|
|
(8 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{ElevenConsolidate| or [[Смерть Авраама]] or [[Смерть Авраама]] or [[Смерть Авраама]] or [[Смерть Авраама]] or [[Смерть Авраама (апокриф)]] or [[Смерть Авраама (апокриф)]] or [[Смерть Авраама (апокриф)]] or [[Смерть Авраама (апокриф)]]}}{{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Смерть - трактовка в еврейской традиции]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Смерть''' (מָוֶת, мавет). В [[Библия|Библии]] даются два объяснения, почему человек смертен. Согласно одному из них, [[Бог]] создал человека из праха земного, в который он должен снова вернуться (Быт. 2:7; 3:19; Иов 10:9 и др.). Согласно другому, за совершенный [[Грех|грех]] человек был изгнан из [[Сад Эдемский|Сада Эдемского]] (земного [[Рай|рая]]) и лишен доступа к древу жизни, то есть вечной жизни (Быт. 3:22–24). Приговор, вынесенный человеку в книге Бытие 3:19 («В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты и в прах обратишься»), отличается от тех мест Библии, где говорится, что похороненные умершие входят в царство мертвых (Ис. 14:9–12; Иех. 32:17–32 и др.) и даже те, чьи тела не были преданы захоронению, обитают в царстве мертвых (Быт. 37:35; Ис. 14:19; Иех. 32:17–32). После смерти связь человека с Богом прерывается (Пс. 30:10 [в русской традиции 29]; 88:6,12–13). Библия придает большое значение похоронам (Быт. 47:29–30; 49:29; 50:25; II Сам. 21:12–14), и отказ в похоронах — серьезнейшее наказание (I Ц. 14:11 и др.). О почитании мертвых в Библии не упоминается; [[Жертвоприношение|жертвоприношения]] умершим считаются [[Идолопоклонство|идолопоклонством]] (Пс. 106 [в русской традиции 105]:28) и воспрещаются (Втор. 26). Тем не менее древний обычай приносить на могилу пищу для умершего не исчез и во времена Второго [[Храм|храма]] даже считался проявлением благочестия. Тема веры в [[Воскресение Из Мёртвых|воскресение из мертвых]] появляется в Библии сравнительно поздно — в книге [[Даниэль|Даниэля]] (12:2), объясняется как воздаяние за праведность и относится только к народу Израиля; в сравнительно поздней книге [[Экклесиаст|Экклесиаста]] утверждается, что «дух возвратится к Богу, Который дал его» (12:7). В более ранних книгах Библии обиталищем мертвых служит шеол, расположенный под землей (Чис. 16:30); умершие, находящиеся там, не могут более общаться с Богом и воздавать Ему хвалы и почести (Ис. 38:18; Пс. 30:10; 88:6, 12–13; см. [[Ад]]; [[Олам hа-Ба|Олам hа-ба]]).
| + | |
- | | + | |
- | В [[Талмуд|Талмуде]] смерть выступает как переход от жизни в этом мире к жизни в другом: «Этот мир подобен коридору, ведущему в олам hа-ба» (Авот 4:16). После смерти душа покидает тело; природа ее дальнейшего существования составляла предмет дискуссий законоучителей (Шаб. 152б–153а; Бр. 18б–19а и др.), однако они сходились в том, что мертвым воздается за их деяния в этой жизни и что смерть служит искуплением (Сиф. Чис. 112). Так, в одной из предсмертных молитв, предписанной, в первую очередь, приговоренным к смерти преступникам, содержится фраза: «Пусть моя смерть будет искуплением за все мои грехи» (Санх. 6:2). Искупительный смысл смерти приобрел особое значение после разрушения Второго храма, когда стало невозможным принесение искупительных жертв.
| + | |
- | | + | |
- | Смерть и рождение рассматривались как своего рода аналогия: человек рождается с плачем, и так же он умирает. То, как человек умирает, и день его смерти считались значимыми и рассматривались как благой или дурной знак. Смерть с наступлением [[Суббота|субботы]] считалась благим предзнаменованием, равно как и смерть от мучительной болезни, так как страдание имеет очистительный смысл, искупая человеческие прегрешения (Эр. 41б; Кт. 103б). В момент смерти к благочестивому является [[Шхина]] (Чис. Р. 14:22). | + | |
- | | + | |
- | Среди законоучителей Талмуда были разногласия относительно причины существования смерти. Некоторые из них полагали, что смерть — воздаяние за грехи («Нет смерти без греха», Шаб. 55а) и смерть — неизбежная доля человека, потому что нет безгрешных людей (Шаб. 55б). Этот ригористический взгляд, однако, не получил общего признания среди законоучителей, которые были склонны рассматривать смерть как часть естественного порядка в мире со времени его творения, — грех лишь приближает смерть, а не служит ее подлинной причиной. Поэтому безгрешный человек живет предназначенное ему число лет, либо даже дольше, чем ему предназначено (Шаб. 156б). Согласно одному из доминирующих взглядов, [[Адам]] своим непослушанием привнес смерть в мир; однако у народа Израиля была возможность стать бессмертным, когда он получил [[Тора|Тору]] на горе [[Синай]], но он упустил эту возможность, впав в грех поклонения [[Золотой Телец|золотому тельцу]] (Исх. Р. 32:1 и др.).
| + | |
- | | + | |
- | Еврейская традиция предписывает уважение к смерти и покойному и требует исполнения его последней воли. Завещания [[Иаков|Иакова]] (Быт. 49:29) и [[Иосиф|Иосифа]] (Быт. 50:25) были скрупулезно выполнены. Талмуд устанавливает, что устное пожелание умирающего обладает такой же законной силой, как и письменное распоряжение (Гит. 13а; однако если есть письменное завещание, оно обладает приоритетом). Ради облегчения страданий умирающего разрешается нарушение субботы. Умирающий не должен оставаться в одиночестве, а присутствовать при последнем вздохе (иециат-нешама — «исход души») умирающего — важная [[Мицва|мицва]]. Возле умирающего зажигается свеча, символизирующая трепет его души. Умирающего следует побуждать к раскаянию в грехах (Санх. 6:2; Шаб. 32а). Покаяние может быть совершено и в субботу; присутствие женщин и детей при этом нежелательно, так как услышанное может огорчить их и усугубить страдания умирающего.
| + | |
- | | + | |
- | Считается, что смерть наступает в момент остановки дыхания и констатируется по отсутствию пульса и зрачкового рефлекса. С развитием практики пересадки органов вопрос о критериях констатации смерти приобрел особую актуальность. Часть раввинистических авторитетов принимает в качестве критерия смерти прекращение функционирования мозжечка, после чего разрешено брать органы покойного для пересадки. Другие считают изъятие органов до прекращения дыхания и остановки деятельности сердца убийством умирающего, а аргумент [[Пиккуах Нефеш|пиккуах-нефеш]] того, кому их пересаживают, недействительным в данном случае, так как закон гласит: «нет преимущества одной жизни перед другой». Присутствующие при смерти произносят [[Бенедикция|бенедикцию]] барух Даян hа-эмет («благословен Судья истинный!»). Умершему кладут на губы легкое птичье перо, и в течение восьми минут внимательно наблюдают (малейшее движение пера свидетельствовало бы о продолжении или возобновлении дыхания). Затем старший сын (или ближайший родственник) покойного осторожно закрывает ему глаза и рот, подвязывает нижнюю челюсть и располагает руки вдоль тела; умершего кладут на пол ногами к дверям и покрывают простыней; у его изголовья ставят свечу. Все зеркала в доме завешивают или поворачивают к стене; воду, находившуюся вблизи покойника, выливают. Усопшего нельзя оставлять одного вплоть до самых похорон как в будние дни, так и в субботу (этот обычай — очень древний; возможно, его происхождение объясняется стремлением не дать злым духам приблизиться к телу; вероятно и то, что таким образом охраняли труп от крыс и других животных). Возле усопшего вплоть до похорон читают [[Псалмы]].
| + | |
- | | + | |
- | См. также [[Погребение]], [[Омовение]], [[Траур]], [[Право Наследования|Право наследования]], [[Самоубийство]].
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|13856|СМЕРТЬ}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Категории для дальнейшего уточнения:Семья:Еврейский жизненный цикл]]
| + | |