м |
|
(7 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Писец (в еврейской традиции)]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Писец''' (סוֹפֵר, софер), в Библии — название должностного лица, связанного с искусством письма и чтения. Возможно, что первоначальное значение слова — «ведущий счет, учет» (от лиспор — `считать`). Слово софер впервые встречается в Песни [[Дебора|Деборы]] (Суд. 5:14). Предполагается, что слово шотер (в русском переводе Библии — `надзиратель`) также первоначально обозначало род писца (ср. штар — `документ`).
| + | |
- | | + | |
- | На древнем Востоке писец занимал высокое положение. В [[Египет|Египте]], [[Месопотамия|Месопотамии]], [[Ханаан|Ханаане]] и других местах от писца требовалось не только умение читать и писать, но и широкие познания в государственной и военной областях. Как искусство писца, так и сама должность, нередко включавшая, среди прочего, участие в работе посольств, отправляемых в другие государства, в большинстве случаев передавались по наследству. Кроме административной работы писцы занимались копированием литературных, религиозных, исторических, юридических и других произведений, были хранителями литературной традиции и играли главную роль в распространении культуры. На Ближнем Востоке было много школ писцов, обычно — при центральных храмах (в Месопотамии — уже с 3 тысячелетия до н. э.). В большинстве случаев писцы знали несколько языков. Так, писцы Месопотамии наряду с родным языком (аккадским) знали шумерский, а в период Ассирийской империи — также [[Арамейский Язык|арамейский язык]].
| + | |
- | | + | |
- | В Древнем Израиле ремесло писца первоначально передавалось от отца к сыну. Среди кенитов были семьи писцов, «что населяли Ябец» (I Хр. 2:55). Родство кенитов с [[Моисей|Моисеем]], возможно, свидетельствует о том, что искусство письма было зачастую связано со священническими функциями. В период Объединенного Израильского царства, а впоследствии в Иудейском царстве значительную часть писцов составляли левиты (см. [[Леви]]). Связь между жреческими функциями и функциями писцов объясняется как письменным характером религиозного закона — [[Тора|Торы]], так и необходимостью административной и фискальной организации для обеспечения упорядоченной службы в [[Храм|Храме]]. Невозможно с определенностью сказать, насколько широко была распространена грамотность в народе в то время. Среди пророков (см. [[Пророки И Пророчество|Пророки и пророчество]]) были, несомненно, люди грамотные, но известно, что пророк [[Иеремия]] прибегал к услугам писца по имени [[Барух]] (Иер. 36:4); можно предположить, что и другие пророки поступали таким же образом, хотя из этого не следует, что сами они были неграмотны.
| + | |
- | | + | |
- | Особо важную роль выполняли писцы, служившие в царской администрации. Трудно с определенностью установить их ранги и функции. Среди писцов были советники, лица, ответственные за воинскую мобилизацию, и т. п. Самым высшим рангом был «писец царя» (софер hа-мелех); он считался одним из придворных вельмож (сарим), и его кабинет находился в царском дворце (Иер. 36:12).
| + | |
- | | + | |
- | В отличие от других стран древнего Ближнего Востока, в Иудее писцы приобрели значительную независимость от властей. Так, Барух прочитал перед народом записанные им пророчества Иеремии, вызвавшие ужас царедворцев, а когда царь лично разорвал и сжег свиток, сделал новую его копию (Иер. 36). Такая самостоятельность, видимо, способствовала тому, что писцы заняли видное место среди руководства еврейского народа.
| + | |
- | | + | |
- | Роль писцов стала еще более значительной в персидскую эпоху, что объяснялось необходимостью их участия в управлении огромной империей, народы которой говорили на различных языках. Поэтому не удивительно, что, когда Артаксеркс вознамерился объявить царским декретом, что Тора станет законом еврейской общины в Эрец-Исраэль, он послал туда [[Эзра|Эзру]], который был «книжник (софер, то есть писец; ср. сефер, `книга`), сведущий в законе Моисеевом» (Эз. 7:6). Как сочетание титулов Эзры — «писец» и «священник» ([[Кохен|коhен]]), так и его родословная свидетельствуют о том, что и после [[Пленение Вавилонское|пленения вавилонского]] искусство писцов было связано с культовыми функциями. Наряду с писцами, занятыми на государственной и храмовой службе, были также частные писцы, которые обслуживали широкую публику, нуждавшуюся в помощи при составлении юридических документов. Такие писцы известны в Египте. В Библии эта функция писцов упомянута лишь однажды (Иер. 32:12–14): хотя в тексте не говорится прямо, что купчая была составлена Барухом (см. выше), передача ему купчей на хранение при свидетелях позволяет предположить, что в этой сделке писец выступал как своего рода нотариус, составивший документ и удостоверивший законность сделки.
| + | |
- | | + | |
- | В талмудическую эпоху термин софер (буквально `писец`) относился также и к особому роду знатоков Торы (см. [[Софрим]]). Изменилось и основное значение слова «писец»: писцом стали называть специалиста в изготовлении свитков Торы (см. [[Сефер-Тора]]), [[Тфиллин|тфиллин]], [[Мезуза|мезуз]], а также в написании разводных писем (гет; см. [[Развод]]). Такой писец получил название софер стам (стам — аббревиатура слов Сефер-Тора, тфиллин, мезуза). Существуют строгие требования к переписыванию этих текстов: они должны писаться на особо приготовленном пергаменте, особым пером, несмываемыми чернилами; строки должны быть ровными, колонки должны начинаться с буквы вав, буквы выписываются определенным образом и т. п.; запрещено писать текст по памяти. Писец должен быть в высшей степени сосредоточен и аккуратен (исправление ошибок не допускается) и ритуально чист, так как он пишет имя [[Бог|Бога]] (поэтому перед работой писец омывается в [[Микве|микве]]). Писец работает в соответствии с образцами, так называемыми «Тиккун софрим» (название, лишь формально связанное с талмудическим термином, см. [[Софрим]]).
| + | |
- | | + | |
- | Законоучители (Санх. 21б) интерпретировали Втор. 31:19 в том смысле, что каждый еврей должен переписать для себя свиток Торы. Однако, поскольку такая работа требует особого профессионального мастерства, эту заповедь можно выполнить, только заказав свиток Торы у писца. Поэтому профессия писца необходима общине; согласно Талмуду (Санх. 17б), ученый не должен жить в городе, в котором нет писцов.
| + | |
- | | + | |
- | В средние века писец играл определенную роль в рамках общинного управления. Писец [[Кагал|кагала]] (софер кахал) записывал решения руководства и выполнял функции, подобные функциям нотариуса; он же по поручению руководства вел деловую переписку. Он был писарем и секретарем раввинского суда (см. [[Бет-Дин|Бет-дин]]): составлял различные контракты, брачные договоры (см. [[Ктубба]]) и разводные письма. От писца требовалась тщательность в исполнении документа. В соответствии с Галахой, оплачивать работу писца должна та сторона, которая предположительно получает большую выгоду.
| + | |
- | | + | |
- | В настоящее время большинство юридических документов выполняется типографским способом, однако разводное письмо должно быть написано профессиональным писцом.
| + | |
- | | + | |
- | В современном иврите слово софер (в отличие от софер стам) приобрело значение «писатель».
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|13228|ПИСЕЦ}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:ТаНаХ: Структура, текстология]]
| + | |