Arbeli (Обсуждение | вклад) |
|
(30 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{О_статье| ТИП СТАТЬИ = 1
| + | #redirect [[:ej:Салоники (еврейская община)]] |
- | | АВТОР1 =
| + | |
- | | АВТОР2 =
| + | |
- | | АВТОР3 =
| + | |
- | | СУПЕРВАЙЗЕР = 2
| + | |
- | | ПРОЕКТ =
| + | |
- | | ПОДТЕМА =
| + | |
- | | КАЧЕСТВО =
| + | |
- | | УРОВЕНЬ = 1
| + | |
- | | ДАТА СОЗДАНИЯ =
| + | |
- | | ВИКИПЕДИЯ =
| + | |
- | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ =
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | '''Сало́ники''' или '''Фессало́ники''' (греч. Θεσσαλονίκη, рус. Солунь, болг. Солун, тур. Selanik) — город в [[Греция|Греции]].
| + | |
- | | + | |
- | Второй по величине город в Греции: население (вместе с пригородными территориями) более 800 тысяч человек (2001 г.).
| + | |
- | | + | |
- | В окрестностях Салоник расположено большое количество небольших населённых пунктов, которые летом являются объектами туризма, а зимой - обычными аграрными деревнями.
| + | |
- | | + | |
- | В Салониках расположены аэропорт и крупный морской порт, по своему экономическому значению занимающий второе место после Пирея.
| + | |
- | | + | |
- | == Еврейская история города до изгнания евреев из Испании ==
| + | |
- | | + | |
- | По некоторым данным, уже в 140 г. до н. э., когда город находился под властью римлян, в Салониках жили евреи, главным образом выходцы из Александрии.
| + | |
- | | + | |
- | В 1 в. до н. э. – 3 в. н. э. община города постепенно росла; римские власти предоставили ей автономию.
| + | |
- | | + | |
- | Евреи Салоник, говорившие на греческом языке и носившие греческие имена, жили в квартале, расположенном недалеко от порта, и поддерживали торговые связи со многими районами Средиземноморья.
| + | |
- | | + | |
- | В 50-х гг. н. э. в синагоге Салоник трижды проповедовал Павел из Тарса; эти выступления были встречены враждебно, и ему пришлось покинуть город.
| + | |
- | | + | |
- | После того, как в первой половине 4 в. христианство стало государственной религией Римской империи, положение евреев Салоник ухудшилось.
| + | |
- | | + | |
- | Во времена владычества Византии евреи города нередко подвергались гонениям:
| + | |
- | * императоры Юстиниан I и Ираклий (610–642) запрещали какое-либо публичное соблюдение еврейских традиций,
| + | |
- | * Василий I Македонянин (866–86) и Лев III Исавр (717–41) под угрозой смерти или изгнания вынуждали евреев принять христианство.
| + | |
- | | + | |
- | Спасаясь от преследований, евреи Салоник переселялись в Болгарию, Хазарию, Крым. Не исключено, что в периоды наиболее жестоких притеснений община на время распадалась, но впоследствии вновь восстанавливалась.
| + | |
- | | + | |
- | Попытки насильственной христианизации прекратились лишь во второй половине X в.
| + | |
- | | + | |
- | В конце XI в. император Алексей I Комнин (правил в 1081–1118 гг.) освободил салоникских евреев от уплаты налогов; сведения об этом сохранились в одном из документов, обнаруженных в Каирской генизе.
| + | |
- | | + | |
- | В 1096 г. община Салоник была охвачена мессианским движением; сообщалось о появлении пророка Илии и о других чудесах и знамениях. Многие евреи забросили повседневные дела и готовились к немедленному возвращению в Эрец-Исраэль; однако никаких данных об осуществлении этих замыслов не сохранилось.
| + | |
- | | + | |
- | В 1169 г. Салоники посетил [[Биньямин из Туделы]]. По его свидетельствам, в это время в городе жили 500 евреев или еврейских семей, занимавшихся ремеслами; во главе общины стоял эфорос, которого назначали византийские власти.
