Проституция - трактовка в еврейской традиции

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
 
(9 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
+
#redirect [[:ej:Проституция - трактовка в еврейской традиции]]
-
|ТИП СТАТЬИ=1
+
-
|СУПЕРВАЙЗЕР=
+
-
|КАЧЕСТВО=
+
-
|УРОВЕНЬ=
+
-
|НАЗВАНИЕ=
+
-
|ПОДЗАГОЛОВОК=
+
-
|СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
+
-
|АВТОР2=
+
-
|ТЕМА=
+
-
|СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
+
-
|ИЗ ЦИКЛА=
+
-
|ПУБЛИКАЦИИ=
+
-
|ДАТА СОЗДАНИЯ=
+
-
|ВИКИПЕДИЯ=
+
-
|ИСТОЧНИК=
+
-
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
+
-
}} 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
'''Проституция''' (позднелатинское prostitutio, от латинского prostituo — `выставляю для разврата`, `бесчещу`), продажа своего тела в целях заработка. В Библии, Талмуде и более поздней галахической литературе нет полностью тождественного понятия; употребляемое там слово знут (`блуд`) имело более широкий смысл и, по мнению большинства законоучителей, относилось ко всем внебрачным половым связям и даже к браку, заключенному не по [[Галаха|Галахе]].
+
-
 
+
-
У ряда народов древнего Ближнего Востока (Египет, Вавилон, Ханаан, Персия) проституция была связана с религиозным культом. В Библии упоминаются храмовые проститутки (женщины и мужчины), а также не связанные с культом блудницы, бравшие плату за свои услуги. Первые назывались кдешот (ед. число кдеша) и кдешим (ед. число кадеш), вторые — зонот (ед. число зона). В литературных памятниках некоторых народов древнего Ближнего Востока упоминаются женщины, участвовавшие в храмовом культе, часть из которых называлась кадишту (аккадский язык), — по-видимому, храмовые блудницы, которых отцы посвящали божеству; их статус был специально определен законом (например, законами [[Хаммурапи]]). Греческий историк Геродот утверждал, будто в Вавилоне каждая девушка перед вступлением в брак была обязана один раз выступить в роли храмовой проститутки, жертвуя тем самым свою девственность богине Милите (Иштар).
+
-
 
+
-
В древнем Израиле храмовая проституция была строго запрещена, так как связывалась с [[Идолопоклонство|идолопоклонством]]: «Не должно быть блудницы (кдеша) из дочерей израилевых, и не должно быть блудника (кадеш) из сынов израилевых. Не вноси платы блудницы (этнан) и цены пса (по-видимому, храмового блудника) в дом Господа, Бога твоего, ни по какому обету...» (Втор. 23:18–19). Частная, не связанная с культом проституция неоднократно упоминается в Библии: см., например, рассказ о Тамар, прикинувшейся блудницей (Быт. 38:14–20), о блуднице Рахав, укрывшей соглядатаев, посланных [[Иехошуа Бин Нун|Иехошуа бин Нуном]] в Иерихон (ИбН. 2:1–21), о филистимлянке из Газы, которую посещал [[Самсон]] (Суд. 16:1). Большинство блудниц, упоминаемых в Библии, не были еврейками. Блудницы имели, однако, право апеллировать к царскому суду (I Ц. 3:16–28).
+
-
 
+
-
Уже во времена [[Патриархи|патриархов]] проституция считалась позорным занятием, а обращение с девушкой как с блудницей рассматривалось как тяжкое оскорбление (Быт. 34:7, 27, 31). Библия предписывает сынам Израиля не допускать своих дочерей до блуда (Лев. 19:29). [[Кохен]] не мог жениться на блуднице (Лев. 21:7), а дочь коhена, ставшая блудницей и тем обесчестившая своего отца, наказывалась сожжением на костре (Лев. 21:9). Впрочем, законоучители Талмуда, в соответствии со свойственной им общей тенденцией к смягчению устаревших предписаний Пятикнижия, считали, что этот закон применим лишь к замужним или помолвленным дочерям коhенов (Санх. 50б–51а).
+
-
 
+
-
В эпоху царств (см. [[Земля Израиля|Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Исторический очерк]]) храмовая проституция, как правило, связывалась с отступлением от Закона Моисея и обращением к идолопоклонству. В Библии такие цари, как [[Рехавам|Рехавам]] и [[Менашше]] подвергаются суровому осуждению за попытки введения языческих культов, сопровождавшихся храмовой проституцией (I Ц. 14:23–24; II Ц. 21:7). Наоборот, одобрение встречают те цари, которые, как Аса (I Ц. 15:12–13) и [[Иехошафат]] (I Ц. 22:43–48), боролись с идолопоклонством и подвергали изгнанию блудников и блудниц. Внук Менашше, царь [[Иошияху]], установил единство культа в Иерусалимском храме «и разрушил дома блудилищные, которые были при храме Господнем» (II Ц. 23:7). Храмовая проституция, связанная с идолопоклонством, беспощадно бичуется в исторических книгах Библии, особенно в [[Пророки Книги|книгах Пророков]] (см., например, II Ц. 23:4–14; Иер. 2:20; Иех. 23:37–49). Пророки пользуются образами блудниц для обличения неверности народа Израиля своему Богу (Чис. 25:1–2; Суд. 2:17; 8:27,33; Иер. 3:6; Иех. 6:9; Хош.4:12).
+
-
 
+
-
В Библии не говорится о наказании за проституцию, не связанной с языческим культом, или за блуд, не связанный с нарушением определенных половых запретов (см. [[Половая Жизнь Рассматривается В|Половая жизнь]]). Требование смертной казни для любой блудницы появляется лишь у авторов эллинистического периода. Многочисленные высказывания Бен-Сиры (см. [[Бен-Сиры Премудрость]]) против проституции свидетельствуют о ее широком распространении в эллинистический период. Согласно II Макк. 6:4, [[Антиох IV Эпифан]] ввел блудниц (гетер) в Иерусалимский храм. Проституция сурово осуждается в [[Апокрифы И Псевдоэпиграфы|апокрифах и псевдоэпиграфах]], в так называемом Дамасском документе (см. [[Кумранская Община|Кумранская община]]), в [[Мёртвого Моря Свитки|Мертвого моря свитках]], в произведениях [[Иосиф Флавий|Иосифа Флавия]] (Древ. 4:20б) и [[Филон Александрийский|Филона Александрийского]].
+
-
 
+
-
В Талмуде содержатся различные мнения по поводу упоминаний проституции в Библии. Разногласия касаются запретов внесения в Храм платы блудницы и брака блудницы с коhеном. Некоторые законоучители считали, что эти запреты относятся лишь к женщинам, профессионально занимающимся проституцией; существовали, однако, и другие мнения. Согласно мнению [[Иехуда hа-Наси|Иехуды hа-Наси]], первый запрет распространяется лишь на тех женщин, сожительство с которыми считается преступлением (см. [[Брак. Запрещенные браки]]), поэтому плата, полученная незамужней женщиной, занимающейся проституцией, может быть внесена в Храм (см. Майм. Яд., Иссурей hа-Мизбеах 4:8).
+
-
 
+
-
Галаха наложила общий запрет на проституцию как профессиональное занятие. Понятие знут стало трактоваться расширительно и применяться ко всем внебрачным половым сношениям. Сифра (Кдошим 7:1–5) утверждает, что тот, кто вручает свою незамужнюю дочь мужчине не с целью брака, а также те женщины, которые без брака отдаются мужчинам, могут наполнить мир [[Мамзер|мамзерами]], так как мужчина, сожительствовавший со многими женщинами, или женщина, сожительствовавшая со многими мужчинами, и не знающие с кем, создают опасность кровосмешения: мужчина может жениться на своей дочери или выдать ее за своего сына. Это галахическое постановление основывается на двух библейских стихах (Втор. 23:18; Лев. 19:29). Слово кдеша трактовалось как относящееся ко всякой блуднице (Санх. 82а). Женщина и мужчина, уличенные в блуде, подлежали наказанию бичеванием (Майм. Яд., Ишут 1:4; Наара бетула 2:17). [[Аврахам Бен Давид Из Поскьера|Аврахам бен Давид из Поскьера]] утверждал, что этот закон применим только к женщине, которая готова продать себя любому мужчине, и делал явное исключение для случаев, когда женщина отдается без брака единственному мужчине. Законоучители Талмуда сурово осуждали проституцию, однако их осуждение в большинстве случаев относится ко всем видам половой распущенности. Законоучители предостерегали от всякого контакта с проститутками: советовали не приближаться к двери блудницы (Бр. 32а; Ав. Зар. 17а) и не проходить через «рынок блудниц». Такие рынки существовали в больших городах (Псах. 113б; Кт. 64б), особенно в Эрец-Исраэль, где римляне «строили рыночные площади, чтобы содержать на них блудниц» (Шаб. 33б). Даже постоялые дворы служили публичными домами — иногда в [[Таргум|Таргуме]] библейское слово зона переводится как пундекита (`хозяйка постоялого двора`). После разрушения Храма и во время гонений [[Адриан, Публий Элий|Адриана]] римляне насильно помещали пленных евреек в лупанарии (Ав. Зар. 17–18); иногда подобная участь постигала и пленных мужчин (Плач Р. 1:48; ср. Сив. 3:184–6; 5:387–9). Некоторых пленниц удавалось выкупить, другие предпочли самоубийство позору. Были, однако, еврейки, охотно занимавшиеся проституцией (ТИ, Таан. 4; 8; 69а), а среди мужчин были сутенеры (там же, 1:4). В [[Аггада|Аггаде]] имеются рассказы о развратном поведении сыновей некоторых законоучителей (БМ. 85а). Законоучители, понимавшие, что побуждение к проституции может быть сильнее побуждения к идолопоклонству (Песнь Р. 7:8), считали проституцию одной из причин разрушения Храма, а ее распространение — предвестьем скорого прихода Мессии (Сот. 9:13, 15). В Талмуде содержатся также рассказы о раскаявшихся блудницах (Ав. Зар. 17а) и о блуднице-нееврейке, ставшей прозелиткой (Сиф. Чис. 115; Мен. 44а).
+
-
 
+
-
В условиях [[Галут|галута]], там, где евреи жили в рамках общины, а их образ жизни определялся строгими правилами Галахи и традиции, внебрачные связи среди евреев были гораздо более редки, чем у нееврейского населения. Любые внебрачные половые связи рассматривались как проституция (беилат знут); раввины строго осуждали всякое проявление половой распущенности в еврейской общине. Общины принимали многочисленные постановления о борьбе с любой формой проституции. Особо резкому осуждению подвергались связи между евреями и нееврейками (или еврейками и неевреями), поскольку в большинстве стран они были запрещены законами государства и церкви и могли поэтому навлечь гонения на всю общину. В некоторых странах евреи, уличенные в половой связи с христианками, карались смертью. Так, в 1498 г. в Риме некий еврей за связь с нееврейкой был подвергнут четвертованию. В Арагоне были случаи, когда юношей, уличенных в связи с нееврейками, изгоняли из родительского дома.
+
-
 
+
-
Несмотря на изолированную жизнь евреев в средние века, полностью предотвратить влияние окружающего населения на евреев было невозможно. В странах, где мораль была не слишком строгой (Испания, Италия, страны Северной Африки), еврейские общины иногда вынуждены были принимать специальные постановления, чтобы оградить евреев от половой распущенности.
+
-
 
+
-
Еврейские общины никогда не мирились с существованием проституции среди евреев, особенно проституции, организованной на коммерческой основе. Они энергично противодействовали любой попытке открыть публичный дом в еврейском квартале. Имеются сведения о публичных домах, закрытых по распоряжению еврейских общин в различных городах Германии и Франции в 17–18 вв. Домовладельцы-евреи, предоставлявшие помещение для публичных домов, подвергались тяжкому штрафу. Всякий еврей, узнавший о подобном случае, был обязан доложить о нем общине. Хотя протесты евреев против открытия публичных домов в еврейских кварталах не всегда завершались успехом, в ряде случаев евреям удавалось добиться их перевода в другое место. Во многих странах нахождение публичных домов в пределах города запрещалось законом, поэтому они располагались на окраинах, иногда умышленно (иногда, впрочем, и случайно) вблизи еврейских кварталов. Когда в 1480 г. в Сеговии (Испания) городские власти выделили евреям квартал в районе публичных домов, главы общины обратились с протестом к королеве Изабелле (см. [[Фердинанд И Изабелла|Фердинанд и Изабелла]]), которая обещала перевести публичные дома в другое место. Случалось, что раввины закрывали глаза на посещение неженатыми членами общины публичных домов, чтобы предотвратить другие виды распутства. В [[Респонсы|респонсах]] имеются упоминания о еврейках, занимавшихся проституцией. Средневековая галахическая литература упоминает несколько постановлений, направленных против евреек-проституток и против евреев, посещавших проституток-неевреек. Однако имелось и постановление о том, что проститутка вправе требовать обещанную ей плату. В конце средних веков было принято постановление о том, что мужчина, посещающий проституток, не имеет права отказать своей жене в разводе.
+
-
 
+
-
До начала нового времени число еврейских женщин, занимавшихся проституцией, было невелико. Проститутками иногда становились девушки из бедных провинциальных семей, нанимавшиеся в прислуги к богатым домовладельцам-евреям в больших городах ([[Гамбург]], [[Прага]]), где они оказывались вне контроля общины и подвергались различным соблазнам. Пражская община в 18 в. налагала штраф на домохозяина, уличенного в содержании проститутки, а ей запрещалось оставаться в доме как служанке. Женщину, родившую ребенка вне брака, изгоняли из общины; это иногда толкало ее на путь проституции. В Центральной Европе еврейская женщина, желавшая получить официальное разрешение властей на занятие проституцией, обычно покидала общину и крестилась. В Восточной Европе, где традиционный еврейский образ жизни сохранялся до 19 в., проституции среди евреек практически не было. Упадок традиционного образа жизни значительно расшатал устои половой морали восточноевропейского еврейства. [[Эмансипация Евреев — Уравнение Их В Правах С Остальным Населением|Эмансипация]], [[Ассимиляция|ассимиляция]], соприкосновение с чуждой ранее еврейству жизнью других народов сопровождались усвоением не только языка и культуры, но и порочных нравов. Особенно заметен рост проституции среди евреев первой волны массовой эмиграции из Восточной Европы в Англию и США (1880-е гг.), когда внезапный отказ от традиционного образа жизни и связанных с ним моральных представлений не компенсировался интеграцией в новой среде и усвоением ее ценностей. Различные, но связанные друг с другом факторы — рост антисемитизма, урбанизация, обнищание, утрата традиционных религиозных и моральных представлений — способствовали распространению проституции среди евреев во многих странах (в России и других странах Европы, в Аргентине, США, Северной и Южной Африке, Турции и т. д.).
+
-
 
+
-
В 19 в. широко распространилась так называемая коммерческая проституция, среди организаторов которой было немало евреев. Это явление использовалось и всячески преувеличивалось антисемитской пропагандой. Английский ученый М. Райан писал в книге «Философия брака» (Лондон, 1839) о зарождении коммерческой проституции в Лондоне: «... адский процесс продолжает усиливаться, особенно в восточной части города, и осуществляется преимущественно евреями. Эти торговцы белым товаром заманивают молодых девушек в ловушки в своих логовищах беззакония, а потом продают их отвратительным развратникам...» Согласно статистическим данным, опубликованным в 1867 г. парижским ежемесячником «Аршив исраэлит де Франс», среди проституток Парижа, Лондона, Брюсселя, Гамбурга, Вены, Варшавы и Кракова процент евреек был значительно выше, чем неевреек. Коммерческая проституция получила новый стимул в связи с заселением обширных территорий в США, Аргентине, Бразилии, Южной Африке. Сведения о сутенерах-евреях, которые брали в жены еврейских девушек из Восточной Европы, стремившихся вырваться из нищеты и бесправия, увозили их в страны Южной Америки и заставляли там торговать своим телом, сохранились в протоколах судебных заседаний в архивах больших городов (Берлина, Гамбурга, Лондона и др.). В 1900 г. в этих городах было арестовано в общей сложности 578 сутенеров, из которых 214 (37%) евреи. Столь высокий процент евреев среди арестованных объясняется тем, что еврейские организации вели постоянную борьбу с проституцией и безжалостно выдавали сутенеров полиции. Большинство сутенеров-евреев были выходцами из городов и местечек Восточной Европы. Особенно много их действовало в Аргентине. Изгнанные из общины, эти «нечистые» создали собственную организацию «Цви Мигдал», которая имела в Буэнос-Айресе отдельную синагогу и кладбище.
+
-
 
+
-
Распространение проституции среди евреев Российской империи было связано также с [[Погромы|погромами]] 1881–82 гг., с выселением евреев из деревень, которое лишило около полумиллиона человек средств к существованию (см. [[«Временные Правила»|«Временные правила»]]), с изгнанием евреев из [[Москва|Москвы]] (1891) и другими антиеврейскими акциями. Известны факты, когда еврейские девушки из [[Черта Оседлости|черты оседлости]] доставали официальное разрешение на занятие проституцией — «желтый билет», благодаря которому получали право проживать в Петербурге и Москве, где они хотели получить высшее образование.
+
-
 
+
-
Центрами проституции стали большие города. В 1872 г. в Варшаве еврейки составляли 70% женщин, имевших «желтый билет»; в Вильне в 1873 г. — 47%, во Львове и Кракове в 1874 г. — 27%. В 30 из 36 публичных домов, действовавших в 1889 г. в Херсонской губернии, содержались и еврейки. Руководители еврейских общин Варшавы неоднократно обращались в различные инстанции с жалобами на беспрепятственную деятельность сутенеров, которые вывозили соблазненных ими женщин за рубеж. Еврейские общины повсеместно боролись с проституцией и сутенерством. В 1905 г. в Варшаве еврейские рабочие (большей частью члены [[Бунд|Бунда]]) устроили разгром содержавшихся евреями публичных домов и подпольных притонов (так называемый Альфонс-погром); среди убитых были евреи-сутенеры.
+
-
 
+
-
Массовые политические выступления против «белого рабства» происходили в Нью-Йорке в 1900–1901 гг., в Чикаго в 1909 г., в Буэнос-Айресе в 1930 г. В борьбе с проституцией еврейские общины прибегали к [[Херем|херему]] и остракизму. В этой борьбе значительную роль сыграли еврейские общественные деятели, в том числе [[Монтефиоре, Клод Джозеф Голдсмид|К. Дж. Г. Монтефиоре]] и Ш. Кохен (секретарь Еврейской ассоциации по защите девушек и женщин).
+
-
 
+
-
Исследование проституции среди евреев [[Галиция|Галиции]] в 1903 г. обнаружило женщин-проституток из ортодоксальных семей.
+
-
 
+
-
В восточных еврейских общинах наибольшее распространение проституция получила в [[Марокко]], особенно во время оккупации страны иностранными армиями во Вторую мировую войну. Росту проституции способствовали также переход от традиционной жизни в сельских местностях к городской и те же причины, которые вызывали её повсеместно: бедность, невежество, массовая миграция. После Второй мировой войны в [[Касабланка|Касабланке]] было 2,5 тыс. проституток-евреек, то есть 4% всего еврейского населения города. Еврейские общины Марокко относились к проституции терпимо, так как опасались, что жестокие меры борьбы побудят проституток к переходу в ислам.
+
-
 
+
-
Коренной причиной распространения проституции среди евреев после эмансипации была аномалия еврейской жизни в галуте — разрушение традиционных устоев не сопровождалось нормализацией социального статуса еврейских масс, но порождало деклассирование, обнищание, массовые миграции, утрату моральных ориентиров.
+
-
 
+
-
После [[Катастрофа Европейского Еврейства|Катастрофы]] европейского еврейства наблюдались случаи проституции среди перемещенных лиц, беженцев и уцелевших узников [[Концентрационные Лагеря Нацистские|концентрационных лагерей]].
+
-
 
+
-
В Эрец-Исраэль перед Второй мировой войной среди евреев проституции почти не было, так как еврейское население состояло главным образом из членов религиозных общин, сохранявших традиционный образ жизни, и новых [[Оле|олим]], выходцев из стран Центральной и Восточной Европы, где они принадлежали к среднему и высшему классам общества; среди них ведущую роль играли идеалисты, приверженцы различных течений сионистского движения.
+
-
 
+
-
После создания Государства Израиль проституция стала появляться в городах, чему способствовали как ослабление традиций и старых устоев жизни, так и приток неимущих и деклассированных лиц из стран Восточной Европы, Азии и Северной Африки. В начале 1990-х гг. случаи проституции отмечались и среди выходцев из Советского Союза, а впоследствии — стран СНГ в связи со значительными трудностями в абсорбции этой массовой алии.В 2005–2007 гг. в связи с усиливающимся имущественным расслоением израильского об-ва Израиль превратился в страну, экспортирующую «живой товар» в Европу.
+
-
 
+
-
Израильское законодательство не предусматривает уголовного наказания за проституцию, однако существует запрет на регулярное занятие проституцией. Закон преследует организаторов коммерческой проституции и сутенеров. Несмотря на все ограничения, в Израиле проституция существует в различных скрытых формах (например, под вывеской кабинетов массажа). Общественный дискурс на тему П. богат и разнообразен: газеты, телевидение, кино, театр и литература часто рисуют образы проституток, в основном, сочувственно, или с юмором. Об организованной коммерческой проституции и торговле «живым товаром» (в основном из стран СНГ) в 1990-е гг. – начале 2000-х гг. см. [[Преступность У Евреев|Преступность]].
+
-
 
+
-
Проституция — социальное зло, распространенное в странах с различными социальными системами. Специфические аномалии еврейского существования в галуте, способствовавшие ранее распространению проституции среди евреев, больше не существуют, но причины, порождающие проституцию, в Израиле те же, что и в других странах.
+
-
 
+
-
{{ElevenCopyRight|13335|ПРОСТИТУЦИЯ}}
+
-
 
+
-
 
+
-
[[Категория:История еврейского народа]]
+

Текущая версия на 00:38, 31 мая 2013

  1. redirect ej:Проституция - трактовка в еврейской традиции
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация