|
|
(5 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Смоленскин, Перец]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Файл: 13862_L.jpg|thumb|250px|left|[[Смоленскин, Перец]] П. Смоленскин.]] | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Смоленскин, Перец''' (Smolenskin, Perez; 1842 или 1840, Монастырщина, Могилевская губерния, Белоруссия, – 1885, Меран, Австрия), писатель, публицист, один из предшественников движения [[Ховевей Цион]]. Писал на [[Иврит Язык|иврите]].
| + | |
- | === Становление писателя ===
| + | |
- | Учился в [[Иешива|иешиве]] в [[Шклов|Шклове]], где изучал русский и немецкий языки и познакомился с идеями [[Хаскала|Хаскалы]]. Увлечение Смоленскина светской литературой привело к тому, что он лишился материальной поддержки общины и в 15 лет был вынужден оставить иешиву. Жил у любавичских (см. [[Любавичи]]) хасидов (см. [[Хасидизм]]) в [[Витебск|Витебске]] и в [[Могилёв|Могилеве]], зарабатывая уроками иврита и проповедями в синагогах; продолжал заниматься самообразованием. В 1862 г. приехал в Одессу, где познакомился с еврейскими интеллектуалами и попробовал себя на литературном поприще. Успех первой публикации — статьи «Биккорет тихье» («Да будет критика!», 1867, приложение к [[«hа-Мелиц»]]) — укрепил Смоленскина в намерении издавать свой журнал.
| + | |
- | === Смоленскин - издатель и публицист ===
| + | |
- | Не надеясь получить разрешение на издание журнала в России, Смоленскин в 1867–68 гг. путешествовал по Германии и Австрии, встречался с раввинами как ортодоксального, так и реформистского (см. [[Реформизм В Иудаизме|Реформизм]]) направления, с еврейскими учеными и общественными деятелями и проникся неприятием религиозного реформизма в иудаизме и ассимиляторства (см. [[Ассимиляция]]). С осени 1868 г. обосновался в Вене, стал заведующим отделом печати на еврейских языках в крупной типографии. Там начал издавать журнал [[«hа-Шахар»]] (предполагался как ежемесячник), которому посвятил 18 лет жизни и в котором публиковал все свои произведения.
| + | |
- | | + | |
- | В «hа-Шахар» печатались наиболее значительные авторы того времени: [[Гордон, Иехуда Лейб|И. Л. Гордон]], [[Лилиенблюм, Моше Лейб|М. Л. Лилиенблюм]], [[Брандштедтер, Мордехай Давид|М. Д. Брандштедтер]], Д. Кахана (1838–1915), Ш. Рубин (1823–1910), [[Бен-Иехуда Элиэзер|Э. Бен-Иехуда]] и другие. Смоленскин был не только издателем, редактором и основным автором, но и корректором, а часто и наборщиком «hа-Шахар», который из-за постоянной нехватки денег выходил нерегулярно. В надежде привлечь новых читателей Смоленскин в 1878 г. издавал также еженедельную газету «hа-Маббит» (вышло всего 26 номеров) более умеренного направления, где вел политический и литературный отделы. В этой газете был опубликован знаменитый рассказ Смоленскина «Илелат hа-руах» («Завывание ветра»), который впоследствии был переведен на многие языки. В поисках средств на издание Смоленскин неоднократно ездил по странам Европы. В 1874 г. по заданию [[Альянс|Альянса]] он поехал в [[Румыния|Румынию]], чтобы представить подробный отчет о положении местного еврейства; в поездке он собрал деньги для журнала и материал для статьи («hа-Шахар», №5) о необходимости школ и еврейского просвещения для борьбы с нищетой и отсталостью.
| + | |
- | === Значение журнала, издаваемого Смоленскиным ===
| + | |
- | «hа-Шахар» имел огромное влияние на еврейскую интеллигенцию, особенно в России, где распространялась большая часть тиража. В 1880 г. Смоленскин посетил Москву и Петербург, где его тепло встретила еврейская общественность.
| + | |
- | === Смоленскин - романист ===
| + | |
- | Испытав в юности сильное влияние В. Белинского, Смоленскин декларировал необходимость дидактики в литературе. Первый роман Смоленскина — «hа-тоэ бе-дархей (в оригинале — даркей) hа-хаим» («Блуждающий по путям жизни», «hа-Шахар», №1, 1868–69, №2, 1871; отдельное издание — 1876). Жанр романа-путешествия позволил автору ввести в несколько запутанный сюжет многочисленные картины еврейской жизни в России и на Западе, в которых отразился его личный опыт и опыт его поколения. В первой части, «Хедер», Смоленскин показывает влияние религиозного фанатизма на жизнь [[Местечко|местечка]], во второй — описывает жизнь иешивы, рассказывает о воспитании вне общины похищенных еврейских мальчиков (так называемые хатуфим), которых затем отдавали в царскую армию (см. [[Кантонисты]]). В третьей части Смоленскин в негативных тонах рисует хасидов, в четвертой — не менее критически описывает евреев Западной Европы — маскилим и сторонников религиозной реформы.
| + | |
- | | + | |
- | В романе «Симхат ханеф» («Радость лицемера», начат в Одессе, окончен в Вене, 1873) Смоленскин обличает образ жизни иешивы и в качестве светлой альтернативы ее ригористскому духу предлагает осваивать гуманистические ценности западной культуры. Среди героев книги — просвещенные евреи Одессы. Один из них ищет в жизни лишь наслаждений, другой озабочен будущим своего народа. В основе сюжета повести «Квурат хамор» («Ослиное погребение», 1874, русский перевод в [[«Рассвет»|«Рассвете»]], 1881) лежит реальное происшествие в Шклове: руководство [[Кагал|кагала]] в борьбе с инакомыслящим прибегло к клевете, пошло на убийство и надругательство над мертвым, не удостоив его даже места на кладбище.
| + | |
- | === Рассказы Смоленскина ===
| + | |
- | Цикл рассказов «Гаон ва-шевер» («Гордыня и погибель», 1874) построен как признания десяти состоятельных евреев, плывущих на корабле из Европы в Америку. Во время экономического кризиса в Австрии в 1873 г. все они были отвергнуты австрийским обществом, в котором, казалось бы, так успешно сумели ассимилироваться. Роман «Гмул иешарим» («Воздаяние прямодушным», 1876) посвящен судьбе евреев, участвовавших в польском восстании 1863–64 гг. (см. [[Польша]]). Несмотря на счастливый конец, вывод автора однозначен: живя среди чужих народов, евреи неизменно окажутся страдающей стороной, независимо от выбранной ими позиции по отношению к этим народам.
| + | |
- | === Публицистика Смоленскина ===
| + | |
- | Публицистика Смоленскина в период обесценивания идей Хаскалы, на практике приводивших к ассимиляторству, пропагандировала традиционные национальные ценности с позиции просвещенного человека своего времени. Историко-философская работа «Ам олам» («Вечный народ», «hа-Шахар», 1872) критикует «реформу» немецких раввинов, возникшую вне связи с эволюцией коллективного сознания верующих, и [[Мендельсон, Моше|М. Мендельсона]], которого Смоленскин обвинил в выхолащивании религии до мертвой обрядности. В качестве позитивной программы Смоленскин предлагал возводить здание национальной культуры на фундаменте религиозного наследия. Статья «Ам олам» вызвала бурную полемику. [[Фришман, Давид|Д. Фришман]], в частности, обвинил Смоленскина в переписывании идей [[Гесс|М. Гесса]] из работы «Рим и Иерусалим». Смоленскин ответил статьями «Эт лаасот» («Время делать», «hа-Шахар», 1873) и «Эт латаат» («Время насаждать», «hа-Шахар», 1875–78), посвященными «губительному влиянию идей Мендельсона на западноевропейское еврейство». Смоленскин называл евреев «ам hа-руах» («духовная нация») и утверждал, что их судьба — не физическая работа на собственной земле, а духовное творчество, в котором лишенный земли народ реализует себя на основе языка иврит как объединяющего начала. Популярность Смоленскина росла, и его противники даже сочли необходимым создать для борьбы со Смоленскиным специальную трибуну (журнал «hа-Бокер ор», 1876).
| + | |
- | | + | |
- | === Пропаганда идеи о скорейшем переселении евреев в Эрец-Исраэль ===
| + | |
- | После погромов в России в 1881 г. Смоленскин пересмотрел свои взгляды и начал активно пропагандировать идею о скорейшем переселении евреев в Эрец-Исраэль (25 статей на эту тему в последних номерах «hа-Шахар»). Смоленскин также утверждал, что в ближайшее столетие евреям Европы грозит неизбежная гибель от рук антисемитов. Эти статьи Смоленскина побудили многих маскилим примкнуть к движению [[Хиббат Цион]], а его идеи получили дальнейшее развитие в творчестве [[Ахад-hа-Ам|Ахад-hа-Ама]].
| + | |
- | | + | |
- | Смоленскин вступил в переписку с многими влиятельными людьми и организациями, выясняя возможности основания в Эрец-Исраэль еврейских поселений. По инициативе Смоленскина общество Ховевей Цион на Западе, с которым у него были тесные связи, стало называться «Кадима».
| + | |
- | | + | |
- | В последние годы жизни Смоленскин тяжело болел и скончался в санатории в Южном Тироле. Писатель работал до последнего дня: закончил роман «hа-иеруша» («Наследие», 1876–84) — первый на иврите социальный роман, в котором отразились впечатления от поездки в Румынию. Первым сионистским романом считается написанный под влиянием встреч с евреями России и погромов роман «Некам брит» («Отмщение Завета», 1884; русский перевод — в «Еврейском ежегоднике», 1901).
| + | |
- | | + | |
- | Вскоре после смерти Смоленскина петербургская группа Общества любителей древнееврейского языка приступила к изданию собрания сочинений Смоленскина, куда вошли все его художественные произведения и отдельные статьи. Позднее [[Бреннер, Иосеф Хаим|И. Х. Бреннер]] назвал творчество Смоленскина «криком национальной боли».
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|13862|СМОЛЕНСКИН Перец}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Сионизм]]
| + | |