Пруссия (еврейская община)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Вторая половина девятнадцатого века)
(Перенаправление на ej:Пруссия (еврейская община))
 
(5 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
{{Остатье\ЭЕЭ
+
#redirect [[:ej:Пруссия (еврейская община)]]
-
|ТИП СТАТЬИ=1
+
-
|СУПЕРВАЙЗЕР=
+
-
|КАЧЕСТВО=
+
-
|УРОВЕНЬ=
+
-
|НАЗВАНИЕ=
+
-
|ПОДЗАГОЛОВОК=
+
-
|СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
+
-
|АВТОР2=
+
-
|ТЕМА=
+
-
|СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
+
-
|ИЗ ЦИКЛА=
+
-
|ПУБЛИКАЦИИ=
+
-
|ДАТА СОЗДАНИЯ=
+
-
|ВИКИПЕДИЯ=
+
-
|ИСТОЧНИК=
+
-
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
+
-
}} 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
'''Пруссия''', в 1618–1701 гг. курфюршество, в 1701–1918 гг. — королевство, доминирующая часть объединенной Германской империи (с 1871 г.), а после ее ликвидации (1918) — других германских государственных образований. Образовалась путем слияния в 1618 г. курфюршества Бранденбург с Тевтонским рыцарским орденом.
+
-
== Первые евреи ==
+
-
 
+
-
Евреи стали селиться на территории Бранденбурга с середины 12 в.
+
-
 
+
-
Правители Бранденбурга — маркграфы династии Виттельсбах — доброжелательно относились к евреям и стремились привлечь их в свои владения.
+
-
== Четырнадцатый век ==
+
-
 
+
-
В 1344 г. Людвиг Баварский дал евреям привилегию владеть домами, выдавать [[Ссуда Денежная|ссуду денежную]], заниматься экспортом хлеба и лошадей. Они получили равноправие с мещанами в суде.
+
-
 
+
-
В 1349 г. Людвиг защищал евреев в период [[«Чёрная Смерть»|«чёрной смерти»]].
+
-
 
+
-
В Пруссии, за исключением [[Берлин|Берлина]] и Кёнигсберга, евреев преследовали значительно меньше, чем в других немецких землях.
+
-
== Пятнадцатый век ==
+
-
 
+
-
В 1446 г. курфюрст Фридрих II по приказанию императора Священной Римской империи Фридриха III изгнал евреев из страны, отобрав у них все имущество.
+
-
 
+
-
В 1447 г. эдикт об изгнании был отменен, евреям было разрешено вернуться.
+
-
 
+
-
Курфюрсты из династии Гогенцоллернов продолжали в отношении евреев политику своих предшественников.
+
-
 
+
-
Они считали евреев полезными для развития страны и стремились к тому, чтобы доходы, получаемые от евреев, доставались им, а не городам.
+
-
 
+
-
Во второй половине 15 в. города стали требовать изгнания евреев, их поддерживали католическая церковь и аристократия.
+
-
 
+
-
В 1480 г. курфюрст Альберт III Ахиллес отклонил подобное требование.
+
-
 
+
-
Иохим I, несмотря на сопротивление церкви и городов, разрешил в 1509 г. большой группе евреев поселиться в Бранденбурге.
+
-
== Шестнадцатый век ==
+
-
 
+
-
В 1510 г. они были обвинены в [[Гостии Осквернение|гостии осквернении]] в деревне Кноблаух; 38 евреев были сожжены, а остальные изгнаны из Бранденбурга.
+
-
 
+
-
В 1539 г., после принятия курфюрстом Иохимом II лютеранства (см. [[Лютер, Мартин|М. Лютер]]; [[Протестантизм]]), евреям было разрешено вернуться, но в 1573 г., после смерти Иохима II, они были изгнаны «на вечные времена».
+
-
== Семнадцатый век ==
+
-
 
+
-
После окончания Тридцатилетней войны Фридрих Вильгельм (1640–88) разрешил в 1650 г. польским евреям в течение семи лет торговать в Бранденбурге, но не предоставил им права жительства.
+
-
 
+
-
Эта привилегия была подтверждена в 1660 г.
+
-
 
+
-
В 1658 г. евреям было разрешено учиться в Кёнигсбергском университете на медицинском факультете.
+
-
 
+
-
В 1664 г. власти разрешили поселиться в Мемеле (см. [[Клайпеда]]) богатому голландскому торговцу Моше Якобсону де Ионге.
+
-
 
+
-
В 1660 г. евреи стали селиться в Кёнигсберге;
+
-
 
+
-
в 1680 г. здесь была открыта [[Синагога|синагога]]. Костяк еврейской общины в Пруссии составили евреи, изгнанные из [[Вена|Вены]] в 1670 г.
+
-
 
+
-
В мае 1671 г. Фридрих Вильгельм разрешил 50 богатым семьям венских изгнанников поселиться в Пруссии, купить дома и заниматься торговлей почти без ограничений.
+
-
 
+
-
Однако евреям не было разрешено открывать синагоги. Наиболее состоятельные семьи изгнанных из Вены евреев поселились в Берлине, остальные — во Франкфурте-на-Одере и Ландсберге, который стал резиденцией первого [[Раввин|раввина]] в Пруссии.
+
-
 
+
-
Поселившиеся в Пруссии евреи должны были платить особый налог за покровительство — восемь талеров с семьи, а также некоторые другие налоги, которые они платили в больших размерах, чем немцы.
+
-
 
+
-
Прусские купцы, недовольные конкуренцией, требовали от курфюрстов выслать евреев из Пруссии.
+
-
 
+
-
Фридрих-Вильгельм и его сын Фридрих I (1688–1713) вынуждены были ограничить свободу экономической деятельности евреев.
+
-
 
+
-
В 1680 г. евреям было запрещено торговать кожей, в 1683 г. — серебром. Несмотря на ограничения в праве на жительство, численность еврейского населения росла.
+
-
== Восемнадцатый век ==
+
-
 
+
-
В 1700 г. только на территории Бранденбурга жили 248 еврейских семей. Во время правления Фридриха I большую роль играли [[Придворные Евреи|придворные евреи]] — богатые финансисты и ювелиры Иост Либман (1640–1702) и Маркус Магнус (умер в 1736 г.).
+
-
 
+
-
При короле Фридрихе Вильгельме I (1713–40) положение евреев ухудшилось.
+
-
 
+
-
В 1714 г. было опубликовано новое еврейское законодательство, усложнившее наследование сыновьями права на жительство, полученное отцом.
+
-
 
+
-
Бесплатно оно предоставлялось только старшему сыну, второму для получения такого права надо было обладать имуществом на сумму в одну тысячу талеров и платить каждый год 50 талеров налога; третьему — имуществом на сумму в две тысячи талеров и платить 100 талеров.
+
-
 
+
-
В 1728 г. была установлена общая сумма налога с евреев — 15 тысяч талеров.
+
-
 
+
-
В 1730 г. были опубликованы новые еврейские законы. Для наследования права жительства уже старший сын, при условии обладания имуществом на сумму в одну тысячу талеров, должен был платить 50 талеров налога, второй сын — соответственно в два раза больше.
+
-
 
+
-
Было определено, что численность евреев, находящихся под королевской протекцией в Пруссии, не должна увеличиваться.
+
-
 
+
-
Иностранным евреям разрешалось поселиться в Пруссии при условии обладания собственностью на сумму в 10 тысяч талеров.
+
-
 
+
-
Евреям запрещалось заниматься почти всеми видами ремесел, вступать в христианские ремесленные цехи и купеческие гильдии, вести розничную торговлю, а также торговать предметами роскоши, скотом, шерстью, кожей.
+
-
 
+
-
В то же время всячески поощрялась предпринимательская деятельность евреев — при условии открытия фабрик и мануфактур они получали привилегии.
+
-
 
+
-
Фридрих II (1740–86) продолжал политику своего отца по отношению к евреям с еще большей настойчивостью.
+
-
 
+
-
После завоевания в 1742 г. [[Силезия|Силезии]] число евреев в Пруссии резко увеличилось.
+
-
 
+
-
В 1750 г. Фридрих II опубликовал новый свод еврейских законов. Евреи делились на две большие группы: покровительствуемые и терпимые.
+
-
 
+
-
Покровительствуемые подразделялись на три категории: общепривилегированные, ординарные и экстраординарные.
+
-
 
+
-
Небольшая группа общепривилегированных евреев пользовалась широкими правами, которые распространялись на детей членов этой группы; в ординарной группе право на жительство мог унаследовать только один из детей; в экстраординарной — права не передавались по наследству.
+
-
 
+
-
Фридрих II ввел разнообразные, часто унизительные, налоги для евреев.
+
-
 
+
-
В 1766 г. был введен «серебряный» налог, обязавший евреев платить каждый год 12 тысяч серебряных марок, в 1769 г. — «фарфоровый» налог, обязывающий каждого еврея покупать на королевских фабриках определенное количество фарфора и продавать его за границу; также пропускная пошлина, которую каждый еврей должен был платить при переезде из одной прусской провинции в другую, брачный налог и т. д.
+
-
 
+
-
Французский политический деятель О. Мирабо назвал законы Фридриха II о евреях «достойными каннибала».
+
-
 
+
-
В то же время король высоко оценивал хозяйственную деятельность евреев.
+
-
 
+
-
Во время Семилетней войны (1756–63) евреи были главными поставщиками прусской армии.
+
-
 
+
-
Король стремился заставить евреев открывать новые фабрики и заводы и предоставлял им за это различные льготы.
+
-
 
+
-
Всем усилиям Фридриха II не допустить роста численности еврейского населения мешала его агрессивная внешняя политика; например, участие Пруссии в первом разделе Польши (1772) привело к удвоению численности евреев в стране.
+
-
 
+
-
Фридрих II стремился всячески ограничить миграцию в Пруссию евреев из вновь присоединенных территорий.
+
-
=== Вторая половина восемнадцатого века ===
+
-
 
+
-
Во второй половине 18 в. Пруссия стала основным очагом [[Хаскала|Хаскалы]].
+
-
 
+
-
С 1743 г. до конца жизни (1786) в Берлине жил духовный вождь движения [[Мендельсон, Моше|М. Мендельсон]].
+
-
 
+
-
Он и его единомышленники стремились к распространению светской европейской культуры в еврейской среде.
+
-
 
+
-
В 1778 г. по их инициативе в Берлине была открыта общеобразовательная еврейская бесплатная школа «Хиннух неарим», в программе которой преобладали светские предметы. Центром Хаскалы стал также Кёнигсберг.
+
-
 
+
-
В 1783 г. возникло Общество приверженцев языка иврит (Хеврат доршей лешон эвер), которое с 1788 г. начало издавать в Кёнигсберге литературный альманах [[«hа-Меассеф»]].
+
-
 
+
-
«Берлинская» Хаскала оказала сильное влияние на еврейство Пруссии и ряда других стран, значительно усилив ассимиляционные (см. [[Ассимиляция]]) тенденции в его образованных и зажиточных слоях.
+
-
 
+
-
В конце 18 в. — начале 19 в. в Пруссии жили литераторы Д. Ф. Мендес (1713–92), И. А. Эйхель (1756–1804), И. Сатанов (1732–1804), Ш. Кохен (1772–1845), писавшие на иврите (см. [[Иврит новая литература. Период Хаскалы]]), философ [[Маймон, Шломо|Ш. Маймон]].
+
-
 
+
-
Своеобразными центрами культурной жизни Пруссии были в это время салоны [[Шлегель, Доротея Фон|Доротеи фон Шлегель]] (дочери М. Мендельсона), [[Герц, Генриетта|Генриетты Герц]] и Рахели Левин (в замужестве Фарнхаген, 1771–1833), которые посещали как евреи, так и христиане.
+
-
 
+
-
Хотя король Фридрих Вильгельм II (1786–97) благожелательно относился к евреям, значительных перемен в их положении за годы его правления не произошло.
+
-
 
+
-
В 1788 г., заплатив четыре тысячи талеров, евреи были освобождены от «фарфорового» налога, в том же году была отменена пропускная пошлина.
+
-
 
+
-
В результате второго и третьего разделов Польши в 1793 г. и 1795 г. еврейское население Пруссии увеличилось на 53 тысячи человек.
+
-
 
+
-
В 1796 г. Фридрих-Вильгельм распространил действие прусского законодательства о евреях на новые земли. Различные проекты еврейской реформы, обсуждавшиеся в комиссиях, созданных по приказу короля, так и не были осуществлены.
+
-
== Девятнадцатый век ==
+
-
 
+
-
Новый король Пруссии Фридрих Вильгельм III (1797–1840) был настроен консервативно и в первые годы своего царствования не допускал никаких перемен в еврейском законодательстве.
+
-
 
+
-
Разгром [[Наполеон I|Наполеоном I]] Пруссии во время войны 1806–1807 гг., закончившейся Тильзитским миром, который сократил территорию страны вдвое, продемонстрировал необходимость реформ всех сторон государственной жизни Пруссии.
+
-
 
+
-
Указ 19 ноября 1808 г. освободил евреев от унизительного названия «покровительствуемые», им было разрешено занимать выборные должности в муниципальных органах и купеческих гильдиях.
+
-
 
+
-
Однако правительственный указ от 27 февраля 1809 г. подчеркнул, что городские права евреев не должны противоречить принятым государством ограничениям их прав.
+
-
 
+
-
Особая государственная комиссия под председательством министра Шреттера разработала во многом либеральный проект улучшения положения евреев.
+
-
 
+
-
Еврейские общественные деятели Пруссии во главе с [[Фридлендер, Давид|Д. Фридлендером]] возобновили ходатайства о предоставлении евреям полного равноправия.
+
-
 
+
-
В правительстве Пруссии влиятельными сторонниками еврейского равноправия были канцлер К. А.фон Гарденберг и директор департамента просвещения и исповеданий, известный просветитель В. Гумбольдт.
+
-
 
+
-
11 марта 1812 г. эдикт о гражданском равноправии евреев был подписан королем. Эдикт объявлял евреев «гражданами Прусского государства», отменялись все ограничения в правах на жительство, занятия и приобретение имущества.
+
-
 
+
-
Евреям разрешалось занимать общественные и муниципальные должности, преподавать во всех учебных заведениях Пруссии; они были обязаны нести воинскую повинность.
+
-
 
+
-
Однако запрещалось принимать евреев на государственную службу. Евреи восторженно встретили эдикт.
+
-
 
+
-
Во время Освободительной войны 1813–14 гг. многие из них были призваны в армию или вступили в нее добровольно.
+
-
 
+
-
После разгрома наполеоновской [[Франция|Франции]] и решений [[Венский Конгресс|Венского конгресса]] государства, вошедшие в состав Священного союза, отказались от многих демократических преобразований предшествующей эпохи.
+
-
 
+
-
Фридрих-Вильгельм III считал, что прусское государство должно носить религиозный характер, была очень популярна теория о тевтонском духе прусского королевства.
+
-
 
+
-
Одним из первых антиеврейских мероприятий короля был отказ от данного им в разгар войны обещания принимать всех участников войны на государственную службу без различия вероисповедания.
+
-
 
+
-
Королевский декрет 1822 г. отменил статьи седьмую и восьмую эдикта о равноправии, дававшие евреям право преподавать в университетах.
+
-
 
+
-
Согласно решениям Венского конгресса, Пруссия получила обратно большую часть территорий, отобранных Наполеоном, а также часть территории [[Саксония|Саксонии]], Рейнскую область и [[Вестфалия|Вестфалию]].
+
-
 
+
-
Еврейское население Пруссии составило около 200 тысяч человек. На вновь присоединенных территориях действовали 22 самых различных законодательств о евреях, от полного равноправия евреев в Вестфалии до средневековых законов в [[Познань|Познани]].
+
-
 
+
-
Прусские власти стремились ограничить права евреев. В Рейнской области, принадлежавшей ранее Франции, в 1818 г. было продлено на неопределенное время действие антиеврейского декрета Наполеона от 1808 г. В Вестфалии все евреи были уволены с государственной службы (в том числе Г. Маркс /1777–1838/, отец [[Маркс, Карл Генрих|К. Маркса]]).
+
-
 
+
-
На Познанское герцогство не распространили действие эдикта о равноправии, а оставили старое антиеврейское законодательство.
+
-
 
+
-
Евреям Пруссии запрещалось переезжать из одной провинции в другую, если там действовали иные законы о евреях.
+
-
 
+
-
В 1819 г. в Берлине, Кенигсберге, Бреслау (см. [[Вроцлав]]), Данциге (см. [[Гданьск]]) и ряде других городов Пруссии произошли [[Погромы|погромы]] (см. также [[Хеп-Хеп|Хеп-хеп]]).
+
-
 
+
-
Разнообразные антиеврейские меры привели к тому, что многие представители интеллигенции в этот период крестились, в том числе [[Гейне, Генрих|Г. Гейне]], [[Бёрне, Людвиг|Л. Бёрне]], Э. Ганс (1798–1839).
+
-
 
+
-
Власти Пруссии всячески способствовали крещению евреев, для этой цели в 1822 г. в Берлине было открыто специальное миссионерское общество.
+
-
 
+
-
Королевским указом от 1822 г. крестившимся евреям была облегчена перемена фамилии, а указом от 1828 г. не крестившимся евреям было запрещено носить христианские имена.
+
-
 
+
-
Надежды евреев на улучшение своего положения, связанные с новым прусским королем Фридрихом Вильгельмом IV (1840–61), не осуществились, так как он был сторонником концепции христианского государства, но королю не удалось выполнить свои ассимиляторские планы из-за активного сопротивления, которое они вызывали в широких кругах еврейской и нееврейской общественности Пруссии.
+
-
 
+
-
Предоставления равноправия евреям требовало движение «Молодая Германия» (см. [[Германия]]), среди вождей которого были Г. Гейне и Л. Бёрне.
+
-
 
+
-
В 1843 г. ландтаг (сословное представительное собрание) Рейнской провинции проголосовал за отмену действия наполеоновского декрета от 1808 г. и за предоставление евреям равноправия.
+
-
 
+
-
После принятия ландтагом Рейнской провинции повторной резолюции в начале 1845 г. прусские власти в марте 1845 г. отменили декрет Наполеона, а ландтаг Пруссии принял резолюцию, в которой говорилось о необходимости распространить действие эдикта 1812 г. на все провинции Пруссии, допустить евреев к государственным должностям, дать еврейским общинам статус корпораций.
+
-
 
+
-
Подобные резолюции были приняты ландтагами Бранденбурга, Силезии и Познани. Против расширения прав евреев высказался только ландтаг Саксонской провинции.
+
-
 
+
-
Весной 1847 г. в Берлине был созван «объединенный ландтаг» из представителей всех провинциальных ландтагов.
+
-
 
+
-
После продолжительной борьбы между сторонниками и противниками еврейского равноправия 23 июня 1847 г. был принят Закон об устройстве евреев.
+
-
 
+
-
Было установлено единое законодательство в отношении всех евреев Пруссии, за исключением Познанского герцогства.
+
-
 
+
-
Евреи были допущены на государственную службу, но при условии, что они не будут назначаться на судебные, полицейские и административные должности.
+
-
 
+
-
Евреям было разрешено преподавать в университетах математику, филологию, медицину и естественные науки. Евреи не могли быть офицерами. Они не обладали правом голоса на выборах в местные ландтаги.
+
-
 
+
-
Еврейские общины получили статус корпораций и автономию в религиозной сфере. Хотя в некоторых областях новый закон был шагом назад по сравнению с эдиктом о равноправии 1812 г., тем не менее, он улучшил тяжелое положение евреев Пруссии, в котором они находились после 1814 г.
+
-
 
+
-
Евреи принимали активное участие в революции 1848 г. в Германии. Во время боев в Берлине 18–19 марта среди 220 погибших повстанцев было около 20 евреев.
+
-
 
+
-
Королевским указом от 6 апреля 1848 г. все граждане Пруссии, без различия вероисповедания, получили право голоса на выборах в Учредительное собрание, в которое так же, как во франкфуртский парламент, было избрано несколько евреев Пруссии.
+
-
 
+
-
В марте 1849 г. франкфуртский парламент принял конституцию Германии, провозгласившую полное равноправие перед законом всех немецких граждан без различия вероисповедания.
+
-
 
+
-
Но парламент был разогнан в июне 1849 г., и его решения не имели силы закона.
+
-
=== Вторая половина девятнадцатого века ===
+
-
 
+
-
Конституция Пруссии 1850 г. провозглашала, с одной стороны, полное равенство всех граждан, но, с другой стороны, в статье 14 отмечалось, что христианская религия составляет основу государства, и это давало властям возможность запрещать евреям реализовывать на практике те широкие права, которые были предоставлены им юридически.
+
-
 
+
-
Евреев не допускали на государственную службу, в коллегию адвокатов, на преподавательские должности в гимназии и народные училища.
+
-
 
+
-
К середине 1860-х гг. произошли некоторые изменения: евреев стали допускать на низшие государственные и судебные должности.
+
-
 
+
-
Присоединение к Пруссии новых территорий в результате победы в войне с Австрией в 1866 г., образование Северогерманского союза под эгидой Пруссии, деятельность канцлера О. Бисмарка по обеспечению широкой общественной поддержки своим планам войны с Францией и объединения Германии — все это способствовало изданию королевского декрета от 3 июня 1869 г., которым евреи были полностью уравнены в правах с остальными гражданами во всех государствах Северогерманского союза.
+
-
 
+
-
Однако на практике [[Дискриминация|дискриминация]] евреев, принявшая менее явные формы, сохранялась в Пруссии и в конце 19 в. — начале 20 в. В частности, власти не допускали евреев на высшие государственные должности, стремились ограничить число евреев-профессоров. В прусских контингентах германской армии не было евреев-офицеров. Неоднократно предпринимались попытки запретить въезд в Пруссию евреев из-за рубежа (в особенности из [[Россия|России]]) и выселить уже въехавших (число которых преувеличивалось антисемитской пропагандой). Характерный для всей Германии рост антиеврейских настроений в конце 19 в. был особенно выражен в Пруссии. Видные представители еврейских общин Пруссии — чиновники, ученые, предприниматели — создали в 1890 г. в Берлине Общество борьбы с антисемитизмом.
+
-
 
+
-
В 19 в. численность еврейского населения Пруссии значительно возросла; происходила его быстрая урбанизация. В 1816 г. в Пруссии жили 123 823 еврея, в 1840 г. — 194 558, в 1871 г. — 325 559, в 1900 г. — 392 322 (1,14% всего населения); из них почти 90% жили в городах, свыше 30% — в Берлине и его пригородах. Постепенно менялась профессиональная ориентация евреев Пруссии: если в первой половине 19 в. они занимались главным образом торговлей и кредитным делом, то к началу 20 в. резко возросло число служащих, предпринимателей, представителей свободных профессий. Евреи Пруссии сыграли значительную роль в экономическом развитии Германии, в частности, в становлении промышленности и банковского дела. В 1901 г. во всех университетах Пруссии 8,28% студентов были прусскими евреями. В 1905 г. в Пруссии действовали 249 еврейских народных училищ и 522 религиозных училища. В 19 в.— начале 20 в. в Пруссии возникло много всевозможных еврейских ферейнов (обществ) и союзов.
+
-
 
+
-
В 19 в. Пруссия стала одним из главных центров движения за реформу еврейской религии (см. [[Реформизм В Иудаизме|Реформизм в иудаизме]]). Ожесточенная внутренняя борьба между реформаторами и защитниками традиционного [[Иудаизм|иудаизма]] завершилась расколом общин: в Берлине, Бреслау и целом ряде других городов возникли параллельные реформистские общины, имевшие своих раввинов ([[Гейгер, Аврахам|А. Гейгер]], [[Гольдхейм, Самуэль|С. Гольдхейм]] и другие), синагоги и школы. Определенное влияние на евреев Пруссии оказывали [[Консервативный Иудаизм|консервативный иудаизм]], одним из идеологов которого был [[Франкель, Захариас|З. Франкель]] (основавший в 1854 г. в Бреслау раввинскую семинарию) и неоортодоксальное течение (см. [[Гирш, Шимшон|Ш. Гирш]]). Организационному размежеванию сторонников различных направлений в иудаизме долгое время препятствовал Закон об устройстве евреев от 1847 г. (см. выше), предусматривавший существование лишь одной общины в каждом городе и обязывавший всех евреев быть членами этой общины. Лишь в 1876 г. евреи Пруссии получили право создавать общины по религиозным течениям и выходить из них, не порывая при этом с иудаизмом (это право было подтверждено в 1918 г. и 1920 г.).
+
-
 
+
-
В 19 в. Пруссия была значительным центром развития [[Наука О Еврействе|науки о еврействе]]. В 1819 г. Э. Ганс (см. выше), М. Мозер (1796–1838) и [[Цунц, Леопольд|Л. Цунц]] основали в Берлине Общество культуры и науки евреев, которое просуществовало до 1824 г. (среди его членов был Г. Гейне). Общество положило начало новому направлению в изучении еврейской религии, истории и культуры, получившему название [[Виссеншафт Дес Юдентумс|виссеншафт дес юдентумс]]. В 1872 г. в Берлине открылась Высшая школа иудаистики. С Пруссией связан большой период жизни и деятельности видного историка еврейства [[Грец, Генрих|Г. Греца]], преподававшего в Бреславской раввинской семинарии с 1854 г. до своей смерти в 1891 г.
+
-
 
+
-
В Пруссии жили и работали провозвестники [[Сионизм|сионизма]] раввин [[Калишер, Цви Хирш|Ц. Калишер]] и раввин [[Гутмахер, Элияху|Э. Гутмахер]]. В 1860 г. они вошли в руководство Общества по заселению Палестины, созданного Х. Лурье (1821–78) во Франкфурте-на-Одере (просуществовало до 1864 г.). В 1865 г. Ц. Калишер основал в Берлине Центральный комитет по заселению Палестины. В 1880-х гг. в Пруссии создавались группы [[Ховевей Цион]]; одним из идеологов и руководителей движения был раввин Мемеля [[Рюльф, Ицхак|И. Рюльф]]. Первый съезд Ховевей Цион, проходивший в 1884 г. в прусском городе [[Катовице]] (ныне Польша; см. [[Катовицкий Съезд|Катовицкий съезд]]), определил Берлин официальным местом пребывания центрального руководства движения. В Катовице выходил печатный орган Ховевей Цион «Дер колонист» (на немецком языке). С 1897 г. в Пруссии начало развиваться сионистское движение, хотя здесь были сильны антисионистские тенденции: из пяти раввинов Германии, подписавших протест против созыва 1-го [[Сионистские Конгрессы|Сионистского конгресса]], четверо жили в Пруссии.
+
-
 
+
-
На рубеже 19–20 вв. усилился процесс ассимиляции значительной части евреев Пруссии. Если в 1881–87 гг. в среднем каждый год крестилось 160 евреев, то в 1891–97 гг.– 291. Доля [[Брак Смешанный|смешанных браков]] в 1905–1908 гг. составила 25,2%; менее 23% детей от таких браков записывались евреями. После Первой мировой войны ассимиляция приобрела еще более широкие масштабы. Одновременно происходила консолидация еврейских организаций: в 1921 г. был создан Прусский союз еврейских общин, на учредительной конференции которого присутствовали представители 110 общин, объединявших 96% евреев Пруссии.
+
-
 
+
-
После поражения Германии в Первой мировой войне часть восточных областей Пруссии (в частности, район Познани) отошли к Польше. Почти все жившие там евреи (43 тысячи из 45 тысяч) переехали в центральную и западную часть Пруссии, что послужило одним из поводов к усилению антисемитизма, который с приходом к власти нацистов (1933) был возведен в ранг государственной политики, осуществлявшейся под руководством Г. Геринга, ставшего премьер-министром Пруссии. В результате нацистского террора многие евреи Пруссии эмигрировали, оставшиеся были уничтожены (см. [[Катастрофа Европейского Еврейства|Катастрофа]]).
+
-
 
+
-
В 1947 г. решением Контрольного совета держав — победительниц нацистской Германии — Пруссия как государственное образование была ликвидирована.
+
-
 
+
-
{{ElevenCopyRight|13340|ПРУССИЯ}}
+
-
 
+
-
[[Категория:ДИАСПОРА]] 
+
-
 
+
-
[[Категория:Регионы и страны]]
+

Текущая версия на 00:38, 31 мая 2013

  1. redirect ej:Пруссия (еврейская община)
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация