|
|
(6 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Рапапорт, Натан]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Рапапорт''' (Рапопорт) Натан (Rapaport, Nathan; 1911, Варшава, – 1987, Нью-Йорк; похоронен в Петах-Тикве), скульптор-монументалист.
| + | |
- | == Биографические сведения ==
| + | |
- | | + | |
- | Родился в небогатой семье; его дед был [[Шохет|шохетом]]. Рапапорт окончил городскую художественную школу, затем Варшавскую академию искусств (1936). В том же году его скульптура «Теннисистка» экспонировалась на выставке «Спорт в искусстве» в [[Варшава|Варшаве]].
| + | |
- | | + | |
- | После этого Рапапорта пригласили на международную выставку в [[Берлин|Берлине]], посвященную Олимпийским играм, но он отказался от участия в мероприятии нацистского режима.
| + | |
- | | + | |
- | На стипендию Академии жил во Франции и Италии (1936 г. и 1938 г.), где изучал искусство старых мастеров, работал в художественных студиях.
| + | |
- | | + | |
- | В 1939 г., после раздела [[Польша|Польши]], оказался в Советском Союзе. В начале советско-германской войны проходил службу в строительном батальоне Красной армии.
| + | |
- | | + | |
- | Еще в России начал работу над монументом, посвященным восстанию в Варшавском [[Гетто|гетто]] (см. [[Варшава|Варшава]]).
| + | |
- | | + | |
- | В 1945 г. Рапапорт возвратился в Варшаву и осуществил свой замысел: монумент был установлен в 1948 г. на месте бывшего [[Гетто|гетто]].
| + | |
- | | + | |
- | С 1948 г. Рапапорт жил в Израиле, в 1959 г. переехал в США.
| + | |
- | == Еврейская тема ==
| + | |
- | | + | |
- | Все важнейшие произведения Рапапорта посвящены еврейской теме. В его творчестве события древней еврейской истории переплетаются с недавним прошлым.
| + | |
- | | + | |
- | Все его скульптуры составляют как бы единый трагический мемориал (это отчасти связано и с событиями его личной биографии: мать погибла в нацистском концлагере).
| + | |
- | | + | |
- | В 1951 г. Рапапорт создает памятник главе восстания в Варшавском гетто [[Анелевич, Мордехай|М. Анелевичу]], установленный в [[Киббуц|киббуце]] [[Яд-Мордехай]], в 1953 г. — монумент памяти защитников киббуца Негба, погибших в [[Война За Независимость|Войну за независимость]].
| + | |
- | == Особенности творчества ==
| + | |
- |
| + | |
- | В своем раннем творчестве Рапапорт испытал влияние так называемого социалистического реализма и советской монументальной скульптуры. В этот период Рапапорт тяготеет к традициям академизма, в его работах сочетаются натурализм и внешняя патетика.
| + | |
- | | + | |
- | Впоследствии Рапапорт старался преодолеть влияния, ограничивавшие его творческие возможности, стремился к более емким и обобщенным образам, к более строгому, но внутренне экспрессивному и пластически выразительному языку («Памятник шести миллионам погибших в Катастрофе», Филадельфия, 1962).
| + | |
- | | + | |
- | Одна из наиболее экспрессивных и искренних работ Рапапорта — скульптура «Иов» (установлена в мемориале [[Яд Ва-Шем|Яд ва-Шем]] в 1968 г.). Лицо и поза праведника, темпераментная лепка выражают трагическую суть диалога с Богом, связанного в сознании скульптора с [[Катастрофа Европейского Еврейства|Катастрофой]].
| + | |
- | | + | |
- | В этот период Рапапорт повторил часть монумента в Варшаве, сделав новые отливы с его рельефов («Восстание в гетто», установлен в Яд ва-Шем в 1972 г., и «Последний путь», установлен там же в 1976 г.).
| + | |
- | | + | |
- | Одна из наиболее значительных работ Рапапорта — мемориал «Огненный свиток» — возведен в 1972 г. на горе Ксалон западнее [[Иерусалим|Иерусалима]]. Две исполинские сомкнутые колонны как бы образуют свернутый свиток. Рельефы на фризах посвящены событиям еврейской истории 20 в.: Катастрофа, [[Алия|алия]], Война за независимость, [[Шестидневная Война|Шестидневная война]], освобождение Иерусалима. Памятник удачно вписан в ландшафт: он находится на вершине горы, с которой открывается вид на Иерусалим.
| + | |
- | | + | |
- | Среди других поздних работ Рапапорта — группа «Борьба Иакова с ангелом» (1980, Торонто) и абстрактная композиция «Древо познания» (1969, [[Реховот]], парк [[Научно-Исследовательский Институт Имени Х. Вейцмана|Научно-исследовательского института имени Х. Вейцмана]]).
| + | |
- | | + | |
- | Рапапорт создавал также станковые произведения, в том числе портреты советского дирижера Е. Мравинского и [[Рубинштейн, Артур|А. Рубинштейна]].
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|13440|РАПАПОРТ}}
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО]]
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Пластические искусства и архитектура]]
| + | |