Прорицание - трактовка в еврейской традиции

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Значение)
 
(16 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
{{Остатье\ЭЕЭ
+
#redirect [[:ej:Прорицание - трактовка в еврейской традиции]]
-
|ТИП СТАТЬИ=1
+
-
|СУПЕРВАЙЗЕР=
+
-
|КАЧЕСТВО=
+
-
|УРОВЕНЬ=
+
-
|НАЗВАНИЕ=
+
-
|ПОДЗАГОЛОВОК=
+
-
|СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
+
-
|АВТОР2=
+
-
|ТЕМА=
+
-
|СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
+
-
|ИЗ ЦИКЛА=
+
-
|ПУБЛИКАЦИИ=
+
-
|ДАТА СОЗДАНИЯ=
+
-
|ВИКИПЕДИЯ=
+
-
|ИСТОЧНИК=
+
-
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
+
-
}} 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
'''Прорицание'''.
+
-
 
+
-
== Прорицатели ==
+
-
 
+
-
Во всех древних цивилизациях существовали прорицатели, использовавшие различные средства предсказания будущего.
+
-
 
+
-
Различие между прорицанием и [[Магия|магией]] не всегда очевидно: обычно прорицание стремится лишь предсказать будущее, в то время как магия пытается влиять на него.
+
-
 
+
-
Было распространено поверье, что способность предсказывать будущее обусловлена связью со сверхчеловеческими, демоническими или божественными силами.
+
-
 
+
-
Некоторые люди, согласно поверью, обладают природным даром воспринимать [[Откровение|откровение]] — во сне или наяву, другие предсказывают будущее по каким-то знакам, которые можно научиться толковать.
+
-
== Общественное значение ==
+
-
 
+
-
Прорицание имело значение не только для отдельных людей, но и для общества.
+
-
 
+
-
В Библии отмечается, что решения по важным общественным вопросам принимались посредством [[Урим И Туммим|урим и туммим]] (Чис. 27:21; I Сам. 14:41). Гадание с помощью урим и туммим должно было определять выбор одного из двух возможных решений (например, I Сам. 23:10–12).
+
-
 
+
-
За предсказанием будущего обращались также и к пророкам (I Ц. 22:5–25; II Ц. 3:11–19); совет у пророков испрашивали перед принятием важных личных решений (I Сам. 9:10,19).
+
-
 
+
-
Популярностью пользовались ложные пророки и предсказатели; подлинные пророки вели с ними борьбу (Иех. 13:17–23; Мих. 3:11).
+
-
Прорицатели и пророки
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
Существует определенное, хотя и поверхностное, сходство, между прорицателем, предсказывающим будущее на основании внутренней убежденности, и пророком (см. [[Пророки И Пророчество|Пророки и пророчество]]).
+
-
 
+
-
Прорицатели достигали экстаза с помощью музыки, возбуждающих средств и т. п. Из этих средств пророки использовали только музыку; в Библии содержится лишь два упоминания об этом (I Сам. 10:5; II Ц. 3:15).
+
-
 
+
-
В некоторых случаях пророк выполнял функции прорицателя (Втор. 18:14–22). В зависимости от того, исполнялось или нет прорицание, судили, истинный это пророк или ложный (Втор. 18:20–22).
+
-
 
+
-
К пророкам обращались с вопросами, на которые мог бы дать ответ и прорицатель (см., например, I Сам. 9:6; I Ц. 14:1–3; 22:5–25; II Ц. 3:11).
+
-
 
+
-
Обращение к пророкам заменило практиковавшееся ранее прорицание с помощью [[Эфод|эфода]] (например, I Сам. 23:2–6; 9–12).
+
-
 
+
-
== Библия ==
+
-
 
+
-
Библия считает толкование снов (I Сам. 28:6) и обращение к урим и туммим разрешенными способами проникновения в будущее. Бог, как полагали, нередко является во сне своим избранникам.
+
-
 
+
-
Вера в сон как источник божественного откровения была широко распространена во всех древних цивилизациях, в Египте и Месопотамии существовали даже сонники.
+
-
 
+
-
Сновидение предупреждает спящего о том, что с ним случится в будущем: примером может служить история [[Иосиф|Иосифа]] (Быт. 37:5–9; 40:5–23; 41:1–37). Однако сон открывает будущее лишь в символической форме и требует истолкования (Быт. 41:8–36). В некоторых стихах Библии вере в сновидения дается отрицательная оценка (Зх. 10:2; Эккл. 5:6).
+
-
 
+
-
В Библии для обозначения прорицателей, вызывающих духи мертвых, употребляются термины ов, идони, иттим.
+
-
 
+
-
В связи с прорицанием упоминается также обращение за советом к трафим (см. [[Идолопоклонство]]).
+
-
 
+
-
Иосиф кроме толкования снов (см. выше) гадал с помощью кубка (Быт. 44:5). Иногда обычные слова толковали как знамения, загадав заранее, что скажет тот или иной человек (I Сам. 15:9–10).
+
-
 
+
-
Гадание по звездам, с помощью стрел и по печени жертвенного животного упоминается как чужеземный, главным образом вавилонский обычай (Ис. 47:13; Иер. 10:2; Иех. 21:26; см. также [[Астрология]]).
+
-
 
+
-
Гадание названо среди «мерзостей», которые творили народы [[Ханаан|Ханаана]] и которые строго воспрещены народу Израиля (Втор. 18:9–11). Оно запрещается наравне с ворожбой (Лев. 19:26, 31) и карается смертью (Лев. 20:6, 27).
+
-
== Пятикнижие ==
+
-
 
+
-
[[Пятикнижие]] прямо предписывает еврейскому народу избрать пророка из своей среды, чтобы удовлетворить те духовные потребности, которые у других народов удовлетворяют гадатели и прорицатели (Втор. 18:14–22).
+
-
 
+
-
Пророки [[Иеремия]] и [[Иехезкель]] обличали гадателей и волшебников, которые претендовали на пророчество именем Божьим (Иер. 27:9–10; 29:8–9; Иех. 22:28; ср. 12:24; 13:6–9).
+
-
 
+
-
В Библии говорится о преследованиях, которым подвергались эти прорицатели (I Сам. 28:3,9). В то же время многие цари нуждались в них. [[Саул]], нарушив собственный запрет, обратился к вызывательнице мертвых (см. там же и далее).
+
-
 
+
-
[[Менашше]] (царь Иудеи), впавший в идолопоклонство, «гадал и ворожил, и завел вызывателей мертвых и волшебников» (II Ц. 21:6; II Хр. 33:6). Культовая реформа [[Иошияху]] положила конец этим чужеземным влияниям.
+
-
== Талмуд ==
+
-
 
+
-
Отношение законоучителей Талмуда к прорицанию было неоднозначным. С одной стороны, ворожба была определенно воспрещена Библией; с другой стороны, законоучители, в особенности вавилонские [[Амораи|амораи]], жившие в стране, где прорицание широко практиковалось, не могли избежать чуждых влияний.
+
-
 
+
-
Преодолевая это противоречие, они проводили различие между понятиями нахаш (собственно прорицание) и симаним (знамения).
+
-
== Различие между прорицанием и знамением ==
+
-
+
-
Различие между прорицанием и знамениями определяется изречением: «Любое прорицание, которое не подобно прорицанию Элиэзера, слуги Авраама, у колодца (Быт. 24:14) или Ионатана, сына Саула (I Сам. 14:9–10), — не является [подлинным] прорицанием» (Хул. 95б).
+
-
 
+
-
В средние века это изречение толковалось по-разному: [[Маймонид]] считал прорицание этого рода запрещенным, [[Аврахам Бен Давид Из Поскьера|Аврахам бен Давид из Поскьера]] — разрешенным.
+
-
 
+
-
Благоприятные или неблагоприятные события, следовавшие за свадьбой, рождением ребенка, покупкой дома и т. п., иногда рассматривались как знамения будущих успехов или неудач.
+
-
 
+
-
Дозволенным видом прорицания считался обычай обращаться к ребенку с просьбой прочесть выученный им стих из Библии (Хаг. 15а; Гит. 57а и др.), который затем интерпретировался как знамение.
+
-
 
+
-
Особое значение этому виду прорицания приписывалось на основании изречения из Талмуда: «Со времени разрушения Храма пророческий дар отнят у пророков и дан глупцам и детям» (ББ. 12б).
+
-
 
+
-
Стих Писания, случайно произнесенный проснувшимся человеком, считался «малым пророчеством». Талмуд изобилует знамениями, не считавшимися прорицанием; это справедливо и в отношении средневековой еврейской литературы (например, [[«Сефер-Хасидим»|«Сефер-хасидим»]] [[Иехуда Бен Шмуэль Хе-Хасид|Иехуды хе-Хасида]]).
+
-
 
+
-
Различие между прорицанием и знамением иногда почти неуловимо. Так, нелегко определить, является ли толкование «языка птиц» и «языка пальм» запрещенным прорицанием, поскольку, несмотря на запрет прорицания этого рода в ряде источников, в Талмуде оно упоминается в положительном контексте (см. Гит. 45а; Сук. 28а; ББ. 134а).
+
-
 
+
-
В целом Талмуд рекомендует воздерживаться от прорицания: «Тот, кто воздерживается от прорицания, воздвигает вокруг себя [Божественную] ограду, которую не дозволено переступать даже ангелам служения» (Нед. 32а).
+
-
 
+
-
Галахические авторитеты полагали, что прорицание (подобно колдовству, вызыванию мертвых, поклонению трафим) реально, но воспрещено.
+
-
 
+
-
Совершенно иного, рационалистического мнения придерживался Маймонид. После подробного рассмотрения талмудических законов о прорицании он заключает:«Но все это — ложь и обман, посредством которых древние идолопоклонники вводили в заблуждение разные народы, чтобы они следовали за ними. Народу же Израиля, мудрому и проницательному, не подобает увлекаться этими глупостями или воображать, что они имеют какое-либо значение» (Майм. Яд., Аккум 11:16).
+
-
 
+
-
[[Элияху Бен Шломо Залман|Элияху бен Шломо Залман]] (Виленский гаон) критиковал рационалистический подход Маймонида, утверждая, что «проклятая философия сбила его с толку» .
+
-
== Приметы ==
+
-
 
+
-
В средние века евреи, как и неевреи, считали приметами некоторые состояния и реакции организма (зуд, чихание), поведение животных (например, собачий вой) и т. п.
+
-
 
+
-
Хорошими или дурными приметами считались некоторые действия, приуроченные к определенному времени: так, нежелательно было начинать день или неделю с действия, связанного с убытками.
+
-
 
+
-
Дурной приметой считалось уронить на пол Пятикнижие; чтобы предотвратить предвещаемое этой приметой несчастье, рекомендовался [[Пост|пост]]. Ошибка в чтении молитвы также была дурной приметой.
+
-
 
+
-
Некоторые виды [[Пища|пищи]], согласно поверью, оказывали благоприятное влияние на будущее.
+
-
 
+
-
Праздничная трапеза на [[Рош hа-Шана|Рош hа-Шана]] включала ряд блюд, символизирующих счастье и благосостояние.
+
-
 
+
-
Обычай вкушать их во время новогодней трапезы первоначально отражал, по-видимому, римский обычай и был широко распространен в христианской Европе как в средние века, так и в новое время.
+
-
 
+
-
== Гадания ==
+
-
Стремление узнать будущее не удовлетворялось одним толкованием примет. Широко практиковались, несмотря на запреты, различные формы гадания, носящие явно магический характер и заимствованные как из восточных и греко-римских источников, так и из обычаев окружающего нееврейского населения.
+
-
 
+
-
[[Элазар Бен Иехуда Из Вормса|Элазар бен Иехуда из Вормса]] и [[Нахманид]] упоминают о существовавшем среди евреев обычае в ночь [[Хошана Рабба|Хошана Рабба]], когда, согласно поверью, окончательно и бесповоротно решается судьба человека в наступившем году, пытаться предугадать свою судьбу по форме своей тени в лунном свете.
+
-
 
+
-
Иногда гадали с помощью Библии, которую открывали наугад и толковали как прорицание первое попавшееся на глаза слово или предложение.
+
-
 
+
-
Наряду с этим в средние века применялись восходящие к талмудическим временам методы гадания с помощью обращенного к ребенку вопроса об изучавшихся им стихах Библии (см. выше).
+
-
 
+
-
В средние века было также популярно гадание с помощью метания жребия (костей или монеты). Существовали сложные правила интерпретации результатов этого гадания, предписывалось чтение определенных молитв или произнесение заклинаний.
+
-
 
+
-
Еврейские «книги судеб», как и подобные нееврейские сочинения, были арабского происхождения; они составлялись главным образом в странах Востока и Южной Европы.
+
-
 
+
-
Среди евреев был наиболее распространен хорошо известный еще в античном мире способ гадания: ребенок смотрел в зеркало (или другую полированную и отражающую свет поверхность) и видел там какие-то фигуры, и по ним пытались предсказать будущее. Наряду с прорицанием этот метод широко использовался для поисков похищенного имущества.
+
-
== Некромантия ==
+
-
 
+
-
В Талмуде упоминаются две формы некромантии: вызывание мертвых произнесением их имени и обращение к мертвому с помощью черепа. В средние века эти методы едва ли применялись.
+
-
 
+
-
Существовали и другие способы вызывания мертвых, из которых лишь один считался дозволенным: перечисление имен определенных [[Ангелы|ангелов]] на могиле усопшего, которое сопровождалось подношением меда и масла духу могилы (Нехина).
+
-
 
+
-
Существовали также различные магические способы поисков скрытых в земле сокровищ. См. также [[Магия|Магия]]; [[Фольклорсодержание|Фольклор]]. Глиняная табличка в виде печени; текст связан с гаданием. Ср. «... Остановился Вавилонский царь на распутье... ворожить ворожбу; ... вопросил терафимов, рассматривал печень» (Иех. 21:26; в русском переводе 21:21). Энциклопедия Микраит. Иерусалим.
+
-
 
+
-
«Саул у Аэндорской волшебницы» Картина Н. Ге. Русский музей. Санкт-Петербург.
+
-
 
+
-
{{ElevenCopyRight|13329|ПРОРИЦАНИЕ}}
+

Текущая версия на 00:38, 31 мая 2013

  1. redirect ej:Прорицание - трактовка в еврейской традиции
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация