Содержание трактатов Вавилонского Талмуда

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Aryeolman (Обсуждение | вклад)
 
(4 промежуточные версии не показаны)
Строка 1: Строка 1:
-
{{О_статье
+
#redirect [[:ej:Содержание трактатов Вавилонского Талмуда]]
-
|ТИП СТАТЬИ=1
+
-
|СУПЕРВАЙЗЕР=2
+
-
|УРОВЕНЬ=1
+
-
|КАЧЕСТВО=
+
-
|АВТОР1=
+
-
|АВТОР2=
+
-
|АВТОР3=
+
-
|ВИКИПЕДИЯ=
+
-
|ПРОЕКТ=
+
-
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
+
-
|ПОДТЕМА=
+
-
|ДАТА СОЗДАНИЯ=20/12/2010
+
-
}}
+
-
'''Содержание трактатов Вавилонского Талмуда '''
+
-
 
+
-
{{main|Талмуд}}
+
-
== Раздел Зра‘им (`посевы`) ==
+
-
+
-
В существующем Талмуде Бавли сохранился лишь один трактат, соответствующий этому разделу Мишны, — трактат Брахот. Существует мнение, что в Вавилонии не был создан Талмуд к этому разделу, поскольку тематика этого раздела — обсуждение законов о земледельческих работах и урожае злаковых культур в пределах Эрец-Исраэль — не была там актуальной. А также возможно, что Талмуд к трактатам раздела Зра‘им существовал, но был утерян.
+
-
 
+
-
Брахот (`благословения`). Единственный трактат этого раздела. Он включает в себя галахические дискуссии, касающиеся молитвы Шма, Амида, а также различных бенедикций и времени молитв.
+
-
 
+
-
 
+
-
== Раздел Мо‘эд (`срок`) ==
+
-
 
+
-
Раздел посвящен законам субботы и праздников. В нем формулируются законы, общие для всех праздников и специфические законы для некоторых из них.
+
-
 
+
-
Шаббат (`суббота`). Содержит детальное обсуждение законов, касающихся субботы и видов работ, запрещенных в этот день. Здесь же приведены содержание и анализ законов о празднике Ханукка.
+
-
 
+
-
Эрувин (`пределы`). Продолжение предыдущего трактата. Основная его тема — запрет на вынос предметов за пределы огороженного места в субботний день. В трактате содержатся раввинистические постановления по объединению дворов (эрув хацерот) и объединению пределов (эрув тхумин) — действиям условного характера, которые должны разрешить проблемы, возникающие из-за этого запрета.
+
-
 
+
-
Псахим. Объединяет законы праздника Песах, галахические дискуссии на различные темы: мацца, марор (см. Песах, Хамец), пасхальная жертва, принятая в эпоху скинии и храмовую эпоху, пасхальный седер, второй Песах, празднуемый 14 ияра вместо 14 нисана лицами, которым было запрещено из-за ритуальной нечистоты (см. Чистота и нечистота ритуальные) праздновать Песах в срок, установленный для всей общины.
+
-
 
+
-
Сукка. Посвящен законам праздника Суккот, содержит дискуссии относительно постройки сукки, ее формы, размеров, строительных материалов. Разбирается тематика арба‘а миним — четырех видов растений, имеющих ритуальное значение в дни Суккот; уделяется внимание жертвоприношениям этого праздника.
+
-
 
+
-
Беца (`яйцо`). Изначальное название этого трактата — Иом Тов (`праздничный день`, в данном случае — промежуточные дни паломнических праздников); со временем названием стало заглавное слово трактата. Он посвящен видам работ, запрещенным в субботу и в праздничные дни, раввинским добавлениям к запретам, которые распространяются на дни недельного и праздничного отдыха.
+
-
 
+
-
Рош ха-Шана. Содержит законы установления начала месяца и года, расчеты, лежащие в основе календаря, порядок засвидетельствования новолуния, а также молитв и трубления в шофар в Рош ха-Шана.
+
-
 
+
-
Иома (`день`). Посвящен Иом-Киппур — дню, обладающему особым галахическим статусом, в том числе храмовому ритуалу этого дня, различным аспектам жреческих действий, жертвоприношениям, роли и обязанностям первосвященника в этот день, а также устройству Храма, обрядовым предметам и вопросам ритуальной чистоты. Содержит галахические дискуссии о законах поста и чтения Торы. Особое место в трактате занимает обсуждение проблемы тшува — раскаяния и искупления греха.
+
-
 
+
-
Та‘анит (`пост`). Рассматривает законы всеобщего поста, необязательных постов, постов в случае продолжительной засухи, перечень дат, связанных с печальными событиями, и полупраздничных дней, потерявших ныне свое былое значение. Содержит материалы, относящиеся к творчеству законоучителей храмового периода.
+
-
 
+
-
Мегилла (`свиток`). Содержит законы праздника Пурим, галахические правила, касающиеся свитка Эсфири и его публичного чтения в день праздника, и другие постановления и обычаи, связанные с этим праздником.
+
-
 
+
-
Мо‘эд Катан (`краткий срок`). В трактате определены промежуточные дни паломнических праздников (хол ха-мо‘эд) и виды работ, разрешенных и запрещенных в эти дни. Включает также халаху о различных видах и периодах траура (авелут) и законы седьмого года (см. Субботний год; Лев. 25:4–7, 24).
+
-
 
+
-
Хагига (`празднование`). В трактате изложены законы, связанные с тремя паломническими праздниками: Песах, Шаву‘от, Суккот; в нем говорится об алия ле-регел — паломничестве в Иерусалим, обязательном в храмовую эпоху для взрослого мужского населения страны; о различных видах жертвоприношений (олат и шламим), законах ритуальной чистоты (тохора) и нечистоты (тум’а). Немалая часть трактата — своеобразная аггада мистического толка.
+
-
 
+
-
== Раздел Нашим (`женщины`) ==
+
-
 
+
-
Посвящен законам заключения и расторжения брака, родительским обязанностям, воспитанию детей и обучению их ремеслам (см. Родители и дети; Воспитание). Два трактата этого раздела — Недарим и Назир — не имеют прямого отношения к этой тематике.
+
-
 
+
-
Иевамот. Содержит законы, регламентирующие институт левиратного брака и халицы, перечисление факторов, препятствующих заключению законного брака, а также законов обращения в иудейство (гиюр).
+
-
 
+
-
Ктуббот (`брачные контракты`; см. Ктубба). Посвящен законам о брачных обязательствах, регламентации финансовых обязательств мужа в случае развода. Содержит также законы о наказаниях за изнасилование и совращение.
+
-
 
+
-
Недарим (`обеты`). Изложены законы принятия обетов и их аннулирования, говорится об отмене обетов судом, обетах замужней женщины, отменяемых мужем, обетах несовершеннолетней, отменяемых отцом.
+
-
 
+
-
Назир. Содержит регламентацию обета незирут (см. Назорей), галахические дискуссии о различных аспектах этого обета и связанных с ними запретов, законы различных обетов-посвящений и храмовых ритуалов.
+
-
 
+
-
Сота (`неверная жена`). Посвящен галахическим дискуссиям, вытекающим из изложенного в Торе закона об испытании и наказании жены, заподозренной в измене мужу. Здесь же законы, касающиеся возложенной на кохенов обязанности биркат-коханим, хакхел — особой церемонии субботнего года, а также законы ведения войны.
+
-
 
+
-
Гиттин (`разводы`). Содержит регламентацию процесса развода (см. Развод), правила написания разводного документа, порядок передачи его через посланца.
+
-
 
+
-
Киддушин (`браки`). Изложены различные способы заключения брака, регламентация брачных обрядов, галахические дискуссии о еврейской рабыне и еврейском рабе (см. Рабство), регламентация заповедей, обязательных для женщин.
+
-
 
+
-
 
+
-
== Раздел Незикин (`ущербы`) ==
+
-
 
+
-
Этот раздел посвящен обсуждению законов о нанесенном материальном ущербе, системе наказаний и штрафов. Здесь же приводятся основные принципы права еврейского. Трактат Авода Зара обсуждает проблемы идолопоклонства, Пиркей авот — трактат, содержащий главным образом этическое учение законоучителей Талмуда.
+
-
 
+
-
По-видимому, весь материал юридического характера, касающийся материального ущерба, первоначально входил в один трактат, который, ввиду его чрезвычайно большого объема, был затем разделен на три трактата.
+
-
 
+
-
Бава Кама (`первые врата`). Содержит общие принципы, касающиеся материального ущерба. Описаны виды материального ущерба (в том числе нанесенного непосредственно и косвенно), наказания, штрафы, обязанность возмещения нанесенного ущерба.
+
-
 
+
-
Бава Меци‘а (`средние врата`). Классифицирует имущественные споры, спорные ситуации, связанные с находками, залогом имущества, хранением имущества или денег, займом. Приводит примеры разрешения подобных споров. Трактат содержит элементы трудового законодательства, запрет взимания процентов.
+
-
 
+
-
Бава Батра (`последние врата»). Содержит законы, регламентирующие отношения компаньонов, проблему охраны имущественных прав, наследование, правила оформления ценных бумаг.
+
-
 
