м |
|
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Соммо, Иеhуда]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Соммо, Иеhуда''' (Джуда) Леоне бен Ицхак (Sommo, Judah Leone; 1527, Мантуя, – 1592, там же; известен также как Леоне Де Соми Порталеоне, Леоне ди Соми, Леоне Эбрео де Соми, Леоне де Соммо Порталеоне), драматург и театральный режиссер, внесший большой вклад в развитие ренессансного театра, и поэт, писавший на иврите и по-итальянски.
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == Происхождение ==
| + | |
- | | + | |
- | Происходил из аристократической еврейской семьи Порталеоне, получил традиционное еврейское и светское образование и был воспитан в духе Ренессанса.
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == Творческая карьера ==
| + | |
- | | + | |
- | В ранней молодости был учителем и копиистом; изобрел особый способ производства чернил. В возрасте 25 лет написал пятиактную пьесу «Цахут бдихута де-киддушин» («Красноречивый фарс о женитьбе»), которая была первым в истории оригинальным драматическим произведением на иврите (см. [[Еврейская литература средних веков и Возрождения. Еврейская поэзия и драма в Италии]]). В 1557 г. Соммо принял участие в сатирическом литературном конкурсе на тему о женщине, представив длинную макароническую поэму «Маген нашим» («В защиту женщин»), состоявшую из чередовавшихся стансов на иврите и итальянском языке.
| + | |
- | | + | |
- | Вероятно, уже в молодости Соммо писал и ставил пьесы для придворного театра Гонзаги: еврейская община [[Мантуя|Мантуи]] была обязана ежегодно представлять перед герцогом пьесу, и эта обязанность была возложена на Соммо. В 1566 г. Соммо представил перед Чезаре Гонзагой, патроном «Академии очарованных любовью», «Диалоги об искусстве представления», за которые год спустя был удостоен чести стать единственным евреем — членом этой Академии. Позднее слава Соммо как драматурга и постановщика, а также специалиста по оформлению сцены, гриму и световым эффектам распространилась по всей Европе.
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == Деятельность в еврейской общине ==
| + | |
- | | + | |
- | Несмотря на это, Соммо оставался активным членом еврейской общины. В 1574 г. он помог [[Росси, Азария|Азарии бен Моше деи Росси]] опубликовать его труд «Меор эйнаим» («Свет очей»). Как и некоторые известные еврейские художники и актеры, Соммо был освобожден от обязанности ношения желтого [[Отличительный Знак|отличительного знака]] (эта привилегия была дана ему в 1580 г.); в 1585 г. ему было разрешено приобрести земельную собственность в [[Мантуя|Мантуе]], и на приобретенном участке он построил синагогу.
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == Литературное наследие ==
| + | |
- | | + | |
- | Литературное наследие Соммо, оставшееся в рукописи, составляло 16 томов. Среди произведений, написанных по-итальянски, – 13 пьес (комедии в прозе и стихах, пасторали и интермеццо), вышеназванные диалоги, 45 «Псалмов Давида», поэмы, канцоны и сатиры. В 1904 г. во время пожара в Национальной библиотеке Турина, где хранилось это наследие, 11 написанных по-итальянски томов погибли. Среди сочинений, написанных на иврите, сохранились «Красноречивый фарс о женитьбе» (см. выше), два коротких диалога и несколько стихотворений.
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|13898|СОММО Иехуда}}
| + | |
- | | + | |
- |
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Персоналии по алфавиту]]
| + | |
- | [[Категория:Драматурги по алфавиту]]
| + | |