м |
|
(4 промежуточные версии не показаны) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | Город САНКТ-ПЕТЕРБУ́РГ (СПб) был заложен в 1703г. Со времен основания традиционно считается вторым по значению городом России.
| + | #redirect [[:ej:Санкт-Петербург (еврейская община)]] |
- | | + | |
- | В 1914–24 гг. носил имя Петроград, в 1924–91 гг. — Ленинград.
| + | |
- | | + | |
- | В 1712–28 гг., 1732–1918 гг. столица России.
| + | |
- | | + | |
- | С 1927 г. — центр Ленинградской области.
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == Еврейское население СПб по данным переписей 1897-2002 гг.==
| + | |
- | | + | |
- | *[[Перепись населения Российской империи (1897)|1897]]<ref name="">http://demoscope.ru/weekly/ssp/rus_lan_97.php?reg=66</ref> — 16,061 чел.
| + | |
- | *[[Перепись населения СССР (1926)|1926 г.]] <ref name="">http://demoscope.ru/weekly/ssp/rus_nac_26.php?reg=66</ref> — 84,480 чел.
| + | |
- | *[[Перепись населения СССР (1939)|1939 г.]] <ref name="">http://demoscope.ru/weekly/ssp/rus_nac_39.php?reg=36</ref> — 201,542 чел.
| + | |
- | *[[Перепись населения СССР (1959)|1959 г.]] — 168,641
| + | |
- | *[[Перепись населения СССР (1970)|1970 г.]]<ref>http://demoscope.ru/weekly/ssp/rus_nac_70.php?reg=9</ref> - 162,500 чел.
| + | |
- | *[[Перепись населения СССР (1989)|1989 г.]] — 106,142 чел.
| + | |
- | *[[Всероссийская перепись населения 2002 года|2002 г.]] — 36,570 чел.
| + | |
- | | + | |
- | == Евреи в СПб в начале 18 века ==
| + | |
- | | + | |
- | История присутствия в Санкт-Петербурге населения еврейского происхождения начинается со времени основания города.
| + | |
- | | + | |
- | Среди первых жителей города были крещеные евреи, например, вице-канцлер П. Шафиров, первый генерал-полицмейстер города А. Дивьер (1682–1745), почт-директор Санкт-Петербурга барон Ф. Аш (1690–1771), камердинер Петра I П. Вульф, шут Петра I Ян д’Акоста.
| + | |
- | | + | |
- | Евреями были финансовые агенты царского двора 1720–30-х гг. братья З. и М. Гирши и Л. Липман, игравший позднее значительную роль в [[Латвия|Курляндии]].
| + | |
- | | + | |
- | 15 июля 1738 г. в Санкт-Петербурге были преданы публичному сожжению прозелит - флотский офицер А. Возницын, и еврей Борох Лейбов, склонивший его к переходу в [[иудаизм]].
| + | |
- | | + | |
- | В царствование Елизаветы Петровны (1741–61) подвергались преследованиям даже принявшие христианство евреи. Так, марран (?) А. Санхец (1699–1783), в 1740–47 занимавший пост второго лейб-медика императрицы, избранный при отъезде в Париж почетным членом Петербургской АН, в 1748 г. был лишен этого звания по подозрению в приверженности к иудаизму.
| + | |
- | | + | |
- | Очевидно, в это время евреи в Санкт-Петербурге не проживали.
| + | |
- | | + | |
- | == После разделов Польши (1772–95) ==
| + | |
- | | + | |
- | Приезд в Санкт-Петербург еврейских делегаций, ходатайствовавших о смягчении антиеврейского законодательства в империи, а также еврейских купцов и общественных деятелей — общинных ходатаев ([[штадланим]]), таких как А. Перетц (1771–1833), Л. Невахович, Н. Ноткин, М. Элькана (?–1822), Л. Элькана (1759–?) и других, привел к фактическому образованию небольшой [[еврейская община|еврейской общины]] в несколько десятков человек, имевшей [[резник|резника]] и [[моэль|моэля]].
| + | |
- | | + | |
- | == В начале 19 века ==
| + | |
- | | + | |
- | Формальным началом существования еврейской общины Санкт-Петербурга можно считать апрель 1802 г., когда был приобретён участок под [[еврейское кладбище]] в лютеранской части Волкова кладбища и была заведена первая общинная книга «[[пинкас]]».
| + | |
- | | + | |
- | В 1802 г. был создан особый Комитет для составления положения о евреях, к работе которого были привлечены евреи-депутаты из провинции. Положение 1804 г., принятое Комитетом, разрешало, среди прочего, евреям-промышленникам, ремесленникам и купцам временно селиться во внутренних губерниях и в столицах.
| + | |
- | | + | |
- | В результате войны 1812 г. в русской политике усилились антиеврейские тенденции. Петербургский генерал-губернатор С. Вязмитинов дважды (1812, 1816 гг.) предписывал выслать из Санкт-Петербурга «незаконно» проживавших там евреев, но благодаря ходатайству еврейских депутатов З. Зонненберга и Л. Диллона (?–1838) высылка была отсрочена.
| + | |
- | | + | |
- | В начале 1820-х гг. был ужесточен контроль над пребыванием евреев в Санкт-Петербурге, о чем свидетельствует обрыв записей в пинкасе в 1822 г. К середине 1820-х гг. в городе проживало 370 евреев.
| + | |
- | | + | |
- | С вступлением на престол Николая I (1825г.) положение евреев в Санкт-Петербурге резко ухудшилось.
| + | |
- | | + | |
- | В 1826 г. по повелению императора из столицы было выслано 252 и оставлено 29 евреев российских, и 89 — иностранных подданных.
| + | |
- | | + | |
- | По правилам, введенным в 1827 г., евреи могли приезжать в Санкт-Петербург на срок до шести недель, а в особых случаях — до шести–десяти месяцев. Проводились периодические проверки паспортов и высылки евреев из Санкт-Петербурга, сдача их в солдаты (1838) и т. д.
| + | |
- | | + | |
- | Некоторые евреи, чтобы избежать высылки, приняли христианство. В Санкт-Петербурге официально оставались три еврейских семьи, главы которых служили зубными врачами при различных министерствах, и одна придворная акушерка.
| + | |
- | | + | |
- | В конце 1820-х гг. в Санкт-Петербурге появились солдаты из кантонистов, которые открыли еврейскую молельню (1830); вскоре, однако, она была признана незаконной (*и закрыта*?).
| + | |
- | | + | |
- | Антиеврейские репрессии особенно усилились в 1840–50-х гг. Тем не менее в эти годы в университете Санкт-Петербурга обучались первые еврейские студенты Л. Мандельштам и Р. [[Кулишер]].
| + | |
- | | + | |
- | В начале 1840-х гг. в городе действовали М. Лилиенталь, Н. Розенталь (?–1860) и другие [[Хаскала|еврейские просветители]]. Ходатаями перед царским двором по еврейским делам выступали И. Зеликин (1790–1880), Н. Левитин и другие.
| + | |
- | | + | |
- | == Середина 19-го века ==
| + | |
- | | + | |
- | С середины 1850-х гг. (начало «эпохи великих реформ») положение евреев Санкт-Петербурга улучшилось.
| + | |
- | | + | |
- | Законы и постановления 1860-х гг. позволили проживать вне [[черта оседлости|черты оседлости]] евреям — купцам первой гильдии, лицам с высшим образованием, ремесленникам и отставным солдатам.
| + | |
- | | + | |
- | Начался значительный рост еврейского населения Санкт-Петербурга:
| + | |
- | | + | |
- | около 500 человек в 1858 г., 6654 — в 1869 г. и 16 826 — около 2% всего населения — в 1881 г.
| + | |
- | | + | |
- | С ростом еврейского населения менялся его социальный состав.
| + | |
- | | + | |
- | В 1869 г. мещане составляли 41% всего еврейского населения, 40% — отставные солдаты и 13% — купцы.
| + | |
- | | + | |
- | Основными занятиями евреев были ремесла (портняжное, сапожное и другие) и торговля; количество представителей свободных профессий и крупных предпринимателей было незначительным.
| + | |
- | | + | |
- | К началу 1880-х гг. увеличилось число предпринимателей (17,3% в 1881 г.) и ремесленников-одиночек, уменьшилось число занятых в производстве и в администрации. В 1881 г. значительную часть составляли лица свободных профессий (17,2%), среди них — врачи, юристы, писатели и работники искусства.
| + | |
- | | + | |
- | Увеличение еврейского населения Санкт-Петербурга привело к фактическому образованию еврейской общины, существовавшей без официального утверждения властей.
| + | |
- | | + | |
- | В начале 1860-х гг. она состояла, в основном, из отставных солдат, один из которых выполнял обязанности [[раввин|раввина]]. В 1863 г. приглашенный из Риги А. Нейман (1803–75) стал первым казённым раввином Санкт-Петербурга. Духовным раввином Санкт-Петербурга некоторое время (1862–79) был И. Блазер (1837–1907), ученик и преемник И. Салантера.
| + | |
- | | + | |
- | В 1860–70-х гг. управление общиной переходит в руки предпринимателей и лиц свободных профессий.
| + | |
- | | + | |
- | В [[1869 год]]у император [[Александр II]] утверждает постановление Комитета министров о разрешении евреям строительства [[Большая Хоральная Синагога|Большой Хоральной синагоги]] взамен существовавших молелен. В 1870 г. было образовано правление синагоги, в которое входили в основном крупные коммерсанты — [[Г.О.Гинцбург]], С. Поляков, А. Варшавский (1821–88), Л. Розенталь, М. Фридланд (1826–99) и другие. Секретарем общины был Д. Фейнберг (1840–1916), с 1872 г. — И. Гордон.
| + | |
- | | + | |
- | В 1874 г. еврейской общине выделили под кладбище участок в семь десятин (Преображенское кладбище).
| + | |
- | | + | |
- | == Конец 19 века ==
| + | |
- | | + | |
- | В 1860–70-х гг. началась языковая ассимиляция евреев Санкт-Петербурга. Число считавших родным языком [[идиш]] сократилось с 98% (1869) до 83,6% (1881), в то время как число русскоязычных выросло соответственно с 2% до 11,7%.
| + | |
- | | + | |
- | === образование, просвещение ===
| + | |
- | | + | |
- | Число евреев-студентов обоего пола быстро росло и в 1881 г. составляло приблизительно тысячу человек (около десяти процентов всех студентов Санкт-Петербурга).
| + | |
- | | + | |
- | Санкт-Петербург становится одним из центров еврейской общественной и культурной деятельности в России.
| + | |
- | | + | |
- | В 1863 г. было основано [[Общество для распространения просвещения между евреями в России]] (ОПЕ), в 1880 г. — [[ОРТ]].
| + | |
- | | + | |
- | В 1870-х гг. в Санкт-Петербурге появляется еврейская пресса как на [[иврит]]е — еженедельник [[«Ха-Мелиц»]] (1871–1904), так и на русском языке — [[«Вестник русских евреев»]], (1871–79), становлению которой во многом способствовал А. Цедербаум, редактор вышеназванных изданий.
| + | |
- | | + | |
- | Издавался также ежегодник [[«Еврейская библиотека»]] (1871–80) под редакцией А. Ландау. Национальное пробуждение, охватившее еврейскую молодежь в конце 1870-х гг., выразилось, в частности, в появлении двух новых еженедельников — [[«Рассвет»]] (1879–84), редактор М. Кулишер, затем Я. Розенфельд (1839–85), и [[«Русский еврей»]] (1879–84) — редактор И. Кантор и И. Каценельсон.
| + | |
- | | + | |
- | С воцарением Александра III положение евреев резко ухудшилось. Еврейская община Санкт-Петербурга подвергалась гонениям, а ее культурная деятельность ограничениям.
| + | |
- | | + | |
- | В 1880–90-х гг. петербургский градоначальник П. Грессер проводил политику строгого контроля над количеством проживавших в городе евреев.
| + | |
- | | + | |
- | === демография ===
| + | |
- | | + | |
- | Несмотря на это, рост еврейского населения Санкт-Петербурга продолжался:
| + | |
- | | + | |
- | 1890 г. — 15 531 (без 25 выкрестов, считавших родным языком идиш),
| + | |
- | | + | |
- | 1897 г. — 16 944 (155);
| + | |
- | | + | |
- | 1900 г. — 20 385 (43);
| + | |
- | | + | |
- | 1910 г. — 34 995 (132) — 1,8% всего населения Санкт-Петербурга.
| + | |
- | | + | |
- | Социальный статус евреев Санкт-Петербурга продолжал повышаться в конце 19 в. – начале 20 в.
| + | |
- | | + | |
- | Уменьшилось количество евреев-ремесленников и увеличилось число занятых в торговле, особенно представителей свободных профессий: в 1900 г. в Санкт-Петербурга насчитывалось 926 врачей, юристов, ученых, литераторов и работников искусств — евреев.
| + | |
- | | + | |
- | Таким образом, главными занятиями евреев в Санкт-Петербурге (на 1890 г.) были: производство одежды и обуви (25,2%), торговля (18,9%), обработка металлов (8,8%), полиграфическое производство (6,2%), медицина (4,9%).
| + | |
- | | + | |
- | == Экономическое влияние ==
| + | |
- | | + | |
- | Евреи с самого начала играли большую роль в экономической истории Санкт-Петербурга.
| + | |
- | | + | |
- | Крещеный еврей Л. Штиглиц (1777–1842) в 1820–30-х гг. был придворным банкиром.
| + | |
- | | + | |
- | Евреями был основан целый ряд ведущих банков столицы: Банкирский дом И. Вавельберга (1843–1901), Банкирский дом Гинцбургов, Санкт-Петербургский учетно-ссудный банк, среди учредителей которого были Гинцбурги, а директором — А. Зак (?–1893).
| + | |
- | | + | |
- | Крупным финансистом был А. Розенталь.
| + | |
- | | + | |
- | == конец 19 - начало 20 вв. ==
| + | |
- | | + | |
- | === палестинофильство, сионизм ===
| + | |
- | | + | |
- | Кризис 1881–82 гг. способствовал пробуждению национального самосознания российского еврейства.
| + | |
- | | + | |
- | Одним из первых проявлений этого был созыв в Санкт-Петербурге двух съездов представителей еврейских общин (1881, 1882гг.), на которых обсуждался в том числе вопрос [[еврейской эмиграции]].
| + | |
- | | + | |
- | В Санкт-Петербурге возникают [[палестинофильство|палестинофильские]] кружки, среди них студенческое общество Ахават Цион, насчитывавшее 80 членов. Видными участниками палестинофильского движения в Санкт-Петербурге были В. Берман и А. Волынский, под редакцией которых вышел сборник «[[Палестина]]» (1884).
| + | |
- | | + | |
- | В конце 1890-х гг. палестинофильское движение примыкает к политическому сионизму Т. Герцля. Среди первых [[сионизм|сионистов]] Санкт-Петербурга были А. Раппопорт (1862–1928), М. Закс (1860–1945), С. Вейсенберг (1867–1928).
| + | |
- | | + | |
- | Посещение [[Теодор Герцель|Т. Герцлем]] Санкт-Петербурга (7–15 августа 1903 г.) и его встреча с местными еврейскими деятелями содействовали консолидации сионистских сил Санкт-Петербурга.
| + | |
- | | + | |
- | В 1904–1907 гг. в Санкт-Петербурге выходил первый сионистский ежемесячник «Еврейская жизнь» под редакцией М. Марголина (1862–193?) и Ю. Бруцкуса. Позже издавались еженедельники «Хроника еврейской жизни» (1905–1906) и «Рассвет» (1907–15).
| + | |
- | | + | |
- | Реакция, наступившая после крушения революции 1905–1907 гг., привела к ослаблению сионистской деятельности. Приезд Д. Вольфсона в Санкт-Петербург (июль 1908 г.) и его переговоры с властями о легализации сионистского движения в России окончились неудачей.
| + | |
- | | + | |
- | Несмотря на это, условия сионистской работы в городе оставались сносными, и в 1912г. туда был переведен из Вильны (см. Вильнюс) нелегальный ЦК сионистской организации России.
| + | |
- | | + | |
- | Первая мировая война усложнила работу сионистского движения — прервались связи с сионистами других стран, в 1915 г. был закрыт журнал «Рассвет». Основанная Б. Кацем и И. Гринбаумом сионистская газета «Петроградер тогблат» просуществовала недолго (октябрь–ноябрь 1915 г.) и была закрыта властями.
| + | |
- | | + | |
- | === общественно-политическая активность ===
| + | |
- | | + | |
- | Санкт-Петербург был центром деятельности также и других еврейских партий, особенно в период революции 1905–1907 гг.
| + | |
- | | + | |
- | Союз для достижения полноправия еврейского народа в России объединял сионистов, еврейских либералов, демократов, автономистов — сторонников С. Дубнова и других. После принятия сионистами Гельсингфорсской программы Союз распался, и из него выделились различные политические партии.
| + | |
- | | + | |
- | Наиболее влиятельной в Санкт-Петербурге была Еврейская народная группа, которую возглавляли М. Винавер (депутат 1-й Государственной думы по кадетскому списку), Г. Слиозберг, М. Кулишер, Л. Штернберг и другие. Органами ее были еженедельник «Свобода и равенство» (1907), а затем «Новый восход» (1910–15).
| + | |
- | | + | |
- | Умеренно-радикальная Еврейская демократическая группа, которую возглавляли Л. Брамсон, Г. Ландау (см. А. Ландау) и И. Бикерман (1867–1945), пользовалась гораздо меньшим влиянием.
| + | |
- | | + | |
- | Во всех четырех составах Государственной думы (см. Дума государственная) присутствовали евреи.
| + | |
- | | + | |
- | Евреи принимали участие в революционных событиях 1905–1907 гг. в Санкт-Петербурге. Председателями Петербургского совета были П. Хрусталев (Носарь; 1879–1919?) в октябре–ноябре 1905 г., Л. Троцкий — в ноябре–декабре 1905 г.
| + | |
- | | + | |
- | === культурная жизнь ===
| + | |
- | | + | |
- | В конце 19 в. – начале 20 в. продолжалась языковая и культурная ассимиляции евреев Санкт-Петербурга.
| + | |
- | | + | |
- | В 1910 г. процент евреев, считавших русский язык родным, достиг в Санкт-Петербурге 42,4%. Соответственно, процент назвавших родным языком [[идиш]] упал до 54,7% в 1910 г.
| + | |
- | | + | |
- | Введение в 1887 г. [[процентная норма|процентной нормы]] значительно снизило число евреев-студентов в Санкт-Петербурге. Так, в Петербургском университете оно упало в 1894 г. почти в четыре раза по сравнению с 1886 г.
| + | |
- | | + | |
- | В конце 19 в. – начале 20 в. Санкт-Петербург становится важнейшим центром еврейской культурно-общественной деятельности в России. В этот период расширилась деятельность ОПЕ и ОРТа.
| + | |
- | | + | |
- | В 1892 г. в Санкт-Петербурге было основано отделение [[Еврейское колонизационное общество|Еврейского колонизационного общества]] (ЕКО), главным секретарем которого долгое время был Д. Фейнберг.
| + | |
- | | + | |
- | Относительная свобода учреждения научно-культурных обществ после революции 1905–1907 гг. способствовала их расцвету в 1907–14 гг.
| + | |
- | | + | |
- | [[Курсы востоковедения]] (1908–14, 1915–17), основанные бароном Д. Гинцбургом, были первой попыткой создания еврейского светского высшего учебного заведения в России. Среди лекторов курсов были С. Дубнов, И. Каценельсон, Д. Гинцбург, И. Маркой (1875–1949), М. Вишницер и другие.
| + | |
- | | + | |
- | Общество для научных еврейских изданий, основанное в 1907 г., выпустило 16-томную «[[И. Ефрон, Энциклопедии|Еврейскую энциклопедию]]». Тогда же были основаны [[Общество любителей еврейского языка]] (с 1917 г. — [[Тарбут]]), возглавленное И. Л. Каценельсоном, [[Общество еврейской народной музыки]], среди активных деятелей которого были З. Кисельгоф (1876–1939), И. Ахрон, Ш. Гинзбург, М. Гнесин, и [[Еврейское литературное общество]] (1908–11) во главе с С. Дубновым, Ш. Гинзбургом, С. Ан-ским и другими.
| + | |
- | | + | |
- | В 1908 г. было основано Еврейское историко-этнографическое общество. В Санкт-Петербурге действовали также Общество для урегулирования еврейской эмиграции, основанное в 1907 г., и Общество охранения здоровья еврейского населения (см. ОЗЕ), учрежденное в 1912 г.
| + | |
- | | + | |
- | В 1915 г. было основано [[Еврейское общество поощрения художеств]] (председатель М. Винавер, товарищ председателя И. Гинцбург); закрыто в конце 1917 г.
| + | |
- | | + | |
- | [[Азиатский музей]] обладал в конце 19 в. самым большим в мире собранием книг на иврите и на идиш (свыше 30 тыс. томов на иврите и десяти тысяч на идиш). Основой собрания послужила библиотека М. Фридланда, подаренная им музею в 1892 г. (13 тыс. книг, в том числе 32 инкунабулы и 300 томов рукописей). В Санкт-Петербурге работали известные русские [[гебраистика|гебраисты]] Д. Хвольсон, А. Гаркави, П. Коковцов, Ш. Винер (1860–1929) (см. Гебраистика).
| + | |
- | | + | |
- | В конце 19 в. – начале 20 в. еврейская пресса в Санкт-Петербурге достигла наивысшего расцвета. Важнейшей ее частью были издания на русском языке, вместе с тем важную роль играли издания на иврите и на идиш. Центральным и многие годы единственным периодическим изданием был ежемесячник «Восход» и еженедельник «Недельная хроника Восхода» (1882–97, в 1898–99 гг.— «Хроника Восхода») под редакцией А. Ландау. В 1899–1906 гг. журнал издавала новая редакция во главе с М. Сыркиным (1858–?). Название ежемесячника было изменено на «Книжки Восхода», а еженедельника — на «Восход».
| + | |
- | | + | |
- | Среди прочих еженедельников важнейшими были близкий к идеям сионизма «Будущность» (1899–1904) под редакцией С. Грузенберга (1854–1909) и «Еврейский мир» (1910–11). В Санкт-Петербурге выходили еврейские научные издания: ежеквартальник «Еврейская старина» (1909–30), под редакцией С. Дубнова — орган [[Еврейское историко-этнографическое общество|Еврейского историко-этнографического общества]], выходивший также после 1917 г. (см. ниже), и ежегодник «Пережитое» (1909–13) под фактической редакцией Ш. Гинзбурга и И. Цинберга. В Санкт-Петербурге издавался еженедельник на идиш «[[Идишес фолксблат]]» (1881–90). Первая ежедневная газета в России на иврите [[«Ха-Йом»]] (1886–88) выходила в Санкт-Петербурге под редакцией И. Кантора. В 1886 г. начал выходить ежедневно также [[«Ха-Мелиц»]].
| + | |
- | | + | |
- | В начале 20 в. Санкт-Петербург становится одним из центров прессы на идиш и иврите. В Санкт-Петербурге выходила первая ежедневная газета на идиш [[«Дер фрайнд»]] (1903–1909) под редакцией Ш. Гинзбурга. В 1912 г. в Санкт-Петербурге выходил один из первых толстых журналов на идиш [[«Ди идише велт»]]. На иврите, кроме «Ха-Мелиц» (см. выше), в 1903–1904 гг. выходила под редакцией Б. Каца газета [[«Ха-Зман»]], сначала два раза в неделю и затем ежедневно. Важными научными изданиями были ежеквартальник [[«Ха-Кедем»]] (1907–12) под редакцией И. Маркона и А. Зарзовского (1878–1908/9?) и [[«Иеди‘от»]] Общества любителей еврейского языка (1908) под редакцией И. Каценельсона.
| + | |
- | | + | |
- | Евреи создали несколько крупнейших издательств в Санкт-Петербурге: И. Ефрон — издательство [[«Брокгауз и Ефрон»]], Н. Цейтлин — издательство [[«Просвещение»]].
| + | |
- | | + | |
- | В Санкт-Петербурге жили многие евреи — выдающиеся деятели русской литературы и искусства: художники и скульпторы М. Антокольский, И. Аскназий, Л. Бакст, М. Маймон, И. Гинцбург; писатели и поэты, воспевавшие Петербург, Б. Лившиц, О. Мандельштам; историки литературы С. Венгеров, А. Волынский, Ю. Айхенвальд и другие.
| + | |
- | | + | |
- | Значительным был вклад евреев в развитие музыкальной жизни столицы. Первая в России консерватория была основана в Санкт-Петербурге по инициативе и под руководством А. Рубинштейна, который был ее директором в 1862–67 гг. и 1887–91 гг. В состав профессоров консерватории входили Л. Ауэр и Г. Венявский. В 1909 г. С. Кусевицкий основал «Российское музыкальное издательство».
| + | |
- | | + | |
- | === Религиозный центр ===
| + | |
- | | + | |
- | В конце 19 в. – начале 20 в. Санкт-Петербург являлся значительным религиозным центром российского еврейства. В 1893–94 гг. и 1910 г. там состоялись пятое и шестое заседания [[Раввинской комиссии]] (последнее совместно со съездом представителей еврейских общин).
| + | |
- | | + | |
- | В 1893 г. была открыта [[большая синагога Санкт-Петербурга]] (1200 мест), построенная по совету В. Стасова в арабско-мавританском стиле. Еврейская религиозная община Санкт-Петербурга была элитарной (около 300 членов в 1911 г.). Одной из причин этого являлся высокий членский взнос (25 руб.). Пост [[казенный раввин|казенного раввина]] Санкт-Петербурга в конце 19 в. – начале 20 в. занимали в 1876–1908 гг. А. Драбкин (1844–1917), в 1910–23 гг. М. Айзенштадт (1870–1943). Обязанности духовных раввинов в конце 19 в. – начале 20 в. исполняли в 1878–95 гг. И. Ландау (1821–95) — раввин [[Хасидизм|хасидской]] общины Санкт-Петербурга, И. Ольшвангер (1825–96), в 1908–30 гг. — Д. Каценеленбоген (1850–1930). Секретарем общины в начале 20 в. был И. Гинцбург (1871–1942).
| + | |
- | | + | |
- | В годы Первой мировой войны в Петрограде действовал [[Еврейский комитет помощи жертвам войны]] (ЕКОПО).
| + | |
- | | + | |
- | В ноябре 1914 г. Политическое совещание, направлявшее деятельность [[еврейские депутаты Государственной думы|еврейских депутатов Государственной думы]], созвало в Петрограде нелегальный съезд представителей еврейских общин.
| + | |
- | | + | |
- | == 20-й век ==
| + | |
- | | + | |
- | Февральская революция 1917 г. предоставила равноправие евреям, [[черта оседлости]] была отменена.
| + | |
- | | + | |
- | В 1917–18 гг. несколько сотен евреев, принявших христианство, [[Тшува|вернулись в иудаизм]] и вступили в еврейскую общину. Тем не менее, в период октябрьского переворота и гражданской войны население Петрограда значительно уменьшилось, в основном вследствие массового бегства из города его жителей (в том числе евреев) и эмиграции части еврейского населения за границу.
| + | |
- | | + | |
- | 1920-е гг. характеризуются бурным переселением евреев, в основном из Белоруссии и Украины, в Ленинград. В результате в конце 20-х гг. еврейское население города превысило 100 тыс. человек.
| + | |
- | | + | |
- | Динамика еврейского населения Ленинграда в 1917–29 гг. представляется следующей:
| + | |
- | | + | |
- | середина 1917 г. — около 50 тыс.;
| + | |
- | | + | |
- | середина 1918 г. — приблизительно 35 тыс.;
| + | |
- | | + | |
- | 1920 г. — 25 453; 1923 г. — 52 373;
| + | |
- | | + | |
- | 1926 г. — 84 503 (5,2% всего населения Ленинграда);
| + | |
- | | + | |
- | 1927/28 гг. — приблизительно 94 тыс.;
| + | |
- | | + | |
- | 1928/29 гг. — приблизительно 102,5 тыс.
| + | |
- | | + | |
- | === Социально-профессиональный состав ===
| + | |
- | | + | |
- | Социально-профессиональный состав еврейского населения Ленинграда в 1920-х гг. подвергался изменениям по мере усиления [[еврейской иммиграции]]. Служащие были наиболее многочисленной группой (40,2% в 1926 г.), хотя в конце 1920-х гг. наметилось некоторое уменьшение их в процентном отношении (но не в абсолютном). Численность рабочих росла быстрыми темпами (с 7% в 1923 г. до 17,3% в 1928/29 гг.). Значительной группой оставались ремесленники и торговцы (15,1% в 1928/29 гг.). Число лиц свободных профессий сократилось (с 5% в 1923 г. до 1,8% в 1928/29 гг.) — менее одной тысячи человек в конце 1920-х гг. Значительное число в течение 1920-х гг. составляли безработные (16,1% в 1928/29 гг.).
| + | |
- | | + | |
- | === Сионистское движение ===
| + | |
- | | + | |
- | После Февральской революции 1917 г. Петроград стал центром сионистского движения в России. Весной и летом 1917 г. в городе состоялись 6-й съезд студенческой сионистской организации [[Хе-Хавер]] (5–12 апреля), 2-й съезд Це‘ирей Цион (18–24 мая) и 7-й съезд сионистов России (24–31 мая). На съезде был избран ЦК сионистской организации, который возглавили Б. Гольдберг, М. Алейников (1880–1938), Ю. Бруцкус, И. Розов (1869–1948), С. Гепштейн (1882–1961) и другие. В Петрограде выходило в 1917–19 гг. более десятка сионистских газет, среди них возобновленный «Рассвет» (1917–18) под редакцией А. Идельсона и ежедневная газета на идиш «Тогблат» (1917–18) под редакцией Х. Гуревича (1865–1933) и затем И. Гринбаума. Наряду с сионистами, в 1917 г. в Петрограде активно действуют и другие еврейские партии — [[По‘алей Цион]], [[Бунд]], [[Фолкспартей]] (народная партия) и [[Еврейская народная группа]], выпускавшие свои периодические издания.
| + | |
- | | + | |
- | С начала 1918 г. начались преследования сионистов.
| + | |
- | | + | |
- | Власти не препятствовали созданию [[И. Трумпельдором]] еврейского отряда для обороны от возможных погромов (численностью около тысячи человек), но в январе 1918 г. отряд был расформирован.
| + | |
- | | + | |
- | Тогда же был закрыт «Тогблат», а позже, в сентябре 1918 г., «Рассвет». Однако сионисты пытались продолжать работу. Вместо «Тогблат» стал выходить «Унзер тогблат» (январь–август 1918 г.) под редакцией Р. Рубинштейна (1891–1967), а вместо «Рассвета» — «Хроника еврейской жизни» (ноябрь 1918 г. – июль 1919 г.) под редакцией Я. Клебанова.
| + | |
- | | + | |
- | Петроград был одним из центров возникновения движения Хе-Халуц; здесь состоялся его первый съезд при активном участии И. Трумпельдора (6–9 января 1918 г.).
| + | |
- | | + | |
- | 1 сентября 1919 г. был устроен обыск в помещении ЦК Сионистской организации. Были арестованы возглавлявший в то время ЦК Ю. Бруцкус и некоторые члены ЦК — Р. Рубинштейн, Н. Шахнович (1889–1969) и другие.
| + | |
- | | + | |
- | Вследствие преследования властями и эмиграции активистов сионистский центр в Ленинграде прекратил свою деятельность. В 1920-х гг. сионистская работа в городе велась небольшой группой общих сионистов, которую возглавлял И. Гурвич (1882–1943).
| + | |
- | | + | |
- | Движение Хе-Халуц, легализовшееся в пределах РСФСР в 1923 г., имело свое отделение в Ленинграде. Среди групп подготовки Хе-Халуца в Ленинграде самой большой была группа «Амал», занимавшаяся производством металлических изделий. В числе ее работников был поэт Х. Ленский. В Ленинграде существовала также ячейка нелегального Хе-Халуца.
| + | |
- | | + | |
- | В конце 1920-х гг. все организованное сионистское движение в Ленинграде было ликвидировано.
| + | |
- | | + | |
- | === Революционная деятельность ===
| + | |
- | | + | |
- | В революционных учреждениях Петрограда евреи играли заметную роль.
| + | |
- | | + | |
- | Эсеры А. Гоц — первый председатель Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК), П. Рутенберг, помощник заместителя министра-председателя Временного правительства;
| + | |
- | | + | |
- | меньшевики Ф. Дан, М. Либер — лидеры Петроградского совета. Г. Шрейдер, городской голова Петрограда, возглавивший 24 октября Комитет общественной безопасности, созданный Петроградской городской думой для сопротивления большевистскому перевороту;
| + | |
- | | + | |
- | эсер Шнайдер — начальник городской милиции; многочисленные представители еврейской интеллигентной молодежи, проходившие в это время военное обучение в юнкерских училищах и школах прапорщиков, принимали участие в борьбе с большевиками.
| + | |
- | | + | |
- | Так, среди защищавших Зимний дворец юнкеров школы прапорщиков инженерных войск насчитывалось большое число евреев.
| + | |
- | | + | |
- | Во время вооруженного восстания юнкеров 29–30 октября 1917 г., поднятого Комитетом спасения родины и революции (один из руководителей — А. Гоц), погибли около 50 юнкеров-евреев.
| + | |
- | | + | |
- | 23 сентября 1917 г. пост председателя Петроградского совета занял Л. Троцкий. Большевики Л. Каменев и Я. Свердлов были председателями ВЦИК. После октябрьского переворота 1917 г. Г. Зиновьев стал председателем Петроградского совета и так называемой Северной коммуны.
| + | |
- | | + | |
- | В 1918 г. в Петрограде был основан [[Еврейский комиссариат]]; наиболее активными деятелями его были З. Гринберг (1889–1949), Н. Бухбиндер (умер после 1940 г.), И. Берлин (1880–192?) и другие. Под их редакцией в городе вышло около десяти периодических изданий на идиш (1918–21) и единственное издание на русском языке — журнал «Еврейская трибуна» (1918).
| + | |
- | | + | |
- | === Культурная деятельность ===
| + | |
- | | + | |
- | В 1924–27 гг., с переездом в Ленинград (из Ростова) цаддика [[Шнеерсон|И. И. Шнеерсона]], Ленинград был центром хасидов [[Хабад]]а. В Ленинграде и его пригороде Новая Деревня поселились многие [[хасидизм|хасиды]] и открыли нелегальные [[хедер]]ы и [[йешива|йешиву]]. Издавалась религиозная литература. В 1927 г. в Ленинграде было 17 синагог и молельных домов. 24 октября 1924 г. на собрании учредителей была образована [[Ленинградская еврейская община]] (ЛЕРО) и принят проект устава, 26 января 1925 г. ЛЕРО была зарегистрирована. В ведении новой общины перешли Хоральная синагога, Преображенское еврейское кладбище, содержание [[миква|микв]], прием на работу [[резник|шохет]]ов, создание библиотеки религиозной литературы. Председателем правления был избран Л. Гуревич (?–1943), председатель центрального бюро [[Сионистской организации]]. 15 июня 1927 г. И. И. Шнеерсон был арестован, но в результате протестов международной общественности освобожден, и ему вместе с семьей и шестью ближайшими последователями в том же году был разрешен выезд за границу.
| + | |
- | | + | |
- | Начавшая в 1929 г. [[всесоюзная антирелигиозная кампания]] ([[«осенний антирелигиозный поход»]]) нанесла сильный удар по еврейской религиозной жизни в Ленинграде. В еврейском рабочем клубе прошел открытый суд над руководителями ЛЕРО (община вскоре была распущена, руководители приговорены к штрафу, а председатель Л. Гуревич к одному году тюрьмы). В результате инспирированных сверху «требований евреев-трудящихся» было принято решение о закрытии ленинградской Хоральной синагоги (17 января 1930 г.). Преследования стали несколько слабее после статьи И. Сталина в газете «Правда» (2 марта 1930 г.) «Головокружение от успехов», в которой содержалась критика тех, кто проявляет излишнее рвение в гонениях на религию. Вскоре решениями ВЦИК были отменены десятки постановлений о закрытии церквей, мечетей и синагог (в том числе Хоральной синагоги в Ленинграде). Тем не менее [[массовое закрытие синагог]] продолжалось. Так, в Ленинграде в 1932 г. из 17 синагог и молельных домов осталось три. В 1937–38 гг. гонения на иудаизм усилились. В Ленинграде прошли массовые аресты религиозных евреев, в том числе хасидов Хабада, многие из них шли по [[дело «Тиф’ерет бахурим»|делу «Тиф’ерет бахурим»]].
| + | |
- | | + | |
- | В это время Ленинград оставался значительным центром еврейской культуры, в основном русско-еврейской. По переписи 1926 г., назвали родным языком русский 68,4% еврейского населения, а 31% — идиш.
| + | |
- | | + | |
- | Среди многочисленных еврейских культурных заведений и организаций, возникших в Петрограде в 1917–19 гг. (в том числе существовавшие в 1918 г. [[Курсы палестиноведения]], организованные сионистами), выделялся [[Еврейский университет]], открывшийся 8 февраля 1919 г. В Еврейском университете читали лекции С. Дубнов, М. И. Кулишер, И. М. Кулишер (см. Кулишер, семья), А. Штейнберг, С. Лозинский, Ю. Бруцкус, Ш. Гинзбург, И. Цинберг и другие. В 1920 г. Еврейский университет был переименован в [[Институт высших еврейских знаний]] (ректор — С. Лозинский, секретарь — И. Цинберг). В 1923 г. под нажимом еврейских коммунистов институт был реорганизован в [[Высшие курсы по изучению истории и языка еврейского народа]]. Преподавание еврейских предметов было сокращено, и в 1925 г. курсы были закрыты. В 1916–30 гг. (с перерывом в 1917–20 гг.) при [[Еврейском историко-этнографическом обществе]] функционировал музей, основу экспозиции которого составляли материалы этнографических экспедиций под руководством С. Ан-ского. В 1920-е гг. музейная экспозиция пополнилась картинами на еврейские темы художников: Н. Альтмана, С. Гершова (1907–89), И. Пэна, А. Тышлера и С. Юдовина (хранителя музея). Музей имел отделы: этнографический, музыкальный, художественный и старого искусства. В 1920-х гг. продолжается деятельность Еврейского историко-этнографического общества и ОПЕ, в 1929 г. оба были закрыты. Вместо них было открыто (1930) [[Общество по изучению истории и экономики еврейского пролетариата]], просуществовавшее недолго. Экономические общества (ОЗЕ, ЕКОПО) существовали до начала 1920-х гг., ОРТ действовал до конца 1920-х гг.
| + | |
- | | + | |
- | В 1919 г. в Петрограде была основана театральная студия на идиш — будущий [[ГОСЕТ]]. В 1920-х гг. в Ленинграде существовали самодеятельные театры на идиш.
| + | |
- | | + | |
- | В 1920-х – начале 1930-х гг. в Ленинграде существовали еврейские школы с преподаванием на идиш и русском языках.
| + | |
- | | + | |
- | Еврейская пресса, закрытая в 1918–19 гг., возобновилась в начале 1920-х гг. в виде научно-культурных изданий. Первым изданием такого рода был ежемесячник «Еврейский вестник» (1922) под редакцией Б. Кауфмана и И. Клейнмана. ОПЕ выпустило сборники «Еврейская мысль» (1922–26) под редакцией Ш. Гинзбурга, Еврейское историко-этнографическое общество возобновило выпуск «Еврейской старины» (1924–30) под редакцией Л. Штернберга, И. Цинберга и других. Под редакцией Л. Клячко (1873–1934), Л. Айзенберга (1867–195?), С. Лозинского и И. Клейнмана выходил популярный научно-культурный сборник «Еврейская летопись» (1923–26). В 1923 г. под редакцией Б. Кауфмана и И. Клейнмана вышел сборник «Еврейский альманах». Медицинско-статистические сборники «Вопросы биологии и патологии евреев» (1926–30) издавались под редакцией В. Бинштока (?–1933), А. Брамсона (1875–1939), М. Грана (1867–1940) и Г. Дембо (1872–1939). В 1920-х – начале 1930-х гг. в Ленинграде жили еврейские писатели, писавшие на иврите. Некоторые из них — Шим‘он hа-Боне (С. Требуков, 1900–36/37?/), Иохевед Бат-Мирьям — участвовали в [[Иврит новая литература. Советский Союз|литературном сборнике «Брешит»]]. К писателям «Брешит» были близки как по духу, так и по поэтическим формам И. Са‘арони (Матов, родился в 1901 г.; в Израиле с 1929 г.), Ш. Руси (Сосенский, 1903–57, в Израиле с 1928 г.), Г. Фрид. В Ленинграде творили Н. Шварц (погиб в конце 1930-х гг.), Э. Родин и Х. Ленский. В русскую литературную группу «Серапионовы братья» входили Л. Лунц, В. Каверин, Елизавета Полонская, М. Слонимский (см. Х. З. Слонимский). В Ленинграде жили многие писатели, лингвисты, историки литературы: Б. Эйхенбаум, Ю. Тынянов, Ю. Оксман, Г. Гуковский, В. Жирмунский, В. Шкловский.
| + | |
- | | + | |
- | После революции 1917 г. в Петрограде образовалась школа [[Гебраистика|гебраистов]] под руководством П. Коковцова. Крупнейшие ее представители — А. Борисов, И. Винников, Клавдия Старкова, Ю. Солодухо, И. Франк-Каменецкий (1880–1937). Ряд ученых, таких как Ю. Гессен, С. Лозинский, С. Лурье, вынуждены были впоследствии переключиться на другую тематику.
| + | |
- | | + | |
- | === 30-е годы ===
| + | |
- | | + | |
- | В 1930-х гг. еврейское население Ленинграда продолжало расти, хотя и меньшими темпами, чем в 1920-х гг., и к началу советско-германской войны (1941) оно насчитывало, по оценке, около 180 тыс. человек.
| + | |
- | | + | |
- | В этот период еврейская культурная деятельность в Ленинграде была окончательно подавлена.
| + | |
- | | + | |
- | В 1937 г. закрыта последняя еврейская школа, а ее директор З. Кисельгоф был арестован. Во второй половине 1930-х гг. были арестованы многие еврейские ученые и общественные деятели, среди них И. Цинберг, И. Равребе (1883–1955?), Х. Александров (1890–1972), Б. З. Блюм (1899–?) и другие.
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | === Годы Великой Отечественной войны 1941-1945 ===
| + | |
- | | + | |
- | Вскоре после начала [[Великая Отечественная война 1941-1945гг.|советско-германской войны]] Ленинград оказался в зоне военных действий.
| + | |
- | | + | |
- | Значительная часть еврейского населения была [[мобилизация|мобилизована]] в армию или добровольно вступила в части народного ополчения. Среди евреев — участников обороны Ленинграда: начальник штаба Карельского фронта Л. Сквирский (1903–90), начальник штаба 42-й армии Л. Березинский, командующий Ладожской военной флотилией П. Трайнин.
| + | |
- | | + | |
- | Много сделал для развития оборонной промышленности И. Зальцман — директор Кировского машиностроительного завода, с октября 1941 г. — директор Кировского завода в Челябинске, в 1942–43 гг. — нарком танковой промышленности.
| + | |
- | | + | |
- | В первые месяцы войны была проведена частичная [[эвакуация]] гражданского населения, в том числе, вероятно, нескольких десятков тысяч евреев. Однако большинство евреев (около 150 тыс. по немецким оценочным данным от февраля 1942 г.) оставались в [[Блокада Ленинграда|осажденном городе]].
| + | |
- | | + | |
- | Зимой 1941–42 гг. в Ленинграде умерли от голода около миллиона человек, среди них десятки тысяч евреев. Лишь массовая эвакуация в 1942 г. и частичный прорыв блокады в январе 1943 г. спасли оставшихся в живых от подобной же участи.
| + | |
- | | + | |
- | В ноябре 1943 г. еврейская община города, которую с 1939 г. возглавлял И. Гинусов (1874–?), внесла 30 тыс. рублей в фонд обороны. Среди умерших от голода в годы блокады были известные еврейские ученые И. Бендер (1900–41), И. Гинцбург, Д. Маггид (1863–1942). Пережившие блокаду Вера Инбер и А. Чаковский (1913–94) отразили этот период в своих произведениях.
| + | |
- | | + | |
- | === Послевоенные годы ===
| + | |
- | | + | |
- | [[Борьба с космополизмом|Антисемитская кампания 1949 г.]]нанесла тяжелый удар по ассимилированной еврейской интеллигенции Ленинграда. Среди подвергавшихся преследованиям были такие известные деятели литературы и искусства, как поэт А. Гитович (1909–66), кинорежиссер Л. Трауберг, театральные критики С. Дрейден (1906–91), И. Шнейдерман (1910–91), С. Цимбал (1907–78), литературоведы Б. Эйхенбаум, В. Жирмунский, Г. Гуковский и многие другие. Многие из них были уволены с работы, отправлены в тюрьмы и ссылки.
| + | |
- | | + | |
- | Властями были предприняты прямые шаги по ликвидации остатков еврейской культуры в Ленинграде. Была закрыта кафедра ассириологии и гебраистики восточного факультета ЛГУ (1949), а ее заведующий И. Винников уволен.
| + | |
- | | + | |
- | Был обвинен в космополитизме и уволен профессор ЛГУ С. Лурье (сотрудничавший в 1920-х гг. в русско-еврейской печати).
| + | |
- | | + | |
- | === 50-е и 60-е годы ===
| + | |
- | | + | |
- | В начале 1950-х гг. был арестован и сослан в лагерь раввин М. Эпштейн (1876?–1977; в Израиле с 1976 г.).
| + | |
- | | + | |
- | Период после смерти И. Сталина (1953) и до середины 1960-х гг. характерен частичной либерализацией режима, что отразилось в том числе и на жизни еврейского населения Ленинграда.
| + | |
- | | + | |
- | По переписи 1959 г. в Ленинграде насчитывалось 168641 еврей (5,1% всего населения).
| + | |
- | | + | |
- | Единственным еврейским учреждением Ленинграда являлась синагога (раввин А. Х. Лубанов, 1881–1973). Во второй половине 1950-х гг. председатель совета синагоги ([[габбай]]) Г. Печерский (1901–75; с 1972 г. — в Израиле) был инициатором подачи петиций центральным и городским властям с просьбой о разрешении открыть курсы по изучению иврита и еврейской истории. Петиции были отклонены властями, и в 1961 г. Печерский был арестован и приговорен к 12-ти годам заключения.
| + | |
- | | + | |
- | Ужесточение антирелигиозной кампании в начале 1960-х гг. привело к запрещению выпечки [[маца|мацы]] (1962–64) и к закрытию для захоронений еврейского кладбища Ленинграда (1963; окончательно закрыто в 1969 г.).
| + | |
- | | + | |
- | В 1950–60-х гг. продолжалась языковая и культурная ассимиляция евреев Ленинграда.
| + | |
- | | + | |
- | По переписи 1959 г., в Ленинграде 91,3% евреев считали родным языком русский и лишь 8,6% (13 728 человек) — идиш.
| + | |
- | | + | |
- | Лишь незначительная часть русско-еврейской интеллигенции участвовала в той или иной мере в еврейском национальном творчестве. В Ленинграде работали еврейские художники и скульпторы Н. Альтман, Л. Кривицкий, И. Ханин, М. Клионский, Г. Гликман (1913–2003), М. Вайнман (1913–73) и Т. Каплан, С. Гершов, создававшие произведения и на еврейские темы.
| + | |
- | | + | |
- | А. Виньковецкий на основе архива М. Береговского, хранящегося в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии, в 1960-х гг. подготовил к печати «Антологию еврейской народной песни», которую опубликовал, репатриировавшись в 1979 г. в Израиль (тт. 1–4, 1983–87; тексты на идиш и их перевод на английский язык и иврит).
| + | |
- | | + | |
- | Ряд исследователей работал в области гебраистики — И. Амусин, опубликовавший в 1983 г. книгу «Кумранская община», Х. Александров, И. Винников, Л. Вильскер, А. Газов-Гинзберг (А. Гинзай), Гита Глускина (см. Л. Вильскер) и другие.
| + | |
- | | + | |
- | В 1958 г. был организован [[Ленинградский еврейский эстрадный коллектив]], который был закрыт в 1961 г. и возобновил свою деятельность в 1964–65 гг. Среди участников ансамбля выделялась Ханна Гузик.
| + | |
- | | + | |
- | === 70-е и 80-е годы ===
| + | |
- | | + | |
- | Ленинград становится одним из важнейших центров еврейского национального движения в советской России.
| + | |
- | | + | |
- | По переписи 1970 г., в городе проживало 162 587 евреев (4,1% общего населения); 94,7% евреев Ленинграда признало родным языком русский и лишь 5,2% — идиш.
| + | |
- | | + | |
- | В течение 1970-х г. – первой половины 1980-х гг. численность еврейского населения Ленинграда, в связи с отрицательным естественным приростом и эмиграцией, продолжала снижаться.
| + | |
- | | + | |
- | ==== Борьба за выезд в Израиль ====
| + | |
- | | + | |
- | С конца 1960-х гг. евреи Ленинграда участвовали в борьбе евреев Советского Союза за [[право выезда в Израиль]].
| + | |
- | | + | |
- | Основной формой борьбы первоначально была подача властям обращений и других документов. Вследствие неэффективности этой формы часть активистов обратилась в 1969–70-х гг. к другим путям борьбы — созданию [[подпольной сионистской организации]] и [[Самолетное дело|попытке захвата самолета]]. Хотя эта попытка закончилась неудачей, приведшей к двум ленинградским процессам в 1970 г. и 1971 г., она послужила толчком к начавшейся в 1971 г. [[Алия советских евреев|алие советских евреев]].
| + | |
- | | + | |
- | Всего в 1968–83 гг. из Ленинграда выехало 15 427 евреев (большинство в 1976–80 гг.). Из них 3759 (24,4%) репатриировались в Израиль.
| + | |
- | | + | |
- | == Конец 20 века: возрождение культурной жизни ==
| + | |
- | | + | |
- | К 1982 г. относится попытка создания Ленинградского общества еврейской культуры (ЛОЕК), не разрешенного властями. С 1982 г. в Ленинграде выходит [[Самиздат|самиздатский]] журнал [[«Ленинградский еврейский альманах»]] (ЛЕА). С 1982 г. по 1989 г. вышли 19 номеров журнала. В 1986–87 гг. были опубликованы два приложения «Современный еврейский фольклор».
| + | |
- | | + | |
- | С конца 1980-х гг. резко возросло число неформальных еврейских организаций и учреждений в Ленинграде, а также еврейских периодических изданий.
| + | |
- | | + | |
- | В ноябре 1989 г. был создан Петербургский еврейский университет (ПЕУ), получивший в 1992 г. государственную лицензию, в 1992 г. он был преобразован в [[Петербургский институт иудаики]] (ПИИ). В 2004 г. в ПИИ обучались 120 человек. При институте действуют вечерняя школа иудаики и вечерне-воскресная еврейская школа «Ламед».
| + | |
- | | + | |
- | === Общинная жизнь, религиозная деятельность ===
| + | |
- | | + | |
- | В 1990-х – начале 2000-х гг. Санкт-Петербург становится центром еврейского образования в СНГ.
| + | |
- | | + | |
- | В городе пять средних еврейских школ, светских и религиозных. С 1995 г. работает центр «ОРТ–Гинцбург. Санкт-Петербург», в рамках которого функционирует специальная средняя школа.
| + | |
- | | + | |
- | В Санкт-Петербурге выходят журналы: «Новая еврейская школа», «Еврейское образование». С 1991 г. два раза в месяц выходит газета «Ами — Народ мой» (редактор Я. Цукерман).
| + | |
- | | + | |
- | В Санкт-Петербурге есть три синагоги, в том числе на набережной канала Грибоедова, отданная в пользование еврейской религиозной общине в 1996 г. Действуют иешивы «Томхей тмимим Любавич», «Менахем», утренний колел «Леви Ицхак».
| + | |
- | | + | |
- | Главный раввин Санкт-Петербурга — представитель хасидов Хабада М. М. Певзнер.
| + | |
- | | + | |
- | В Санкт-Петербурге действуют отделения международных еврейских организаций: [[Джойнт]]а, [[Сохнут|Еврейского агентства]].
| + | |
- | | + | |
- | Функционируют различные благотворительные организации: две благотворительные столовые, благотворительный центр «Забота Хесед-Авраам», благотворительный центр для пенсионеров «Эшел Менахем».
| + | |
- | | + | |
- | В Санкт-Петербурге осуществляются различные еврейские культурные программы. Так, с 1997 г. каждый год проводятся фестивали еврейской книги, выходит журнал «Народ Книги в мире книг».
| + | |
- | | + | |
- | С 1996 г. ежегодно проводятся фестивали традиционной музыки восточноевропейских евреев [[«Клезфест в Петербурге»]], в котором участвуют исполнители клезмерской музыки из стран СНГ, Балтии, США, Великобритании. Действуют еврейский музыкальный ансамбль «Клезмер», вокальный ансамбль «Хесед».
| + | |
- | | + | |
- | В Санкт-Петербурге образован Центр по организации еврейского музея [[«Петербургская иудаика»]] (директор В. Дымшиц). В Санкт-Петербурге находится Всероссийская ассоциация клубов «Маккаби».
| + | |
- | | + | |
- | В 1970–80-х гг. оживляется религиозная жизнь евреев Ленинграда. Многие молодые евреи [[Тшува|возвращаются к иудаизму]].
| + | |
- | | + | |
- | Значителен вклад евреев Ленинграда в развитие науки, литературы, музыки, театра: писатели и поэты — И. Бродский (лауреат Нобелевской премии по литературе за 1987 г.), С. Маршак, В. Шкловский; ученые — Л. Берг, Г. и А. Гринберги, А. Иоффе, Я. Френкель и другие.
| + | |
- | | + | |
- | В Ленинградской консерватории преподавали известные музыканты: Е. Вольф-Израэль (1872–1956), Н. Перельман (1906–1993), М. Хальфин (1907–86).
| + | |
- | | + | |
- | В Ленинграде были созданы основные произведения выдающегося драматурга Е. Шварца. В *1939 г. А. Райкин создал Ленинградский театр эстрады и миниатюр и был его художественным руководителем и актером.
| + | |
- | | + | |
- | Согласно Всесоюзной переписи 1989 г., в Ленинграде проживали 106 800 евреев.
| + | |
- | | + | |
- | В 1989–2004 гг. большое число евреев города репатриировались в [[Израиль]] или выехали в другие страны мира.
| + | |
- | | + | |
- | Всероссийская перепись населения 2002 г. определила число евреев Санкт-Петербурга в 36 628 человек.
| + | |
- | | + | |
- | По численности еврейского населения Санкт-Петербург — второй после Москвы город в России и представляет собой один из важных центров еврейского национального и культурного движения.
| + | |
- | | + | |
- | === Антисемитизм ===
| + | |
- | | + | |
- | В конце 1980-х – 1990-х гг. евреи Санкт-Петербурга сталкивались с многочисленными проявлениями антисемитизма.
| + | |
- | | + | |
- | Так, с конца мая по середину июля 1988 г. митинги общества «Память» проводились фактически каждый день в Румянцевском сквере на Васильевском острове. Выступающие обвиняли евреев в установлении советского строя и в убийстве царя, с одной стороны, и в тоже время в том, что они являются движущей силой демократического движения.
| + | |
- | | + | |
- | В Ленинграде в конце 1980-х – 1990-х гг. члены Российской национал-социалистической рабочей партии бесчинствовали на улицах города.
| + | |
- | | + | |
- | 17 и 20 апреля 1987 г. в Ленинграде было разрушено более ста памятников на еврейских могилах Преображенского кладбища и кладбища «Жертв Девятого января».
| + | |
- | | + | |
- | В 1990-х – начале 2000-х гг. происходили осквернения еврейских могил, появлялись антисемитские надписи на стенах еврейских учреждений.
| + | |
- | | + | |
- | == Источники ==
| + | |
- | | + | |
- | * Статья основана на статье Краткой Еврейской Энциклопедии, том 4, кол. 769–781 [http://www.eleven.co.il/article/12415]
| + | |
- | * [http://jhistory.nfurman.com/russ/russ000_09.htm Михаил Бейзер ''Евреи в Петербурге'']
| + | |
- | * [http://www.jekl.ru Еврейское Преображенское кладбище. Проект еврейской религиозной общины Санкт-Петербурга]
| + | |
- | | + | |
- | == Ссылки ==
| + | |
- | <references />
| + | |
- | | + | |
- |
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Евреи в Российской империи/СССР/СНГ ]]{{checked_final}}
| + | |