|
|
(2 промежуточные версии не показаны) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Проповедь (в еврейской традиции)]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Проповедь''' (דְרָשָׁה, драша; דְרוּשׁ, друш; ср. [[Мидраш]]), нравоучительное устное произведение ораторского типа, основанное на разработке и комментировании одного или нескольких мотивов Библии. В узком смысле драша, друш — комментарий к определенному стиху Библии.
| + | |
- | == Возникновение ==
| + | |
- |
| + | |
- | Проповедь возникла в период Второго [[Храм|храма]] из обычая публично читать Тору на иврите и объяснять смысл прочитанного на разговорном языке народа (арамейском).
| + | |
- | | + | |
- | Первое свидетельство об этом обычае восходит ко временам [[Эзра|Эзры]] (см. Нех. 8:1–8).
| + | |
- | == Роль проповеди ==
| + | |
- | === Ознакомление с основами Письменного Закона ===
| + | |
- | | + | |
- | После разрушения Второго храма роль проповеди стала возрастать. Законоучитель начинал проповедь стихом из Библии, а его помощник и переводчик на арамейский язык — [[Амора|амора]] (см. [[Амораи]] о первоначальном значении слова) произносил этот стих громким голосом и подробно разбирал его.
| + | |
- | | + | |
- | В эпоху [[Мишна|Мишны]] и [[Гемара|Гемары]] проповедь, как правило, касалась вопросов [[Галаха|Галахи]] или [[Аггада|Аггады]]. [[Таргум]] (перевод на арамейский язык) значительно отличался от оригинала.
| + | |
- | | + | |
- | Он представлял собой скорее пересказ библейского текста, дополненный аггадическим материалом.
| + | |
- | | + | |
- | С течением времени дополнения к тексту Таргума были запрещены, а дидактические и воспитательные функции Таргума перешли к проповеди.
| + | |
- | | + | |
- | Возможно, предшественниками проповеди могут считаться и библейские стихи из недельных разделов (см. [[Парашат hа-Шавуа|Парашат hа-шавуа]]), включавшиеся в молитвы в период, когда чтение Библии на иврите было запрещено византийскими властями.
| + | |
- | === Духовное руководство народом ===
| + | |
- | | + | |
- | Проповедь служила не только главным средством ознакомления широких народных масс (в том числе сельских жителей, женщин и детей) с основами Письменного Закона, но и средством духовного руководства народом.
| + | |
- | | + | |
- | С помощью проповеди законоучители укрепляли веру народных масс и опровергали еретические воззрения (см. [[Ересь]]).
| + | |
- | === Трактовка актуальных проблем ===
| + | |
- | | + | |
- | Смело применяя в своих проповедях библейские материалы в оценке актуальных проблем, законоучители сумели сохранить Библию живой и исполненной смысла для своих современников.
| + | |
- | | + | |
- | В проповеди толкование библейского текста дополнялось и оживлялось разнообразными [[Притча|притчами]], фольклорным материалом, аллегориями; для привлечения внимания слушателей использовались различные риторические средства.
| + | |
- | | + | |
- | «Развлекательная» ценность проповеди была часто не менее важна, чем ее дидактические и воспитательные аспекты.
| + | |
- | | + | |
- | Не удивительно, что проповеди известных проповедников привлекали большие массы людей, подчас приходивших из дальних мест.
| + | |
- | | + | |
- | Проповедь читалась по возможности каждую субботу, в праздничные дни и в дни поста, в том числе [[Ава Девятое|Ава девятого]].
| + | |
- | | + | |
- | == Построение проповеди ==
| + | |
- |
| + | |
- | Проповедь строилась, как правило, на разделе Торы, который следует читать в этот день (обычная суббота или праздничный день). Проповедник должен был тщательно готовиться к проповеди, особенно ввиду того, что в некоторых общинах было принято задавать проповедникам вопросы, на которые они должны были сразу же отвечать.
| + | |
- | | + | |
- | Ранние мидраши (см. [[Мидраш]]), несомненно, заимствовали свой материал из тех десятков тысяч проповедей, которые читались в синагогах Эрец-Исраэль в 4–5 вв., хотя структура мидраша отличается от структуры проповеди и сохраняет лишь общие контуры проповедей или их частей.
| + | |
- | | + | |
- | С другой стороны, мидраши объединяли в единое целое элементы нескольких проповедей.
| + | |
- | == Тематика ==
| + | |
- | | + | |
- | Проповедь часто начиналась с галахического вопроса, заданного одним из слушателей. Проповедник должен был не столько дать ответ на этот вопрос (большинство вопросов относилось к известным hалахот), сколько найти способ связать и вопрос, и ответ с темой проповеди — аггадической интерпретацией отрывка из Библии, читавшегося в этот день. Возможно, однако, что вопрос бывал известен проповеднику заранее или был подсказан им самим.
| + | |
- | | + | |
- | Одна из риторических форм, часто встречающихся в старых мидрашах, птихта (`введение`), несомненно, порождена живой проповедью.
| + | |
- | | + | |
- | Она начинается цитатой из Библии, но не из отрывка, читаемого в день проповеди, а чаще всего из [[Писания|Писаний]].
| + | |
- | | + | |
- | С помощью целого ряда аггадических толкований и рассказов цитата постепенно связывалась с первым стихом отрывка, читаемого в этот день.
| + | |
- | | + | |
- | Часто проповедник намеренно избирал стих, казавшийся совершенно не связанным с недельным отрывком Библии, чтобы возбудить интерес аудитории.
| + | |
- | | + | |
- | Иногда связь между отрывками устанавливалась с помощью игры слов или других риторических приемов.
| + | |
- | | + | |
- | Некоторые проповеди открывались особой [[Бенедикция|бенедикцией]], благословляющей Бога, даровавшего Тору Израилю; затем развивалась тема проповеди.
| + | |
- | | + | |
- | В заключительной части собранных в мидрашах проповедей звучит главным образом мессианская тема: страдания и бедствия «сего мира» противопоставляются радостям «мира грядущего». Некоторые проповеди завершаются молитвой, которая выражает благодарность за дарование Торы либо просьбу о скорейшем приходе Мессии.
| + | |
- | | + | |
- | == Структура ==
| + | |
- | | + | |
- | Одна из немногих проповедей, структура которой сохранилась почти целиком в [[Гемара|Гемаре]] (Шаб. 30 а-б), — проповедь аморы Танхумы бар Аббы (2-я половина 4 в.).
| + | |
- | | + | |
- | Она начинается с постановки галахического вопроса: можно ли погасить огонь в субботу ради опасно больного человека?
| + | |
- | | + | |
- | Затем с помощью библейских цитат обсуждается взаимосвязь жизни и смерти. В качестве иллюстрации приводятся рассказы о [[Давид|Давиде]] и [[Соломон|Соломоне]], а также утверждается, что даже один день жизни праведника — высшая ценность в глазах Бога.
| + | |
- | | + | |
- | Завершается проповедь ответом на поставленный вопрос, гласящим, что, поскольку душа человека — «светильник Господень» (Пр. 20:27), то пусть лучше погаснет светильник, зажженный человеком, чем светильник, сотворенный Богом. Традиция приписывает тому же автору и создание мидраша Танхума (о проповеди в мидрашах см. выше).
| + | |
- | == Развитие проповеди ==
| + | |
- | === Период средневековья ===
| + | |
- | ==== Орудие социальной критики и реформ ====
| + | |
- | | + | |
- | В период средневековья синагогальная проповедь откликалась на все актуальные проблемы и оказывала влияние на жизнь [[Община Еврейская|общины]], поддерживая традиции и этику Торы.
| + | |
- | | + | |
- | Проповедь служила орудием социальной критики и реформ, утешала и ободряла во времена гонений и других бедствий. | + | |
- | | + | |
- | Проповедь, как правило построенная на библейских стихах или высказываниях раввинских авторитетов, использующая традиционный комментарий, стремилась, тем не менее, к толкованию темы в соответствии с требованиями и представлениями своего времени.
| + | |
- | | + | |
- | Хроника [[Ахимаац Бен Палтиэль|Ахимааца бен Палтиэля]] сообщает о некоем ученом проповеднике из Эрец-Исраэль, читавшем рифмованные проповеди на иврите.
| + | |
- | | + | |
- | [[Маймонид]] постановил, что «в каждой еврейской общине должен быть уважаемый и мудрый старец, известный своим благочестием с юности и любимый народом, чтобы он призывал к публичному покаянию» (Майм. Яд., Тшува 4:2).
| + | |
- | ==== Проповедь - неотъемлемая часть еврейской жизни ====
| + | |
- | | + | |
- | К 1-й половине 12 в. чтение проповеди стало неотъемлемой частью еврейской жизни в Германии.
| + | |
- | Описания мученической смерти евреев прирейнских городов в 1096 г. (см. [[Германия]]) содержат текст проповеди, обращенной к «первым, обреченным на заклание» и призывающей их принять мученический жребий.
| + | |
- | ==== Проповедь - средство побуждения к соблюдению религиозных предписаний ====
| + | |
- | | + | |
- | В конце 14 в. – начале 15 в. после массовой резни евреев во время [[«Чёрная Смерть»|«чёрной смерти»]] проповедь в Германии становится главным образом средством побуждения к соблюдению религиозных предписаний и обучения правильному их исполнению.
| + | |
- | | + | |
- | Сохранившиеся проповеди [[Нахманид|Нахманида]] представляют собой глубокие, всеобъемлющие трактаты по этике, что свидетельствует о высоком интеллектуальном уровне его аудитории.
| + | |
- | Во 2-й половине 13 в. странствующий проповедник и галахист [[Моше Бен Яаков Из Куси|Моше бен Яаков из Куси]] (Франция) совершил путешествие по Испании, убеждая евреев тщательно соблюдать предписания, касающиеся [[Тфиллин|тфиллин]], [[Мезуза|мезузы]] и [[Цицит|цицит]], а также покинуть жен-неевреек и не оскорблять имя Божье нанесением обид иноверцам.
| + | |
- | | + | |
- | Он был первым из известных средневековых проповедников, выступившим в роли морального наставника масс.
| + | |
- | | + | |
- | В Испании к 14 в. была разработана методика проповеднического искусства; проповедь получила четкую структуру.
| + | |
- | | + | |
- | К галахическому и философскому содержанию проповеди стали добавляться мистические элементы.
| + | |
- | | + | |
- | Ряд известных проповедей создал [[Геронди, Ниссим Бен Реувен|Ниссим Геронди]]. В Провансе 14 в. рационалисты, последователи Маймонида, выступали с философско-аллегорическими проповедями.
| + | |
- | ==== Отражение борьбы иудаизма с христианством ====
| + | |
- | | + | |
- | Проповедь 15 в. отражает борьбу иудаизма с [[Христианство|христианством]] и содержит указания на социальные кризисы, возникшие во время гонений.
| + | |
- | | + | |
- | Примером такой проповеди может служить проповедь [[Абохав, Ицхак II|Ицхака Абохава II]], обращенная к изгнанникам из Испании: «Как могу я перенести столь тяжкие страдания? Человек может существовать в этом мире по одной из двух причин: либо потому, что он пребывает на своей земле, либо потому, что Господь хранит его... Да сжалится Святой Благословенный над нами...
| + | |
- | | + | |
- | Есть притча об отце и сыне, идущих вместе. Усталый и ослабевший сын спрашивает отца, далеко ли до города... и отец объясняет ему, как это можно узнать: когда ты увидишь кладбище, значит, до города недалеко...
| + | |
- | | + | |
- | Когда мы видим приближение многочисленных бедствий, это значит, что близится приход Мессии» («Нехар Пишон», Стамбул, 1538 г.).
| + | |
- | ==== Проповедь - произведение искусства ====
| + | |
- | | + | |
- | Дальнейшее развитие проповеди происходило в 16–17 вв. в среде изгнанников из Испании и Португалии, а также среди подвергшихся их влиянию евреев [[Италия|Италии]]. Все они в той или иной степени восприняли культуру Ренессанса. Для еврейской общины Венеции проповедь была произведением искусства и ценилась за совершенство своей формы.
| + | |
- | | + | |
- | Развитие гомилетики (искусства проповеди) в [[Польша|Польше]] и [[Литва|Литве]] было более бурным, чему способствовали внутриобщинные распри и сложные социальные проблемы, с которыми сталкивалось еврейство этих стран.
| + | |
- | ==== Влияние проповедников на общинные дела ====
| + | |
- | | + | |
- | Некоторые проповедники принимали открытое и активное участие в общинных делах. Среди них выделялся рабби Эфраим Шломо бен Ахарон из Ленчицы (1550–1619), проповеди которого оказали влияние не только на современников, но и на последующие поколения.
| + | |
- | | + | |
- | Эфраим из Ленчицы был нетерпим к эгоизму, алчной погоне за богатством; он обличал надменность, самодовольство и лицемерие богачей.
| + | |
- | | + | |
- | В прошлом странствующий даршан (проповедник), он завоевал столь широкое признание, что был приглашен прочесть проповедь [[Ваад Четырёх Земель|Вааду четырех земель]] в Люблине. Позднее он занимал должность раввина Праги, став преемником [[Иехуда Лива|Иехуды Ливы бен Бецалеля]], который также был выдающимся проповедником.
| + | |
- | ==== Контроль над проповедями ====
| + | |
- | | + | |
- | Правила, установленные [[Литовский Ваад|Литовским ваадом]], свидетельствуют о том, что общинное руководство сознавало потенциальную опасность, которую может представлять для него неконтролируемое чтение проповедей.
| + | |
- | | + | |
- | В 1628 г. Литовский ваад установил контроль над всеми проповедями. Еще более жесткий контроль Ваад попытался установить в 1667 г. в связи с волнениями, вызванными проповедями [[Саббатай Цви|Саббатая Цви]].
| + | |
- | | + | |
- | Ваад поручил надзор над проповедями в каждом городе местному раввину и семи старейшинам города, которые были наделены полномочием прекратить неугодную им проповедь.
| + | |
- | | + | |
- | [[Моравский Ваад|Моравский ваад]] также счел необходимым предупредить руководителей местных общин не позволять странствующим проповедникам (маггидим, см. [[Маггид]]) читать проповеди без одобрения главы местного [[Бет-Дин|бет-дина]].
| + | |
- | | + | |
- | Изменения, произошедшие в жизни еврейства в результате разделов Польши, возникновение [[Хасидизм|хасидизма]], [[Хаскала|Хаскалы]] и [[Эмансипация Евреев — Уравнение Их В Правах С Остальным Населением|эмансипации]] повлияли и на характер и статус проповеди.
| + | |
- | | + | |
- | Даже в 18 в. проповедь в средневековом стиле все еще сохраняла свое значение. Так, Элия бен Шломо hа-Кохен из Смирны (умер в 1729 г.) в своем гомилетическом труде (см. [[Гомилетическая Литература|Гомилетическая литература]]) «Шевет мусар» («Бич поучающий», Стамбул, 1712 г.) резюмировал так называемый метод предостережения, который апеллирует к чувству страха перед [[Ад|адом]] и посмертным наказанием.
| + | |
- | | + | |
- | [[Эйбеншюц|И. Эйбеншюц]] снискал прижизненную (и посмертную) славу за свой гомилетический труд «Яарот дваш» («Медовые соты», 1779–82). [[Кранц Яаков Бен Вольф|Яаков Кранц]], известный как Маггид из Дубно, производил глубокое впечатление на слушателей, искусно пользуясь притчами в своих проповедях.
| + | |
- | | + | |
- | По мнению некоторых исследователей, странствующие маггиды в Польше 18 в. представляли собой своеобразную интеллигенцию, которая пребывала в оппозиции к раввинскому истеблишменту и косвенно содействовала возникновению хасидизма.
| + | |
- | | + | |
- | Однако у хасидов традиционную проповедь постепенно заменил «пересказ Торы» хасидскими раввинами, которые пришли на смену странствующим проповедникам.
| + | |
- | | + | |
- | В среде [[Митнагдим|митнагдим]] проповедь продолжала играть определенную роль. Главной темой проповеди у митнагдим была борьба против хасидизма и Хаскалы, а также основание благотворительных учреждений в местечках Литвы и Белоруссии.
| + | |
- | | + | |
- | === Новое время ===
| + | |
- | ==== Изменение характера проповеди ====
| + | |
- | | + | |
- | В новое время характер проповеди подвергся значительным изменениям под влиянием Хаскалы и эмансипации. В 19 в. в Германии традиционная драша сменилась новым видом проповеди, которая читалась на разговорном немецком языке, была постоянной составной частью богослужения и стремилась выражать ценности иудаизма в современных понятиях.
| + | |
- | | + | |
- | Проповеди стали читать раввины; со временем чтение проповеди превратилось в одну из их важнейших обязанностей.
| + | |
- | | + | |
- | Первоначально еврейские проповедники в Германии сознательно составляли свои проповеди по правилам христианской гомилетики и пользовались христианскими руководствами по искусству проповеди.
| + | |
- | | + | |
- | Реакция против этого в 19 в. свелась главным образом к большему использованию в проповеди материалов раввинистической литературы, особенно мидрашей, о чем говорят проповеди [[Еллинек, Адольф|А. Еллинека]] в Вене, которые привлекали многочисленных слушателей из интеллигенции, искавших доказательств непреходящей ценности иудаизма.
| + | |
- | | + | |
- | В Восточной Европе в течение долгого времени по-прежнему господствовала старая форма проповеди, читаемой маггидом на идиш.
| + | |
- | | + | |
- | Однако перемены в жизни восточноевропейского еврейства побудили маггидов к поискам новых гомилетических приемов.
| + | |
- | | + | |
- | Проповеди стали учитывать потребности и интересы отдельной личности, а не только общины.
| + | |
- | | + | |
- | Хаскала неоднократно подвергалась нападкам в проповедях маггидов. С возникновением [[Сионизм|сионизма]] многие его противники стали использовать проповеди в борьбе с ним; в то же время симпатизировавшие сионизму проповедники страстно защищали законный характер еврейских национальных устремлений. Возник новый тип национально ориентированного проповедника, которого называли маттиф (ср. Миха 2:11), в отличие от маггида старого типа. Под влиянием движения [[Мусар]] драша стала уделять большее внимание вопросам морали.
| + | |
- | | + | |
- | Пламенные речи [[Кельмский Маггид|Кельмского маггида]] были направлены против различных нарушений этических норм, в том числе против нечестности в торговле.
| + | |
- | | + | |
- | Многие маггиды переселились в США, Англию и Южную Африку, где читали проповеди, направленные против широко распространившейся там практики осквернения субботы и нарушения [[Кашрут|кашрута]].
| + | |
- | ==== Проповеди в Израиле ====
| + | |
- | | + | |
- | Маггиды все еще существуют в Государстве Израиль, однако искусство проповеди на иврите не имело здесь значительного развития; раввин-проповедник как постоянный участник синагогальной службы здесь почти неизвестен.
| + | |
- | == Отличие еврейской проповеди от христианской ==
| + | |
- |
| + | |
- | Отличие еврейской проповеди от христианской заключается прежде всего в понимании проповедником выбранного текста: еврейскому проповеднику было легче дать верную лингвистическую интерпретацию текста, так как язык не был для него препятствием.
| + | |
- | | + | |
- | Кроме того, в христианских проповедях, как правило, отсутствовал экзегетический (см. [[Экзегеза]]) момент.
| + | |
- | | + | |
- | Средневековая еврейская проповедь, подобно Мидрашу, изобилует стихами и притчами, а также цитатами из Библии.
| + | |
- | | + | |
- | Даже философы, каббалисты, приверженцы саббатианства (см. [[Саббатай Цви|Саббатай Цви]]) и хасиды старались облечь свои самые революционные идеи в традиционную терминологию и читали свои проповеди на языке, понятном и близком слушателям.
| + | |
- | | + | |
- | Так гомилетика помогала прокладывать путь новым идеям в иудаизме. Она была мощным средством популяризации [[Еврейская Литература Средних Веков И Возрождения|литературы на иврите]]; появление новой идеи в проповеди способствовало ее успешному усвоению.
| + | |
- | | + | |
- | Современная еврейская проповедь обычно основывается на тексте отрывка Библии, который читается в синагоге в день чтения проповеди ([[Сидра|сидра]] или [[Хафтара|хафтара]]). Книги Библии, обычно не читаемые публично (например, книга [[Иов]]), редко служат источником текстов для проповеди, хотя они могут цитироваться в подтверждение мнения проповедника.
| + | |
- | | + | |
- | Обычно проповедь читается к концу службы. В настоящее время проповедь часто служит средством передачи слушателям сведений о еврейской религии, истории, культуре и т. п.
| + | |
- | | + | |
- | Материал проповеди часто иллюстрируется примерами из личного опыта проповедника, еврейской истории, Мидраша, хасидских рассказов (со сравнительно недавнего времени), а также из естественных наук и психологии.
| + | |
- | | + | |
- | Иногда примеры черпаются из художественной литературы. Выбор текста для проповеди и характер его использования зависят от индивидуальных склонностей проповедника, однако существуют некоторые постоянные темы, приуроченные к определенным праздникам и торжественным событиям.
| + | |
- | | + | |
- | Тема проповеди в праздник [[Песах]] — свобода, [[Шавуот|Шавуот]] — еврейское образование (в ортодоксальных синагогах — неизменность Торы), [[Суккот]] — вера в Бога и благодарность Ему, [[Ханукка]] — духовный свет, [[Пурим]] — еврейский народ, [[Рош hа-Шана|Рош hа-Шана]] — необходимость обновления, [[Иом-Киппур]] — грех и искупление.
| + | |
- | | + | |
- | Кроме еженедельных субботних проповедей раввин читает проповедь по особо торжественным случаям в жизни своей общины (свадьба, похороны, [[Бар-Мицва|бар-мицва]] и т. д.).
| + | |
- | | + | |
- | Современная еврейская проповедь часто обращается к актуальным проблемам, волнующим еврейскую общину, а также к темам, имеющим универсальное значение.
| + | |
- | | + | |
- | Так, темами проповеди становились противоречие между религией и наукой, роль Государства Израиль в жизни еврейства, смешанный брак, еврейское образование, война и мир, социальная несправедливость, расовая дискриминация, правильное использование богатства, отношение иудаизма к другим религиям и т. п.
| + | |
- | | + | |
- | В США подобные проповеди обычны в консервативных и реформистских синагогах (см. [[Консервативный Иудаизм|Консервативный иудаизм]], [[Реформизм В Иудаизме|Реформизм в иудаизме]]).
| + | |
- | | + | |
- | См. также [[Гомилетическая Литература|Гомилетическая литература]].
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|13328|ПРОПОВЕДЬ}}
| + | |