|
|
(13 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Рафальский, Михаил]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Рафальский, Михаил Федорович''' (настоящее имя Моше-Ахарон; 1889, Киев, – 1937, ?), еврейский актер, режиссер и педагог. Родился в семье бухгалтера. В детстве играл в пуримшпилях (см. [[Пурим]]). Был дружен с сыном [[Шалом Алейхем|Шалом Алейхема]] и часто бывал в семье писателя на даче под Киевом. В 1908 г. поступил в драматическую школу Н. Соловцова в Киеве (учился у Н. Савинова). Играл в различных русских труппах на Украине. Среди ролей Рафальского: царь Федор («Царь Федор Иоаннович» А. Толстого), Петр («Мещане» [[Горький, Максим|М. Горького]]), князь Мышкин («Идиот» по роману [[Достоевский, Федор Михайлович|Ф. Достоевского]]) и другие. В 1918 г. с группой еврейских театральных деятелей создал в Харькове первый еврейский театр на Украине «Унзер винкл» («Наш уголок»), преобразованный вскоре в еврейский передвижной театр. С этим театром Рафальский переехал в Витебск, а затем в Минск. В 1921 г. создал в Минске еврейскую театральную студию, куда набрал молодых еврейских актеров, которых в 1922 г. повез в Москву учиться профессиональному мастерству. Среди преподавателей студии были [[Добрушин, Иехезкель|И. Добрушин]], [[Грановский, Алексей|А. Грановский]] и другие.
| + | |
- | | + | |
- | В деятельности студии Рафальский стремился к созданию оригинального репертуара. Первый спектакль «Хедер» (1923) был сделан в эстетике агитпропа и не имел зрительского успеха. Впоследствии Рафальский обратился к более традиционному материалу, в 1925 г. поставил со студийцами «На покаянной цепи» [[Перец, Ицхак Лейбуш|И. Переца]], «Проделки Скапена» Ж. Б. Мольера (в переводе на идиш [[Ойслендер, Нахум|Н. Ойслендера]]), инсценировал новеллы Шалом Алейхема. На базе этой студии в 1926 г. Рафальский основал в Минске Белорусский государственный еврейский театр (БелГОСЕТ). Под руководством Рафальского (1926–35) БелГОСЕТ стал вторым после московского [[Госет|ГОСЕТа]] еврейским театром в Советском Союзе. В этот период режиссуру Рафальского отличало тяготение к бытовой, часто этнографической достоверности. Репертуар театра Рафальский строил на еврейской национальной драматургии. Среди наиболее известных спектаклей Рафальского в БелГОСЕТе — «Нафтали Ботвин» (1927) А. Вевьорки (1887–1935), «[[Леккерт, Хирш|Хирш Леккерт]]» (1929) [[Кушниров, Ахарон|А. Кушнирова]], «Верхи и низы» (1929) по рассказу [[Бергельсон, Давид|Д. Бергельсона]] «Глухой».
| + | |
- | | + | |
- | Рафальский был известен также как еврейский литератор и журналист; публиковал статьи о еврейском театре в журналах «Октябер» и «Штерн» (см. [[Периодическая печать. Россия]]), был редактором сборника «Замлбух фар драмкрайзн» («Сборник для драмкружков», Минск, 1936).
| + | |
- | | + | |
- | Рафальский был репрессирован, погиб в лагере, посмертно реабилитирован.
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|13454|РАФАЛЬСКИЙ Михаил Федорович}}
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО]]
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Театр. Эстрада. Кино]]
| + | |