лет он работал в Загребе помощником загребского архиепископа Антуна Бауэра. В 1934 году Степинац стал епископом, а в 1937 году, после смерти Бауэра, стал загребским архиепископом.
| + | |
- | | + | |
- | После начала [[Вторая мировая война|второй мировой войны]] Хорватия оказалась оккупированной гитлеровской армией, власть в стране перешла к фашистскому движению [[усташи|усташей]], объявивших о создании «Независимого государства Хорватия». Степинац поначалу приветствовал усташей и восстановление хорватской независимости. Он, как и многие хорваты, видел в усташах силу, способную восстановить независимость страны и освободить её от подчинения сербам. За несколько недель до начала войны он сделал в личном дневнике запись: {{цитата|Хорваты и сербы из двух разных миров, два разных полюса; они никогда не найдут общего языка, если только не произойдет чудо Божие. Эта схизма величайшее зло в Европе, может быть, даже большее чем протестантизм. Тут нет морали, нет принципов, нет правды, нет справедливости, нет честности...<ref>Diary Entry for 28 March 1941 quoted in Dedijer along with a photograph of the original entry in Stepinac's handwriting p. 142.</ref>}}
| + | |
- | 28 апреля 1941 года, через 11 дней после капитуляции Югославии, он издал пастырскую энциклику, которая обязывала католиков страны поддерживать усташей и созданное ими независимое хорватское государство.
| + | |
- | [[Файл:Alojzije_Stepinac_meets_Ante_Pavelić.jpg|thumb|right|А. Степинац и лидер усташей А. Павелич]]
| + | |
- | | + | |
- | Отношение архиепископа к режиму усташей начало меняться после разворачивания ими в стране террора против сербов, евреев и цыган. Поначалу Степинац писал к лидеру усташей [[Павелич, Анте|Анте Павеличу]] письма, в которых описывал усташеские преступления, добавляя «Я уверен, что это происходит вне вашего знания». Убедившись, что письма остаются без ответа, Степинац начал произносить в загребском соборе проповеди, направленные против принципов усташеского нацизма. В проповеди от 14 марта 1943 г. он говорил: {{цитата|Каждый человек, независимо от того к какой расе и народу он принадлежит, несет на себе печать Бога-Творца и имеет свои неотъемлемые права, которые от него не может самовольно отнимать или их ограничивать никакая человеческая власть}}<ref name=autogenerated1>[http://www.hic.hr/books/stepinac/english/fourth.htm * * *Statements about and by Stepinac * *<!-- Заголовок добавлен ботом -->]</ref>. За время правления усташей Степинац спас от смерти большое число евреев, укрыв их в церковных владениях<ref>[http://www.croatianhistory.net/etf/jews.html Cardinal Alojzije Stepinac and saving the Jews in Croatia during the WW2]</ref>; с его ведома католическая благотворительная организация «[[Каритас]]» спасла более 1000 сербских сирот. С другой стороны, Степинац оправдывал практику насильственного крещения и перевода в католицизм, что позднее ему ставилось в вину. {{цитата|Роль и задача христиан — спасать людей. Когда эти грустные и дикие времена пройдут, те кто пришёл в нашу Церковь по вере — останутся. Остальные же вернутся в свои церкви, когда опасность минует<ref>Alexander, S. The Triple Myth. A life of Archbishop Alojzije Stepinac, New York.</ref>}}
| + | |
- | | + | |
- | После окончания второй мировой войны к власти в Югославии пришли коммунисты, начавшие политику преследования Церкви. Степинац резко критиковал гонения, 23 сентября 1945 года он подписал письмо католических епископов Югославии, где выражался протест коммунистическому правительству [[Тито, Иосип Броз|Тито]] против закрытия церквей и преследования духовенства. В следующем году он был арестован и обвинён в сотрудничестве с усташами, после чего приговорён к 16 годам тюрьмы. Многие как в Хорватии, так и за пределами страны, считали этот приговор местью режима Тито за критику. Югославский коммунист [[Джилас, Милован|Милован Джилас]] говорил: {{цитата|Сказать правду, я думаю, и не только я, что Степинац – цельный человек, с твёрдым характером, которого невозможно сломать. Он был действительно несправедливо обвинён, но сколько раз случалось в истории, что люди были осуждены исходя из политической необходимости<ref name=autogenerated1 />}}.
| + | |
- | | + | |
- | 5 лет он провёл в тюрьме Лепоглава, затем был переведён под домашний арест в родное село. В 1953 году Папа Римский [[Пий XII (папа римский)|Пий XII]] возвёл Степинаца в звание кардинала, однако находящийся под арестом кардинал так и не смог лично участвовать в церемонии. 10 февраля 1960 года Степинац скончался от болезней, полученных им в тюрьме.
| + | |
- | | + | |
- | == Степинац и евреи ==
| + | |
- | Сразу же после создания Независимого государства Хорватии режим [[Усташи| усташей]], поддерживаемый нацистской Германией начал систематические гонения на евреев, а затем и цыган ''(см. статью [[Катастрофа в Независимом государстве Хорватии]])'' и преследование сербов.
| + | |
- | | + | |
- | Католическая церковь протестовала против этих мер, наиболее активен в этом был архиепископ Алоизие Степинац. Он решительно осуждал расистскую теории и практику, основанную на ней, и старались помочь в некоторых случаях. В этом он имел лишь ограниченный успех, но несколько сотен евреев были спасены благодаря его личным действиям, усилиям других священников и представителя Святого Престола в НГХ. Есть мнения, что ни он, ни Католическая Церковь в целом не сделали всего, что они могли и должны были.
| + | |
- | | + | |
- | Степинац осуждал расизм ещё до войны, например, в проповеди на Рождество 1938 года в соответствии с энцикликой ''Mit brenender Sorge'' от 1937 года, в которой Папа [[Пий XI]] осуждает расизм и националистическое учение в целом. ''(Гольдштейн, стр. 42).''
| + | |
- | | + | |
- | === Католическая церковь в Хорватии и преследования евреев ===
| + | |
- | Церковь возражала против расиситских законов, в которых евреями объявлены и христиане, даже те, у кого оба родителя были крещены, и которые не имели больше связей с иудаизмом. Этот расовый подход нацизма в Германии ([[Нюрнбергские законы]]) сильно отличается от классического обоснования преследования евреев, которые были основаны на вере.
| + | |
- | | + | |
- | [[Юре Кришто]] объясняет, что католическая керковь в Хорватии в основном ограничивалась защитой католиков не из-за эгоизма и ограниченности, а потому, что у неё не было возможности защитить от преследования всех.
| + | |
- | | + | |
- | Везде в Европе под нацистским контролем церковь пыталась защитить по крайней мере крещеных евреев. О её политике ведутся споры и в других местах, не только в Хорватии, с аргументами осуждения и защиты.
| + | |
- | | + | |
- | Уже 23 апреля 1941 года, когда Степинац услышал, что готовились расовые законы, он написал министру внутренних дел [[Артукович, Андрей|Андрею Артуковичу]], прося принять во внимание тех евреев, которые стали христианами.
| + | |
- | | + | |
- | === Письмо Андрею Артуковичу от 22 мая 1941 ===
| + | |
- | В день объявления в том, что евреи должны носить желтую повязку со знаком, 22 мая 1941 года Степинац снова написал Артуковичу. Жаловался на "всё более и более строгие правила, касающиеся одинаково виноватых и невинных". Тем не менее, в принципе поддерживает необходимость положения о защите государства от ''ненародных и противонародных элементов'': "Само собой разумеется, что все будут одобрять усилия, чтобы в единой народной державе властвовали сыны того народа, и чтобы удалить все вредные эффекты, которые разлагают народный организм. Каждый наверняка одобрит, что досояние государства будет в национальных руках, чтобы не допустить накопления капитала у ненародного и противонародного элемента, и что иностранные элементы не правят государством и народом".
| + | |
- | | + | |
- | Тем не менее, при принятии таких порядков должны соблюдаться нормы гуманности и морали: "Если представители других национальностей или других рас лишены всякой возможности существования, и что они отмечены знаком позора, это ведь вопрос гуманности и вопрос морали. А моральные законы распространяются не только на частную жизнь, но также и на государственную службу".
| + | |
- | | + | |
- | С учётом существующего положения и отсутствия ревльной перспективы его изменения, Степинац апеллировал к Артуковичу и пытался его ублажить. "Прошу Вас, господин министр, приказать, чтобы соответствующие законы против евреев и остальные аналогичные законы (меры против сербов, и т.д.) проводились так, чтобы в каждом человеке уважали личность и человеческое достоинство. (...) В частности, я прошу вас, господин министр, принимать во внимание крещёных членов еврейской расы".''(Кришто, 2, док. № 30, ул. 50-51)''
| + | |
- | | + | |
- | === Письмо Артуковичу от 30 мая 1941 г. ===
| + | |
- | Чуть позже, 30 мая 1941 года, Степинац послал другое подробное письмо Артуковичу, пытаясь защитить "католиков, которые перешли в католицизм из еврейской религии» и «некоторые другие важные интересы католичества и католической церкви". Не упоминая термина "арийство", или законов, направленных против еврейской общины, "против той общины, от которой хорватский народ хочет защититься этими законами", говорит, чтобы при ''применении законодательства о защите арийской крови и чести хорватского народа'' было гарантировано, что они не будут применяться в полном объеме, или совсем не будут, к католикам-неарийцам.
| + | |
- | | + | |
- | Евреи, которые приняли католицизм, тем самым "засвидетельствовали, что они хотят полностью ассимилироваться с народом, в котором живут". Степинац указывает на то, что "католицизм был фактором сплочения и ассимиляции, который связывает отдельные компоненты нашего хорватского народа в одно целое и который национализировал некоторые иностранные элементы". Хотя они не были арийцами, они должны быть отделены от еврейской среды "из-за их обращение в христианство, они берут на себя презрение и насмешки (...) как у первых веков христианства и по сей день во всем мире в любых аналогичных случаях". Они должны быть защищены, как католики, а также потому что они показывают "положительные арийские качества".
| + | |
- | | + | |
- | === Письмо Анте Павеличу 21 июля 1941 г. ===
| + | |
- | По поводу отправки сербов и евреев в лагеря Степинац направил письмо правителю [[Анте Павелич|Анте Павеличу]] 21 июля 1941 года. В принципе не возражал против отправки в лагеря, но призывал к гуманному обращению во время транспортировки, а также, чтобы заключенным обеспечивали достаточное питание, медицинскую помощь и возможность контактов с семьей. Только обращённые в католичество (то есть, евреи, перешедшие в католицизм) и пожилые, слабые, больные и дети должны быть избавлены от депортации. Когда обращённые уже прибудут в лагеря, просил отделить их от евреев религии Моисея.
| + | |
- | | + | |
- | Это письмо в историографии, публицистике и пропаганде вызвало много споров. Те, кто осуждает Степинаца, говорят, что это доказательство лицемерия, учитывая, что сама идея «концентрационных» лагерей не подвергается возражениям, а также принимая во внимание, что массовые ликвидации в то время уже происходили. Но оно может быть истолковано как свидетельство подлинной заботы и попытки в обстоятельствах, когда церковь не имеет реального влияния, по крайней мере несколько облегчить человеческие страдания, уговаривая тех, кто имеет власть: "Обращаю внимание сразу, что я убежден, что эти явления происходят без Вашего ведома, и что вряд ли найдётся человек, который будет иметь мужество, чтобы предупредить Вас о них".<ref>''(Кришто 2, документо ном. 64, стр. 77-78)''</ref>
| + | |
- | | + | |
- | === Проповеди против расизма ===
| + | |
- | В своих проповедях и выступлениях, а также в более поздних служебных письмах Степинац выступал шире и острее, заступаясь за всех жертв преследований.
| + | |
- | | + | |
- | Большое влияние имела проповедь, которую произнёс Степинац на празднике Христа-Царя, 25 октября 1942 года. Он решительно воспротивился теории высших и низших рас и народов, и практике, которую проводят по этой теории.
| + | |
- | | + | |
- | "Первое, что мы говорим, что все народы стоят перед Богом, без исключения. (...) Второе, что мы говорим в том, что все народы и расы созданы Богом. На самом деле есть только одна раса, Божья раса. (...) В-третьих, мы утверждаем, что каждый народ и каждая раса, которая существует на земле, имеет право на жизнь, достойную человека и на обращение, достойное человека".
| + | |
- | | + | |
- | Степинац отметил, что церковь поднимает голос против большевиков, масонов, в том числе «их наёмной прессы», а затем возвращается к основной теме: "Никто не имеет права убивать сам или в обрекать на смерть представителей других рас и национальностей. Это может только легитимная власть, если кто-то виноват и заслуживает наказания за это". В этот раз он упоминает "народ", явно в виду преследование сербов.<ref>''(Кришто 2, документ ном. 216, стр. 224-225)''</ref> Французский консул (вишистского режима) перевел на французский язык эту проповедь и отправил её в свое правительство; таким образом она сохранилась во французском архиве.
| + | |
- | | + | |
- | Столь же решительное осуждение было в проповеди 14 марта 1943 г. Против расистских теорий и практики, подчеркивалось достоинство каждого человека и "неотъемлемые права человека", которые из него происходят. "Каждый человек, независимо от того, к какой расе или нации он принадлежит, независимо от того, закончил он университет в каком-нибудь культурном центре Европы, или ходит на охоту для пропитания в джунглях Африки, каждый из них в равной степени несет на себе печать Бога-Творца и имеет неотъемлемые права, которые у него не может отнять или произвольно ограничивать любая человеческая власть. "(соч. стр. 304)
| + | |
- | | + | |
- | === Представитель Святого Престола в НГХ ===
| + | |
- | Евреями в НГХ занимался и представитель Святого Престола в НГХ Марконе и его секретарь Дж. Массучи. Марконе в июле 1942 года разговаривал с ''Евгеном Дидо Кватерником''. В письме на имя Святого Престола от 17 июля 1942 года он пишет, что "правительство Германии приказало вышеуказанному (''Кватернику''), чтобы в течение шести месяцев все евреи, проживающие в хорватском государстве, были переданы в Германию, где, согласно тому, что мне уже сказал сам Кватерник, в последнее время убили два миллиона евреев".<ref>''(Кришто 3, стр. 290-291)''</ref> Это, кажется, первые для в Святого Престола сведения о реализации «окончательного решения» в Германии.
| + | |
- | | + | |
- | === Особая помощь евреям ===
| + | |
- | Восьмой мая 1943 года. Степинаца поддержал просьбу еврейской религиозной общины Загреба предоставит работу тем, кто ещё остался на свободе. Степинац и Марконе приняли к себе евреев-католиков (выкрестов), но безрезультатно: все они в мае 1943 г. были арестованы и доставлены в Германию. Остались только те, кто состоял в смешанных браках.<ref>''(Кришто, стр. 310)''</ref>
| + | |
- | | + | |
- | Старанием Степинаца были спасены старики и старухи, которые жили в еврейском доме престарелых ''Лавослав Шварц''. 8 декабря 1943 года всех жителей дома Степинац перевёз в церковное имение в Брезовице, где он отгородил ещё одно помещение и заботиться о них до конца войны.<ref>''(Кришто, с. 313 )''</ref> [[Славко Гольдштейн]] заявил, что швейцарская иудейская община присылали деньги на их существование, но он признает это дело Степинаца.
