Ремёсла (еврейский аспект)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Исчезновение еврейских ремесленников в Восточной Европе)
(Перенаправление на ej:Ремёсла (еврейский аспект))
 
(3 промежуточные версии не показаны)
Строка 1: Строка 1:
-
{{Остатье\ЭЕЭ
+
#redirect [[:ej:Ремёсла (еврейский аспект)]]
-
|ТИП СТАТЬИ=1
+
-
|СУПЕРВАЙЗЕР=
+
-
|КАЧЕСТВО=
+
-
|УРОВЕНЬ=
+
-
|НАЗВАНИЕ=
+
-
|ПОДЗАГОЛОВОК=
+
-
|СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
+
-
|АВТОР2=
+
-
|ТЕМА=
+
-
|СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
+
-
|ИЗ ЦИКЛА=
+
-
|ПУБЛИКАЦИИ=
+
-
|ДАТА СОЗДАНИЯ=
+
-
|ВИКИПЕДИЯ=
+
-
|ИСТОЧНИК=
+
-
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
+
-
}} 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
'''Ремёсла(еврейский аспект)'''.
+
-
 
+
-
== В Библии ==
+
-
 
+
-
[[Библия]] (Быт. 4:2, 17, 20–22) изображает трех потомков [[Каин|Каина]] как первых людей, овладевших ремеслами.
+
-
 
+
-
Сам Каин, правда, был земледельцем, но этимологически его имя значит «кузнец» (см. также [[Кениты]]); его сын [[Ханох]] (Энох) был строителем; среди потомков последнего были музыкант Ювал и кузнец Тувал-Каин.
+
-
 
+
-
Библия повествует о [[Бецалель|Бецалеле]], сыне Ури из колена [[Иеhуда]], — мастере резьбы по металлу, камню и дереву, которого [[Моисей]] назначил главой работников, сооружавших [[Скиния|Скинию]], [[Ковчег Завета]], священную утварь и изготовлявших одежду для священников (Исх. 31:1–11; 36–39).
+
-
 
+
-
Упоминаются тирские ремесленники, участвовавшие в сооружении Иерусалимского [[Храм|храма]] при царе [[Соломон|Соломоне]]; наряду с каменотесами здесь были плотники, резчики по камню, дереву и металлу, прядильщики, кузнецы, литейщики, ювелиры, как это следует из описания выполненных работ (II Хр. 2:17–4:22).
+
-
 
+
-
В царствование [[Хизкияhу]] в Иерусалиме в скале был высечен подземный водовод длиной в 480 м на глубине 40 м (см. [[Шиллоах]]); землекопы вели работу одновременно с двух концов туннеля и встретились на полпути.
+
-
 
+
-
Согласно библейскому повествованию, [[Навуходоносор II|Навуходоносор]] угнал в [[Вавилония|Вавилонию]] десять тысяч человек, из которых семь тысяч были воинами, а остальные — ремесленниками (II Ц. 24:14:16; ср. Иер. 24:1; 29:2).
+
-
 
+
-
Информация о ремеслах после возвращения из [[Пленение Вавилонское|пленения вавилонского]] (538 г. до н. э.) весьма скудна.
+
-
 
+
-
Библия упоминает плотников и каменщиков среди тех, кто вернулся из Вавилонии в Эрец-Исраэль и, по всей очевидности, участвовал в строительстве Второго храма (Эз. 3:7).
+
-
 
+
-
Среди строивших стены Иерусалима при [[Нехемия|Нехемии]] упоминаются цорфим (золотых и серебряных дел мастера) и строители, которые, в дополнение к каменной кладке, делали двери и ворота с замками и засовами (Нех. 3:1–32).
+
-
 
+
-
Раскопки показывают, что в персидскую эпоху в Эрец-Исраэль существовали деревни, население которых занималось исключительно гончарным делом.
+
-
 
+
-
В одном из греческих источников Иерусалим охарактеризован как город с обширным ремесленным производством.
+
-
 
+
-
В [[Бен-Сиры Премудрость|Бен-Сиры Премудрости]] (38:27–32) довольно подробно описывается работа различных ремесленников — резчиков по дереву, резчиков [[Печати|печатей]], кузнецов и горшеч­ни­ков; «у всех у них, — пишет Бен-Сира, — искусные руки, и все они сведущи в своих искусствах; без них не может существовать город, и где бы они ни жили, они не нуждаются в куске хлеба».
+
-
== В эпоху Хасмонеев ==
+
-
 
+
-
В эпоху [[Хасмонеи|Хасмонеев]] вследствие предпринятых царями широких строительных работ ремесла получили новый импульс для своего развития.
+
-
 
+
-
Развитие морской торговли в этот период также способствовало подъему ремесел.
+
-
 
+
-
Описание гробницы и монументов, сооруженных в [[Модиин|Модиине]] [[Шимон Хасмоней|Шимоном Хасмонеем]] в память своих родителей и братьев (I Макк. 13:25–30), не оставляет сомнения, что в их строительстве и украшении принимали участие многочисленные ремесленники различных специальностей.
+
-
 
+
-
Широкие строительные проекты в Иерусалиме и [[Кесария|Кесарии]], осуществленные [[Ирод I Великий|Иродом I]], и, в первую очередь, перестройка Храма, требовали умелых работников всех специальностей — каменщиков, плотников, кузнецов, ткачей, золотых и серебряных дел мастеров и т. п.
+
-
 
+
-
[[Иосиф Флавий]] (Древ. 15:380) отмечает, что на строительстве Храма были заняты евреи. Для осуществления работ в тех помещениях Храма, куда доступ разрешался только священникам, священники были обучены плотницкому искусству и каменной кладке (там же, 15:419).
+
-
 
+
-
При раскопках в Иерусалиме был обнаружен [[Саркофаги|саркофаг]] «Шимона, строителя святилища».
+
-
 
+
-
Несколько семей ремесленников специализировались исключительно на изготовлении аксессуаров храмовой литургии.
+
-
 
+
-
Семья Гарму приготовляла хлебы предложения (вид [[Жертвоприношение|жертвоприношения]]), а семья Автинас — фимиамЭти две семьи монополизировали соответствующие производства. Когда они потребовали увеличить плату, храмовая администрация отказалась от их услуг и пригласила ремесленников из [[Александрия|Александрии]].
+
-
 
+
-
Однако вскоре обнаружилось, что новые мастера не справляются с работой, так что пришлось вновь обратиться к семьям Гарму и Автинас, которые согласились приступить к работе только после того, как их прежнее жалование было удвоено (Иома 3:11, 38).
+
-
== В Мишне ==
+
-
 
+
-
[[Мишна]] упоминает о еврейских ремесленниках, занятых на строительстве языческих святилищ; законоучители постановили, что еврею возбраняется помогать язычникам в воздвижении базилик, строительстве арен, стадионов и судейских подмостков, а разрешается лишь участие в строительстве общественных бань и купален до момента возведения купола, где помещался идол (Ав. Зар. 1:7).
+
-
 
+
-
В Иерусалиме перед его захватом римлянами в 70 г. до н. э. (см. [[Иудейская Война I|Иудейская война I]]) некоторые улицы и кварталы были населены ремесленниками одной специальности — пекарями, сыроделами, кузнецами, ювелирами, кожевниками, красильщиками, ткачами, горшеч­ни­ками и т. п.
+
-
 
+
-
Вне мастерской ремесленника можно было узнать по особому знаку, указывающему на его специальность: портного — по игле, воткн­у­той в одежду на видном месте, прядильщика — по шерстяной нити, красильщика — по разноцветным нитям, кожевника — по особому фартуку.
+
-
== В Талмуде ==
+
-
 
+
-
Законоучители Талмуда с большим уважением отзываются о ремесле, которое не только позволяет ремесленнику вести обеспеченное существование («семь лет продолжается голод, а в дом ремесленника он не заглядывает», Санх. 29а), но и, как и всякий труд, предотвращает пороки, проистекающие от праздности.
+
-
 
+
-
Многие законоучители Талмуда зарабатывали на жизнь ремеслом. Так, рабби Иоханан hа-Сандлар был сапожником (и так и был прозван: на иврите сандлар — `сапожник`), рабби Иеhуда бен Илан — бондарем, и т. п.
+
-
 
