|
|
(2 промежуточные версии не показаны) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Портняжное дело]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | Термин «портной» (на иврите חַיָּט, хая́т) впервые встречается в [[мишна]]итских текстах ; в [[Талмуд]]е портные упоминаются довольно часто.
| + | |
- | | + | |
- | == Еврейские портные в Европе ==
| + | |
- | Почти в каждой еврейской общине был свой портной, так как необходимо было соблюдать в [[Одежда|одежде]] ритуальные правила, особенно [[Шаатнез|шаатнез]] (запрет смешивать в одежде шерстяные и льняные нити; см. также [[Кил’аим]]). Церковь также была заинтересована в том, чтобы евреи носили свою [[Отличительный Знак|особую одежду]].
| + | |
- | | + | |
- | Развитие портняжного дела у евреев встречало сопротивление со стороны местных портняжных цеховых гильдий, требовавших ограничить деятельность еврейских портных лишь изготовлением еврейской отличительной одежды.
| + | |
- | | + | |
- | === На Пиренейском полуострове ===
| + | |
- | Однако в христианской [[Испания|Испании]], где было много еврейских портных, а цеховые гильдии были относительно слабы, правители зачастую заступались за интересы евреев.
| + | |
- | | + | |
- | В своем историческом труде «Шевет Иехуда» («Бич Иехуды») [[Ибн Верга Шломо|Шломо Ибн Верга]] рассказывает о бродячем портном. Известно, что в Испании среди приговоренных к сожжению [[Инквизиция|инквизицией]] [[Марраны|марранов]] было много бродячих портных. У евреев Португалии фамилия ''Алфаяте'' (от хаят) была весьма распространена. Среди поселившихся в Италии еврейских изгнанников с Пиренейского полуострова был известный [[Каббала|каббалист]] рабби Иехуда Хаят.
| + | |
- | | + | |
- | === В Италии ===
| + | |
- | Связь между портняжным делом и торговлей подержанной одеждой, которую следовало предварительно починить и привести в порядок, прослеживается в Италии вплоть до XX в. Известно, что в [[Рим]]е еврейская портняжная гильдия существовала с XV в., а в XVI в. от четверти до половины евреев города были прямо или косвенно заняты торговлей подержанной одеждой.
| + | |
- | | + | |
- | Источники XVII в. сообщают о характерных заболеваниях евреев (близорукость, болезни легких, а также спины и ног), так как они занимались починкой старого платья в плохо освещенных и непроветриваемых помещениях.
| + | |
- | | + | |
- | В Кандии (в Риме), согласно постановлению, одежда, сшитая нееврейскими портными для евреев, проверялась евреями на [[шаатнез]]. Во многих итальянских городах были попытки запретить евреям заниматься обновлением старой одежды, так как они под видом этого якобы шьют новую одежду и торгуют ею.
| + | |
- | | + | |
- | === В Центральной Европе ===
| + | |
- | В Центральной Европе занятие евреев портняжным делом было также обусловлено законами о [[шаатнез]]е и торговле старой одеждой, однако часто выходило за эти рамки.
| + | |
- | | + | |
- | === В Чехии ===
| + | |
- | Так, в Праге между христианскими и еврейскими портняжными гильдиями шла длительная война: еврейских портных обвиняли в нелегальной торговле новым платьем; этот конфликт был одной из причин изгнания евреев из города в 1745 г. Вследствие этого пострадали христианские портные: изгнанные еврейские портные шили одежду для сельских жителей, переставших поэтому приезжать в Прагу.
| + | |
- | | + | |
- | В 1724 г. в Богемии из 3093 глав еврейских семейств 182 были портными. Значительным стимулом для развития портняжного дела послужила Тридцатилетняя война (1618–48), во время которой еврейские поставщики снабжали армию форменной одеждой.
| + | |
- | | + | |
- | В XVIII в. еврейских портных стало больше: если в начале века на одну еврейскую общину в Моравии приходилось от одного до трех портных, в конце века их было от четырех до двенадцати. В XIX в. евреи постепенно перешли от торговли подержанным платьем к промышленному производству новой одежды.
| + | |
- | | + | |
- | Известна семья Аврахама Манделя (умер в 1836 г.) из Простеева (Моравия), торговца старой одеждой, специализировавшегося на перешивке мундиров в гражданское платье. Затем его сын Моше (1792–1862) открыл собственный магазин подержанного платья, а с 1840 г. начал продавать также новую одежду. А сын Моше, Меир Мандель (1820–88), открыл в 1859 г. первую в Европе швейную фабрику и сумел обеспечить форменной одеждой всю турецкую армию, равно как и армии балканских стран. Простеев стал центром швейной промышленности Австро-Венгрии.
| + | |
- | | + | |
- | === В Польше и Литве ===
| + | |
- | В Польше и Литве портняжное дело получило широкой распространение среди евреев; портные стали первыми ремесленниками, которые создали независимую еврейскую цеховую гильдию, имевшую свой цеховой штандарт. Этот цех пополнился многочисленными шапочниками и вышивальщиками, — два ремесла, которые были почти исключительно еврейскими.
| + | |
- | | + | |
- | Вскоре, однако, началась сильная конкуренция между еврейскими и польскими портными, зачастую сопровождавшаяся кровавыми эксцессами. В Варшаве в 1795 г. было 74 еврейских портных по индивидуальному пошиву и 53 портных и 36 торговцев готовым платьем. В Вильно в 1765 г. было 88, а в Люблине в 1759 г. 90 еврейских портных. В конце 18 в. в Кротошине 48 из 50 портных были евреями, в Лешно — 32 из 51, в Острове Великопольском — 31 из 46, в Рогожне — 56 из 57.
| + | |
- | | + | |
- | В [[Черта Оседлости|черте оседлости]] портняжная надомная работа и выполнение заказов в деревнях стали основным занятием обнищавшего населения еврейских местечек.
| + | |
- | | + | |
- | В 1931 г. евреи составляли 44,1% (504 тыс.) занятых в портняжном деле в Польше. Около 52% частных работодателей в швейной промышленности были евреями, хотя большинство их предприятий были небольшими или средними мастерскими.
| + | |
- | | + | |
- | === В Российской империи ===
| + | |
- | Портняжное дело было самым распространенным ремеслом среди евреев в Российской империи — 25,6% (в 1886 г.) всех ремесленников (сапожники — 14,4%; столяры — 6%). | + | |
- | | + | |
- | В этой отрасли производства широко применялся женский и детский труд. Так, среди витебских портных, занятых подсобными и починочными работами, так называемых тандетников, детей 9–13 лет было 22,6%, 13–16 лет — 31%, 16–20 лет — 34%, всего 10,1% было молодых людей 20–25 лет и лишь 2,3% превысили 25-летний возраст.
| + | |
- | | + | |
- | В конце 1880 – начале 1890-х гг. среди занятых в портняжном деле евреев стали возникать так называемые рабочие кассы (профсоюзы), до этого существовали лишь хеврот (`товарищества` [взаимопомощи]), объединявшие в общую организацию хозяев и рабочих.
| + | |
- | | + | |
- | Однако еще в 1864 г. из товарищества дамских портных в Могилеве выделилась хевра подмастерьев (во главе с четырьмя [[Габбай|габбаями]]), которая боролась за выдачу денег на еду взамен питания у хозяев, введение сдельной оплаты, ограничение числа учеников, улучшения условий труда и обращения с подмастерьями.
| + | |
- | | + | |
- | В середине 1890-х гг. евреи-портные одними из первых бастовали с требованием соблюдения 10-часового рабочего дня (предусмотренного Ремесленным уставом Екатерины II) и повышения заработной платы. После 1906 г. в империи начинается легализация еврейских профсоюзов. Тогда же возникают еврейские артели (в 1911 г. в Лунинце, близ Пинска — портновская, а в Варшаве — шапочников) и ссудо-сберегательные товарищества занятых в портняжном деле.
| + | |
- | | + | |
- | О правах (в том числе и праве жительства) портных и других ремесленников, согласно российскому законодательству, см. [[Ремёсла|Ремесла]].
| + | |
- | | + | |
- | === В Германии ===
| + | |
- | В Германии наряду с пошивом одежды для евреев и починкой сдававшегося в залог платья евреи успешно торговали одеждой. В 1611 г. во Франкфурте-на-Майне по найму у евреев-портных работал 41 христианин. В XVII в. христиане постоянно жаловались, что еврейские разносчики торгуют новым платьем, в первую очередь — на Лейпцигской и других [[Ярмарки|ярмарках]].
| + | |
- | | + | |
- | С ростом городов в XIX в. евреи начали открывать галантерейные, бельевые и т. п. магазины, а затем — швейные предприятия. В Германии от трети до половины таких предприятий принадлежало евреям; подобная пропорция была и в сфере торговли одеждой.
| + | |
- | | + | |
- | Производство шляп и кепи почти полностью находилось в руках евреев. В Вене еще в 1644 г. христианские портные жаловались на засилье еврейских портных, которые производят готовое платье и нанимают христиан, однако лишь в XIX в. еврейские портные в Австрии достигли определенного положения.
| + | |
- | | + | |
- | Из Вены евреи экспортировали ношеное европейское платье на Балканы и Ближний Восток. В руках евреев были сосредоточены шляпное дело, производство зонтов и пошив нижнего белья, после того как Мария Терезия декретом освободила их от цеховых ограничений.
| + | |
- | | + | |
- | == Во Франции ==
| + | |
- | Во Франции традиционная еврейская торговля подержанным платьем, включая его починку, после великой французской революции пришла в упадок. Массовая иммиграция в страну восточноевропейских евреев после погромов 1881–83 и 1903–1905 гг., а также между двумя мировыми войнами наводнила Париж еврейскими портными и шляпниками. Они работали на предприятиях за низкую плату по потогонной системе или на дому и боролись за создание своего профсоюза.
| + | |
- | | + | |
- | В 1892 г. 55 еврейских шляпников решили основать профсоюз, но им пришлось добиваться, чтобы хотя бы часть из них натурализовалась в стране. Этот союз оставался исключительно еврейским (289 членов) до 1936 г., когда после принятия новых членов евреи составили в нем 53,6%. В союзе трикотажников до 1936 г. евреи составляли более 90% (200 из 220 человек), а после 1936 г. — около 40% (720 из 1820 членов).
| + | |
- | | + | |
- | После Второй мировой войны роль евреев во французской швейной промышленности резко упала, хотя польские евреи-иммигранты достигли успеха в производстве трикотажа и вязаных изделий.
| + | |
- | | + | |
- | == В Британии ==
| + | |
- | В Англии с начала 18 в. евреи в основном занимались торговлей подержанной одеждой, а также поставкой рабочей одежды для моряков. Значительное число евреев было занято производством головных уборов и торговлей ими.
| + | |
- | | + | |
- | С ростом еврейского населения общинное руководство старалось сократить число торговцев вразнос, обучая еврейскую молодежь ремеслам, в частности, портняжному делу, шляпному и сапожному ремеслу. Так к 1850 г. в Лондоне сложилась прослойка еврейских ремесленников и сравнительно зажиточных предпринимателей и посредников в сфере портняжного дела, которые сумели обеспечить бедное население модной новой одеждой (хотя и более низкого качества).
| + | |
- | | + | |
- | Главными в этом перевороте были фирмы «Хайэм» (шесть тысяч рабочих, годовой оборот — двести тысяч фунтов) и «И. Мозес энд сан». Подрядчиками этих и им подобных компаний были многочисленные мелкие швейные мастерские, развитие которых получило новый стимул с начала импорта швейных машин Зингер в 1850–60-х гг.
| + | |
- | | + | |
- | Волны иммигрантов из Восточной Европы в 1880-х гг. увеличили число евреев, занятых портняжном деле. В 1901 г. среди иммигрантов из России и Польши 40% мужчин и 50% женщин были заняты в портняжном деле. Шляпное дело в Лондоне и Манчестере было почти исключительно еврейским занятием.
| + | |
- | | + | |
- | В Манчестере еврейские иммигранты разработали технику изготовления водонепроницаемой ткани (позднее — водоотталкивающей). В Лондоне еврейские портные ввели в употребление женский жакет и наладили производство и поставку различным торговцам готового платья. Принципом массового и дешевого производства было разделение труда и специализация на отдельных операциях.
| + | |
- | | + | |
- | В XX в. евреи заняли видное место в торговле одеждой массового производства (например, торговая сеть «Маркс энд Спенсер»).
| + | |
- | | + | |
- | == В США ==
| + | |
- | В США еврейские иммигранты из Германии стали в XIX в. ведущими производителями готового платья, рынок сбыта которого значительно расширился с увеличением городского населения после гражданской войны.
| + | |
- | | + | |
- | Значительная часть еврейских иммигрантов, прибывавших в США с 1880-х гг. из Восточной Европы и селившихся главным образом в районе Нью-Йорка, была занята в быстро развивающейся там швейной промышленности. Например, к 1912 г. в портняжном деле Нью-Йорка они составляли 85%.
| + | |
- | | + | |
- | Дешевизна труда и специализация работников на одной операции, не требовавшей квалификации и обучения, привели к возникновению в еврейских районах многочисленных небольших предприятий, где господствовала потогонная система. Эти предприятия были подрядчиками более крупных фирм и конкурировали друг с другом за получение заказов, стремясь снизить стоимость своей продукции путем увеличения производительности труда рабочих.
| + | |
- | | + | |
- | Хотя профсоюзы портных выступали против подобной системы, они защищали интересы лишь небольшой группы квалифицированных рабочих. Только созданные выходцами из Восточной Европы крупные профсоюзы (Интернациональный Союз по изготовлению женского платья, с 1900 г.; Объединенный союз рабочих швейной промышленности, с 1914 г.), в которых евреи составляли абсолютное большинство, смогли добиться значительного улучшения условий труда и защиты социальных интересов иммигрантов, занятых в портняжном деле.
| + | |
- | | + | |
- | В 1920–30-х гг. признанным лидером этих профсоюзов был [[Дубинский, Давид|Д. Дубинский]]. К началу Первой мировой войны еврейские иммигранты из Европы составляли большинство работодателей в сфере портняжного дела и сохранили эти позиции до настоящего времени. В то же время доля еврейских рабочих в портняжном деле постепенно падала, хотя и сейчас процент их остается значительным.
| + | |
- | | + | |
- | == Портные в еврейском фольклоре ==
| + | |
- | Портной и швея — частые персонажи еврейского [[Фольклорсодержание|фольклора]]. Занятие портняжным делом отразилось в распространенности среди евреев таких фамилий как Хаят, Хаит, Шнайдер (на [[идиш]] — `портной`), Шнайдман, Портной, Кравец (по-украински, по-польски — `портной`), Кравцов, Нудель (на идиш — `иголка`), Надель, Шер (на идиш — `ножницы`), Шерман, Фудым (на идиш — `нитки`), Алтгаузен (на идиш — `старые брюки`), Гудзенко (украинское гудзик — `пуговица`) и много десятков других.
| + | |
- | | + | |
- | О портняжном деле в Израиле см. [[Государство Израиль]]. Экономика. Общий обзор. Промышленность. Текстильная, швейная и кожевенно-обувная промышленность.
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|13286|ПОРТНЯЖНОЕ ДЕЛО}}
| + | |
- | [[Категория:История еврейского народа]]
| + | |