| + | |
- |
| + | |
- | === Епископская конференция ===
| + | |
- | Хорватская конференция епископов собралась на своё первое заседание с момента создания НГХ, опубликованное 18 ноября 1941 года. Резолюция, которую она приняла, требовала, чтобы антиеврейские меры не применяются в отношении евреев, которые перешли в католичество.<ref>''(Кришто, с. 281-282)''</ref>
| + | |
- | | + | |
- | Была ли это мягкотелая реакция, учитывая тот факт, что геноцид был уже в стадии реализации, с пытками и массовыми убийствами? Епископы были проинформированы об этом: как раз перед конференцией Степинац слышал от беглеца из лагеря [[Ясеновац]] об ужасах, которые происходят в нём. Заплакал и поделился его показаниями с епископами. Но, по словам Кришто, и он, и другие знали, что они ничего не могут сделать, и поэтому ничего об этом публично даже не говорили.
| + | |
- | | + | |
- | == Оценка деятельности Степинаца и церкви ==
| + | |
- | К сожалению, эти усилия имели лишь ограниченный успех. Несколько сотен евреев из НГХ пережили войну благодаря усилиям Степинаца, других хорватских священников и представителей Ватикана.
| + | |
- | | + | |
- | Может создаться впечатление, что выступления и действия Алоизие Степинаца, епископской конференции Хорватии и Ватикана были мелкими, несовершенными и ограниченными. Против этого можно возразить, что они зная ситуацию, пытались достичь того, что было реально возможно.
| + | |
- | | + | |
- | Степинац открыто и решительно осудил расистскую теорию и шовинистическую идеологию, на основании которых преследовали как евреев, так и сербов. Церковь имела свои ограничения, предубеждения и интересы, но за преступления геноцида, совершенного нацистами и усташами, она не может отвечать.
| + | |
- | | + | |
- | === (Не) Праведник народов мира ===
| + | |
- | Дважды было представлено предложение израильскому мемориальному центру [[Холокост]]а [[Яд Вашем]], чтобы Степинацу за его достижения в спасении евреев было присвоено звание [[Праведник народов мира]]. В первый раз в год 1970 предложение представил Амиэль Шомрони, который в 1941-1943 был секретарем главного раввина [[Загреб]]а [[Фрейбергер, Мирослав Шалом|Мирослава Шалома Фрейбергера]] и лично исполнял функции посредника между двумя религиозными лидерами.
| + | |
- | | + | |
- | Второй раз предложение представил он же в 1994 г. вместе с Игорем Примораком. Предложение было отклонено и на этот раз. Не отрицается факт, что он помогал евреям, но отрицается, что он делал это, подвергая опасности свою собственную жизнь, что является одним из условий предоставления звания [[Праведник мира|Праведника мира]].
| + | |
- | | + | |
- | == Оценка деятельности ==
| + | |
- | [[Файл: Blazeni Kardinal Alojzije Stepinac Rijeka 0308.jpg|thumb|right|Витраж с изображением блаженного А. Степинаца ([[Риека]])]]
| + | |
- | Ни одна другая фигура в хорватской истории XX века не вызывала столько противоречивых оценок, как кардинал Степинац. Эпитеты, употребляемые в его адрес, варьируются от «святой» до «военный преступник».
| + | |
- | | + | |
- | Апологеты деятельности кардинала подчёркивают, что в тяжелейших условиях, когда у власти в стране последовательно находились два тоталитарных режима, Степинац вёл себя с неизменным достоинством. Он протестовал как против усташеских преступлений против человечества, так и против коммунистических гонений на церковь. Также в заслугу ему ставят действия по спасению тысяч евреев и сербов во время нацистского террора. Многие считают Степинаца мучеником, пострадавшим от рук коммунистического режима.
| + | |
- | | + | |
- | Обвинители Степинаца настаивают, что своей поддержкой усташеского режима в начале войны он в немалой степени способствовал своим авторитетом его утверждению у власти. Более поздние протесты архиепископа были проигнорированы не только усташами, но и некоторыми рядовыми католическими клириками, сотрудничавшими с ними. Также в вину Степинацу ставят практику насильственного перевода сербов в католицизм во время террора, которую архиепископ поддерживал и считал способом сохранения жизней жертв террора.
