|
|
(30 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Начало_работы}}
| + | #redirect [[:ej:Религиозные титулы и их градация в иудаизме]] |
- | | + | |
- | Данная статья объясняет градацию уровней религиозных титулов в иудаизме и степени их авторитетности, - как в исторической перспективе, так и сегодня.
| + | |
- | | + | |
- | == Централизация и де-централизация религиозного авторитета в иудаизме ==
| + | |
- | | + | |
- | Во времена Танаха высшими духовными авторитетами были старейшины и пророки, как об этом говорит Мишна:
| + | |
- | <blockquote>
| + | |
- | Моше принял Тору на Синае и передал ее Йегошуа, Йегошуа [передал Тору] старейшинам, старейшины – пророкам, пророки передали ее Великому собранию ученых. Последние дали три указания: «Судите без спешки, выводите в люди как можно больше учеников и возведите ограду вокруг Торы» (Авот 1:1).
| + | |
- | </blockquote>
| + | |
- | В начале эпохи Второго Храма высшая религиозная власть принадлежала Великому собранию (кнесет гдола, הכנסת הגדולה). О его составе, полномочиях и длительности существования нет единого мнения, но известны многие постановления, принятые им<ref>[http://toldot.ru/tora/articles/articles_820.html?template=83 Хаим Шиммель. Истоки Устного Закона. Эпоха крупных раввинских нововведений.]</ref>. Параллельно был высок авторитет Храма, священников и первосвященников.
| + | |
- | | + | |
- | Начиная с III в. до н.э. высшим духовным авторитетом иудаизма в Стране Израиля был Синедрион ([[Санhедрин]]). В разное время решающий голос в нём имели [[фарисеи]] и [[саддукеи]]. Санhедрин оставался высшим авторитетом палестинского еврейства до X в. н.э. Только он имел право рукополагать новых мудрецов ([[смиха]]) и определять время наступления новых месяцев и праздников в каждом году, то есть ежемесячно корректировать [[еврейский календарь]]. Эти полномочия признавались и в Вавилонии (т.е. на территории Парфянского и Сасанидского царств). В остальном же мудрецы Вавилонии подчинялись своим духовным авторитетам. Мудрецы, получившие смиху от Санhедрина, назывались [[рабби]], а получившие звание мудреца в Вавилонии - [[рав]]. Сообщение между Вавилонией и Страной Израиля было затруднено, так как парфяне и Сасаниды постоянно воевали с Римом и Византией.
| + | |
- | | + | |
- | У нас нет данных о том, что авторитет Санhедрина признавался еврейством Египта, а также других стран эллинистической диаспоры.
| + | |
- | | + | |
- | После исламского завоевания евреев Вавилонии и Страны Израиля уже не разделяла линия фронта, поэтому возникла возможность объединить их руководства. К тому времени еврейские мудрецы уже не имели полномочий выносить смертные приговоры и даже не могли приговаривать к штрафам (см. далее Полномочия мудрецов). Единственным принципиальным вопросом, для которого важны были верховные полномочия, осталось составление календаря.
| + | |
- | | + | |
- | Еще в эпоху Мишны проблемы регулирования календаря становились иногда предметом острых разногласий (Мишна Рош ѓа-Шана 2:9). Споры участились с переходом ведущей роли в области галахической учености к иешивам Вавилонии. Особенно резкая полемика вспыхнула в первой половине 10 в., когда Ахарон Бен-Меир, глава палестинской иешивы в 915–932 гг., оспаривая право вавилонского гаоната издавать указания, связанные с календарем, отверг календарные указания Са‘адии Гаона (921), внес свои правила и тем привел к разрыву на некоторое время между общинами Эрец-Исраэль (возможно, и Египта) и Вавилонии. Введение нормативного календаря, основанного на раз и навсегда установленных правилах, разработанных в основном вавилонскими гаонами, было революционным шагом, лишавшим законоучителей Эрец-Исраэль их исключительного права принимать связанные с календарем решения, становившиеся обязательными для диаспоры. Многовековые гонения, направленные главным образом на деятельность законоучителей Эрец-Исраэль и нарушавшие связи между общинами и центрами еврейской учености, делали эту реформу особенно актуальной<ref>[http://eleven.co.il/article/11929#03 Электронная еврейская энциклопедия, Еврейский календарь в послеталмудическую эпоху]</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | * В 4-10 вв. существуют два центра Вавилонский и Эрец-Исраэльный (в 4- нач 7 вв. они в Новоперсидском Царстве и в Римской Империи, далее оба в Исламском Халифате). Постепенно единственным ведущим центром становятся Гаоны Вавилонии.
| + | |
- | * Начиная с 10 в. - независимые (от Гаонов) центры на Западе (Магриб, позже Испания и [[Ашкеназ]]).
| + | |
- | * В 11-18 вв. - центры только регионального уровня.
| + | |
- | * С конца 18 в. и по настоящее время - у каждого направления внутри ортодоксального иудаизма свои авторитеты.
| + | |
- | | + | |
- | == Период Мудрецов Талмуда (до 7 в. н.э.) ==
| + | |
- | | + | |
- | === Термин "ХаЗаЛь" ===
| + | |
- | | + | |
- | Что означает, когда используется
| + | |
- | | + | |
- | авторитетнее всех последующих
| + | |
- | | + | |
- | === Понятие "Смиха" ===
| + | |
- | | + | |
- | * когда было, что означало, какие вопросы давало право решать.
| + | |
- | * когда перестало существовать.
| + | |
- | * что этот термин означает сегодня
| + | |
- | | + | |
- | === Титулы "рабби" и "рав" ===
| + | |
- | | + | |
- | Первые авторитеты обходились без титулов, и так они и зафиксировались в Талмуде - по именам
| + | |
- | | + | |
- | Далее "рабби"
| + | |
- | | + | |
- | в Вавилоне - "рав"
| + | |
- | | + | |
- | == Период Гаонов (7-10 вв.)==
| + | |
- | | + | |
- | Термин "Гаон" - Что означает, когда используется
| + | |
- | | + | |
- | До этого (в 4-6 вв.) две традиции - Вавилонская (в Новоперсидском Царстве) и Эрец-исраэльная (в Римской Империи) существуют раздельно, и почти нет взаимодействия. В эпоху Гаонов взаимодействуют и конфликтуют, вавилонская побеждает. Поэтому для последующих поколений Гаоны - полнстью авторитеты.
| + | |
- | | + | |
- | Образное использование термина Гаон в последующие эпохи
| + | |
- | | + | |
- | == От 11 до 18 вв. ==
| + | |
- | | + | |
- | Это эпоха Ришоним и первая половина эпохи Ахроним
| + | |
- | | + | |
- | Единый титул "рабби".
| + | |
- | | + | |
- | "Даян" - должность, а не титул
| + | |
- | | + | |
- | Региональные авторитеты.
| + | |
- | | + | |
- | == С конца 18 в. и по настоящее время ==
| + | |
- | | + | |
- | С конца 18 в. и по настоящее время у каждого направления внутри ортодоксального иудаизма свои авторитеты, и система титулов различается.
| + | |
- | | + | |
- | === Титул "рав" ("рабби") ===
| + | |
- | | + | |
- | является общим для всех направлений
| + | |
- | | + | |
- | кем и как присваивается
| + | |
- | | + | |
- | ==== Уровень "рав города" ====
| + | |
- | | + | |
- | кем и как присваивается
| + | |
- | | + | |
- | === Титул "даян" ===
| + | |
- | | + | |
- | кем и как присваивается
| + | |
- | | + | |
- | === Статус "посек" ===
| + | |
- | когда возник, что означает, кем и как присваивается
| + | |
- | | + | |
- | === Титул "Ребе" в хасидизме ===
| + | |
- | | + | |
- | когда возник, что означает, кем и как присваивается
| + | |
- | | + | |
- | === Титул "Гдоль" в литвакском иудаизме ===
| + | |
- | | + | |
- | идентично "посек hа-дор"?
| + | |
- | | + | |
- | когда возник, что означает, кем и как присваивается
| + | |
- | | + | |
- | === Титул "Ришон ле-Цион" в сефардском обществе ===
| + | |
- | | + | |
- | когда возник, что означает, кем и как присваивается
| + | |
- | | + | |
- | === Система авторитетов в религиозном сионизме ===
| + | |
- | | + | |
- | что есть на сегодня
| + | |
- | | + | |
- | == Статус Главного раввината Израиля ==
| + | |
- | | + | |
- | является официальным авторитетом для гос. аппарата.
| + | |
- | | + | |
- | Создан сионистами.
| + | |
- | | + | |
- | но последние выборы контролируется харедим
| + | |