м |
|
(6 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Ройтенберг, Фима]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Фима''' (Эфраим /Ефим/ Ройтенберг; 1914, Харбин, – 2005, Иерусалим), израильский живописец. Родился и вырос в [[Харбин|Харбине]], в семье инженера, выходца из России. Учился в русской гимназии, одновременно изучал китайский язык и китайскую письменность. Работал с 14 лет. В 1934 г., окончив гимназию, переехал в Шанхай (см. [[Китай]]) вслед за переселившейся туда раньше семьей. Учился в Политехническом институте на отделении архитектуры, но вскоре оставил институт ради живописи. Брал частные уроки у русского художника М. Домрачева и у австрийца Э. Хенделя. В том же 1934 г. поступил в русскую Академию художеств в Шанхае (ИЗО); одновременно начал изучать каллиграфию, занимался китайской философией. Впоследствии стал преподавателем Академии по классу рисунка. В 1946 г. Фима открыл в Шанхае собственную студию живописи. Работал как театральный художник («На дне», «Борис Годунов»). В 1947 г. состоялась его первая персональная выставка в еврейском клубе в Шанхае. В 1949 г. Фима приехал в Израиль. Десять лет работал инспектором на строительстве домов для новых репатриантов, живописью занимался урывками. Лишь в 1953 г. состоялась первая персональная выставка Фимы в Израиле; впоследствии выставлялся также в Швеции, США, Франции, Финляндии, Англии. С 1961 г. Фима жил в [[Париж|Париже]], часто надолго приезжал в Израиль. В 1971–72 гг. преподавал живопись в [[Хайфский Университет|Хайфском университете]].
| + | |
- | | + | |
- | Ранние работы Фимы свидетельствуют о том, что он был воспитан на принципах русской реалистической школы («Голова китайца», 1939), в то же время на него повлияло китайское искусство, каллиграфия и китайская философия: через деталь, намек, штрих он способен передать ощущение целого мира. Приехав в Израиль, художник нашел не только иную школу живописи, но и другую природу, свет, соотношения цветов, ритмы. Европейская живопись, увиденная им в музеях Италии, где он побывал в 1954 г., также произвела огромное впечатление на художника. Фима начал писать абстрагированные пейзажи и натюрморты, его живопись стала более плотной, пастозной; легкие, летящие линии «китайского» периода сменились геометризованными массами («Ракета», 1957; «Арабские дома», 1958).
| + | |
- | | + | |
- | В начале 1960-х гг., пережив тяжелый творческий кризис, Фима окончательно перешел к абстракции, создав свой собственный стиль, в котором язык современного европейского искусства соединился с идеями традиционного искусства Востока. В своих произведениях Фима использовал элементы китайской каллиграфии, восточные и еврейские символические и медитативные знаки, располагая их на монохромном фоне («Фиолетовый аквариум», 1961, частное собрание, Бней-Брак; «Мертвое море», 1978, частное собрание, Париж; «Стена Кардо», 1985, собрание художника).
| + | |
- | | + | |
- | Единство мира, выражающееся в сопоставлении самоценной детали и безграничного пространства, — основная тема произведений Фимы; в каждой из работ он ставит перед собой живописную задачу гармонизации колорита, создавая узор из прозрачных масс и света («Белое и голубое», 1967, частное собрание, Тель-Авив; «Серые горы», 1969, галерея Бинет, Тель-Авив; «Каллиграфия в голубом и белом», 1976, там же; «Черная каллиграфия», 1989, там же).
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|14283|ФИМА}}
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО]]
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Пластические искусства и архитектура]]
| + | |