| + | |
- | | + | |
- | == Прославление ==
| + | |
- | В 1998 году кардинал Алоизие Степинац был беатифицирован папой [[Иоанн Павел II (папа римский)|Иоанном Павлом II]] во время визита в Хорватию. На церемонии беатификации папа сказал: «Он прекрасно знал, что правда не может быть предметом торговли, поскольку она не подвержена переговорам. Поэтому он сопротивлялся страданию, чтобы не предать собственную совесть и не изменить слову, данному Христу и Церкви». Беатификация Степинаца вызвала протест со стороны многих сербских организаций.
| + | |
- | | + | |
- | == Ссылки ==
| + | |
- | * [http://www.croatianhistory.net/etf/jews.html Cardinal Alojzije Stepinac and saving the Jews in Croatia during the WW2]
| + | |
- | * [http://hr.wikipedia.org/wiki/Stepinac_i_%C5%BDidovi Статья "Stepinac i Židovi" в хорватском разделе Википедии]
| + | |
- | | + | |
- | === Апологетика ===
| + | |
- | * [http://www.croatianhistory.net/etf/stepinac.html М. Сэйвор. А. Степинац. Слуга Бога и хорватского народа]{{ref-en}}
| + | |
- | * [http://www.hic.hr/books/stepinac/english/ Ш. Корич. Кардинал А. Степинац. Основные факты о его личности и работах]{{ref-en}}
| + | |
- | * [http://www.radiomaria.ru/programs/authors/articles/Aloizij.htm С. В. Бернадский. Незабытый и незабвенный архиепископ]
| + | |
- | | + | |
- | === Критика ===
| + | |
- | * [http://www.reformation.org/holoc10.html А. Манхэттен. Папа, Степинац и Павелич пытаются спасти Хорватию] {{ref-en}}
| + | |
- | * [http://readall.ru/lib_page_readall_92843.html Б. Станоевич. Усташский министр смерти: анатомия преступления Андрия Артуковича]
| + | |
- | | + | |
- | == Литература ==
| + | |
- | * Goldstein, Ivo: ''Antisemitizam u Hrvatskoj'', u zborniku ''Antisemitizam, holokaust, antifašizam'', Zagreb: Židovska općina Zagreb, 1996., str. 12–52.
| + | |
- | * Krišto, Jure (1): ''Katolička crkva i Nezavisna Država Hrvatska'', Knjiga prva, Zagreb: Hrvatski institut za povijest – Dom i svijet, 1998.
| + | |
- | * Krišto, Jure (2): ''Katolička crkva i Nezavisna Država Hrvatska. Dokumenti'', Knjiga druga, Zagreb: Hrvatski institut za povijest – Dom i svijet, 1998.
| + | |
- | * Krišto, Jure (3): ''Sukob simbola. Politika, vjere i ideologije u Nezavisnoj Državi Hrvatskoj'', Zagreb: Nakladni zavod Globus, 2001.
| + | |
- | *''Stepinac mu je ime'', ur.: Vinko Nikolić, Zagreb: Kršćanska sadašnjost, 1991. (reprint; prvo izdanje 1978. u Barceloni)
| + | |
- | * Štefan, Ljubica: ''[[Stepinac i Židovi (Štefan)|Stepinac i Židovi]]'', Zagreb: Croatiaprojekt, 1998.
| + | |
- | | + | |
- | == См. также: ==
| + | |
- | * [[Ясеновац]]
| + | |
- | * [[Фрейбергер, Мирослав Шалом]]
| + | |
- | * [[Катастрофа в Независимом государстве Хорватии]]
| + | |
- | | + | |
- | == Примечания ==
| + | |
- | {{примечания}}
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Персоналии по алфавиту]]
| + | |
- | [[Категория:Холокост]]
| + | |
- | | + | |
- | {{WikiCopyRight}}
| + | |