Роды (обычаи в еврейской традиции)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (переименовал «Роды (ЭЕЭ)» в «Роды»)
 
(5 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
+
#redirect [[:ej:Роды (обычаи в еврейской традиции)]]
-
|ТИП СТАТЬИ=1
+
-
|СУПЕРВАЙЗЕР=
+
-
|КАЧЕСТВО=
+
-
|УРОВЕНЬ=
+
-
|НАЗВАНИЕ=
+
-
|ПОДЗАГОЛОВОК=
+
-
|СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
+
-
|АВТОР2=
+
-
|ТЕМА=
+
-
|СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
+
-
|ИЗ ЦИКЛА=
+
-
|ПУБЛИКАЦИИ=
+
-
|ДАТА СОЗДАНИЯ=
+
-
|ВИКИПЕДИЯ=
+
-
|ИСТОЧНИК=
+
-
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
+
-
}} 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
'''Роды''' (לֵדָה, леда). Повеление плодиться и размножаться (Быт. 1:28) считается первой библейской заповедью. За проступок [[Ева|Евы]] (см. также [[Адам]]) в [[Рай|раю]] Бог наказал женщину родовыми муками (Быт. 3:16). Библия упоминает повитух — меялдот (Быт. 35:17; Исх. 1:17 и др.). Роженицу обычно сажали на особый стул, называвшийся овнаим (Исх. 1:16). Упоминаются случаи смерти роженицы при родах (например, [[Рахиль]], Быт. 35:18; невестка [[Эли]], I Сам. 4:19–20). При рождении близнецов нередко возникала проблема определения первородства (Быт. 25:21–26; 38:27–30; см. [[Первенец]]).
+
-
 
+
-
Согласно библейским законам о [[Ритуальная Чистота|ритуальной чистоте]], женщина считается нечистой семь дней с момента рождения сына и четырнадцать дней — дочери некоторых общинах — 33 и 66 дней, см. [[Нидда]]). Затем отсчитываются семь «чистых дней». По окончании периода очищения женщина должна принести искупительную жертву и жертву всесожжения (см. [[Жертвоприношение]]). Согласно [[Талмуд|Талмуду]], искупительную жертву женщина приносит потому, что во время родовых мук дает [[Обеты|обет]] не позволять более мужу приближаться к себе, о чем впоследствии сожалеет (Нид. 31б).
+
-
 
+
-
Плод считается живым существом по истечении шести месяцев и одного дня беременности (Тосеф., Шаб. 15:7). [[Аборт]] разрешается только в случае, если жизнь матери в опасности, так как «ее жизнь предшествует жизни плода». Однако, если голова или большая часть туловища младенца уже появились на свет, младенец считается самостоятельной личностью, и спасению жизни матери более не отдается предпочтения (Охол. 7:6). За убийство новорожденного смертная казнь налагалась только в том случае, если не было сомнений, что он мог бы прожить 30 дней (Нид. 5:3, 44б), поскольку вероятность смерти ребенка в первый месяц жизни считается достаточно большой. Всякую работу, необходимую для родовспоможения, разрешено делать в [[Суббота|субботу]] (Шаб. 18:3); если роженица при родах умирает, в субботу можно делать все, чтобы спасти жизнь ребенка. Рождение путем кесарева сечения не считается «разверзанием ложесен» (Исх. 13:2), и потому такой ребенок не имеет ни привилегий, ни обязанностей первенца (Бх. 8:2).
+
-
 
+
-
Большинство обычаев, связанных с родами, — народные и частично заимствованы у других народов. У ашкеназов было принято читать у постели роженицы Пс. 20 [в русском переводе 19], I Сам. 1; у [[Сефарды|сефардов]] — Быт. 21:1–8. На полу комнаты роженицы проводили углем или мелом круг, который должен был отогнать злых духов. В восточных общинах для охраны матери и новорожденного от злых духов и в первую очередь женского демона по имени Броша, которая похищает новорожденного, вешалась хамса или хамсика (амулет в форме кисти руки) или ставился семиствольный светильник. Широко использовались амулеты с библейскими стихами. У сефардских евреев существовал также обычай, называвшийся хадаш: за неделю до родов девушки собирались в комнате роженицы и в особых песнопениях просили, чтобы новорожденному была дана счастливая судьба. Как символ легкого разрешения от бремени на платье роженицы расстегивали пуговицы и распускали все завязки; открывали все двери и окна в доме. Если роды были трудными, в руку роженицы клали ключ от синагоги, а ее саму опоясывали лентами, которыми перевязывали [[Сефер-Тора]]; родственники возносили молитвы. До дня [[Обрезание|обрезания]] новорожденного над кроватью матери и над дверным косяком помещали всевозможные талисманы и амулеты (идиш кимпецетл, цетл, шир hа-малос-цетл, шмир-цетл и др.) для того, чтобы отогнать демонов, в первую очередь [[Лилит]]. До нашего времени сохранился обычай, когда родственники и друзья семьи читают [[Шма]] возле дома новорожденного каждую ночь до дня обрезания (в восточных общинах этот обычай называется тахдид), чтобы оградить ребенка от демонов.
+
-
 
+
-
Мальчику дается [[Имена|имя]] при обрезании, девочке — обычно в синагоге, когда ее отца вызывают к чтению Торы. По другому обычаю ребенку давали имя, когда его мать впервые после родов приходила в синагогу. В Германии и других странах Западной Европы наречение ребенка было домашней церемонией, проводившейся в утро субботы и называвшейся хохекрейш. В [[Йемен|Йемене]] имя ребенку давалось во время праздничной трапезы на третий день после родов (см. также [[Имена|Имена]]). В [[Салоники|Салониках]] на пятом месяце беременности еврейские женщины ходили молиться у могил благочестивых людей; чтобы родился мальчик, мать каждую пятницу произносила имя, которым будет наречен будущий сын. В Курдистане (см. [[Курдские Евреи|Курдские евреи]]) матери не разрешалось в течение 40 дней после родов выходить из дома с наступлением темноты.
+
-
 
+
-
Поскольку сейчас роды обычно происходят в больницах, большинство народных обычаев отмирает.
+
-
 
+
-
{{ElevenCopyRight|13550|РОДЫ}}
+
-
 
+
-
 
+
-
[[Категория:Категории для дальнейшего уточнения:Семья:Еврейский жизненный цикл]]
+

Текущая версия на 00:47, 31 мая 2013

  1. redirect ej:Роды (обычаи в еврейской традиции)
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация