|
|
(7 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Розанес (семья)]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Розанес''' (Росанес; Rosanes), семья выходцев из [[Испания|Испании]].
| + | |
- | | + | |
- | == Семья ==
| + | |
- | | + | |
- | С изгнанием евреев из Испании (1492) некоторые члены семьи эмигрировали в [[Португалия|Португалию]], где их принудили принять христианство (1497); при этом их фамилия была изменена на Розалиш. Впоследствии члены семьи Розанес жили в разных странах мусульманского Востока, странах [[Магриб|Магриба]], а также Восточной и Западной Европы. Многие Розанесы поселились в [[Турция|Турции]] и балканских странах, находившихся под властью Османской империи.
| + | |
- | | + | |
- | == Авраhам бен Меир Розанес ==
| + | |
- | Авраhам бен Меир Розанес (1635?, Стамбул, – 1720, там же), ведущий раввин столицы Османской империи.
| + | |
- | | + | |
- | Среди его учителей был Иом-Тов бен Моше Цахалон (родился в 1559 г. – умер не ранее 1638 г.), выдающийся раввин из [[Цфат|Цфата]]. В 1659–77 гг. в [[Эдирне]] (Адрианополь) Авраhам бен Меир Розанес возглавил раввинов, наложивших [[Херем|херем]] на [[Саббатай Цви|Саббатая Цви]].
| + | |
- | | + | |
- | == Иеhуда бен Шмуэль Розанес - зять и племянник Авраhама бен Меира ==
| + | |
- | | + | |
- | Иеhуда бен Шмуэль Розанес (1657, Стамбул, – 1727, там же), зять и племянник Аврахама бен Меира, раввин (посек, см. [[Поским]]) и проповедник.
| + | |
- | | + | |
- | В молодости занимался торговлей, затем до конца жизни был раввином. Был в числе раввинов, преследовавших саббатианцев.
| + | |
- | | + | |
- | В 1714 г. он подписал, вместе с другими раввинами Стамбула, документ о наложении херема на [[Хайон, Нехемия Хия Бен Моше|Нехемию Хию бен Моше Хайона]], однако в 1725 г. был одним из трех раввинов, отменивших херем при условии, что Хайон откажется от изучения [[Каббала|каббалы]] и саббатианских верований. Этот акт вызвал возмущение других раввинов; фанатики ворвались в дом Иехуды бен Шмуэля Розанеса и уничтожили его писания.
| + | |
- | | + | |
- | Его ученик Яаков Хули (1685?–1732) собрал и подготовил к печати сохранившиеся рукописи: «Мишне ла-мелех» («Второй после царя», Стамбул, 1731), галахические комментарии к «Мишне Тора» [[Маймонид|Маймонида]], впоследствии печатались в большинстве изданий этого сочинения; «Парашат драхим» («Распутье», Стамбул, 1728), 26 проповедей на галахические и аггадические темы, приложение к сочинению «Дерех мицвотеха» («Путь твоих мицвот»), посвященную 613 предписаниям еврейской религии, согласно их изложению Маймонидом, [[Нахманид|Нахманидом]] и [[Моше Бен Яаков Из Куси|Моше бен Яаковом из Куси]].
| + | |
- | | + | |
- | Книга содержит также замечания и глоссы к приписываемому Ахарону hа-Леви На Клара из Барселоны (1235?–1300) сочинению «Сефер hа-хиннух» («Книга воспитания»). Часть респонсов Иехуды бен Шмуэля Розанеса содержится в трудах его современников.
| + | |
- | | + | |
- | Ицхак бен Давид Розанес (1660?- 1749), некоторое время был раввином в Стамбуле; в 1733 г. переселился в Иерусалим.
| + | |
- | | + | |
- | Аврахам бен Хаим Розанес (1665?–1744, Иерусалим), раввин и посек, племянник и ученик Иехуды бен Шмуэля Розанеса. В 1718 г. стал главным раввином Стамбула. В 1743 г. поселился в Иерусалиме. Респонсы Аврахама бен Хаима содержатся в трудах его современников.
| + | |
- | | + | |
- | Аврахам бен Иосеф Розанес (1686–1757?) раввин и посек в Стамбуле; боролся с саббатианством. Его респонсы и галахические новеллы публиковались в трудах современных ему ученых.
| + | |
- | | + | |
- | Аврахам бен Исраэль Розанес (аббревиатура hа-Аббир, 1838, Рущук, ныне Русе, Болгария, – 1879, там же), хахам и торговец. Учился в разных [[Иешива|иешивах]], затем изучал языкознание в Вене. Возвратившись в родной город, занимался торговлей и основал у себя дома иешиву. В 1862 г. был назначен инспектором городской общеобразовательной школы. В 1864 г. в его доме гостил рабби [[Малбим|М. Малбим]] после своего отъезда из Бухареста. В 1867 г. Аврахам бен Исраэль Розанес переехал в Эрец-Исраэль. В письмах своему другу М. Фархи, опубликованных в газете [[«hа-Маггид»|«hа-маггид»]] (1867–68) и объединенных названием «Масот хе-хахам hа-Аббир» («Путешествия хахама hа-Аббира»), описал города Цфат, [[Тверия|Тверию]], Иерусалим, [[Хеврон]] и их окрестности. Вскоре он возвратился в Рущук, где прожил до конца жизни.
| + | |
- | | + | |
- | Шломо Аврахам Розанес (1862, Рущук, ныне Русе, Болгария, – 1938, София), сын Аврахама бен Исраэля, историк еврейства балканских стран. В юности был менялой; в 1878 г. подвергся нападению грабителей, был серьезно ранен и дал обет в случае выздоровления посвятить себя наукам. Однако ему пришлось соединять научные занятия с торговыми, так как после смерти отца он должен был содержать семью. Во время своих многочисленных деловых поездок работал в библиотеках и архивах разных городов.
| + | |
- | | + | |
- | Во время Первой мировой войны Шломо Розанес поселился в Софии, где до конца жизни был библиотекарем в еврейской общине. Его труды, посвященные главным образом истории евреев на Балканах, печатались на [[Иврит Язык|иврите]], [[Еврейско-Испанский Язык|еврейско-испанском]], румынском и болгарском языках. Среди его работ — генеалогия семьи Розанес (французский, 1885), трактат о старинных еврейские монетах «Шекель Исраэль», история еврейской общины Рущука (еврейско-испанский, 1914).
| + | |
- | | + | |
- | Главный труд Розанеса «Корот hа-иехудим бе-Туркия ве-арцот hа-кедем» («История евреев Турции и стран Востока», в 6-ти томах, 1930–45) содержит богатый фактический материал и потому обладает большой ценностью. Часть этого сочинения вышла раньше под названием «Диврей иемей Исраэль бе-Тогарма» («История евреев в Турции», 1907–14). Розанес написал также исследование о происхождении человеческой речи «Сафа ахат у-дварим ахадим» («Один язык и слова одни», 1928–29), в котором он, знаток многих языков, высказал мысль о происхождении всех языков из добиблейского иврита.
| + | |
- | | + | |
- | К семье Розанес относится и Яаков Розалиш (первая половина 16 в.), португальский купец и судовладелец. После насильственного обращения в христианство евреев Португалии (1497) поселился в городе [[Фес]] (Марокко), занимался морской торговлей, которая приносила большие прибыли двору султана. Был приближенным султанов Мулая Али бен-Хасана и Мулая Ахмада (с 1526). Последний неоднократно посылал его в другие страны с дипломатическими поручениями, в том числе в Португалию (1530, 1534). Был инициатором установления дипломатических отношений между Марокко и Францией. Яаков Розалиш использовал свое влияние для защиты единоверцев и много сделал для устройства в Марокко изгнанников из стран Иберийского полуострова.
| + | |
- | | + | |
- | То же имя и фамилию (по матери) носил португальский врач, астроном, астролог и поэт Яаков Эбреуш (`еврей`) Розалиш (1588, Лиссабон, – 1668?, Италия). Родился в семье [[Марраны|марранов]], получил имя Иммануил Бокарру, но открыто вернулся к иудаизму в период жизни вне Португалии.
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|13551|РОЗАНЕС}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Категории к расформированию:ДИАСПОРА:Религиозная, общественная и культурная жизнь]]
| + | |