Jonatan Tzur (Обсуждение | вклад) |
|
(140 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{О_статье| ТИП СТАТЬИ = 1
| + | #redirect [[:ej:Сараево (еврейская община)]] |
- | | АВТОР1 =
| + | |
- | | АВТОР2 =
| + | |
- | | АВТОР3 =
| + | |
- | | СУПЕРВАЙЗЕР =
| + | |
- | | ПРОЕКТ =
| + | |
- | | ПОДТЕМА =
| + | |
- | | КАЧЕСТВО =
| + | |
- | | УРОВЕНЬ =
| + | |
- | | ДАТА СОЗДАНИЯ =
| + | |
- | | ВИКИПЕДИЯ =
| + | |
- | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ =
| + | |
- | }}{{checked_final}}
| + | |
- | {{Начало_работы}}
| + | |
- | | + | |
- | {{НП
| + | |
- | |статус = Город
| + | |
- | |русское название = Сараево
| + | |
- | |оригинальное название = Сараjево, Sarajevo
| + | |
- | |страна = Босния и Герцеговина
| + | |
- | |герб = Coat of arms of Sarajevo.svg
| + | |
- | |флаг = Flag of Sarajevo.svg
| + | |
- | |ширина герба =
| + | |
- | |ширина флага =
| + | |
- | |размер карты страны = 200
| + | |
- | |размер карты региона = 0
| + | |
- | |размер карты района =
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | '''Сара́ево''' (сербохорв. Сарајево, Sarajevo) — столица Боснии и Герцеговины.
| + | |
- | | + | |
- | == Начало еврейской истории города ==
| + | |
- | По некоторым данным, еврейская история Сараево начинается в начале XVI в. Имеются письменные источники о том, что в этот период Сараево неоднократно посещали еврейские торговцы (главным образом из города [[Салоники - еврейская община|Салоники]]), часть которых оставалась здесь на длительный срок. Вскоре, когда турецкий наместник потребовал от них либо переселиться в городе, вместе с семьями, либо покинуть Сараево, все они предпочли направиться в [[Венгрия - еврейская община|Венгрию]] и Дубровник, однако уже в начале 1550-х годов в Сараево было постоянное еврейское население; на еврейском кладбище города имеются надгробия, датированные 5311 годом. (1551 год. христианского летосчисления).
| + | |
- | | + | |
- | == Первые упоминания ==
| + | |
- | Первые упоминания о евреях в Сараево, в сохранившихся документах, относятся к 1565 году, когда в городе насчитывалось 10–15 семей [[Сефарды|евреев-сефардов]], в основном выходцев из [[Салоники - еврейская община|Салоник]]; этот год считается датой возникновения еврейской общины Сараева. В 1577 году, с разрешения наместника Сиявуш-паши в Сараево начал строиться еврейский квартал, названный его именем: этот квартал, проживание в котором не было принудительным, находился недалеко от центральной площади города, но позднее был перенесен на окраину. В 1581 году в Сараево была возведена синагога «Каль Гранде» (впоследствии неоднократно перестраивалась и восстанавливалась после пожаров), в 1630 году было открыто еврейское кладбище. Не позднее XVII века при синагоге начала работать талмуд-тора (еврейское среднее религиозное учебное заведение).
| + | |
- | | + | |
- | === XVII-XVIII ===
| + | |
- | В XVII-XVIII веках в Сараево переселялись [[Сефарды|евреи-сефарды]] из [[Болгария - еврейская община|Болгарии]], Сербии и ряда областей Италии, включая Венецию, а также отдельные семьи [[Ашкеназы|евреев-ашкеназов]] из Западной и Центральной Европы. Еврейское население города постепенно возрастало, несмотря на то, что в 1679 году, при осаде Сараево австрийскими войсками, еврейский квартал был разрушен и многие его обитатели погибли.
| + | |
- | | + | |
- | В 1779 году в Сараево насчитывалось уже 1770 евреев. Многие из них, используя выгодное расположение города на перекрестке оживленных торговых путей, активно занимались коммерцией, покупая и перепродавая ткани, меха, красители, изделия из стекла, железа и дерева, позднее — также медь и цинк; другие были ремесленниками — кузнецами, портными, сапожниками, столярами, а также мясниками. Жившие в городе еврейские врачи и аптекари пользовались широкой известностью по всему вилайету Босния и за его пределами.
| + | |
- | | + | |
- | [[Файл:AgadaSarajevo.jpg|250px|right|thumb|Страница из Сараевской агады]]
| + | |
- | С момента своего создания еврейская община Сараево пользовалась внутренней автономией. Гражданские дела, касавшиеся только евреев (за исключением вопросов о землевладении и об уплате налогов), рассматривал [[Бейт дин|бейт-дин]] , а турецкая администрация города обеспечивала, в случае необходимости, выполнение его решений. Община имела собственные статуты (сохранился их экземпляр на [[Ладино|ладино]]) , относящийся к 1622 году, написанный от руки. Велись также пинкасы (бухгалтерские дела) на [[Иврит|иврите]] (уничтожены усташами в годы [[Катастрофа в Независимом государстве Хорватии|Второй мировой войны]]).
| + | |
- | | + | |
- | Во главе общины стоял совет из пяти человек, избиравшийся на год. Должности [[Габбай|габбая]], смотрителя школы «талмуд-тора» и хранителя фонда пожертвований в пользу евреев Земли Израиля (халукка), были выборными; отказ занять их наказывался штрафом. «Совет пяти» проводил разверстку хараджа (или джизии - подушной подати, которую, согласно «Закону халифа Омара», платили евреи в Османской империи), сбор денежных выплат взамен особой еврейской трудовой повинности, чрезвычайные сборы, нередко взимавшиеся турецкими чиновниками или вымогавшиеся ими как взятки, а также вводил собственные внутриобщинные налоги. Духовными руководителями общины были [[Хахам|хахамы]], среди которых особенно известны Цви-Гирш бен Яаков Ашкенази, живший в Сараево в 1689–97 годах, и раввин Давид Пардо «Морену» (ивр. «наш учитель»; 1719–1791) в 1765–1781 годах — раввин Сараево, автор многочисленных комментариев к [[Талмуд|Талмуду]], основатель раввинской династии Пардо.
| + | |
- | До конца XIX века. почти все евреи Сараево говорили и писали на языке [[Ладино|ладино]]: стихи, песни и пословицы на этом языке передавались в неизменном виде из поколения в поколение. Тщательно сохранялись традиции еврейства Испании в быту, особенно в одежде, а также в архитектуре и внутреннем убранстве жилых домов и синагог.
| + | |
- | | + | |
- | === Период Танзимата ===
| + | |
- | [[Файл:BetKvarotSaraevo.jpg|250px|right|thumb|Вход на еврейское кладбище Сараева]]
| + | |
- | В период либеральных реформ, осуществлявшихся в Османской империи – танзимата, с 1839 года, положение сараевских евреев значительно улучшилось: они обрели равные с мусульманами гражданские права. В 1840 году община получила официальный статус, а ее руководитель раввин Моше Перейра был признан духовным главой (хахам-баши) еврейства вилайета Босния и Герцеговина. Евреи Сараево были представлены в провинциальном законодательном собрании вилайета и в избранном в 1876 году имперском парламенте.
| + | |
- | | + | |
- | === Под властью Австро-Венгрии ===
| + | |
- | В 1878 году, с оккупацией Боснии и Герцеговины австро-венгерскими войсками, еврейская община города была обложена контрибуцией в сто тысяч дукатов. Однако этот враждебный акт остался единичным эпизодом: новые власти сохранили все экономические и политические права евреев города. Экономический подъем, начавшийся после фактического присоединения области к Австро-Венгрии (Босния и Герцеговина официально аннексирована Австро-Венгрией лишь в 1908 году), способствовал заметному повышению благосостояния значительной части сараевских евреев: некоторые из них стали крупными коммерсантами и владельцами банков, другие сыграли ведущую роль в создании новых отраслей производства: текстиль, оптика, точная механика, производство папиросной бумаги, книгопечатание и другие. В то же время около трети еврейского населения Сараево составляли в конце XIX – начале XX веков бедняки, жившие в трущобах города. Для помощи неимущим в 1894 году было основано еврейское благотворительное общество «La Benevolensia», действовал также еврейский профсоюз «La Matatia», организации «Мелаха» (бюро по трудоустройству) и «Геулла», оказывавшие поддержку ремесленникам и предпринимателям. С 1901 года в Сараево выходила еженедельная газета «La Alborada», печатавшаяся на ладино. В том же году было создано музыкальное общество «Лира», хор которого исполнял песни на ладино и иврите.
| + | |
- | В XIX – начале XX веков в Сараево переселилось значительное число евреев-ашкеназов из Галиции, Буковины и Словакии, а также из Австрии, Венгрии и Германии. Это были главным образом представители свободных профессий (врачи, адвокаты), а также чиновники австро-венгерской администрации.
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == Ашкеназы в Сараево ==
| + | |
- | [[Файл:Judish muzej.jpg|250px|right|thumb|Вид из окна Большой синагоги (ныне - Музея еврейской общины в Сараево) одновременно на колокольню церкви и минарет мечети.]]
| + | |
- | В 1879 году в Сараево образовалась ашкеназская еврейская община, построившая в 1902 году собственную синагогу, при которой были хевра каддиша (похоронная компания), талмуд-тора (существовала до 1910 года) и женская ассоциация.
| + | |
- | Сефардская община была в 1882 году реорганизована: ее возглавил избиравшийся на три года совет в составе двенадцати действительных членов и четырех их заместителей. Право участвовать в выборах с этого времени имели лишь те, кто платил не менее трех форинтов ежегодного налога в государственную казну. Между сефардами и ашкеназами Сараево первоначально сложились напряженные отношения, однако в начале XX века они были урегулированы; с этого времени браки между представителями двух общин стали обычным явлением.
| + | |
- | | + | |
- | === Численность евреев Сараева ===
| + | |
- | В XIX – начале XX веков в Сараево переселилось значительное число евреев-ашкеназов из Галиции, Буковины и Словакии, а также из Австрии, Венгрии и Германии. Это были главным образом представители свободных профессий (врачи, адвокаты), а также чиновники австро-венгерской администрации. Численность еврейского населения города возрастала:
| + | |
- | | + | |
- | * в 1895 году — 4058 человек (10,9% всего населения),
| + | |
- | * в 1901 году — 5244 человека (11,2%),
| + | |
- | * в 1910 году — 6397 человек, в том числе 4985 сефардов (77,9%) и 1412 ашкеназов (22,1%).
| + | |
- | | + | |
- | В период между Первой и Второй мировыми войнами Сараево, наряду с Белградом и Загребом, был одним из крупнейших еврейских центров [[Югославия - еврейская община|Югославии]]. В 1921 году в городе насчитывалось 7458 евреев (11% всего населения), в 1931 году — 7615 (10%), в 1939 году — 8114 евреев (из них 7054 сефарда и 1060 ашкеназов). В 1927–31 годах в Сараево была построена новая сефардская синагога, самая большая на Балканах. В городе работали многочисленные еврейские культурные и благотворительные организации, общества взаимопомощи. Действовали [[Сионизм|сионистские]] кружки, среди которых наиболее активна была секция [["hа-Шомер hа-Цаир"|«Ха-Шомер ха-ца‘ир»]] - социалистическое объединение еврейской молодёжи, работало также сараевское отделение Всемирного союза [[Сефарды|сефардов]], в 1933 году возникла ложа организации [[Бней-Брит|Бней-Брит]].
| + | |
- | | + | |
- | Выходили еженедельники «Židovska svijest», «Jevrejska tribuna», «Narodna židovska svijest», «Jevrejski glas» на сербскохорватском языке латинским алфавитом-гаевицей; печатались книги на ладино и иврите. В Сараево жили известные писатели Ицхак Самоковлия (умер в 1955 году), в произведениях которого ярко описан быт боснийского еврейства, и Лаура Папо (Бохорета, 1891–1941), художники и скульпторы Даниэль Кабильо-Данилюс, Иосиф Леви-Монзино, Даниэль Озмо (все трое погибли в годы [[Катастрофы]]).
| + | |
- | | + | |
- | В апреле 1941 года, когда войска нацистской Германии и ее союзников оккупировали Югославию, Сараево оказалось под властью марионеточного правительства «Независимого Государства Хорватия» и вскоре, после этого, евреям города было приказано носить отличительный знак – жёлтую шестиконечную Звезду Давида с надписью «Žid»; начались аресты, казни, экспроприация еврейского имущества. Хорватские нацисты-усташи осквернили, разграбили и частично разрушили новую сефардскую синагогу. В сентябре — ноябре 1941 года, большая часть сараевских евреев была отправлена в концентрационные лагеря Ясеновац, Лобоград и Дьяково, где почти все они погибли. В декабре 1941 года – январе 1942 года немногих остававшихся в городе евреев (главным образом детей и стариков) депортировали в лагерь смерти «Освенцим».
| + | |
- | Известно, что 973 сараевских еврея (в основном коммунисты и члены «Ха-Шомер ха-ца‘ир») сражались в партизанских отрядах; из них 340 человек погибли в боях, 46 были награждены орденами и медалями, четверо — удостоены звания Национальных героев Югославии. Имена почти восьми тысяч евреев Сараево, уничтоженных нацистами и павших в боях, составляют основную часть списка жертв войны, высеченного на стене средневековой цитадели города, вокруг которой разбит мемориальный парк.
| + | |
- |
| + | |
- | Главная синагога Сараева – самая крупная на Балканском полуострове (фото до реставрации).
| + | |
- | После Второй мировой войны партизаны, демобилизованные солдаты и уцелевшие узники концлагерей восстановили еврейскую общину Сараево, которая вошла в Федерацию еврейских общин Югославии. Вновь начала действовать ашкеназская синагога (ныне — единственная в Боснии и Герцеговине); были воссозданы некоторые общественные и культурные организации. В 1946 году в Сараево насчитывалось 1413 евреев, однако в конце 1940-х – начале 1950-х годов многие из них репатриировались в Израиль. В 1952 году численность еврейского населения города составляла 1028 человек, в 1969 году — 1095 человек. В 1966 году торжественно отмечалось 400-летие еврейской общины Сараево. В период 60-80 годов в Сараево полулегально действовала Международная ассоциация хасидов ХАБАД. Вообще в Югославии было несколько синагог, но только один раввин — Менахем бен Аврахам Романо (1882–1960), живший в Сараево.
| + | |
- | В 1970-х – начале 1990-х годов численность евреев Сараево почти не менялась. В городе функционировали синагога (с 1960 года в ней нет раввина), расположенный рядом с ней еврейский общинный центр и Музей еврейства Боснии и Герцеговины (в здании старой сефардской синагоги). В Национальном музее Боснии и Герцеговины экспонируется богато иллюстрированная рукопись «Сараевской аггады», выполненная в Испании (предположительно, в Барселоне) во второй половине XIV веке.
| + | |
- | В 1992 году, когда с провозглашением независимости Боснии и Герцеговины в Сараево шли ожесточенные бои между вооруженными формированиями боснийских мусульман, сербов и хорватов, значительная часть евреев (в том числе все дети) покинула город: их срочная эвакуация была организована «Еврейским агентством» и Американским еврейским финансово-распорядительным комитетом «Джойнт» (под эгидой которых из Сараево были вывезены также многие неевреи), под впечатлением распространяемой в Боснии и Герцеговине книги президента Алии Изетбеговича «Islamska deklaracija». Некоторые из евреев, покинувших город, уехали в Израиль.
| + | |
- | Сегодня в Сараево осталось не более 700 евреев, в основном люди пожилого возраста и потомки от смешанных браков.
| + | |
- | | + | |
- | [[Файл:SinagogaSarajevo.jpg|250px|right|thumb|Четырёхкупольная синагога в Сараево]]
| + | |
- | [[Файл:InteriorSarajevo.jpg|250px|right|thumb|Интерьер синагоги в Сараево]]
| + | |
- | [[Файл:Judish muzej.jpg|250px|right|thumb|Вид из окна Музея еврейской общины в Сараево]]
| + | |
- | [[Файл:Barlev haim.jpg|250px|right|thumb|[[Бар-Лев, Хаим|Хаим Бар-Лев]] - восьмой начальник Генерального штаба [[ЦаЃаЛ (Армия обороны Израиля)|Армии обороны Израиля]] ]]
| + | |
- | [[Файл:Dado-s2.jpg|250px|right|thumb|[[Элазар, Давид|Давид (Дадо) Элазар]] - девятый начальник Генерального штаба [[ЦаЃаЛ (Армия обороны Израиля)|Армии обороны Израиля]] ]]
| + | |