+
-
Законоучители утверждали, что тот, кто не обучает сына ремеслу, учит его разбою (Кид. 29а).
+
-
 
+
-
При этом, однако, Талмуд проводит различие между чистыми и легкими ремеслами и такими тяжелыми и грубыми профессиями, как выделка кожи, обжиг глины, горное дело и т. п. (Кид. 82а).
+
-
 
+
-
Законоучители Талмуда неодобрительно отзывались о профессиях погонщиков ослов, лодочников и лавочников, поскольку эти занятия часто сопряжены с обманом и мошенничеством.
+
-
 
+
-
В Иерусалимском и Вавилонском Талмудах содержатся многочисленные упоминания о ремесленниках в Эрец-Исраэль и об их экономической стабильности, несмотря на разрушение Второго храма.
+
-
 
+
-
Из Талмуда (ББ. 11) видно, что существовали профессиональные объединения, члены которых были связаны обязательствами по оказанию взаимопомощи в случае, если кто-то лишился средств производства (например, гибель осла у грузчиков, крушение судна у каботажников).
+
-
 
+
-
О высоком мастерстве ткачей [[Бет-Шеан|Бет-Шеана]] упоминают как Талмуд (ТИ., Кид. 2:5), так и римские авторы.
+
-
 
+
-
== В раввинистической литературе ==
+
-
+
-
В раввинистической литературе неоднократно упоминается институт ученичества; мастер звался рав, а ученик-подмастерье — талмид или шулья.
+
-
 
+
-
Об условиях обучения ремеслу достигалась договоренность между мастером и родителями подмастерья.
+
-
 
+
-
Как правило, сын ремесленника наследовал специальность отца; [[Сирота|сироту]] обучали члены гильдии, к которой принадлежал его покойный отец.
+
-
 
+
-
В Талмуде содержится интересное описание большой синагоги в [[Александрия|Александрии]], где прихожане сидели группами по профессиям: золотых дел мастера, серебряники, кузнецы, прядильщики и т. п.; каждый нуждающийся мог найти там своих товарищей по ремеслу и получить помощь для себя и своей семьи (Сук. 51).
+
-
 
+
-
Гильдия еврейских прядильщиков в Александрии была зарегистрирована как корпоративное общество в соответствии с римским законом.
+
-
 
+
-
Еврейские медники в этом городе славились своим искусством.
+
-
 
+
-
Ремесленники Иерусалима имели обыкновение выходить группами навстречу паломникам, приносившим [[Биккурим|биккурим]] в Храм (Бик. 3:3).
+
-
 
+
-
В [[Циппори]] была синагога ткачей. Красильное дело находилось большей частью в руках еврейских ремесленников; пурпурный шелк выделывался в [[Цфат|Цфате]], Кесарии, [[Шхем|Шхеме]], [[Лод|Лоде]] и в галилейской деревне Луз. [[Тверия]] была центром стекольного дела.
+
-
 
+
-
Мозаичный пол синагоги 6 в. в [[Бет-Альфа|Бет-Альфе]] содержит имена еврейских мастеров — Марианос и его сын Ханина.
+
-
 
+
-
Также и в Вавилонии евреи занимались самыми разнообразными ремеслами — ткачеством, крашением тканей, производством гобеленов, кожевенным делом, работами по металлу, плетением корзин и др.
+
-
 
+
-
[[Пумбедита]] была центром выделки полотна (Гит. 27а; БМ. 18б). Иосиф Флавий (Война 5:212) детально описывает «подлинно удивительный» парохет (занавес) перед Святая святых в Иерусалимском храме, вытканный в Вавилонии.
+
-
 
+
-
Частые упоминания «глав ремесел» (рашей омманот) в Вавилонском Талмуде заставляют предположить наличие цеховой организации еврейских ремесленников; две такие гильдии — ткачей и корзинщиков — фигурируют в Талмуде (Сота 48а).
+
-
 
+
-
Имена еврейских стеклодувов были обнаружены на изделиях в [[Оксиринх|Оксиринхе]] и египетских Фивах; римские изделия из стекла 3–4 вв. нередко украшены типично еврейскими символами — изображениями Ковчега завета, [[Менора|меноры]], Храма и сукки (см. [[Суккот]]), что указывает на еврейское происхождение их создателей.
+
-
== Средние века ==
+
-
 
+
-
К 8 в. евреи были вытеснены из сельского хозяйства как в христианских, так и в мусульманских странах; ремесла стали почти единственной экономической сферой, в которой евреи могли быть заняты физическим трудом.
+
-
 
+
-
Одновременно ремесла утратили свой прежний социальный престиж: в средневековых городах купцы и торговцы пользовались гораздо большим уважением, нежели ремесленники.
+
-
 
+
-
В отношении места ремесел в жизни еврейских общин в средние века прослеживается чёткая разница между общинами Средиземноморья (Южная Европа, [[Магриб]] и Ближний Восток) и общинами Центральной и Северной Европы.
+
-
=== Общины Средиземноморья ===
+
-
+
-
В присредиземноморских землях, где евреи жили издревле, ремесла продолжали оставаться основным занятием значительной части еврейского населения.
+
-
 
+
-
В 9 в. [[Нахавенди, Биньямин Бен Моше|Биньямин бен Моше Нахавенди]], живший в Персии, писал: «приходят в дома других для выполнения работ за плату — портной и прачка, работники по железу, меди, свинцу и олову, красильщик и ткач, равно как и всевозможные другие мастера».
+
-
 
+
-
В том же веке мусульманский автор в Египте с презрением отозвался о евреях, среди которых можно найти «только красильщиков, дубильщиков, кровопускателей, мясников и медников».
+
-
 
+
-
[[Респонсы]] вавилонских [[Гаон|гаонов]] содержат множество материала о еврейских ремеслах в исламских землях в 10–11 вв.
+
-
 
+
-
Мастерские еврейских ремесленников иногда были значительных размеров, в них имелись многочисленные технические приспособления для соответствующих работ.
+
-
 
+
-
В конце 12 в. [[Биньямин Из Туделы|Биньямин из Туделы]] встретил еврейских ремесленников, лишь достигнув Греции; в Иерусалиме, по его словам, в это время жил один еврей — красильщик тканей.
+
-
 
+
-
В 13 в. [[Маймонид]] встретил в Иерусалиме еврейских красильщиков. По его свидетельству, в Фивах «около двух тысяч евреев. Они — искусные мастера по изготовлению шелковых и пурпуровых одежд в греческих землях, и среди них — большие знатоки Мишны и Талмуда».
+
-
 
+
-
В Константинополе (см. [[Стамбул]]) ему объяснили, что «из-за дубильщиков... которые выливают грязную воду из своих мастерских на улицу, так что еврейский квартал совершенно провонял..., греки ненавидят всех евреев, как плохих, так и хороших».
+
-
 
+
-
В странах ислама структура еврейского общества, отличительной чертой которого была широкая прослойка ремесленников самых различных профессий, сохранилась вплоть до новейшего времени.
+
-
 
+
-
Некоторые ремесла — например, выделка шелка и красильное дело, а в ряде стран (например, в [[Йемен|Йемене]]) также и ювелирное дело, — считались еврейскими профессиями.
+
-
 
+
-
В [[Сицилия|Сицилии]] под властью норманнов и династии Гогенштауфенов производство шелка и красильное дело находились в руках евреев; особенно много еврейских ремесленников было в южной части Италии.
+
-
 
+
-
В 1484 г. [[Бертиноро, Овадия Бен Авраhам Яре|Овадия Бертиноро]] писал, что в еврейской общине Палермо около 850 семей; «они — бедняки-ремесленники: кузнецы, медники, грузчики, а также земледельцы... Христиане презирают их, потому что все они оборваны и грязны... Они вынуждены выполнять королевскую службу всякий раз, когда предпринимаются новые работы: они должны подтаскивать корабли к берегу, строить дамбы и т. п. Их также используют для телесных наказаний преступников и для приведения в исполнение смертных приговоров».
+
-
 
+
-
Аналогичную ситуацию Бертиноро наблюдал и в Мессине.
+
-
 
+
-
В христианской [[Испания|Испании]] ремесленники составляли важную часть еврейской общины.
+
-
 
+
-
Так, фамилии Эскапат, Скапат происходят от арамейского слова, означающего «сапожник». В 14 в. во многих общинах Испании ([[Барселона|Барселоны]], [[Сарагоса|Сарагосы]], Сеговии и др.) большинство или по меньшей мере половину работающих мужчин составляли ремесленники — ткачи, сапожники, портные, меховщики, кузнецы, шорники, гончары и красильщики.
+
-
 
+
-
Эта профессиональная структура общин сохранилась, видимо, со времен мусульманского владычества.
+
-
 
+
-
В Арагоне были особенно известны еврейские ювелиры и переплетчики.
+
-
 
+
-
Церковь, особенно в Испании, противилась тому, чтобы еврейские переплетчики переплетали христианские священные книги. Антиеврейские законы 1412 г. запрещали еврейским ремесленникам обслуживать христианских заказчиков.
+
-
 
+
-
Ремесленники были важным фактором в еврейской общественной, культурной и духовной жизни в Испании.
+
-
 
+
-
Так, ремесленники составляли ядро мистического оппозиционного течения, которое противостояло рационалистически настроенной патрицианской прослойке, возглавлявшей испанские общины.
+
-
 
+
-
Ремесленные гильдии нередко выступали с требованием демократизации общинного руководства и равного распределения налоговых сборов (например, в Сарагосе и Барселоне в 13 в. и 14 в.).
+
-
 
+
-
Ремесленники всегда были наиболее преданной еврейским традициям частью общин. Ремесленные гильдии имели собственные синагоги (например, синагога гравировщиков в Сарагосе) и осуществляли филантропическую деятельность среди своих членов.
+
-
 
+
-
Во время массовых [[Обращение Насильственное|обращений насильственных]]  в 1391–1415 гг. множество благочестивых ремесленников, рискуя жизнью, оставались верными своей религии.
+
-
 
+
-
Неудивительно поэтому, что король Альфонс V заявил в 1417 г., что руководство еврейских общин перешло в руки «ремесленников и простолюдинов», а Шломо Бонафед сетовал, что в его время среди евреев Испании «портные выносят ученые суждения, а шорники заседают в судах».
+
-
 
+
-
Устойчивая профессиональная структура еврейских ремесел сохранялась в Испании вплоть до изгнания евреев из страны; наряду с характерными еврейскими профессиями были ремесла, которыми евреи традиционно не занимались (например, строительство, первичная обработка шерсти, пастушество и др.).
+
-
 
+
-
Обращенные после 1391 г. в христианство евреи сохраняли традиционную еврейскую профессиональную структуру.
+
-
 
+
-
После [[Изгнания|изгнания]] евреев из Испании ремесленники влились в общины Северной Африки и Османской империи.
+
-
 
+
-
Община [[Цфат|Цфата]] в период своего расцвета (16 в.) состояла большей частью из ремесленников самых различных профессий; особенно процветало здесь красильное дело.
+
-
 
+
-
=== Общины Центральной и Северной Европы ===
+
-
+
-
Как уже указывалось, к северу от присредиземноморских земель ремесла играли очень малую роль в еврейской жизни.
+
-
 
+
-
В начале 11 в. появляется упоминание о еврее, который приобрел пекарню в Северной Франции и работал там вместе с нанятыми им подручными-христианами.
+
-
 
+
-
Вплоть до 15 в. христианские ремесленные гильдии постоянно препятствовали росту еврейского ремесленного сословия.
+
-
 
+
-
Однако, занимаясь ростовщичеством (см. [[Ссуда Денежная|Ссуда денежная]]), евреи должны были поддерживать в хорошем состоянии и чинить получаемые под залог денег вещи, чтобы вернуть их сохранными или прибыльно продать.
+
-
 
+
-
Для соблюдения требований [[Кашрут|кашрута]] необходимо было иметь собственных мясников (хотя гильдии христианских мясников всегда пытались — и иногда успешно — воспрепятствовать этому), а также собственных еврейских портных, соблюдавших правила [[Шаатнез|шаатнеза]].
+
-
 
+
-
Это способствовало тому, что в 15 в. началось развитие ремесел среди евреев в Центральной Европе (Богемия, Моравия, Австрия) и особенно — в польско-литовских землях.
+
-
 
+
-
В респонсах 15 в. говорится о еврейках-вдовах и незамужних женщинах, занятых прядением и выделкой шалей для покупателей-неевреев.
+
-
 
+
-
Еврейские ремесленники упоминаются в Польше в 1460 г. Сохранилось разрешение городского совета Кракова от 1485 г. «бедной еврейке ежедневно продавать шали и шарфы ее собственной работы».
+
-
 
+
-
В 16 в. евреи все глубже проникали в ремесленное производство в городах Польши, как видно из непрекращавшихся жалоб гильдий и городских советов, а также из различных королевских постановлений и соглашений между городской администрацией или христианскими гильдиями, с одной стороны, и еврейскими общинами и профессиональными объединениями — с другой.
+
-
 
+
-
У гильдии еврейских портных в Польше был свой флаг.
+
-
 
+
-
В Великом княжестве Литовском уже в 1389 г. хартия привилегий евреям Гродно содержит разрешение «заниматься различными ремеслами».
+
-
 
+
-
С течением времени ремесла стали значительной частью экономики еврейских общин. Евреев не принимали в христианские ремесленные гильдии (даже учениками и подмастерьями).
+
-
 
+
-
Исключением была Италия, где в 16–17 вв. эти ограничения были сняты. Когда вследствие опустошений Тридцатилетней войны (1618–48) из Германии в Литву в качестве беженцев прибыли 57 еврейских мальчиков, [[Литовский Ваад|Литовский ваад]] постановил, чтобы беженцев «распределили по общинам, кормили, одевали и обували.
+
-
 
+
-
Мальчиков, которым Бог даровал мудрость, чтобы их учеба была успешной, отправить в школы изучать Тору; мальчиков, чьи способности недостаточны для изучения Торы, отдать в услужение или обучать какому-либо ремеслу».
+
-
 
+
-
Это постановление показывает, что в еврейских общинах Литвы существовала возможность обучения ремеслам, но занятие ремеслами не считалось уважаемым занятием (за исключением [[Книгопечатание|книгопечатания]]).
+
-
 
+
-
Рост числа ремесленников заставил в 1761 г. Литовский ваад принять постановление, возбранявшее ремесленникам во всех больших общинах страны участвовать в общинных собраниях.
+
-
 
+
-
Во время расколов в общине Вильны (см. [[Вильнюс]]) во 2-й половине 18 в. ремесленники были активными участниками оппозиционных групп и течений.
+
-
 
+
-
В быстро развивавшихся юго-восточных областях польского государства еврейские ремесленники иногда получали особые привилегии от короля.
+
-
 
+
-
Так, в 1578 г. Стефан Баторий даровал привилегии кожевнику Калману в Перемышле (Пшемысле), а в 1638 г. в том же городе король защищал «еврейских ремесленников, работающих исключительно для еврейских заказчиков», от ограничений, наложенных на них городскими властями.
+
-
 
+
-
Однако евреи все же проникли на христианский рынок, и в 1645 г. король утвердил соглашение между городскими властями Пшемысля и евреями; из параграфов 5–14 этого соглашения видно, что еврейские ремесленники составляли серьезную конкуренцию для ремесленников-христиан, главным образом в дубильном, меховом, портняжном, парикмахерском, ювелирном, шорном, пекарном, шляпном, кондитерском и оружейном деле.
+
-
 
+
-
В конце 17 в. христиане Пшемысля обратились к властям с жалобой, в которой указывалось, что «всякий еврей — либо ремесленник, либо торговец» и что «евреи совершенно погубили гильдии ювелиров, портных, мясников и пекарей».
+
-
 
+
-
В жалобе описываются действия еврейских ремесленников: «Они совершенно искоренили гильдию брадобреев-кровопускателей, так как есть несколько еврейских брадобреев, которые со своими лекарями ходят по поместьям к пациентам и там пускают кровь и ставят банки; то же они делают и в самом городе.
+
-
 
+
-
Раньше в городе было немало христианских мыловаров, а теперь остался только один и очень бедный. Зато есть несколько евреев, которые варят мыло, отправляют его вниз по реке и продают его также и в самом городе».
+
-
 
+
-
В Пшемысле, как и в других городах, быстро развились еврейские гильдии, и с последней четверти 17 в. сохранились различные правила и регламенты еврейской портняжной гильдии этого города, которая называла себя «святым обществом одевающих нагих» (хевра каддиша де-малбишей аруммим).
+
-
 
+
-
Развивались еврейские ремесла и на западе польско-литовского государства. Так, к концу 18 в. в [[Познань|Познани]] действовали 923 еврейских и 676 христианских портных, 22 еврейских и 19 христианских ювелиров, 51 еврейский и 24 христианских шляпника, 52 еврейских и 6 христианских маслобоев, 238 еврейских и 6 христианских кузнецов, 51 еврейский и 607 христианских пекарей.
+
-
 
+
-
Всего в Познани насчитывалось 1592 еврейских ремесленника, то есть около трети от общего числа ремесленников города — 4921.
+
-
 
+
-
В Богемии, Моравии и Южной Германии евреи также все более широко занимались ремеслами.
+
-
 
+
-
Например, в общине [[Прага|Праги]] существовали старые и упорядоченные еврейские ремесленные гильдии.
+
-
 
+
-
В Праге возник обычай указывать профессию покойного на надгробной плите (например, ножницы на [[Надгробие|надгробии]] портного).
+
-
== Новое время ==
+
-
=== Занятие ремеслами - вопрос идеологического характера ===
+
-
==== Восемнадцатый век ====
+
-
С [[Эмансипация Евреев — Уравнение Их В Правах С Остальным Населением|эмансипацией]] и [[Хаскала|Хаскалой]], одной из идей которых было обращение евреев к «продуктивному» труду, занятие ремеслами превратилось в вопрос идеологического характера, связанный со стремлением к переменам и улучшению общественного и юридического статуса евреев.
+
-
 
+
-
Так, австрийский император [[Иосиф II]] включил в «Указ о терпимости» (1782) поощрение к занятию евреев ремеслами.
+
-
 
+
-
Однако практические изменения в ремеслах проистекали не из идеологических и юридических причин, а были следствием реальной общественно-экономической ситуации, в которой находились еврейские массы в польско-литовских землях, а позднее — в [[Черта Оседлости|черте оседлости]] в Российской империи.
+
-
 
+
-
В 18 в. многие еврейские ремесленники из частных городов польских магнатов начали поставлять свою продукцию на рынки и ярмарки главных королевских городов.
+
-
 
+
-
Работа на открытый рынок вместо работы на заказ стимулировала развитие еврейских ремесел.
+
-
 
+
-
Эти ремесленники, находившиеся вне цеховых рамок, обладали свободой действий и готовностью продавать свою продукцию в условиях свободной конкуренции.
+
-
==== Девятнадцатый век ====
+
-
 
+
-
В начале 19 в. в Германии началась пропаганда обучения евреев ремеслам.
+
-
 
+
-
В частности, газета «Шуламит» проповедовала «продуктивизацию» еврейского населения путем широкого обучения ремеслам. В этот период евреи в обедневших и перенаселенных штетл (см. [[Местечко]]) черты оседлости наряду с занятием традиционными ремеслами (главным образом портняжничеством, ткачеством и починкой обуви) осваивали новые профессии, которые не требовали длительного обучения и значительных вложений в производственное оборудование, например, кожевенное дело или гужевой транспорт.
+
-
 
+
-
Многие из ремесленников торговали вразнос своей продукцией по окрестным деревням.
+
-
 
+
-
На протяжении 19 в. в Восточной Европе сложилась характерная профессиональная структура еврейских ремесел.
+
-
 
+
-
Около половины занятых ремеслами в черте оседлости (включая мастеров, учеников и наемных работников) составляли портные (около двухсот пятидесяти тысяч человек); производители продуктов питания, столяры, плотники и работники по различным металлам составляли еще около 30%; распространены были также профессии, связанные со строительством, текстилем и кожаными изделиями.
+
-
 
+
-
Такая профессиональная структура вызывала значительную конкуренцию между еврейскими ремесленниками и их обнищание.
+
-
===== «Продуктивизация» еврейской занятости - часть идеологии сионистского движения =====
+
-
 
+
-
К концу 19 в. в Восточной Европе широкие слои еврейских ремесленников, страдавшие от своей бедности и тяжелых условий труда, стали воспринимать революционную пролетарскую идеологию (см. [[Бунд]]).
+
-
 
+
-
Концепция «продуктивизации» еврейской занятости стала частью идеологии сионистского движения, в первую очередь, его социалистического крыла (см. [[Сионизм]]).
+
-
 
+
-
Так, [[Борохов, Бер|Б. Борохов]] утверждал, что только социалистический сионизм способен перевернуть «перевернутую пирамиду» экономической структуры еврейского общества.
+
-
=== Исчезновение еврейских ремесленников в Восточной Европе ===
+
-
 
+
-
В то же время в Центральной и Западной Европе число евреев-ремесленников резко сократилось вследствие их перехода к более доходным и престижным профессиям, характерным для среднего класса.
+
-
 
+
-
Эмансипация в странах Центральной и Западной Европы привела не к переходу евреев к «продуктивному» труду, а к практически полному исчезновению еврейских ремесленников.
+
-
 
+
-
===== Появление еврейского ремесленничества Западной Европе и США =====
+
-
 
+
-
Наряду с этим волны еврейской эмиграции из Восточной Европы в Западную, а большей частью в США, принесли с собой многочисленных ремесленников (так, среди еврейских иммигрантов в США до Первой мировой войны около трети составляли ремесленники, в то время как среди нееврейских иммигрантов их было лишь 20%).
+
-
 
+
-
Сложившаяся в Восточной Европе профессиональная структура еврейских ремесел сохранялась в первом поколении еврейских иммигрантов в Нью-Йорке, Лондоне и других центрах еврейской иммиграции (в частности, большой процент еврейских иммигрантов — в портняжном деле).
+
-
==== Двадцатый век ====
+
-
 
+
-
Между двумя мировыми войнами ситуация претерпела значительные изменения.
+
-
 
+
-
В Советском Союзе индустриализация и отрицательное отношение властей к индивидуальному ремесленному труду сократили роль ремесел в еврейских профессиональных занятиях.
+
-
 
+
-
В странах, получивших независимость после распада царской России и Австро-Венгерской империи (например, в Польше и Литве), старинная ненависть христианских ремесленников приняла новые формы: евреи были вытеснены из сферы ремесленного производства путем либо прямых законодательных мер, либо казавшихся на первый взгляд умеренными требований со стороны профессиональных союзов или властей.
+
-
 
+
-
Например, право на занятие тем или иным ремеслом обусловливалось подобающим обучением у признанного (фактически — христианского) мастера; вводились строгие правила относительно производственного оборудования и условий работы, которые формулировались таким образом, чтобы воспрепятствовать занятию евреев ремеслами.
+
-
 
+
-
Ответом еврейских ремесленников на эти и им подобные меры было создание кооперативов и касс взаимопомощи, создавались еврейские профессиональные школы (см. [[Орт|ОРТ]]).
+
-
 
+
-
В Эрец-Исраэль энтузиазм [[Халуцим|халуцим]] был обращен главным образом на сельское хозяйство и физический труд, а не на развитие ремесел.
+
-
 
+
-
В результате [[Катастрофа Европейского Еврейства|Катастрофы]] европейского еврейства ремесленное производство в Восточной Европе практически исчезло.
+
-
 
+
-
В странах Запада, в частности, в США, а также в Израиле индустриализация привела к резкому сокращению видов ремесленного производства.
+
-
 
+
-
В связи с этим протекал процесс отхода евреев от занятия ремесленным трудом. Сохранившимися ремесленными производствами занимались другие этнические группы и новые иммигранты.
+
-
===== В Израиле =====
+
-
 
+
-
В Израиле массовая алия из стран Востока в 1950-х гг. привела к временному подъему ремесленного производства, однако быстрая индустриализация страны и модернизация производства способствовали постепенной ликвидации ремесел.
+
-
 
+
-
В современной экономике Израиля доля ремесленного производства незначительна и соответствует ее показателям в развитых странах Запада.
+
-
 
+
-
{{ElevenCopyRight|13495|РЕМЁСЛА}}
+
-
 
+
-
 
+
-
[[Категория:История еврейского народа]]
+

Текущая версия на 00:45, 31 мая 2013

  1. redirect ej:Ремёсла (еврейский аспект)
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация