м |
|
(10 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Раввинские семинарии]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Раввинские Семинарии''', учебные заведения для подготовки [[Раввин|раввинов]], где наряду с традиционными религиозными дисциплинами изучаются и светские науки.
| + | |
- | | + | |
- | До первой четверти 19 в. [[Раввин|раввины]] выпускались из [[Иешива|иешив]], которые не были специально предназначены для их подготовки: в них изучали [[Талмуд]] и комментарии к нему, а ученики, желавшие стать раввинами, должны были получить [[Смиха|смиху]]. С началом [[Эмансипация Евреев — Уравнение Их В Правах С Остальным Населением|эмансипации]], под влиянием [[Хаскала|Хаскалы]] и с развитием [[Наука О Еврействе|науки о еврействе]] стали раздаваться требования создать заведения, специально предназначенные для подготовки раввинов нового типа, свободно владеющих языком окружающего народа и сведущих как в религиозных, так и в светских науках. Практическим шагом в создании заведений такого рода были указы австрийского императора Франца I от 1820 г. и 1826 г., согласно которым раввины должны были обладать светскими познаниями на академическом уровне. Против идеи создания раввинских семинарий выступили главы иешив, считавшие, что такие учебные заведения — опасное новшество; поэтому там, где иешивы занимали доминирующее положение в религиозной жизни еврейских общин, как, в частности, в [[Польша|Польше]] и [[Россия|России]], современном Израиле, институт раввинских семинарий не укоренился; раввинские семинарии получили распространение в Центральной и Западной Европе и в [[Соединённые Штаты Америки|США]].
| + | |
- | | + | |
- | Первая раввинская семинария — Иституто конвитто раббинико — была создана в 1829 г. И. Ш. Реджо (1784–1855) в [[Падуя|Падуе]], где со дня ее основания и до конца жизни преподавал [[Луццатто, Шмуэль Давид|Шмуэль Давид Луццатто]]. Эта раввинская семинария послужила образцом для всех последующих заведений такого рода. Впоследствии ее на время закрыли и перевели в [[Рим]], где в 1887 г. она получила название Колледже раббинико итальяно; в 1899 г. семинария переехала во [[Флоренция|Флоренцию]] (действовала там по 1932 г.), затем ее снова перевели в Рим, где в 1939 г. фашистское правительство [[Италия|Италии]] ее закрыло. В 1928 г. на [[Родос|Родосе]] был открыт ее филиал, предназначенный для сефардских общин (см. [[Сефарды]]); он был закрыт в начале Второй мировой войны.
| + | |
- | | + | |
- | В 1829 г. в городе Мец ([[Франция]]) была основана Эколь сентраль раббиник; через год эта раввинская семинария получила государственную дотацию. В 1859 г. она переехала в Париж, где действовала сначала под названием Семинэр исраэлит де Франс, а позднее — Эколь раббиник. Возможно, наиболее знаменитой раввинской семинарией в Европе была Юдиш теологишес семинар в Бреслау (ныне [[Вроцлав]]), основанная [[Франкель, Захариас|З. Франкелем]] в 1854 г.; среди преподавателей были [[Грец, Генрих|Г. Грец]], [[Лев, Мише|М. Лев]], Я. Гутман (отец [[Гутман, Юлиус|Ю. Гутмана]], см. о нем там) и [[Хайнеман, Ицхак|И. Хайнеман]]. В 1855 г. в [[Лондон|Лондоне]] главный ашкеназский (см. [[Ашкеназы]]) раввин Н. Адлер (1803–90) при поддержке руководителей сефардской общины открыл Джуз колледж (действует поныне; его библиотека, основанная в 1860 г., насчитывает более 60 тыс. книг; колледж издает «Джуз колледж пабликейшнс»). В 1872 г. в [[Берлин|Берлине]] была основана Юдише хохшуле, в 1883 г. переименованная в Леранштальт фюр ди виссеншафт дес юдентумс, а в 1920 г. восстановившая свое первоначальное название. В 1873 г. [[Хильдесхаймер, Азриэль|А. Хильдесхаймер]] создал в [[Берлин|Берлине]] строго ортодоксальный Раббинер семинар фюр ортодокс юдентум. В 1862 г. [[Еллинек, Адольф|А. Еллинек]] основал в Вене Исраэлитиш-теологише леранштальт; это учебное заведение в 1893 г. возглавил [[Шварц, Адольф|А. Шварц]].
| + | |
- | | + | |
- | Сопротивление венгерского еврейства созданию раввинских семинарий в [[Венгрия|Венгрии]] задержало их открытие там на четверть века. В 1850 г. император Франц Иосиф I внес миллион талеров, отчисленный из контрибуции, наложенной на евреев Венгрии за их участие в революционных событиях 1848–49 гг., в фонд еврейского образования. Однако лишь в 1877 г. в [[Будапешт|Будапеште]] была основана раввинская семинария; среди ее преподавателей был [[Гольдциер, Игнац|И. Гольдциер]].
| + | |
- | | + | |
- | В Польше и в России попытки создания раввинских семинарий, как уже говорилось выше, не увенчались успехом. Основанное в [[Варшава|Варшаве]] в 1826 г. и получавшее значительную государственную поддержку училище за 36 лет своего существования не подготовило ни одного раввина; польские евреи обвиняли инспектора, а затем директора этой семинарии А. Эйзенбойма (1791–1852) и ее главного преподавателя А. Бухнера (1789–1869) в ассимиляторстве (Бухнер действительно был автором сочинения «Талмуд ин зайнер нихтигкайт» — «Талмуд в его ничтожестве»). Открытые в 1847 г. в Вильне (см. [[Вильнюс]]) и [[Житомир|Житомире]] раввинские училища евреи рассматривали как инструмент правительственной антиеврейской образовательной политики. Тем не менее численность поступавших в эти училища постоянно возрастала и по прошествии десяти лет достигла около 500 человек. Приток объяснялся тем, что в программу этих училищ входили также общеобразовательные предметы, что позволяло окончившим курс поступать в гимназии и университеты. Лишь немногие выпускники посвятили себя раввинской деятельности, причем им было трудно найти место — еврейские общины отказывались избирать их своими раввинами. Чтобы облегчить положение таких выпускников, с 1862 г. им начали выдавать казенное пособие от 75 до 100 рублей; часто они преподавали в [[Казённые Еврейские Училища|казенных еврейских училищах]]. В 1873 г. в связи с реформой казенных еврейских училищ оба училища были преобразованы в так называемые еврейские учительские институты. Вместе с тем, основанный в 1928 г. главным раввином Варшавы [[Шор, Моше|М. Шором]] Махон ле-хохмат Исраэль (Институт науки о еврействе), позднее переименованный в Махон ле-маддэй hа-яхадут, выполнял роль раввинской семинарии вплоть до начала Второй мировой войны.
| + | |
- | | + | |
- | В США существуют раввинские семинарии всех трех течений в [[Иудаизм|иудаизме]] (см. [[Ортодоксальный Иудаизм|Ортодоксальный иудаизм]]; [[Реформизм В Иудаизме|Реформизм в иудаизме]], [[Консервативный Иудаизм|Консервативный иудаизм]]). Первой раввинской семинарией в США был реформистский [[Хибру Юнион Колледж — Джуиш Инститьют Оф Релиджн|Хибру юнион колледж]], основанный в 1875 г. в Цинциннати [[Вайз, Айзек Майер|А. М. Вайзом]]. В 1886 г. консервативная община США создала собственную [[Еврейская Теологическая Семинария|Еврейскую теологическую семинарию]] (Джуиш теолоджикал семинари; основатель С. Морайс, 1823–97). Ортодоксальная раввинская семинария, основанная в 1897 г. раввином [[Спектор, Ицхак Элханан|И. Э. Спектором]], стала впоследствии ядром [[Иешива-Университет|Иешивы-университета]]; другая ортодоксальная раввинская семинария — Талмудикал колледж — была создана в 1922 г. в Чикаго.
| + | |
- | | + | |
- | Вследствие [[Катастрофа Европейского Еврейства|Катастрофы]] европейского еврейства все раввинские семинарии Центральной и Восточной Европы прекратили свое существование; единственное исключение — семинария в Будапеште. Во Франции продолжает действовать Эколь раббиник, в Англии — Джуз колледж и реформистский Лео Бек колледж (см. [[Бек, Лео|Л. Бек]]).
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|13396|РАВВИНСКИЕ СЕМИНАРИИ}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Еврейское образование]]
| + | |