Письмо (сообщение) - еврейский аспект

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
 
(3 промежуточные версии не показаны)
Строка 1: Строка 1:
-
{{Остатье\ЭЕЭ
+
#redirect [[:ej:Письмо (сообщение) - еврейский аспект]]
-
|ТИП СТАТЬИ=1
+
-
|СУПЕРВАЙЗЕР=
+
-
|КАЧЕСТВО=
+
-
|УРОВЕНЬ=
+
-
|НАЗВАНИЕ=
+
-
|ПОДЗАГОЛОВОК=
+
-
|СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
+
-
|АВТОР2=
+
-
|ТЕМА=
+
-
|СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
+
-
|ИЗ ЦИКЛА=
+
-
|ПУБЛИКАЦИИ=
+
-
|ДАТА СОЗДАНИЯ=
+
-
|ВИКИПЕДИЯ=
+
-
|ИСТОЧНИК=
+
-
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
+
-
}} 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
'''Письмо сообщение)'''.
+
-
=== Исторический обзор ===
+
-
 
+
-
В древнем [[Ханаан|Ханаане]] и у евреев до периода Второго [[Храм|храма]] письмо, как и книга, называлось словом сефер (см. [[Книга В Иудаизме|Книга в иудаизме]]; существует версия о связи этого слова с аккадским глаголом шапару, арабское сафара — `посылать`; ср. также слово софер — [[Писец|писец]]).
+
-
 
+
-
Из посланий доизраильской эпохи известны [[Эль-Амарнские Письма|Эль-Амарнские письма]] (на глиняных табличках), которые царьки и правители городов Ханаана направляли египетским фараонам (см. [[Ашкелон]]; [[Газа]]; [[Гезер]]; [[Иерусалим. Исторический обзор. Наименования]], [[Иерусалим. Исторический обзор. Ханаанский период]], [[Иерусалим. Исторический обзор. Период Первого храма]]; [[Лахиш]] и др.).
+
-
 
+
-
В Библии нет упоминаний того, что евреи доцарского периода посылали письма; неоднократно говорится только о посланцах, возможно, устно передававших поручение.
+
-
=== Первое упоминание ===
+
-
 
+
-
Впервые упоминается письмо, которое [[Давид]] послал через Урию [[Иоав|Иоаву]] (II Сам. 11:14). [[Изевель]] рассылала от имени [[Ахав|Ахава]] письма-указы, скрепляя их его [[Печати|печатью]] (I Ц. 21:8–10); письма-ультиматумы писал [[Иеху]] (II Ц. 10:1–2). Цари Израиля и Иудеи получали послания от царей других стран (II Ц. 5:5–6; 19:14; 20:12). [[Иеремия]] послал письмо изгнанникам в [[Вавилония|Вавилонию]] в ответ на письма, приходившие оттуда (Иер. 29).
+
-
=== Эпоха Второго храма ===
+
-
 
+
-
В эпоху Второго храма письма стали обозначать словами михтав (II Хр. 21:12; буквально `написанное`) или иггерет (Нех. 2:7; 6:5; в арамейской форме см. Эз. 4:8.11; этимология неясна).
+
-
 
+
-
Письма важным лицам, видимо, запечатывались (как и в более ранний период, ср. Ис. 29:11–12): открытое письмо, как правило, выражало пренебрежение и недружелюбие (Нех. 6:5).
+
-
 
+
-
Из-за климатических условий Эрец-Исраэль не сохранились письма библейской эпохи на папирусе или коже, кроме палимпсеста (около 8 в. до н. э.) из вади Мураббаат (см. [[Мёртвого моря свитки. Рукописи Мураббаата]]).
+
-
 
+
-
На одной печати из Лахиша сохранились волокна папируса. Дошедшие до нас письма написаны на глине, включая [[Остракон|острака]] (черепки). Так, два десятка острака из [[Лахиша]] времени второго похода [[Навуходоносор II|Навуходоносора]] (589–586 гг. до н. э.) и найденная в Явне-Ям (см. [[Явне]]) жалоба работника (видимо, 2-я половина 7 в. до н. э.) представляют собой письма.
+
-
 
+
-
Еврейские письма на арамейском языке были найдены в [[Элефантина|Элефантине]] (Верхний [[Египет]]; см. также [[Папирусы]]). Так называемое [[Аристея Послание|Аристея послание]] создано в Египте (возможно, 2 в. до н. э.) в особом жанре эпистолярной литературы.
+
-
 
+
-
Многие послания в [[Новый Завет|Новом завете]] отражают деятельность и взгляды [[Иудеохристиане|иудеохристиан]].
+
-
=== Письма Бар-Кохбы и его современников ===
+
-
 
+
-
Огромный интерес представляют письма Бар-Кохбы и его современников (см. [[Бар-Кохбы Восстание|Бар-Кохбы восстание]]; [[Иудейской Пустыни Пещеры|Иудейской пустыни пещеры]]; [[Мёртвого моря свитки. Рукописи Мураббаата]]).
+
-
 
+
-
[[Талмуд]] и [[Мидраш|мидраши]] цитируют несколько писем: от [[Шимон Бен Шетах|Шимона бен Шетаха]] в Александрию, от Гамлиэля I (см. [[Гамлиэль]]) и его сына [[Шимон Бен Гамлиэль|Шимона бен Гамлиэля]], а позднее от [[Иоханан Бен Заккай|Иоханана бен Заккая]] — различным еврейским общинам (Сота 47а; Санх. 11б и 107б; Мид. Тан. к Втор. 26:13; и др.). Гамлиэль V (см. [[Гамлиэль]]) переписывался с сирийцем Либанием (сохранились только письма последнего).
+
-
 
+
-
Имя автора ставилось в начале письма, перед именем адресата. Как и прежде, письма, как правило, писал специальный писец — софер (в эту эпоху также лавлар — от латинского librarius).
+
-
=== Средние века ===
+
-
 
+
-
 
+
-
В средние века письма часто были не столько средством личного общения, сколько выражением взглядов и мнений ученого автора. В пути посланца нередко просили прочитать такое письмо вслух или даже позволить местному писцу переписать его.
+
-
 
+
-
Иногда сам автор делал несколько копий или просил адресата распространить его послание.
+
-
 
+
-
 
+
-
Некоторые письма читали вслух в [[Синагога|синагогах]], [[Бет-Дин|бет-динах]] и других общественных учреждениях.
+
-
 
+
-
Сотни подобных писем сохранились в Каирской [[Гениза|генизе]]. Такое своеобразие жанра писем вело к сближению понятий «письмо» и «книга».
+
-
 
+
-
Слово сефер (см. выше) по-прежнему нередко относилось к письмам, а слово иггерет (`послание`) входило в название многих книг (в том числе [[Маймонид|Маймонида]]; «Наставник колеблющихся» он первоначально написал в форме письма).
+
-
 
+
-
Личные письма запечатывались, и их чтение посторонним лицом, видимо, осуждалось еще до «Херема раббену Гершома» (см. [[Гершом Бен Иехуда Меор hа-Гола|Гершом бен Иехуда Меор hа-Гола]]) .
+
-
=== Галахическая переписка ===
+
-
 
+
-
Галахическая (см. [[Галаха]]) переписка законоучителей Эрец-Исраэль и Вавилонии, затем письменные вопросы к [[Гаон|гаонам]] и другим авторитетам различных стран, а также их ответы положили начало важному в еврейской традиции жанру [[Респонсы|респонсов]]. Произведения [[Полемическая Литература|полемической литературы]] часто имели форму посланий.
+
-
=== Эпистолярный жанр ===
+
-
Эпистолярный жанр был весьма развит среди еврейства Испании. Уже в составлении первого из писем [[Ибн Шапрут Хисдай|Хасдая Ибн Шапрута]] к кагану (царю) хазар (см. [[Хазария]]) Иосифу участвовал блестящий мастер этого жанра [[Ибн Сарук Менахем Бен Яаков|Менахем Ибн Сарук]]; в ответном же письме кагана отсутствуют литературные достоинства.
+
-
 
+
-
Жанр развивал далее [[Ибн Эзра Моше Бен Яаков|Моше Ибн Эзра]]. Выдающимся мастером писем стал Маймонид (см. выше); у него было немало продолжателей и подражателей.
+
-
==== Руководств по составлению писем ====
+
-
 
+
-
В Испании же создано первое из известных нам руководств по составлению писем (см. [[Письмовники]]).
+
-
=== Письма из Эрец-Исраэль ===
+
-
 
+
-
Позднее, особенно после изгнания евреев из Испании, получили распространение письма из Эрец-Исраэль (см. [[Путешествия В Эрец-Исраэль|Путешествия в Эрец-Исраэль]]).
+
-
 
+
-
Центр еврейского эпистолярного искусства переместился в Италию. Копии своих многочисленных писем сохранял [[Модена, Леоне|Л. Модена]].
+
-
=== Текст заголовка ===
+
-
Издан ряд сборников писем прежних веков. В новое время переписка еврейских деятелей нередко имеет научное и общественное значение, но во многих случаях (когда речь идет о светских авторах) теряет специфические еврейские черты.
+
-
 
+
-
В некоторых городах, например, в [[Гамбург|Гамбурге]], [[Франкфурт-На-Майне|Франкфурте-на-Майне]], [[Прага|Праге]], Бреслау (ныне [[Вроцлав]]) в 18–19 вв. на государственных почтах была особая должность — еврей-письмоносец (по-немецки пост-юде) — для обслуживания еврейской общины. Это объяснялось в основном необходимостью прочесть еврейские буквы на конверте. Еврейские письмоносцы получали не жалование, а установленную (или произвольную) сумму от получателя письма. Во Франкфурте представители одной еврейской семьи служили письмоносцами с 1748 г. по 1846 г.
+
-
 
+
-
О почте и почтовых марках в Эрец-Исраэль, а затем в Израиле см. [[Государство Израиль. Экономика. Средства связи]]; [[Филателия]].
+
-
 
+
-
{{ElevenCopyRight|13230|ПИСЬМА}}
+
-
 
+
-
 
+
-
[[Категория:История еврейского народа]]
+

Текущая версия на 00:33, 31 мая 2013

  1. redirect ej:Письмо (сообщение) - еврейский аспект
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация