|
|
(14 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Начало_работы}}
| + | #redirect [[:ej:Самария (Шомрон, Себастия) (город)]] |
- | Город Самария, столица [[Израильское царство|Израильского (Северного) царства]] в IX–VIII вв. до н. э.
| + | |
- | | + | |
- | == Древняя история города ==
| + | |
- | Город был основан царем [[Омри]] около 800 г. до н. э. на холме, принадлежавшем некоему Шемеру, откуда, согласно библейской этимологии, произошло название Шомрон.<ref>Тот факт, что гора называется Shomeron когда Омри купил это наводит на мысль, что правильность вышеизложенного пперевода находится под вопросом. Реальная этимология имени может быть "Сторожевая гора" (см. у Stade в его "Zeitschrift", параграф 165 и далее). В ранних клинописных надписей Самария обозначена под названием "Бейт Хумри" (= "доме Омри"), но это в табличках Тиглаффилласара III, а затем она называется Самирин, арамейским именем (ср. Rawlinson, "Historical Evidences", стр. 321). Из статьи [http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=109&letter=S&search=Samaria Joseph Jacobs, M. Seligsohn SAMARIA in Jewish Encyclopedia]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | <blockquote>
| + | |
- | "Он (Омри) купил гору Шомрон у Шемэра за два таланта серебра, и застроил гору, и назвал город, который построил, по имени Шемэра, владельца горы Шомрон".(III Ц. 16:24)
| + | |
- | </blockquote>
| + | |
- | | + | |
- | === Времена Израильского царства ===
| + | |
- | Благодаря исследованиям стало известно, что гора Самария расположена в долине, окруженной холмами, в десяти километрах от [[Шхем]]а, и почти на краю морской равнины. Благодаря её плодородию, которое упоминается в Ис. 28:1, [[Омри]] выбрал её в качестве места жительства, и она продолжала быть столицей царства десяти колен на протяжении двух веков, пока не была разрушена ассирийским царем (III Ц. 16:29 и далее. IV Ц. 1:3, 3:1 и далее).
| + | |
- | [[Исайя]] называет Самарию "глава Эфраима" (Ис. 7:9), и [[Иезекииль]] говорит о "Самарии и дочерях её" (Иез. 16:53). Следовательно, город находился в уделе Эфраима.
| + | |
- | | + | |
- | Омри перенёс столицу [[Израильское царство|Израильского царства]] в Самарию из [[Тирца|Тирцы]], которая была слишком уязвима для нападений.<ref>[http://www.machanaim.org/tanach/_da_ml/ml_41.htm 3. Дашевский. Лекции по книге Мелахим I. Лекция 41. 16:23-16:34]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | Омри возвёл на вершине холма крепостные стены из тесаного камня, образующие в плане прямоугольник 90 × 180 м. Позднее площадь города была увеличена и огорожена с севера и запада казематной стеной. Эта стена служила не только фортификационным целям, но была также подпорной стеной дворца и прилегающих к нему складских помещений.
| + | |
- | | + | |
- | Город был сильно укреплен, что видно из бесплодной осады которые она понесла (см. ниже; сравни [[Иосиф Флавий]], "Иудейские древности". VIII 14, § 1.).
| + | |
- | | + | |
- | [[Ахав]] построил там храм Ваала с алтарем для культа этого божества, что (III Ц 16:32). Возможно, дворец из слоновой кости (ib. 22:39) был также в городе Самарии или около него. Дворец царя был отдельной крепостью (IV Ц. 15:25), и имел крытые дворы (ib. 1:2). Городские ворота Самарии часто упоминаются (III Ц 22:10; IV Ц 7:1,18,20; II Пар 18:9), и есть одна ссылка на "бассейн Самарии" (III Ц 22:38).
| + | |
- | | + | |
- | Нижний город был защищен кольцевой массивной стеной из тесаного камня. В верхнем городе, где располагался царский дворец [[Омри]] и [[Ахав]]а, при раскопках были обнаружены изделия из слоновой кости финикийской работы, — по-видимому, принадлежавшие «дому из слоновой кости», который построил Ахав (III Ц 22:39).
| + | |
- | | + | |
- | В западной части верхнего города находились склады, где при раскопках были найдены 63 остракона, по-видимому, относящиеся ко времени царствования [[Иеровоам II|Иоровоама (Яров‘ама) II]], то есть около 785–749 гг. до н. э., содержащие записи о поставках дворцу вина и масла.
| + | |
- | | + | |
- | Еще во время жизни [[Омри]] отец царя Бен-Хадада потребовал выделить в городе участки для сирийцев (III Царств 20:34). Но не указано, была ли Самария непосредственно осаждена сирийским царём или [[Омри]], потерпев поражение в одном из боёв, был вынужден пойти на уступки в Самарии.
| + | |
- | | + | |
- | Самария успешно выдержали две осады сирийцами при Бен-Хададе, первая из которых была во времена [[Ахав]]а (901 г. до н.э.;. III Царств 20:1 и след.), а вторая девять лет спустя, во времена [[Иорам (царь Израиля)|Иорама]], сын [[Ахав]]а (IV Ц 6:24-7:7). Во время первой осады Самария страдала от голода, вызванного засухой (III Царств 18:2). Но страшнее был голод, вызванный второй осадой, когда женщины ели своих детей, и голова осла была продана за восемьдесят шекелей серебра (IV Ц. 6:25 и след.). Чудесный разгром сирийской армии вызвал чрезвычайную дешевизну провизии в Самарии (ib. 7:16).
| + | |
- | | + | |
- | Другие заметные события имели место в Самарии: там [[Ахав]] встретил [[Иосафат]]а, оба они сидели в воротах, чтобы услышать пророчество Михея (III Ц. 22:10; II Пар 18:2, 9...).
| + | |
- | | + | |
- | Семьдесят сыновей [[Ахав]]а были воспитаны в Самарии, и там были убиты по приказу [[Ииуй|Ииуя,]] который уничтожил "всё, что осталось от дома [[Ахав]]а", а также храм Ваала (IV Ц. 10:1-27). Согласно II Пар. 22:9, [[Охозия]], царь Иудейский, был убит в Самарии (ср. IV Ц. 9:27).
| + | |
- | | + | |
- | Иоас, после того, как захватил Иерусалим, привёз в Самарию все золото, серебро и сосуды [[Первый храм|Храма]] и дворца царя (ib. 14:14; II Пар 24:25). Факей вернулся в Самарию с добычей и большим количеством пленных иудеев, с которыми хорошо обращались в Самарии и потом отпустили (II Пар. 28:8-9, 15).
| + | |
- | | + | |
- | В седьмой год [[Осия|Осии]] Самария была осажден [[Салманассар]]ом. Три года спустя она была захвачена [[Ассирия|ассирийским]] царем, чье имя не упоминается (IV Ц. 17:5-6, 18:9-10...). И хотя Иосиф Флавий ("Иудейские древности". IX 14, § 1.) заявляет, что это был [[Салманассар]], ассирийские клинописные надписи показывают, что это был [[Саргон]], который взошел на престол в 722 г. до н.э. и [[Саргон II - завоевание Израильского царства|захватил Самарию в следующем году]].
| + | |
- | | + | |
- | Город, однако, не был разрушен (ср. Иер. 41:5). Два года спустя он заключил союз с Емафом, Арпадом, и Дамаском против ассирийцев, который распался из-за свержения царя Емафа (инспирированного Саргоном).
| + | |
- | | + | |
- | Депортированных израильтян из Самарии заменили язычниками из разных стран, в основном из [[Сирия|Сирии]] и [[Междуречье|Месопотамии]] (из [[Вавилон]]а, Кута, Хамата и Сфарваима), посланными туда ассирийским царём. Новые поселенцы установил там смешанные культ Б-га с язычеством (IV Ц 17:24-41). Согласно еврейской теории, они были основателями самаритянской религии и предками [[Самаритяне|самаритян]].
| + | |
- | | + | |
- | '''С момента своего основания и до падения город был местом идолопоклонства, ни один из его царей не был поклонником Б-га. Он был жестоко осуждаем [[Амос]]ом (8:14), [[Исайя|Исайейи]] (7:1, далее везде), [[Миха (пророк)|Михой]] (1:6), и другими пророками, которые предсказывали также наказание города.'''
| + | |
- | | + | |
- | === После ассирийского завоевания ===
| + | |
- | Город служил резиденцией ассирийского наместника. В персидский период правители Самарии, наиболее известными из которых были представители семейства Санваллат, находились в постоянном конфликте с [[Нехемия|Нехемией]] и его преемниками.
| + | |
- | | + | |
- | Самарии возникает снова в истории четырех столетий после ее захвата ассирийцами. Самаритяне, которые убили Андромаха, губернатора Южной Сирии (332 или 331 до н.э.), были сурово наказаны Александром Великим, которые превратил город в македонскую колонию (331 г. до н.э.).<ref>Eusebius, "Chronicon," ed. Schoene, ii. 114</ref> Самария была заселена шестью тысячами македонских колонистов и превратилась в эллинистический город.
| + | |
- | | + | |
- | Также находим у Евсевия, <ref>(ib. ii. 118)</ref> что несколько лет спустя по приказу Александра Самарии была восстановлена. В 312 г. до н.э. город, который по-прежнему хорошо укреплен, был лишён укреплений Птолемеем, сыном Лагуса, и пятнадцать лет спустя (ок. 296 г. до н.э.) было вновь разрушен Димитрием Полиокретом.<ref>Eusebius, та же книга</ref>
| + | |
- | | + | |
- | Почти два века прошло в течение которых ничего не слышали о Самарии, но это совершенно очевидно, что город был восстановлен и сильно укрепленные, так как в конце второго века до н.э. Иоанн Гиркан осадил его целый год, прежде чем он захватил и разрушил его, отвлекая определенные потоки, которые затоплены нижней части города (Иосиф Флавий, LC XIII 10, § § 2-3;. То же, "BJ" I. 2, § 7). Год завоевания Самарии четко не указано. В Мегилат Таанит говорится, что город был взят в плен 25 Marḥeshwan (= ноября), и других обстоятельств, связанных с осадой указать, что оно было принято незадолго до 107 г. до н.э.
| + | |
- | | + | |
- | Almost two centuries elapsed during which nothing is heard of Samaria; but it is quite evident that the city was rebuilt and strongly fortified, for at the end of the second century B.C. John Hyrcanus besieged it a whole year before he captured and destroyed it, by diverting certain streams, which flooded the lower part of the city (Josephus, l.c. xiii. 10, §§ 2-3; idem, "B. J." i. 2, § 7). The year of the conquest of Samaria is not clearly indicated. In Megillat Ta'anit it is stated that the city was captured on the 25th of Marḥeshwan (=November), and other circumstances connected with the siege indicate that it was taken shortly before 107 B.C.
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | В 107 г. до н. э. после длительной осады Самария была захвачена и разрушена Иохананом Гирканом, однако вновь заселена при [[Александр I Яннай|Александре Яннае]].
| + | |
- | | + | |
- | [[Помпей]] восстановил Самарию как греческий город. В 25 г. до н. э.
| + | |
- | | + | |
- | [[Ирод I]] заново отстроил город и соорудил в нем '''храм императору Августу'''. Среди построек были колоннады, театр, стадион и городская стена периметром в 4 км. [[Ирод]] назвал город Себасте в честь Августа (по-гречески Себастос — эквивалент латинскому Аугустус). Во II в. н. э. город переживал упадок, однако превращение его императором Септимием Севером в римскую колонию Луция Септимия Севера Себасте (около 193–194 гг.) способствовало новому подъему.
| + | |
- | | + | |
- | Ранние христиане связывали Самарию с Иоанном Крестителем, который был, по преданию, похоронен там. В начале IV в. Самария стала центром епархии. В V в. в городе под акрополем были построены церковь и монастырь.
| + | |
- | | + | |
- | == Средние века ==
| + | |
- | В 614 г. Самария была разрушена персами. При [[Крестовые походы|крестоносцах]] Самария вновь стала центром епархии. Была построена церковь, ныне — у восточной оконечности расположенной на холме арабской деревни Сабастия, в которой около двух тысяч жителей (2003 г., оценочно).
| + | |
- | | + | |
- | == Источники ==
| + | |
- | * [http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=13667&query=%D1%C0%CC%C0%D0%C8%DF Электронная еврейская энциклопедия на основании КЕЭ, том 7, кол. 621–622]
| + | |
- | * [http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=109&letter=S&search=Samaria Joseph Jacobs, M. Seligsohn SAMARIA in Jewish Encyclopedia]
| + | |
- | * [http://www.machanaim.org/tanach/in_tnh.htm Текст Танаха с набором комментариев на сайте "Маханаим"]
| + | |
- | | + | |
- | Библиография
| + | |
- | * [[Иосиф Флавий]], "Иудейские древности"
| + | |
- | * Eusebius, "Chronicon," ed. Schoene
| + | |
- | | + | |
- | Примечания
| + | |
- | {{Примечания}}
| + | |