| + | |
- | | + | |
- | С включением города в состав Латинской империи, основанной в 1204 г. крестоносцами, преследования евреев возобновились, а правитель Эпирского царства Феодор Ангел, под властью которого Салоники находились с 1223 г. или 1224 г. по 1230 г., даже объявил иудаизм вне закона.
| + | |
- | | + | |
- | После восстановления Византийской империи (1261) община Салоник вступила в полосу процветания; жившие в городе еврейские купцы поддерживали деловые контакты со многими странами, специализируясь главным образом на торговле шелком.
| + | |
- | | + | |
- | Со второй половины 14 в. в Салоники начали стекаться евреи из Центральной, Западной и Южной Европы — сначала из Венгрии (откуда первые переселенцы прибыли в город в 1376 г.), а затем и из Германии, Франции, Италии.
| + | |
- | | + | |
- | Вновь прибывшие, как правило, быстро сближались с романиотами, составлявшими основную часть еврейского населения Салоник, усваивали их язык и обычаи. Исключением были выходцы из области Апулия (в южной части Италии) и Сицилии, создавшие самостоятельные общины.
| + | |
- | | + | |
- | В 1423 г. Салоники перешли под контроль Венецианской республики, правительство которой обложило евреев города высокими податями;
| + | |
- | | + | |
- | общине пришлось направить в Венецию специальную делегацию с просьбой об уменьшении налогового бремени.
| + | |
- | | + | |
- | В 1430 г. Салоники, занятые турецкими войсками, стали владением [[Турция|Османской империи]].
| + | |
- | | + | |
- | Евреи города, как и христиане, получили статус зимми, обеспечивавший им, в частности, общинную автономию, свободу вероисповедания и экономической деятельности.
| + | |
- | | + | |
- | В 15–16 вв. веротерпимость османских правителей, их благожелательное отношение к евреям, а также выгодное положение Салоник на перекрестке важнейших морских и сухопутных маршрутов международной торговли привлекали в город тысячи евреев из разных стран и областей Европы и Северной Африки.
| + | |
- | | + | |
- | В 1470 г. в Салоники прибыла большая группа переселенцев из Баварии; они положили начало ашкеназской общине города.
| + | |
- | | + | |
- | == После прибытия сефардов ==
| + | |
- | | + | |
- | В конце 15 в. – первой половине 16 в. Салоники стали убежищем для значительной части евреев, изгнанных из Испании, Португалии, Прованса, Сицилии, Сардинии, Южной Италии. Особенно много изгнанников поселилось в городе в 1492–93 гг. и в 1536 г. Они создали целый ряд новых общин, объединявших уроженцев одной области, острова или города и именовавшихся, в соответствии с этим, Кехал Калабрия, Кехал Майорка (см. Мальорка), Кехал Сицилия, Кехал Лиссабон и т. п.
| + | |
- | | + | |
- | Члены каждой из этих общин сохраняли собственную литургию, обычаи и обряды. Основным языком евреев Салоник стал [[ладино]].
| + | |
- | | + | |
- | С начала 16 в. в Салониках селились также [[марран]]ы, главным образом из Португалии.
| + | |
- | | + | |
- | В 1514 г. три раввина Салоник приняли [[галахическое постановление]] (хаскама) о них, признав, что при решении всех вопросов, связанных с семейно-брачными отношениями, марраны должны рассматриваться как евреи. В дальнейшем это постановление использовалось рядом общин как юридическое основание для определения личного статуса марранов, которым разрешалось возвращаться в еврейскую среду без прохождения гиюра.
| + | |
- | | + | |
- | В 1555 г., когда власти Папской области начали преследовать марранов Анконы, еврейские коммерсанты Салоник предложили своим единоверцам из других частей Османской империи объявить этому городу бойкот.
| + | |
- | | + | |
- | В 1540-х гг. Салоники пережили ряд эпидемий и пожаров.
| + | |
- | | + | |
- | Особенно разрушительным был пожар 1545 г., в результате которого погибли около двухсот человек, сгорели восемь тысяч домов и 18 синагог.
| + | |
- | | + | |
- | Несмотря на это, число евреев, живших в городе, продолжало быстро расти и к 1553 г. достигло двадцати тысяч человек.
| + | |
- | | + | |
- | Салоники стали не только одним из крупнейших еврейских центров Средиземноморья, но и первым и единственным городом средневековой Европы, где евреи составляли большинство населения.
| + | |
- | | + | |
- | В основном евреи концентрировались в трех кварталах Салоник (хотя проживание в них не было для евреев обязательным), занимались
| + | |
- | * торговлей, включая крупные международные коммерческие операции,
| + | |
- | * ремеслом
| + | |
- | ** ткачеством,
| + | |
- | ** крашением шелка и шерсти,
| + | |
- | ** изготовлением ювелирных изделий.
| + | |
- | | + | |
- | Многие салоникские евреи зарабатывали на жизнь физическим трудом:
| + | |
- | * были носильщиками,
| + | |
- | * портовыми рабочими,
| + | |
- | * старателями, добывавшими на приисках неподалеку от города золото и серебро.
| + | |
- | | + | |
- | == Общинная и духовная жизнь ==
| + | |
- | | + | |
- | В период XV - 1пол. XVII вв. в Салониках не было единой еврейской общинной организации, в отличие от большинства других городов Европы и Средиземноморья.
| + | |
- | | + | |
- | В городе насчитывалось до 30 самостоятельных общин, из них лишь одна романиотская и одна ашкеназская; остальные объединяли различные группы сефардов или выходцев из Италии.
| + | |
- | | + | |
- | Во главе каждой [[еврейская община|общины]] (кахал кадош) стояли должностные лица, избиравшиеся всеми ее членами и называвшиеся:
| + | |
- | * парнасим,
| + | |
- | * мемунним,
| + | |
- | * ниврарим
| + | |
- | * аншей ма‘амад.
| + | |
- | | + | |
- | Они, в свою очередь, формировали общегородской совет, занимавшийся распределением налоговых обязанностей по общинам, принимая во внимание \их численность и финансовое положение.
| + | |
- | | + | |
- | Сбор средств на выкуп пленных и на оказание помощи ишуву в Эрец Исраэль также производился всеми евреями Салоник сообща.
| + | |
- | | + | |
- | Каждая община в городе имела:
| + | |
- | * синагогу,
| + | |
- | * бейт-мидраш,
| + | |
- | * начальную школу (талмуд-тора),
| + | |
- | * йешиву (иногда учебные заведения были общими для нескольких общин),
| + | |
- | * похоронное общество (Хевра кадиша или хеврат каббарим),
| + | |
- | * благотворительную организацию (гмилут хасадим),
| + | |
- | * общество по уходу за больными.
| + | |
- | | + | |
- | Духовные руководители общин, избиравшиеся на ограниченный срок и называвшиеся марбиц Тора или хахам шалем, были как правило также [[даян]]ами и [[рош йешива|главами йешив]].
| + | |
- | | + | |
- | Бет-дин, действовавший в каждой общине, рассматривал все гражданские дела, касавшиеся только евреев; выносить такие дела на суд турецких властей было строго запрещено.
| + | |
- | | + | |
- | В XVI в. Салоники — один из крупнейших центров изучения Торы, Талмуда и, в особенности, каббалы.
| + | |
- | | + | |
- | В йешивы города стекались учащиеся из всех частей Османской империи и из многих других стран (здесь учился, в частности, сын [[Абарбанель|Йеhуды Абарбанеля]] — Шломо).
| + | |
- | | + | |
- | Влияние наиболее авторитетных раввинов города распространялось на многие общины Европы и Северной Африки.
| + | |
- | | + | |
- | В Салониках жили знаменитые мудрецы Торы:
| + | |
- | * р.[[Йосеф бен Шломо Тайтацак]], каббалист
| + | |
- | * р.[[Шломо Алькабец]], каббалист
| + | |
- | * р.[[Ицхак бен Шмуэль Адарби]] (1510?–1584), законоучитель
| + | |
- | * р.[[Моше Альмознино]] (1515?–1580?), толкователь письменной Торы
| + | |
- | * р.[[Шмуэль бен Моше де Медина]] (Рашдам или Маhарашдам; 1506–89), законоучитель
| + | |
- | * р.[[Йосеф бен Давид Ибн Лев]] (1505–80; жил в Салониках в 1534–50 гг.) законоучитель
| + | |
- | * р.[[Шломо Авраhам hа-Коhен]] (XVI в.), законоучитель.
| + | |
- | | + | |
- | Во второй половине 1520-х гг. р.Шломо Молхо изучал в Салониках каббалу под руководством р.Йосефа Тайтацака; здесь он познакомился с р.Йосефом Каро.
| + | |
- | | + | |
- | В Салониках работали два уникальных для средневековых еврейских общин бейт-мидраша:
| + | |
- | * в одном изучались пиют и литургическая музыка,
| + | |
- | * в другом изучались естественные науки, астрономия и медицина;
| + | |
- | | + | |
- | Среди преподавателей последнего был Аматус Лузитанский, поселившийся в Салониках в 1558 г.
| + | |
- | | + | |
- | Около 1515 г. [[Гдалия, дон Йеhуда |дон Йеhуда Гдалия]] (ум.1526?), ранее (в 1489–95 гг.) руководивший в Лиссабоне книгопечатней, которая принадлежала [[Толедано, Элиэзер|Толедано]], основал в Салониках еврейскую типографию; с этого времени и до начала Второй мировой войны (то есть в течение более четырехсот лет) в городе регулярно с незначительными перерывами публиковались книги на иврите:
| + | |
- | * [[Пятикнижия]] с комментариями [[Раши]] и [[Нахманид]]а,
| + | |
- | * сборник проповедей Шломо Молхо «Драшот»,
| + | |
- | * [[Ялкут Шим‘они]],
| + | |
- | * [[махзор]]ы различных общин,
| + | |
- | * труды раввинов Салоник и многих других городов.
| + | |
- | | + | |
- | == XVII в. ==
| + | |
- | | + | |
- | В первые два десятилетия XVII в. Салоники вновь неоднократно страдали от пожаров и эпидемий. Некоторая часть евреев покинула город.
| + | |
- | | + | |
- | Тем не менее, общая численность еврейского населения Салоник продолжала расти:
| + | |
- | * в сер. XVII в. - 30тыс. человек (около половины населения города).
| + | |
- | | + | |
- | Несмотря на неблагоприятные изменения географии международной торговли в бассейне Средиземного моря, Салоники сохранили роль ключевого торгового центра.
| + | |
- | | + | |
- | Во многом благодаря деятельности еврейских купцов, занимавшихся вывозом
| + | |
- | * зерна,
| + | |
- | * хлопка,
| + | |
- | * шерсти,
| + | |
- | * шелка
| + | |
- | * различных тканей.
| + | |
- | | + | |
- | В XVII в. евреи Салоник начали заниматься табаководством и изготовлением табачных изделий; в этих отраслях, как правило, работали женщины.
| + | |
- | | + | |
- | Число евреев-ремесленников значительно сократилось.
| + | |
- | | + | |
- | Салоники оставались важным очагом еврейской учености:
| + | |
- | Известные мудрецы, живщие в городе:
| + | |
- | * р.Хаим Шабтай ([[Маhархаш]]; 1555—1647),
| + | |
- | * р.[[Давид Конфорте]] (1617?–1690?),
| + | |
- | * р.[[Хасдай бен Шмуэль hа-Кохен Прахья]] (1605?–1678)
| + | |
- | * р.[[Аhарон бен Хаим Авраhам hа-Коhен Прахья]] (1627?–1697) .
| + | |
- | | + | |
- | В 1680 г. в Салониках была создана объединенная еврейская община, во главе которой стал совет из трех раввинов и семи нотаблей, причем первые избирались пожизненно (новые выборы проводились лишь после смерти всех членов триумвирата).
| + | |
- | | + | |
- | Эта организационная структура просуществовала до 1887 г., когда вместо триумвирата стал назначаться [[главный раввин города]] (хахам баши). В рамках единой общины все группы еврейского населения Салоник сохранили свою литургию и обычаи; в то же время, в городе осталось лишь три бет-дина, один из которых занимался браками и разводами, другой разрешал споры об имуществе, третий ведал религиозными вопросами.
| + | |
- | | + | |
- | В каждый бет-дин входили три раввина, которых назначал руководивший общиной совет; они славились своей справедливостью и неподкупностью, что часто побуждало даже христиан и мусульман просить разрешить их споры.
| + | |
- | | + | |
- | === Саббатианство ===
| + | |
- | | + | |
- | В 1657 г. в Салониках поселился [[Шабтай Цви]]. Он завязал дружеские отношения со многими жителями города и неоднократно выступал с проповедями в одной из синагог Салоник.
| + | |
- | | + | |
- | Однако некоторые его поступки (например, совершенный им в состоянии религиозной экзальтации символический обряд бракосочетания с Торой) были сочтены недопустимыми, и наиболее авторитетные раввины указали ему покинуть Салоники.
| + | |
- | | + | |
- | Тем не менее, в середине 1660-х гг. значительная часть евреев примкнула к саббатианству.
| + | |
- | | + | |
- | Некоторые из них сохранили верность Шабтаю Цви даже после его обращения в ислам.
| + | |
- | | + | |
- | В 1683 г. группа салоникских саббатианцев (по разным данным, от 250 до 300 семей) приняла ислам, присоединившись тем самым к секте дёнме.
| + | |
- | | + | |
- | К концу XVIIв. почти все дёнме (около трех тысяч человек) жили в Салониках; отсюда они позднее переселялись в Стамбул, Измир и другие города.
| + | |
- | | + | |
- | Община дёнме сохранилась в Салониках до 1923 г., когда все они покинули город вместе с турецким населением, изгнанным по приказу правительства Греции, под власть которой к этому времени перешли Салоники.
| + | |
- | | + | |
- | == XVIII-XIX вв. ==
| + | |
- | | + | |
- | В 1720–30-х гг. приезжавшие в Салоники [[марраны]] из Португалии и Южной Франции ([[«франки»]]), среди которых было немало богатых финансистов и купцов, отказывались платить внутриобщинные налоги, ссылаясь на свой особый статус (они не были подданными Османской империи и находились под покровительством консулов европейских держав).
| + | |
- | | + | |
- | Это вызвало продолжительный конфликт, завершившийся лишь после того, как «франки» обязались выполнять все решения руководства общины и фактически влились в нее.
| + | |
- | | + | |
- | С конца XVII в. салоникское еврейство вступило в полосу экономического и духовного упадка, во многом обусловленного политической и хозяйственной дезинтеграцией Османской империи.
| + | |
- | | + | |
- | Новый подъем начался лишь во 2 пол. XIX в., особенно после того, как в 1889 г. в Салониках был построен новый порт, что способствовало оживлению торговли и промышленности.
| + | |
- | | + | |
- | К 1900 г. в городе жили около 80 тыс. евреев (46% всего населения).
| + | |
- | | + | |
- | Они занимались торговлей, работали в порту и на табачных фабриках.
| + | |
- | | + | |
- | По субботам салоникский порт и многие промышленные предприятия и торговые заведения города закрывались.
| + | |
- | | + | |
- | Среди евреев Салоник было также немало представителей свободных профессий — учителей, адвокатов, врачей, многие из которых получали образование в западноевропейских странах.
| + | |
- | | + | |
- | Укрепление экономических и культурных связей с этими странами привело к тому, что значительная часть общины Салоник восприняла западный образ жизни, сохранив, тем не менее, верность еврейской традиции.
| + | |
- | | + | |
- | В конце XIX в. – начале XX в. в городе открылось несколько новых
| + | |
- | | + | |
- | В городе существовали также еврейские учебные заведения нового типа, в которых преподавали светские предметыЖ
| + | |
- | * школа Альянса, основанная в 1873 г. (в 1908–15 гг. п/рук. И. Эпштейна).
| + | |
- | | + | |
- | В 1899 г. образовалось общество «Кадима», пропагандировавшее изучение иврита.
| + | |
- | | + | |
- | Во второй половине XIXв. – н.XX в. в Салониках выходил целый ряд периодических изданий на [[ладино|еврейско-испанском языке]].
| + | |
- | | + | |
- | == ХХ в. ==
| + | |
- | [[Файл:Евреи из Салоник.jpg|200px|thumb|left|Евреи из Салоник в традиционной одежде. Открытка. 1910.]]
| + | |
- | В 1908 г. многие евреи и дёнме, жившие в Салониках, приняли участие в революции младотурок; некоторые из них заняли высокие посты в новом правительстве страны, а глава каракашларов (одной из группировок дёнме) Джавид-Бей (1875–1926) стал министром финансов.
| + | |
- | | + | |
- | С приходом младотурок к власти евреев (как и всех немусульман) впервые начали призывать в турецкую армию. Это новшество заставило часть еврейской молодежи города покинуть страну (главным образом в пользу США).
| + | |
- | | + | |
- | Салоникские евреи были в числе основателей ряда политических партий (в основном левой ориентации) и профсоюзов, легализованных после революции младотурок.
| + | |
- | | + | |
- | В начале 1910-х гг. в городе возникли первые [[сионизм|сионистские]] объединения — Агуддат Бней Цион и «Маккаби».
| + | |
- | | + | |
- | В 1912 г., в ходе 1-й Балканской войны, Салоники заняли греческие войска. Правительство Греции предоставило всем национальным меньшинствам, жившим на вновь присоединенных территориях, статус полноправных граждан страны.
| + | |
- | | + | |
- | В результате политических изменений, происходивших на Балканах в 1912–13 гг., значение Салоник как торгового центра существенно снизилось, что нанесло значительный ущерб еврейским коммерсантам, портовым рабочим и другим предпринимателям.
| + | |
- | | + | |
- | С началом Первой мировой войны, когда город стал крупной базой войск Антанты, торговое значение города вновь возросло.
| + | |
- | | + | |
- | В 1917 г. большая часть Салоник была уничтожена пожаром; около пятидесяти тысяч евреев остались без крова. Греческое правительство согласилось выплатить компенсацию евреям, пострадавшим в результате этого бедствия, но не разрешило им вернуться во вновь отстроенные районы города. Многим семьям пришлось покинуть его и уехать из страны. Число эмигрантов возросло после того, как в 1922 г. был принят закон, запрещавший всем жителям Салоник работать по воскресеньям.
| + | |
- | | + | |
- | Салоникские евреи начали переселяться в Египет (главным образом в Александрию), США, Италию и Францию (прежде всего в Париж, где возникла большая община выходцев из Салоник).
| + | |
- | | + | |
- | Значительные масштабы приняла и [[алия]] из Салоник. C течением времени уроженцы города, принадлежавшие к известным семействам Флорентин, Реканати, Молхо и Узиэль приобрели влияние в сефардской общине Эрец-Исраэль.
| + | |
- | | + | |
- | В 1935 г. Иеhуда Леон Реканати (1890–1945) организовал израильский банк «Дисконт» (ныне один из крупнейших банков страны).
| + | |
- | | + | |
- | В 1933 г. по предложению А. Хуши около 300 моряков, портовых рабочих и грузчиков из Салоник переселились вместе с семьями в Хайфу; они положили начало еврейскому труду в Хайфском порту, а в 1936 г. некоторые из них приняли участие в создании Тель-Авивского порта.
| + | |
- | | + | |
- | Салоникские евреи были также в числе основателей новых кварталов Тель-Авива и мошава Цур-Моше, заложенного в 1937 г.
| + | |
- | | + | |
- | В середине 1930-х гг. в Салониках жили около шестидесяти тысяч евреев; они по-прежнему занимали ключевые позиции в экономической жизни города. В Салониках действовали свыше 20 сионистских организаций, спортивное общество Маккаби, еврейские театральные кружки. В 1932–34 гг. в городе неоднократно происходили антиеврейские беспорядки, в ходе которых был сожжен целый квартал; его жители эмигрировали в Эрец-Исраэль.
| + | |
- | | + | |
- | После прихода к власти в Греции генерала И. Метаксаса (август 1936 г.) положение салоникского еврейства стабилизировалось.
| + | |
- | | + | |
- | == Холокост ==
| + | |
- | | + | |
- | 9 апреля 1941 г. в Салоники вступили германские войска. Два дня спустя нацисты закрыли единственную в городе еврейскую газету «Мессаджеро» и конфисковали ряд зданий, принадлежавших общине, в том числе больницу, построенную бароном М. де Гиршем и носившую его имя.
| + | |
- | | + | |
- | 15 апреля полиция арестовала всех членов общинного совета. Оккупационные власти назначили нового главу общины, фактически ставшего исполнителем их указаний.
| + | |
- | | + | |
- | Евреям был запрещен вход в кафе и другие общественные места; городские газеты развернули антисемитскую пропаганду.
| + | |
- | | + | |
- | Летом 1942 г. нацисты мобилизовали около семи тысяч евреев Салоник (мужчин в возрасте от 18 до 45 лет) на принудительные работы, проводившиеся в зараженной малярией местности.
| + | |
- | | + | |
- | После того, как мобилизованные начали умирать от непосильного труда, болезней и недоедания, община обратилась к властям с просьбой прекратить принудительные работы.
| + | |
- | | + | |
- | После долгих переговоров нацисты согласились удовлетворить эту просьбу за выкуп в 2,5 млрд. драхм (около сорока тысяч долларов США золотом). Основная часть этой суммы была выплачена.
| + | |
- | | + | |
- | Во второй половине 1942 г. в Салониках регулярно проводились конфискации принадлежавшего евреям движимого и недвижимого имущества.
| + | |
- | | + | |
- | В декабре 1942 г. начался снос еврейского кладбища, существовавшего с 15 в.; около пятисот тысяч надгробий были использованы для строительства зданий (включая общественные туалеты) и мощения улиц. Книги из еврейских библиотек и обрядовые предметы из синагог вывозились в Германию.
| + | |
- | | + | |
- | 6 февраля 1943 г. в Салоники прибыла комиссия Главного управления государственной безопасности Германии, которую возглавляли ближайшие помощники А. Эйхмана — Д. Вислицени и А. Брюннер.
| + | |
- | | + | |
- | Два дня спустя евреям Салоник было предписано носить отличительный знак — желтый маген-Давид; этим же знаком следовало помечать принадлежавшие им дома и магазины.
| + | |
- | | + | |
- | Началась насильственная концентрация евреев в изолированных кварталах, где им пришлось жить в условиях чрезвычайной скученности.
| + | |
- | | + | |
- | Евреям запрещалось под угрозой расстрела менять без разрешения место жительства, выходить на улицу с наступлением темноты, пользоваться телефоном и общественным транспортом.
| + | |
- | | + | |
- | Д. Вислицени и А. Брюннер официально объявили, что их цель, — создание в Салониках автономного еврейского поселения со своим мэром, полицией, торговой палатой и т. п. Однако на деле велась подготовка к депортации евреев, которая началась 15 марта и продолжалась до 1 августа 1943 г. Из города 19 эшелонами было вывезено 43 850 человек — около 95% евреев, оставшихся к этому времени в Салониках.
| + | |
- | | + | |
- | Основная часть депортированных была доставлена в [[Освенцим]], где почти все они погибли. Из сравнительно небольшой группы, отправленной в [[Берген-Бельзен]], выжило несколько сот человек. Некоторые евреи Салоник, бежавшие с принудительных работ, избежали депортации, скрываясь в сельской местности или в Афинах, где они нередко находили приют у христиан, многие из которых были впоследствии удостоены звания [[праведники народов мира|праведников народов мира]].
| + | |
- | | + | |
- | Салоники - единственная крупная община [[сефард]]ских евреев, которую затронул [[Холокост]].
| + | |
- | | + | |
- | == Послевоенный период ==
| + | |
- | | + | |
- | После освобождения Салоник союзными войсками (октябрь 1944 г.) в городе поселились около двух тысяч евреев, некоторые из них — из уничтоженных гитлеровцами небольших общин Северной Греции.
| + | |
- | | + | |
- | В дальнейшем часть евреев эмигрировала из Салоник в Израиль, а также в США и в другие страны.
| + | |
- | | + | |
- | К началу 1970-х гг. численность еврейского населения Салоник снизилась до 1,5 тыс. человек.
| + | |
- | | + | |
- | Функционировали две синагоги, однако богослужения в них проводились только по праздникам и по субботам. Действовали еврейский молодежный клуб и спортивная организация Маккаби.
| + | |
- | | + | |
- | Регулярно организовывались курсы иврита, изучения Торы и истории еврейского народа, на которых преподавали главным образом учителя, приезжавшие из Израиля.
| + | |
- | | + | |
- | В начале 1990-х гг. в Салониках жили примерно 1100 евреев.
| + | |
- | | + | |
- | Под эгидой общины работают детский сад и начальная школа, дом для престарелых.
| + | |
- | | + | |
- | Близ города ежегодно организуется летний лагерь для еврейских детей Греции. Координатором учебных программ в нем долгое время был заместитель директора Института современных исследований в области иудаики имени Ш. Хартмана в Иерусалиме Ц. Маркс.
| + | |
- | | + | |
- | В апреле 1985 г. в Салониках открылась новая синагога, осенью того же года — библиотека, в которой собраны книги и материалы по истории салоникского еврейства.
| + | |
- | | + | |
- | В 1992 г. в Салониках отмечалось 500-летие прибытия в город еврейских изгнанников из Испании и основания сефардской общины города.
| + | |
- | | + | |
- | == Связи с Израилем==
| + | |
- | | + | |
- | В 1987 г. город посетила делегация израильтян — уроженцев Салоник, переживших Катастрофу. Тогда же площадь, примыкающая к бывшей больнице имени барона Гирша, получила название Площадь еврейских мучеников.
| + | |
- | | + | |
- | На Рош ха-Шана 1989 г. мэр Салоник — К. Космопулос впервые посетил Иерусалим и был принят Т. Коллеком.
| + | |
- | | + | |
- | Израильские фирмы регулярно принимают участие в ежегодной торгово-промышленной ярмарке в Салониках.
| + | |
- | | + | |
- | == Примечания ==
| + | |
- | {{примечания}}
| + | |
- | | + | |
- | == Ссылки ==
| + | |
- | * [http://www.salonika.ru Путеводитель по Салоникам]
| + | |
- | * {{ЭЕЭ|13664|Салоники}}
| + | |
- | [[Категория:Холокост]]
| + | |
- | [[Категория:Населенные пункты по алфавиту]]
| + | |
- | [[Категория:Иудаизм в Греции]]
| + | |
- | [[Категория:Еврейские суб-этносы]]
| + | |
- | [[Категория:Евреи в Европе]]
| + | |