+
-
Санхедрин (см. Синедрион). Посвящен вопросам, находившимся под юрисдикцией Санхедрина, уголовному кодексу еврейского законодательства, проблеме органов законодательной и исполнительной власти, статусу царя и первосвященника.
+
-
 
+
-
Маккот (`порка`). Представляет собой часть предыдущего трактата, которая в какое-то время была отделена от него. Трактует вопросы вынесения приговоров и их исполнения, проблему лжесвидетельства. Содержит описание наказаний.
+
-
 
+
-
Шву‘от (`клятвы`). Регулирует отношения, связанные с клятвами: клятвы в имущественных спорах, законы, регламентирующие клятву, нарушения клятвы и связанная с этим очистительная жертва. Касается проблем ритуальной чистоты.
+
-
 
+
-
Авода Зара. Регламентирует отношение еврея ко всему, что связано с идолопоклонством: предметы поклонения, приношения и жертвы, ритуальные празднества, культовые места и строения и т. д. Предостерегает от обычаев, подобных идолопоклонству. Содержит раввинские постановления, имеющие целью свести к минимуму контакт с идолопоклонниками.
+
-
 
+
-
Хорайот (`указания`). Продолжает тему суда и судопроизводства, начатую в трактате Санхедрин. Подробно разбирает правовые и религиозно-этические аспекты неправильного решения суда.
+
-
 
+
-
 
+
-
== Раздел Кодашим (`святыни`) ==
+
-
 
+
-
Рассматривает законы жертвоприношений и храмовой службы, законы о пище (см. Кашрут и Убой ритуальный).
+
-
 
+
-
Звахим (`жертвоприношения`). Посвящен законам о различных видах жертвоприношений, законам о пище, принципам мидраш–халаха, то есть правилам извлечения халахи (см. Устный Закон).
+
-
 
+
-
Менахот (`приношения`). Содержит законы приношения от урожая злаковых и других видов урожая (см. Биккурим), описание ритуалов храмовых приношений. Здесь же — законы о тфиллин и цицит.
+
-
 
+
-
Хуллин (`буднее`). Посвящен законам о пище и законам убоя скота, дает определение понятия ритуально недозволенного — трефа. Содержит галахические дискуссии о запретах смешивать молоко и мясо, о доле кохена в приносимой жертве, о предписании шилауах ха-кен (запрет забирать птицу вместе с птенцами из гнезда).
+
-
 
+
-
Бхорот (`первенцы`). Первенцы скота подлежали принесению в жертву левитам. Основная тема трактата — определение ситуаций, в которых животное по тем или иным причинам не может быть принесено в жертву. Здесь же приведены законы ма‘асар бехема (см. Трумот у-ма‘асрот) и законы ритуального выкупа первенца.
+
-
 
+
-
Арахин (`оценки`). Содержит законы имущественных и денежных пожертвований в Храм, правила оценки жертвуемого имущества, законы юбилейного года.
+
-
 
+
-
Тмура (`замена`). Посвящен проблеме замены жертвы, которая стала непригодной, другой жертвой.
+
-
 
+
-
Критот (`отсечения`). Приводятся законы повинной жертвы (ашам), а также разбираются ситуации, в которых суд по тем или иным причинам не может вынести смертный приговор (см. Карет).
+
-
 
+
-
Ме‘ила (`злоупотребление доверием`). Обсуждает использование имущества, пожертвованного в Храм, для какой-либо иной цели. Регламентирует отношение к такому имуществу.
+
-
 
+
-
Тамид (`постоянный`). Описывает порядок храмовой службы. Законы постоянной жертвы (тамид).
+
-
 
+
-
 
+
-
== Раздел Тоhорот (`чистота`) ==
+
-
 
+
-
Этот раздел Мишны целиком посвящен теме ритуальной чистоты и нечистоты. В Вавилонском Талмуде есть только трактат Нидда из этого раздела.
+
-
 
+
-
Нидда. Содержит галахические дискуссии на тему ритуальной нечистоты женщины, связанной с месячным циклом (нидда) и не имеющей отношения к месячному циклу (зава), галахические положения, касающиеся статуса роженицы. Значительное место в трактате занимает аггада.
+
-
 
+
-
== Ссылки ==
+
-
 
+
-
{{ЭЕЭ|14021|Талмуд}}
+
-
 
+
-
[[Категория:Период Мишны и Талмуда]]
+
-
[[Категория:Иудаизм в Ираке]]
+
-
[[Категория:Еврейское право]]
+
-
[[Категория:Иешивы]]
+
-
[[Категория:Талмуд]]
+
-
[[Категория:Иудаизм]]
+

Текущая версия на 00:59, 31 мая 2013

  1. redirect ej:Содержание трактатов Вавилонского Талмуда
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация