|
|
(4 промежуточные версии не показаны) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Погребение (в еврейской традиции)]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Погребение'''.
| + | |
- | | + | |
- | == Значение достойного погребения умершего ==
| + | |
- | | + | |
- | Израильтяне, как и другие народы древнего Ближнего Востока, придавали огромное значение достойному погребению умершего.
| + | |
- | | + | |
- | Библия неоднократно упоминает о страхе остаться непогребенным (Втор. 28:26 и др.), и пророки, особенно [[Иеремия]], не раз угрожали грешникам, что они будут лишены погребения. Значительное место в библейском повествовании о [[Патриархи|патриархах]] занимают рассказы о приобретении [[Авраам|Авраамом]] [[Махпела Пещера|пещеры Махпела]] как места для семейной усыпальницы (Быт. 23) и о том, как его потомки старались обеспечить себе погребение в ней (Быт. 49:29–33; 50:25–26).
| + | |
- | | + | |
- | Библейские биографии обыкновенно завершаются сообщением о смерти и о погребении. Достойно похоронить пришельца так же важно, как дать хлеб голодному и одежду нагому (Тов. 1:17–18). Захоронения израильского периода в Эрец-Исраэль свидетельствуют о том, что люди с достатком не скупились на строительство гробниц и на их аксессуары (см. [[Надгробие]]).
| + | |
- | == Усыпальница ==
| + | |
- | | + | |
- | Судя по археологическим раскопкам, при погребении израильтяне совершали обряды, не отличавшиеся от принятых в [[Ханаан|Ханаане]] в предшествовавшую эпоху.
| + | |
- | | + | |
- | Библейский закон мало говорит о ритуале погребения, основное внимание уделяется соблюдению правил [[Ритуальная Чистота|ритуальной чистоты]] (Чис. 19:16; Втор. 21:22–23).
| + | |
- | | + | |
- | Поскольку библейское представления о загробной жизни были неясными (см. [[Олам hа-Ба|Олам hа-ба]]), траурные обряды (см. [[Траур]]) в религии древних израильтян не были центральными.
| + | |
- | | + | |
- | Вместе с тем, в этот период ярко выражено стремление отдельного человека не потерять связь со своими предками и со своей общиной и после смерти — быть похороненным на земле отцов и, по возможности, рядом с ними.
| + | |
- | | + | |
- | Так, [[Иаков]] завещал: «Похороните меня с отцами моими» (Быт. 49:29); престарелый Барзилай отказался идти с [[Давид|Давидом]], чтобы не потерять возможности быть погребенным в своем городе, в усыпальнице отца и матери (II Сам. 19:38).
| + | |
- | | + | |
- | [[Нехемия]] в изгнании (см. [[Пленение Вавилонское|Пленение вавилонское]]) желал вернуться в [[Иерусалим]] — «город отцовских могил» (Нех. 2:5).
| + | |
- | | + | |
- | Поэтому наиболее характерна для израильского периода усыпальница — естественная или искусственная пещера близ города.
| + | |
- | | + | |
- | Тела усопших клали на каменные выступы, вырубленные вдоль трех стен погребальной камеры, или на пол.
| + | |
- | | + | |
- | С течением времени, чтобы освободить место для новых погребений, кости и заупокойные приношения складывали вдоль стен или переносили в боковые камеры.
| + | |
- | | + | |
- | Погребение в общинных усыпальницах, в которых хоронили преимущественно тех, чей достаток не позволял им иметь семейную усыпальницу, был столь обычным явлением, что выражения «лечь рядом со своими отцами» (I Ц. 2:10 и др.) и «приложиться к своему народу» (Быт. 25:8 и др.) стали синонимами понятия «умереть». | + | |
- | | + | |
- | Как показывают археологические данные, древние израильтяне не практиковали [[Кремация|кремации]]; упоминания «сожжения» в рассказах о похоронах некоторых царей (Иер. 34:5; II Хр. 16:14; 21:19), видимо, относятся к благовониям или каким-либо принадлежащим царям предметам, а не к телам усопших.
| + | |
- | | + | |
- | С другой стороны, кремация, вероятно, не рассматривалась как осквернение трупа, что явствует, например, из рассказа о том, как жители Явеш-Гилада сожгли изувеченные тела [[Саул|Саула]] и его сыновей (а после погребли только кости), сделав это из «милости» (хесед) к своему владыке (I Сам. 31:9–13; II Сам. 2:5).
| + | |
- | | + | |
- | Тело хоронили в одежде, но без гроба; усопшего несли к могиле на носилках (II Сам. 3:31). [[Новый Завет|Новый завет]] проливает свет на еврейскую погребальную практику 1 в. н. э.
| + | |
- | | + | |
- | Ученики [[Иисус|Иисуса]] купили значительное количество мирры и алоэ и «обвили тело... пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают иудеи» (Иоан. 19:40).
| + | |
- | | + | |
- | Приготовления к погребению были отложены из-за [[Суббота|субботы]] (Марк 16:1; Лука 23:56). Похороны бедняка описываются у Луки (7:11–16): тело усопшего, завернутое в пелены, но без гроба, несли на носилках из города, процессию сопровождали плачущая мать и многочисленные горожане.
| + | |
- | | + | |
- | == Обряд погребения ==
| + | |
- | === Обязанность погребения тела ===
| + | |
- | | + | |
- | [[Аггада]] подчеркивает древность обряда погребения в рассказе о том, что ворон научил [[Адам|Адама]] и [[Ева|Еву]], как похоронить их убитого сына Авеля (ПдрЭ. 21).
| + | |
- | | + | |
- | [[Талмуд]] рассматривает в качестве религиозной обязанности еврея погребение тела также и нееврея (ПдрЭ. 61а).
| + | |
- | | + | |
- | В талмудический период покойников хоронили в пещерах, вырубленных усыпальницах, и в [[Катакомбы|катакомбах]].
| + | |
- | | + | |
- | Употреблялись и [[Саркофаги|саркофаги]]; иногда, спустя год после погребения, сухие кости собирали и хоронили в [[Оссуарии|оссуариях]].
| + | |
- | | + | |
- | Постановление законоучителей о том, что праведник и грешник не должны быть погребены рядом (Санх. 47а), легло в основу обычая выделять на [[Кладбище|кладбище]] особый участок для захоронения раввинов, ученых и выдающихся людей.
| + | |
- | === Требование незамедлительного погребения ===
| + | |
- | | + | |
- | Еврейский обычай требует быстрого погребения усопшего, рассматривая это как выражение уважения к покойному (согласно [[Мидраш|Мидрашу]], лишь после погребения душа усопшего может лицезреть Бога). Так, Авраам быстро похоронил [[Сарра|Сарру]] (Быт. 23), Иаков незамедлительно похоронил [[Рахиль]] (Быт. 35:19).
| + | |
- | | + | |
- | Даже тело повешенного следует похоронить незамедлительно, а не оставлять висеть до следующего утра (Втор. 21:23).
| + | |
- | | + | |
- | В Талмуде сказано, что немедленное погребение найденного тела — одно из десяти постановлений [[Иехошуа Бин Нун|Иехошуа бин Нуна]], введенных им при завоевании Ханаана; при отсутствии других людей это обязан исполнить даже [[Первосвященник|первосвященник]], которому обычно возбраняется касаться трупа.
| + | |
- | | + | |
- | Требование незамедлительного погребения из уважения к усопшему не означает, что нельзя несколько отсрочить похороны для того, чтобы подобающим образом приготовить церемонию, позволить живущим в отдалении родственникам и друзьям проститься с покойным и т. п.; однако, и в этом случае речь идет о нескольких часах, если государственный закон не требует более длительной отсрочки. Длительная отсрочка погребения бывает, если смерть наступила в канун субботы или [[Судный День|Судного дня]].
| + | |
- | | + | |
- | Обязанность погребения, в первую очередь лежащая на наследниках покойного (Быт. 23:3; 25:9; Кт. 48а), в конечном счете распространяется на всю общину. Одинокий пришелец, умерший на чужой земле, имеет право на погребение там (БК. 81а). Присутствие при погребении (особенно ученого) рассматривается как одна из великих [[Мицвот|мицвот]], которые питают человека в этом мире и награждают в мире грядущем (утренняя молитва на основе Пеа 1:1). Выполнение этой мицвы оправдывает даже перерыв в изучении Торы (Кт. 17а и др.) и называется «подлинным милосердием» (хесед шел эмет), ибо совершающий ее не может рассчитывать на воздаяние или благодарность со стороны облагодетельствованного. [[Иосиф Флавий]] пишет, что «всякий прохожий, встретивший похоронную процессию, должен присоединиться к ней и принять участие в оплакивании» (Апион 2:205). Талмуд устанавливает как минимальную обязанность встать при виде похоронной процессии и сопровождать ее на расстояние четырех локтей (ТИ. Бик. 3:3, б5в; Ш. Ар. ИД. 361:4). Погребению придавалось большое значение, поэтому уже в талмудический период возник институт общинного погребального братства — [[Хевра Каддиша|хевра каддиша]].
| + | |
- | | + | |
- | Многие погребальные обычаи, упоминаемые в талмудических источниках, постепенно вышли из употребления. Чтение псалмов в доме покойного и ныне предшествует погребению, однако обычай приглашения музыкантов, факельщиков и профессиональных плакальщиц давно исчез. Украшение покойного дорогими изделиями из золота и серебра воспрещено (Майм. Яд 4:2). С талмудических времен вошло в обычай хоронить мужчину в [[Таллит|таллите]], которым он пользовался при жизни. Обычай хоронить важных персон в гробах развился в послебиблейский период; в Эрец-Исраэль гробы употреблялись редко. Евреи восточных общин и многие ашкеназские общины до сих пор не употребляют гробов. Древняя практика зажигания на могиле светильников и захоронения знатных людей с их знаками достоинства полностью отмерла. Сравнительно недавно возникший обычай класть на могилу цветы вызвал осуждение ортодоксальных раввинов (см. [[Ортодоксальный Иудаизм|Ортодоксальный иудаизм]]) как обычай [[Иноверец|иноверцев]]. Перед погребением одного из семи ближайших родственников, по ком предписывается траур — отец, мать, ребенок (не менее 30 дней от роду), брат и сестра, муж, жена, — совершается в знак горя обряд криа (буквально — `разрывание`). Этот обычай основывается на Быт. 37:34 и Иов 1:20. Разрыв не менее 10 см длиной делается на верхней одежде (в случае смерти родителя — на всех одеждах, за исключением нижней). Согласно Талмуду (МК. 25а), криа должна быть совершена в момент смерти родственника, однако в настоящее время ее принято совершать перед чтением [[Каддиш]] или перед самим погребением (подробнее см. [[Траур]]). Тело усопшего подлежит ритуальному [[Омовение|омовению]] — тохора (буквально `очищение`), совершаемому членами хевра каддиша. Для этого обряда при большинстве традиционных еврейских кладбищ существует специальное помещение — бет-тохора. Омовение производят митаским — члены хевра каддиша (мужчины или женщины в зависимости от пола покойного). Обнаженное тело кладется ногами к двери, что символизирует устранение нечистоты. Во время раздевания и омовения (теплой водой) митаским произносят библейские стихи (Зхария 3:4, Иех. 36:25 и др.). После омовения голову и переднюю часть тела смазывают взбитым яйцом, что символизирует вечный круговорот жизни (эта церемония сохранилась лишь в наиболее ортодоксальных общинах). Затем тело держат в вертикальном положении и омывают девятью кавами (от 10 до 17 л; см. [[Веса И Меры|Веса и меры]]) воды, тщательно вытирают и заворачивают в саван. По завершении обряда митаским моют руки в соленой воде. Обряд омовения великих раввинов и ученых отличается тем, что омовение производится несколько раз. В некоторых общинах существовал обычай омовения тела усопшего в [[Микве|микве]], однако многие раввины резко возражали против этого обычая на том основании, что он может отвратить женщин от посещения миквы в соответствии с предписанием библейского закона, поэтому есть отдельные миквы для усопших. Основанием обряда тохора служит Эккл. 5:15: «Каким пришел он, таким и отходит», что истолковывается в том смысле, что как при рождении ребенка омывают, так и после смерти человек подлежит омовению. Обряд тохора, как и все прочие детали погребальной церемонии, не упоминается в Библии, однако из Талмуда следует, что ритуальное омовение покойного практиковалось уже в эпоху [[Мишна|Мишны]].
| + | |
- | | + | |
- | В наше время тохора зачастую проводится в моргах еврейских больниц. Реформисты (см. [[Реформизм В Иудаизме|Реформизм в иудаизме]]) отказались от ритуала тохоры.
| + | |
- | | + | |
- | В кладбищенской молельне (охел) над умершим читается молитва Циддук hа-дин (в некоторых общинах эта молитва произносится при опускании тела в могилу). В охел скорбящие родственники читают псалом 91 (в русском переводе 90): «Живущий под кровом Всевышнего...», а после произнесения каддиша проходят между присутствующими, которые стоят в два ряда и произносят: «Да утешит вас Всемогущий среди других, скорбящих по Сиону и Иерусалиму». По дороге к могиле принято по меньшей мере трижды остановиться и прочитать тот же псалом. В некоторых сефардских общинах (см. [[Сефарды]]) принято семь раз обходить могилу. При опускании тела в могилу присутствующие произносят: «Да покоится он (она) в мире на одре своем», а затем засыпают могилу. Вновь читается каддиш. Покидая могилу, в некоторых общинах принято бросать в ее сторону землю и траву, произнося: «Помни, [Господи], что из праха мы». При выходе с кладбища омывают руки.
| + | |
- | | + | |
- | Детали погребальных обычаев и обрядов варьируются в различных общинах; у сефардских евреев они меньше изменились с талмудических времен, чем у ашкеназов. В Египте служба совершалась в синагоге; иногда в могилу клали [[Тфиллин|тфиллин]] покойного; хоронили головой в сторону Иерусалима. В [[Йемен|Йемене]] скорбящие надевали черные таллиты, а сыновья покойного оголяли правую руку и плечо; хоронили покойника ногами к Иерусалиму, чтобы сразу же после [[Воскресение Из Мёртвых|воскресения из мертвых]] он мог направиться к Святому городу. Этот же обычай соблюдается и поныне в Израиле. У [[Курдские Евреи|курдских евреев]] не принято, чтобы сыновья следовали за телом покойного далее двора дома. Во многих ашкеназских общинах и у евреев [[Ливия|Ливии]] сыновья доходят до входа на кладбище и там читают каддиш.
| + | |
- | | + | |
- | Погребение и связанные с ним обряды рассматриваются в талмудическом трактате, эвфемистически названном Смахот (буквально `Радости`), а также Эвел (`Скорбь`). По вопросу о времени возникновения этого трактата мнения ученых расходятся. Наиболее критически настроенные исследователи относят его к середине 8 в., другие традиционно отождествляют этот трактат с упоминаемым в Вавилонском Талмуде сочинением Эвел Раббати, на основании которого [[Таннаи|таннаи]] установили три галахических правила (МК. 24а, 26б; Кт. 28а), которые гаон Натронай (глава [[Иешива|иешивы]] в [[Сура|Суре]] в 853–858 гг.) считал мишнаитскими (см. [[Мишна|Мишна]]); в таком случае трактат относится к концу 3 в.
| + | |
- | | + | |
- | Издревле религиозные евреи из [[Диаспора|диаспоры]] стремились быть погребенными в Эрец-Исраэль или хотя бы иметь оттуда горсть земли, которая будет брошена в их могилы.
| + | |
- | | + | |
- | См. также [[Кладбище|Кладбище]], [[Катакомбы|Катакомбы]], [[Надгробия]], [[Оссуарии|Оссуарии]], [[Саркофаги|Саркофаги]]. О погребении в доизраильский период см. [[Ханаан|Ханаан]]. Три стадии погребения. Вверху: тело несут в помещение для омовения. Внизу слева: тело кладут в гроб. Внизу справа: участники церемонии покидают кладбище, бросая за спину траву с землей. Из книги Й. Боденшаца «Религиозные порядки евреев наших дней» (на немецком языке). 1740 г. Коллекция С. Рота.
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|13249|ПОГРЕБЕНИЕ}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Еврейские законы и обычаи]]
| + | |