Провидение

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(В каббале)
(Перенаправление на ej:Провидение)
 
(1 промежуточная версия не показана)
Строка 1: Строка 1:
-
{{Остатье\ЭЕЭ
+
#redirect [[:ej:Провидение]]
-
|ТИП СТАТЬИ=1
+
-
|СУПЕРВАЙЗЕР=
+
-
|КАЧЕСТВО=
+
-
|УРОВЕНЬ=
+
-
|НАЗВАНИЕ=
+
-
|ПОДЗАГОЛОВОК=
+
-
|СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
+
-
|АВТОР2=
+
-
|ТЕМА=
+
-
|СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
+
-
|ИЗ ЦИКЛА=
+
-
|ПУБЛИКАЦИИ=
+
-
|ДАТА СОЗДАНИЯ=
+
-
|ВИКИПЕДИЯ=
+
-
|ИСТОЧНИК=
+
-
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
+
-
}} 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
'''Провидение''', в религии и философии — Божий промысел, целесообразная деятельность Бога в мире, направленная к наибольшему благу всего творения, в особенности человека и человечества. С идеей провидения связана идея [[Воздаяние|воздаяния]], которое часто рассматривается как орудие Божьего промысла и средство установления справедливости в мире.
+
-
== В Библии ==
+
-
 
+
-
Основа веры в постоянно действующее, вечное Божественное провидение — библейское понятие о Боге, обладающем разумом и волей, всеведением и всемогуществом, вступающем в личные отношения со всеми людьми.
+
-
 
+
-
Характер этих отношений определяется исключительно соблюдением или несоблюдением людьми Божественных предписаний.
+
-
 
+
-
Во многих политеистических религиях содержится вера в некий неизменный миропорядок, стоящий выше богов и обычно отождествляемый с судьбой или необходимостью.
+
-
 
+
-
Библейская вера не отрицает существования устойчивого естественного порядка — «законов» неба и земли, дня и ночи (Иер. 31:35–36; 33:25), но утверждает, что Бог — творец законов природы и не подчинен им (например, Иер. 18:6–8); Он может направлять человека и воздавать ему по заслугам даже с помощью сверхъестественных средств — чудес.
+
-
 
+
-
Бог направляет человека с помощью [[Откровение|откровения]] или через посредников — [[Ангелы|ангелов]], пророков (см. [[Пророки И Пророчество|Пророки и пророчество]]) — и различных знамений (Пс. 103 [в русском переводе 102]:20–22; 104 [в русском переводе 103]:4; ср. Ам. 3:7).
+
-
 
+
-
Вся история еврейского народа, начиная с [[Исход Из Египта|исхода]] из Египта, согласно библейским представлениям, — это непрерывное действие провидения, направляющего весь народ и его отдельных представителей по предназначенному Богом пути.
+
-
 
+
-
Даже бедствия, выпадающие на долю народа, таинственным образом служат целям провидения (Суд. 2:11–23; 3:1–2; 6:7–10, 13–17; 10:6–15; II Ц. 14:26–27; 17:7–12). [[Пятикнижие]] и [[Пророки Книги|Пророки книги]] подчеркивают общий характер провидения, заботу Бога о национальных целях еврейского народа; [[Псалмы]] и [[Притча|Притчи]] утверждают веру в то, что Бог заботится об отдельном человеке, слышит жалобы несчастных, хочет благополучия праведных и направляет человека, иногда против его воли, к уготованной ему участи (Пр. 16:33; 21:1).
+
-
 
+
-
Недоумение по поводу путей Божественной справедливости, часто кажущихся непостижимыми, выражены в книгах пророков ([[Иеремия]], [[Иехезкель]], [[Хаваккук]]), Псалмах (9; 71; 77; 88 [в русском переводе 9; 70; 76; 87]), книгах [[Экклесиаст]] (11:9) и [[Иов]], однако в конечном счете Библия неизменно утверждает традиционную веру в провидение.
+
-
 
+
-
Видимое противоречие между неограниченной верой в провидение и учением о свободе выбора человеком добра или зла было осознано лишь позднее, в средневековой религиозной философии.
+
-
 
+
-
== В апокрифах ==
+
-
В апокрифах (см. [[Апокрифы И Псевдоэпиграфы|Апокрифы и псевдоэпиграфы]]) также широко распространено представление, что Бог следит за делами смертных и воздает праведникам и грешникам по заслугам.
+
-
 
+
-
Страдания праведника — лишь временное испытание, за которым последует должное вознаграждение. Это справедливо и в отношении всего еврейского народа: его враги неизменно несут наказание, а праведный народ бывает спасен, иногда почти неожиданно.
+
-
 
+
-
Бог внемлет молитве народа, которая может предотвратить бедствие (I Макк. 9:46; II Макк. 1:8).
+
-
== В Апокалиптической литературе ==
+
-
 
+
-
В [[Апокалиптическая Литература|апокалиптической литературе]], особенно в сочинениях [[Кумранская Община|Кумранской общины]], впервые высказывается идея предопределения: Бог не только предвидит, но и предрешает все заранее; люди созданы или праведниками, или грешниками («сыны света» или «сыны тьмы») и не могут произвольно изменить свою природу.
+
-
 
+
-
[[Иосиф Флавий]] проводит различие между сектами, возникшими в эпоху Второго [[Храм|храма]], главным образом на основании их представлений о провидении.
+
-
 
+
-
Согласно Флавию, [[Фарисеи|фарисеи]] считали, что некоторые (но не все) события зависят от судьбы, а некоторые и от нас самих; [[Ессеи|ессеи]] — что судьба правит всем, в том числе и тем, что случается с человеком; [[Саддукеи|саддукеи]] вообще отрицали судьбу и утверждали, что человек сам является причиной добра, а зло проистекает из людского безумия (Древ. 13:172).
+
-
== В Талмуде ==
+
-
 
+
-
Взгляд законоучителей Талмуда на провидение афористически выражен в изречении [[Акива|Акивы]]: «Все предвидено, но свобода дана; мир судится по благости, однако все зависит от большинства деяний» (Авот 3:15).
+
-
 
+
-
Первая часть этого изречения выражает попытку примирить принцип провидения с принципом свободы выбора (ср. изречение: «Все в руках небес, кроме страха небес» /Бр. 33б/, которое пытается примирить идею свободы выбора с идеей предопределения).
+
-
 
+
-
Многие изречения в Талмуде свидетельствуют о том, что идея провидения в талмудический период распространялась не только на людей, но и на всякую тварь (см., например, ББ. 16а–б; Шаб. 107б; Хул. 7б).
+
-
 
+
-
Вторая часть изречения Акивы («мир судится по благости») явно соответствует традиционным представлениям Талмуда.
+
-
 
+
-
Так, говорится, что даже если 999 ангелов провозгласят человека виновным и лишь один выскажется в его пользу, Бог будет милостив к этому человеку (ТИ., Кид. 1:10, 61д; Шаб. 32а).
+
-
 
+
-
Бог сострадает праведнику в беде и не радуется падению грешника (Санх. 39б). Он не обращается со своими созданиями как тиран (Ав. Зар. За) — Он ждет и не наказывает человека, пока мера его прегрешений не переполнится.
+
-
 
+
-
== В средневековой философии ==
+
-
 
+
-
В средневековой еврейской философии понятие провидения определялось термином хашгаха, который, по-видимому, был введен Шмуэлем Ибн Тиббоном (см. [[Тиббониды]]; [[Переводы Средневековые|Переводы]]) как перевод арабского слова иная.
+
-
 
+
-
Наряду с этим употреблялся термин ханхага (`управление`), который в большинстве произведений средневековой еврейской философии означает универсальное провидение, определяющее естественный порядок мира как целого; термин хашгаха обычно означает индивидуальное провидение, определяющее судьбу отдельного человека.
+
-
==== Саадия Гаон ====
+
-
 
+
-
[[Саадия Гаон|Саадия Гаон]] отождествляет провидение с вознаграждением и наказанием, отмеряемыми Богом человеку в этом мире — «мире действия» (см. [[Каббала. Лурианская Каббала]]), однако окончательное воздаяние Саадия Гаон относит к грядущему миру (см. [[Олам hа-Ба|Олам hа-ба]]).
+
-
 
+
-
Согласно Саадии, Божье всеведение охватывает прошлое и будущее в едином, вечном и неизменном акте.
+
-
 
+
-
Проблему согласования Божьего всеведения со свободой воли человека Саадия решает с помощью утверждения, что знание Творцом событий не является их причиной. [[Ибн Дауд Аврахам Бен Давид hа-Леви|Аврахам Ибн Дауд]] ограничивает всеведение Бога знанием естественных причин и законов, господствующих в природе, но не властных над случаем и свободной волей.
+
-
==== Маймонид ====
+
-
 
+
-
[[Маймонид]] рассматривает вопрос о провидении в свете философских учений об «управлении» (ханхага), отождествляемом с действием сил природы (Майм. Наст. 2:10).
+
-
 
+
-
Маймонид, подвергая подробному рассмотрению проблему управления миром, перечисляет пять основных точек зрения: Эпикура, Аристотеля, ашаритов, мутазилитов (два основных направления мусульманского ортодоксального богословия — калама) и, наконец, Торы, которая утверждает и свободу человеческой воли, и Божественную справедливость.
+
-
 
+
-
Добро и зло, выпадающие на долю человека, порождены этой справедливостью; существует полное соответствие между достижениями каждого человека и его судьбой, которая определяется скорее уровнем интеллекта человека, чем его делами.
+
-
 
+
-
Из этого следует, что лишь тот, чей изощренный интеллект устремлен к Богу, защищен от всякого зла (Майм. Наст. 3:51).
+
-
 
+
-
Такой человек сознает, что управление, предвидение и целесообразность в человеческом смысле не могут быть атрибутами Бога, поэтому он легко переносит любое несчастье, и несчастья не порождают в нем сомнения в Божественной справедливости, но лишь укрепляют его любовь к Богу.
+
-
 
+
-
Маймонид полемизирует с теми философами, которые утверждают непознаваемость возможного или бесконечного, — они не учитывают различия между Божественным и человеческим знанием. Подобно тому как человеческий разум не может постичь сущности Бога, он не может постичь и Его знания.
+
-
 
+
-
Ряд еврейских мыслителей (Шмуэль Ибн Тиббон, [[Фалакера|Шем Тов бен Иосеф Фалакера]], [[Дуран, Профиат|Профиат Дуран]], [[Арама, Ицхак Бен Моше|Ицхак бен Моше Арама]] и др.) подвергли критике учение Маймонида о провидении, в частности, утверждение, что провидение определяет судьбу человека в зависимости от совершенства его интеллекта, а не от исполнения им [[Мицвот|мицвот]].
+
-
 
+
-
Божественное всеведение и провидение анализировал [[Герсонид]], который вернулся к взглядам Аристотеля (понимавшимися еврейскими средневековыми философами в свете комментария Александра Афродисийского).
+
-
 
+
-
Герсонид не допускал мысли, что Бог знает возможное и численно бесконечное, то есть частное как таковое, но Бог знает все, зная порядок всего во Вселенной.
+
-
==== Хасдай Крескас ====
+
-
 
+
-
[[Крескас, Хасдай|Хасдай Крескас]], напротив, считал, что вера в индивидуальное провидение — фундаментальный принцип закона [[Моисей|Моисея]], согласно которому Божественное всеведение охватывает бесконечное (то есть частное) и несуществующее (то есть возможное), что не вносит каких-либо изменений в природу возможного (то есть не уничтожает реальности свободы воли).
+
-
 
+
-
Крескас считал, что библейская и талмудическая вера в провидение основана на вере в индивидуальное провидение.
+
-
 
+
-
Его ученик [[Альбо, Иосеф|Иосеф Альбо]] также уделял большое внимание проблеме Божьего всеведения и провидения при обсуждении идеи воздаяния.
+
-
 
+
-
== В каббале ==
+
-
 
+
-
В [[Каббала|каббале]] идея провидения отождествляется с предположением о существовании упорядоченной и непрерывной системы управления космосом, которое осуществляется Божественными потенциями — [[Сфирот|сфирот]].
+
-
 
+
-
В мире царит не случай, но неиссякаемое Божественное провидение, которое составляет тайный смысл сокровенного порядка всех планов творения и в особенности — человеческого мира. Тот, кто понимает способ действия сфирот, понимает и принципы Божественного провидения, которые проявляются в этом действии.
+
-
 
+
-
Идея Божественного провидения таинственным образом переплетается с ограничением сферы действия причинности в мире.
+
-
 
+
-
События, которые по видимости совершаются в силу естественных причин, в действительности служат индивидуальными проявлениями Божественного провидения, и оно ответственно за все, происходящее с человеком.
+
-
 
+
-
Законы природы тайно сообразуются с моральной причинностью, определяемой добром и злом в действиях человека.
+
-
 
+
-
Ранние каббалисты объясняли провидение деятельностью десятой сфиры (малхут), управляющей низшим миром и отождествляемой со [[Шхина|Шхиной]] — постоянным присутствием Божественной потенции в мире. Некоторые каббалисты объясняли провидение деятельностью высших сфирот.
+
-
 
+
-
==== Зохар ====
+
-
 
+
-
Автор [[Зохар|Зохара]] опровергает мнения тех, кто отрицает Божественное провидение, и считает случай важной причиной событий в космосе.
+
-
 
+
-
Он не различает общее провидение, управляющее всем творением, и индивидуальное провидение, определяющее судьбу каждого человека.
+
-
 
+
-
Благодаря действию Божественного провидения благословение нисходит на всех сотворенных существ, однако это пробуждение провиденциальной силы зависит от действия сотворенных существ, от «пробуждения снизу».
+
-
==== Кордоверо ====
+
-
 
+
-
Подробное рассмотрение вопроса о провидении предпринял [[Кордоверо, Моше Бен Яаков|Моше Кордоверо]] в комментарии к Зохару «Шиур кома» («Измерение тела»).
+
-
 
+
-
Он соглашается с философами относительно того, что индивидуальное провидение определяет лишь судьбу человека, а в отношении к остальному сотворенному миру провидение направлено лишь на общие сущности.
+
-
 
+
-
Кордоверо считает, что Божественное провидение определяет жизнь и смерть не только людей, но и животных в той степени, в какой их жизнь связана с жизнью людей.
+
-
 
+
-
Кордоверо различает десять типов провидения, что позволяет ему объяснить различное действие индивидуального провидения среди евреев и неевреев.
+
-
 
+
-
По мнению Кордоверо, грехи человека могут отдать его во власть «природы и случая». Так Бог скрывает Свое лицо от человека.
+
-
==== Саббатай Цви ====
+
-
 
+
-
Среди последователей [[Саббатай Цви|Саббатая Цви]] было распространено тайное учение, отрицавшее провидение первопричины — трансцендентного Божества (см. [[Эйн-Соф|Эйн-соф]]) в низшем мире. Ортодоксальные каббалисты усматривали в этом учении доказательство отступления саббатианцев от принципа абсолютного единства Божества и Его эманаций.
+
-
 
+
-
В еврейской философии нового времени понятие провидения в 19 в. трактуется в духе представлений классического немецкого идеализма, а позднее — экзистенциализма (см. [[Философиясодержание|Философия]]; [[Мендельсон, Моше|М. Мендельсон]]; [[Формштехер, Соломон|С. Формштехер]]; [[Крохмаль, Нахман|Н. Крохмаль]]; [[Штейнхейм, Соломон Людвиг|С. Л. Штейнхейм]]; [[Коген, Герман|Г. Коген]]; [[Розенцвейг, Франц|Ф. Розенцвейг]]; [[Бубер, Мартин|М. Бубер]]). После [[Катастрофа Европейского Еврейства|Катастрофы]] европейского еврейства традиционные представления о Божественном провидении, действующем в истории, подвергаются критическому исследованию и по-разному решаются представителями различных течений современной еврейской мысли (см. [[Катастрофа. Исследование, документация и историография Катастрофы]]).
+
-
 
+
-
{{ElevenCopyRight|13323|ПРОВИДЕНИЕ}}
+
-
 
+
-
 
+
-
[[Категория:Идеи иудаизма]]
+

Текущая версия на 00:38, 31 мая 2013

  1. redirect ej:Провидение
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация