Печати (еврейский аспект)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Перенаправление на ej:Печати (еврейский аспект))
 
(3 промежуточные версии не показаны)
Строка 1: Строка 1:
-
{{Остатье\ЭЕЭ
+
#redirect [[:ej:Печати (еврейский аспект)]]
-
|ТИП СТАТЬИ=1
+
-
|СУПЕРВАЙЗЕР=
+
-
|КАЧЕСТВО=
+
-
|УРОВЕНЬ=
+
-
|НАЗВАНИЕ=
+
-
|ПОДЗАГОЛОВОК=
+
-
|СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
+
-
|АВТОР2=
+
-
|ТЕМА=
+
-
|СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
+
-
|ИЗ ЦИКЛА=
+
-
|ПУБЛИКАЦИИ=
+
-
|ДАТА СОЗДАНИЯ=
+
-
|ВИКИПЕДИЯ=
+
-
|ИСТОЧНИК=
+
-
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
+
-
}} 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
'''Печати'''. Печати — ценный материал для [[Археология|археологии]], истории искусств, изучения религии и мифологии, правовых и социальных отношений в обществе; нередко еврейские печати помогают датировать археологические находки, решать вопросы [[Палеография|палеографии]] и ономастики (см. [[Имена]]).
+
-
== Функциональная роль ==
+
-
 
+
-
Печати появились в глубокой древности и использовались для идентификации собственности и предотвращения краж; с их помощью маркировали глиняные пробки на сосудах с маслом или вином; их оттиски ставили на лоскутки ткани, привязывавшиеся к упакованным товарам.
+
-
 
+
-
Со временем печати приобрели и магическое значение. С появлением письменности при первых династиях [[Месопотамия|Месопотамии]] печати стали штамповать на глиняных табличках с надписями.
+
-
 
+
-
В [[Египет|Египте]] печати использовались для маркировки папирусных свитков. В различных регионах, включая *Эрец-Исраэль древнеханаанского периода, на глиняную посуду печати ставили перед обжигом.
+
-
 
+
-
Матрицы (геммы-инталии) обычно вырезались из полудрагоценных камней: яшмы, оникса, аметиста или сердолика. Рельеф мог нарезаться инструментами типа дрели, простого бурава или резца.
+
-
== Древнейший период ==
+
-
 
+
-
В древнейший период на Ближнем Востоке были распространены три вида печатей: цилиндрические; печати-скарабеи и скарабеевидные; конические.
+
-
 
+
-
Цилиндрические печати с нарезами по длине цилиндра (3–5 см высоты) возникли в [[Месопотамия|Месопотамии]] эпохи шумеров и затем распространились в других странах региона, в том числе в Древнем Египте; на них гравировались символы богослужения, мифологические и охотничьи сцены; на некоторых были клинописные надписи.
+
-
 
+
-
Такие матрицы для получения оттиска прокатывали по сырой глине. На территории Эрец-Исраэль найдены глиняные сосуды с оттисками цилиндрических печатей, относящиеся к 3–2 тысячелетию до н. э.
+
-
 
+
-
Вероятно, часть печатей была завезена из Месопотамии, но большинство сделано на месте или в соседней [[Сирия|Сирии]].
+
-
 
+
-
Различают цилиндрические печати, изготовленные в митаннийском, сиро-ханаанском и смешанном стилях. Часть печатей вырезана на красном камне гематите.
+
-
 
+
-
Печати-скарабеи размером приблизительно 18 × 22 мм имеют овальную форму; изготовлялись главным образом из аметиста или из искусственного материала, близкого по составу к фаянсу.
+
-
 
+
-
Эти печати были двусторонними; на лицевой стороне было изображение священного символа Древнего Египта — жука-скарабея, на тыльной — иероглифами обозначалось имя царя, чиновника или частного лица, титулы, затем следовали благословение и (или) заклинание.
+
-
 
+
-
Нередко на тыльной стороне изображались фигуры людей, животных и птиц, а также растительный и геометрический орнамент.
+
-
 
+
-
Небольшая часть найденных в Эрец-Исраэль печатей-скарабеев изготовлена не в Египте, а на месте или в других странах ближневосточного региона, но под несомненным влиянием египетских печатей.
+
-
 
+
-
Необычайно крупные печати-скарабеи, найденные здесь, были изготовлены в Египте, по всей вероятности, в гиксосский период (18–17 вв. до н. э.).
+
-
 
+
-
Начиная с этого времени, надписи на печатях копируются, и имена царей — особенно Тутмоса III и Рамсеса II — гравируются через много лет и даже веков после их правления.
+
-
 
+
-
Вероятно, многие из этих печатей, перестав играть функциональную роль, использовались как украшения.
+
-
 
+
-
Позднее широкое распространение получают скарабеевидные печати; они подобны печатям-скарабеям, но на них нет прорисовки очертания жука на лицевой стороне.
+
-
 
+
-
Чаще всего эти печати использовались для идентификации собственности, что широко практиковалось в Эрец-Исраэль, Финикии и Сирии в 9–5 вв. до н. э.
+
-
 
+
-
Главный элемент печати — надпись финикийско-еврейским шрифтом на иврите, финикийском или арамейском языке; в сфрагистике эти печати с надписями обычно называют «еврейскими печатями» независимо от языка надписи и места, где они найдены.
+
-
 
+
-
Часто надписи сопровождаются декором в «среднефиникийском» стиле с мифологическими персонажами, изображениями животных и растений и геометрическим орнаментом.
+
-
 
+
-
Возможно, со временем мифологические фигуры утратили религиозный смысл и стали общим на Ближнем Востоке декоративным мотивом.
+
-
 
+
-
Среди изображений на печатях встречаются человеческие фигуры, химеры типа грифона или сфинкса, крылатых змеев (драконов), а также крылатое солнце и т. п.
+
-
 
+
-
В Эрец-Исраэль археологами найдено громадное количество таких печатей, значительная их часть местного изготовления, хотя немало ввезено из соседних стран.
+
-
 
+
-
Месопотамское влияние заметно в вислой печати (булла) 6 в. до н. э. (в Музее Эрец-Исраэль в Тель-Авиве).
+
-
 
+
-
На ней изображены два человека в ассирийских одеждах, один из них держит в руке лук и стрелы; в овальной рамке еврейско-финикийская надпись сар hа-ир, то есть `градоначальник`.
+
-
 
+
-
Имя собственное в надписи (как правило, не декорированной) сопровождалось обычно именем отца, вводимым обычно словом бен (`сын`): «Ремальяху, бен Нерияху» и т. п. Встречаются и женские печати: «Авигайль, жена Асаяху», «Алия, служанка Ханан’эля» и др.
+
-
 
+
-
На большинстве личных печатей имя дополнялось указанием общественного положения или должности и иногда именем царя: «Шема, слуга Иоровама» (то есть царя [[Иоровам II|Иоровама II]]), «Яазаньяху, слуга царя», «Геальяху, сын царя», «Гдальяху, дворцовый слуга» и т. д.
+
-
 
+
-
Имена, встречающиеся на печатях, расширяют представление о круге еврейских имен, не упомянутых в Библии. Например, Яазаньяху (см. выше), Онияху.
+
-
 
+
-
Об использовании печатей и важном их значении говорится в библейских книгах. Письма и документы полагалось запечатывать (I Ц. 21:8; Ис. 29:11); Печати ставились и на глиняных табличках или глиняной посуде (ср. Иов 38:14). «Перстень царя» был печатью, символизировавшей царскую власть (Эсф. 8:2,8). Упоминаются печать и шнур, которые Тамар потребовала у [[Иехуда|Иехуды]] в залог (Быт. 38:18, 25).
+
-
 
+
-
== Вавилонский и персидский периоды (7–4 в. до н. э.) ==
+
-
 
+
-
В вавилонский и персидский периоды (7–4 вв. до н. э.) повсеместно, в том числе в Эрец-Исраэль, стали употребляться конические печати с круглым или восьмигранным, иногда выпуклым основанием, изготовленные обычно из светлого халцедона.
+
-
 
+
-
Их родина — Месопотамия; в изображении обязательны ритуальные мотивы; позднее на поверхности рукоятки появляются декоративные рисунки.
+
-
 
+
-
При раскопках в Эрец-Исраэль было найдено множество сосудов 11–6 вв. до н. э. с оттисками печатей. На некоторых — имена царских чиновников, например: «Эльяким, слуга Иохина» (см. [[Иехояхин]]).
+
-
 
+
-
Интерес представляют кувшины, на ручках которых оттиснуто слово «царю» и название одного из городов: [[Хеврон]], Сохо, Зиф и [[Мамшит]]. Предполагается, что такими печатями маркировался царский налог.
+
-
 
+
-
По другой версии — кувшины являлись эталонами объема. В эллинистическую, а затем персидскую эпоху кувшины с вином или маслом для налога запечатывались официальной печатью с надписью «Иудея», «Иерусалим» или «Моца» (кувшины с надписью «Иехуд» — `Иудея` — сопровождались иногда личным именем и арамейским словом «пехара» — `гончар`).
+
-
 
+
-
Найдены две печати периода Второго [[Храм|храма]]; это глиняные плакетки примерно 3 и 5 см в диаметре.
+
-
 
+
-
Надписи выполнены квадратным еврейским шрифтом; на одной — название города [[Гезер]], а на второй — сорт вина тамад и имя виноторговца Хошеа, выгравированное между линиями свастики. Вероятно, эти печати служили для маркировки кувшинов.
+
-
 
+
-
== Талмудическая эпоха ==
+
-
 
+
-
В талмудическую эпоху наряду с древним ивритским словом хотам или хотемет — `печать` употребляли арамейское (из персидского языка) слово гушпанка и греческое сфрагис, а рядом с ивритским таббаат (`перстень`) — арамейские изка и изкета.
+
-
 
+
-
Печати изготовлялись не только из поделочных камней, но и из сандалового дерева и металла (Кел. 13:6; о чугунных печатях упоминается в Бр. 6а).
+
-
 
+
-
На печати вырезались эмблемы и фигуры, но не изображения людей, хотя [[Галаха]] делает различие между изображениями объемными и плоскостными (Тосеф., Ав. Зар. 5:2).
+
-
 
+
-
Есть упоминание о печатях известных законоучителей (Гит. Зба). Евреям запрещалось употреблять печати с изображением «идолов» (ТИ., Гит. 4:4, 44а); в это время печати порой использовались и в [[Магия|магии]] (Бр. 6а; Шаб. 66б; Гит. 68а).
+
-
 
+
-
Основное назначение печати — заверять документы, хотя при отсутствии печати достаточно было подписи.
+
-
 
+
-
Печати на кувшинах гарантировали [[Ритуальная Чистота|ритуальную чистоту]] содержимого (Ав. Зар. 31а); как и раньше, одни печати служили для маркировки собственности (Тосеф., Ав. Зар. 5:1), другие использовались для писем (Шаб. 8:5).
+
-
 
+
-
Мужчина имел право выходить из дома с перстнем-печатью на пальце, женщине это было запрещено (Шаб. 6:1, 3). В принципе женщине не подобало носить печать даже в виде украшения и в доме, но иногда это допускалось (там же, 62а). Печати носили также на шее или прикрепляли к одежде (Шаб. 58а; Тосеф., Шаб. 5:8).
+
-
 
+
-
При раскопках найдена маленькая (около 12 мм в диаметре) булла с изображением финиковой пальмы и надписью «Иехонатан мелех» (`царь Иехонатан` — еврейское имя [[Александр Яннай|Александра Янная]]).
+
-
 
+
-
Иногда личная печать содержала лишь какой-либо знак, символизировавший имя владельца (например, изображение [[Маген-Давид|маген-Давида]]), или одну из букв имени (например, на печати человека по имени Хошая הושעיה изображена буква ע).
+
-
 
+
-
В музее Альбертинум (Дрезден) представлены две печати, датируемые 2–3 вв. н. э. Одна из них — аметистовая с изображением [[Менора|меноры]], вторая — из сердолика, на ней также изображена менора, но между двумя колоннами.
+
-
 
+
-
Подобная менора воспроизведена и на бронзовом кольце из коллекции И. Эйнхорна (Музей Эрец-Исраэль в Тель-Авиве).
+
-
 
+
-
[[Категория:]]
+
-
== Средние века ==
+
-
+
-
После арабского завоевания Вавилонии в 7 в. халиф [[Омар Ибн Ал-Хаттаб|Омар ибн ал-Хаттаб]] запретил пользоваться печатями всем иноверцам, в том числе и евреям, кроме [[Эксиларх|эксилархов]] (начиная с Бустеная бен Ханиная), на печатях которых должна была изображаться муха или шмель.
+
-
 
+
-
Эта привилегия предоставлялась впоследствии и [[Гаон|гаонам]]. Один из них, [[Хай Бен Шрира|Хай бен Шрира]], владел печатью с изображением льва, что, вероятно, указывало на его происхождение из рода [[Давид|Давида]].
+
-
 
+
-
Неустойчивая политическая ситуация в халифате отражалась на положении еврейской общины; известно, что в 12 в., когда династия Аббасидов вернулась к власти, в Багдаде специальным указом было восстановлено право еврейского эксиларха на личную печать.
+
-
 
+
-
В [[Хазария|Хазарии]], часть населения которой приняла в конце 8 в. иудаизм, существовала давняя традиция употребления родовых знаков — тамг (такие знаки обнаружены на надгробных камнях в Фанагории; на лицевой стороне камней высечены еврейские ритуальные символы: менора, жезл [[Аарон|Аарона]], [[Шофар|шофар]], [[Лулав|лулав]] и др.). Тамга, как и у других тюркских народов, видимо, служила и клеймом — своеобразной печатью, которой отмечался принадлежавший семье скот.
+
-
 
+
-
Продукты питания (мясо, хлеб, сыр), прошедшие проверку на ритуальную пригодность (см. [[Кашрут]]), упаковывали и наносили специальные печати перед отправкой на рынок или непосредственно потребителю.
+
-
 
+
-
Большинство дошедших до нас этого рода печатей восточного происхождения (например, печати из Берлинского государственного музея, фонд Синагога Реклинсхаузен, №А:32 – из Египта фатимидского периода).
+
-
 
+
-
Но некоторые печати, удостоверяющие кашрут мяса, изготовлены в Европе (например, печати с надписью «кашер» из коллекции [[Рот, Сесил|С. Рота]]). В Испании найдена печать, подтверждавшая ритуальную пригодность [[Мацца|маццы]].
+
-
 
+
-
В Европе на использовавшихся евреями печатях заимствовалось изображение оружия и других геральдических символов с гербов королей и аристократов, духовенства и монастырей, городов и гильдий; позднее эти символы переняли и бюргеры.
+
-
 
+
-
Еврейские торговцы и финансисты имели печати для идентификации документа, ставшие в 13 в. (обычно вислые печати) обязательными на документе.
+
-
 
+
-
Печати были не только у частных лиц, но и у общин (например, общин Аугсбурга, [[Кёльн|Кельна]], [[Майнц|Майнца]], [[Регенсбург|Регенсбурга]], Ульма), что вызвало критику некоторых раввинов, усмотревших в этом подражание чуждым обычаям.
+
-
 
+
-
Другие, напротив, защищали использование печатей (например Барух бен Ицхак из Регенсбурга, 2-я половина 12 в.; [[Моше Бен Яаков Из Куси|Моше бен Яаков из Куси]]); часть из них сами пользовались печатями, как тосафист Шимшон бен Шимшон из Куси (конец 12 в. – начало 13 в.), [[Иссерлейн|Исраэль Иссерлейн]] и Яаков Мелин (Махарил, 14 в.), на печати которого был изображен лев. [[Меир Бен Барух Из Ротенбурга|Меир бен Барух из Ротенбурга]] даже разрешил ношение перстня с печатью в субботу.
+
-
 
+
-
В 1906 г. в Бреслау ([[Вроцлав]]) было найдено золотое кольцо некоего Аббы бен Абба с украшениями в готическом стиле, печатью и надписью «Это не подражание аморейской [то есть нееврейской] практике».
+
-
 
+
-
Иногда власти регламентировали право использования печатей евреями. Если французский король Филипп II постановил в 1206 г., что на всех долговых расписках должна проставляться специальная еврейская печать (впрочем, вместе с поручительством двух городских нотаблей), то его сын Людовик VIII вообще запретил еврейские печати. В Наварре евреи были обязаны запечатывать свои документы королевскими печатями.
+
-
 
+
-
В Португалии еврейские печати употреблялись с 12 в.; в 15 в. королевский верховный судья евреев (арраби мор) и семь королевских судей (раби менор) в провинциях имели собственные печати, утвержденные специальным королевским указом.
+
-
 
+
-
Позднее, в том же столетии, арраби мор получил привилегию пользоваться королевской печатью. Известна печать раввина [[Абулафия Тодрос Бен Иосеф hа-Леви|Тодроса бен Иосефа hа-Леви Абулафия]], главы еврейской общины Кастилии (13 в.). В [[Акко]] обнаружена медная личная печать [[Нахманид|Нахманида]], привезенная им из [[Жерона|Жероны]].
+
-
 
+
-
В Центральной Европе самое раннее упоминание о еврейских печатях относится к Австрии (1257); печать банкира из Регенсбурга помечена 1297 г. Известен указ австрийского герцога Вильгельма (14 в.), разрешающий деятельность еврейского судьи в городе Пресбург (ныне Братислава, Словакия), решения которого вносятся в «Еврейскую книгу» (юденбух) и заверяются печатью христианина и еврея.
+
-
 
+
-
Среди взимавшихся с евреев налогов был и «налог на печать». Долговые расписки, полученные Еврейским казначейством в [[Лондон|Лондоне]] (13 в.), заверены печатью.
+
-
 
+
-
Две еврейские печати 14 в. из Испании хранятся в Британском музее; одна из них принадлежит севильской общине, другая — Тодросу бен Шмуэлю hа-Леви. Еврейский сигиллификус (на латинском языке — `резчик печатей`) упоминается в Дижоне (Франция) около 1363 г.
+
-
=== Еврейские печати ===
+
-
 
+
-
Еврейские печати отличаются от современных им христианских наличием надписи на иврите и отсутствием изображения человеческих фигур. Надпись на иврите, сделанная без ошибок, — свидетельство того, что печать изготовлена еврейским мастером, однако немало еврейских печатей вырезались неевреями (например, печать 1391 г. с изображением петуха, принадлежавшая Петеру бен Моше из Регенсбурга).
+
-
== Ренессанс и новое время ==
+
-
+
-
Некоторые еврейские печати имеют кроме еврейской также надпись по-латыни или на языке страны.
+
-
 
+
-
Обычно еврейская надпись помещалась на лицевой стороне (аверсе) вислой печати, а на оборотной (реверс) — на другом языке; такова печать польского финансиста 16 в. [[Валь, Шаул Бен Иехуда|Ш. Валя]].
+
-
 
+
-
Эмблемы обычно изображали животных, цветы, чаши, шляпы («еврейские шляпы»), полумесяц, звезды: на печати общины Аугсбурга — императорский двуглавый орел, а над ним — еврейская шляпа; на печати общины Регенсбурга — полумесяц со звездой.
+
-
 
+
-
Иногда изображение символизировало имя или положение владельца (в том числе происхождение из рода Давида): так, лев олицетворял имя Иехуда, медведь — Иссахар, голова быка — Иосеф (как на печати [[Иосеф Бен Гершон Из Росхейма|Иосефа бен Гершона из Россхейма]]), олень — Хирш (как на печати Хирша Вертхеймера из Падуи, 16 в.), куст роз — на печати семьи Розанес из Гамбурга, ветвь с шипами — на печати семьи Спинозы (эспиноса по-испански `колючка`).
+
-
 
+
-
На печатях [[Кохен|коhенов]] изображались благословляющие ладони (см. [[Биркат-Коханим|Биркат-коханим]]), на печатях левитов (см. [[Леви]]) — кувшин или кувшин с льющейся водой.
+
-
 
+
-
Печать каббалиста [[Молхо, Шломо|Шломо Молхо]] включала изображение двух гор (место, где, по словам Молхо, ему открылось Божественное повеление).
+
-
 
+
-
На печати [[Саббатай Цви|Саббатая Цви]] изображалась змея (נחש — нахаш, числовое значение букв этого слова то же, что и у слова משיח — [[Мессия]], см. [[Гематрия]]).
+
-
 
+
-
На печати врача Давида Порталеоне (16 в.; коллекция Эйнхорна) изображен лев, что содержит намек на его фамилию.
+
-
 
+
-
На рукоятке этой печати изображена сцена принесения в жертву [[Исаак|Исаака]] (см. [[Акеда]]).
+
-
 
+
-
Некоторые евреи [[Франкфурт-На-Майне|Франкфурта-на-Майне]] и [[Вормс|Вормса]] использовали в семейных печатях обозначения своих фирм, например, три «еврейские шляпы», скрепленные в одной точке, означали совместное предприятие трех братьев.
+
-
 
+
-
Изображения на некоторых печатях символизировали занятия владельцев, например, якорь на печати купца.
+
-
 
+
-
Нередко печать отражала полученную от правителя привилегию — треугольный щит, пентаграмма или маген-Давид (например, на печати Якоба бен Натаниэля-Даниэля, казначея архиепископа в город [[Трир]]).
+
-
 
+
-
Чтобы не посягать на привилегии «рожденных для щита и шлема» (то есть дворян), на еврейских печатях изображался только щит. Имя владельца вырезалось по краю печати (круглой, эллипсоидной или квадратной).
+
-
 
+
-
На печатях руководителей еврейских общин Венгрии конца 15 в. изображены фигуры людей, животных и еврейские монограммы в стиле Ренессанса.
+
-
 
+
-
Обнаружены печати евреев Польши 16 в.; чаще всего на них вырезано только имя и нет декора. На печати немецких и австрийских евреев 16–17 вв. часто используются знаки зодиака; в этом специалисты видят влияние не столько астрологии, сколько модных в то время аллегорических украшений в стиле барокко.
+
-
 
+
-
Община [[Прага|Праги]] по эдикту Фердинанда II имела квадратную печать с изображением маген-Давида внутри так называемой «шведской шляпы», латинской надписью «Старая печать пражской еврейской общины» и словом מגיזדרד (`магистрат`) по углам.
+
-
 
+
-
Считалось, что цехи еврейских мясников и брадобреев в Праге имели отдельные печати с давних пор (но не ранее 17 в.).
+
-
 
+
-
Маген-Давид изображался также на печатях общин [[Вена|Вены]] (1655), Фюрта и Кремзира (1690).
+
-
 
+
-
На печати общины Хальберштадта выгравировано изображение медведя с оливковой ветвью над [[Ковчег Завета|Ковчегом завета]] и надписью по-немецки «Добрая надежда»; на печати Офена также изображен Ковчег.
+
-
 
+
-
С середины 18 в. официальную печать имел главный раввин Швабии в Пферзее. Несколько позже (1817) печати получили сефардские и ашкеназские конгрегации [[Амстердам|Амстердама]], а также сефардская конгрегация Гамбурга. [[Синедрион]] французский 1807 г. имел печать с императорским орлом и двумя [[Скрижали Завета|скрижалями завета]]; на печати консистории Вестфалии вырезан государственный герб, как и на печати школы Филантропии во Франкфурте-на-Майне.
+
-
 
+
-
Инициалы [[Мендельсон, Моше|М. Мендельсона]] вырезаны на его печати по-еврейски и по-немецки.
+
-
 
+
-
Еврейская печать европейской работы предположительно 17–18 вв. (личная печать некоего Симхи бен Иосефа) была подарена А. С. Пушкину графиней Е. К. Воронцовой и до 1917 г. хранилась в музее Александровского лицея.
+
-
=== Печать на книге ===
+
-
 
+
-
Первая печать на книге относится к 15 в. Печать на типографских книгах (обычно на экземплярах, принадлежавших авторам) должны были защитить книги от кражи или подделки.
+
-
 
+
-
== Коллекция печатей в Израильском музеи ==
+
-
 
+
-
Коллекционирование и изучение печатей — предмет специальной научной дисциплины сфрагистики.
+
-
+
-
В Израиле <!-- <ref>нового времени</ref> --> одна из крупнейших коллекций печатей принадлежит [[Израильский Музей|Израильскому музею]] (так называемая коллекция Генриха Фейхтвангера).
+
-
 
+
-
Большая часть этих печатей — печати учреждений и личные, а также печати кашрута — относится к 19–20 вв.
+
-
 
+
-
В надписях используется еврейская, арабская, латинская графика и кириллица. Иногда встречаются даты.
+
-
 
+
-
На многих печатях вырезаны виды святых городов [[Иерусалим|Иерусалима]], [[Хеврона]], [[Цфат|Цфата]] или отдельные святые места: [[Западная Стена|Западная стена]], синагога «Хурва» (см. [[Иерусалим. Исторический обзор. Османский период 1517–1917 гг.]]), [[Махпела Пещера|пещера Махпела]].
+
-
 
+
-
Встречаются изображения животных, деревьев, благословляющих ладоней и т. д. В коллекции — печати [[Ишув|ишува]] времен первой и второй [[Алия|алии]], например, первая печать поселения [[Иесуд-hа-Маала|Иесуд hа-Маала]] (1883) и печать хабадской (см. [[Хабад]]) общины Хеврона конца 19 в. – начала 20 в.
+
-
 
+
-
Коллекция Х. Фойхтвангера содержит также серию печатей 18–19 вв. из Германии, Австро-Венгрии, Восточной Европы, Италии, Турции и Йемена — большей частью печати общин и раввинов, а также печати, удостоверяющие кашрут.
+
-
 
+
-
На одной из них, относящейся к 18–19 вв., изображены весы (возможно, аптекарские) и вырезана надпись на иврите: «Яаков Бумаго младший, сын рабби Ицхака-Ице из Тарнува» (Польша).
+
-
 
+
-
На печати из России 19–20 вв. — еврейская надпись «Иехуда, сын почтенного Ахарона, праведного коhена» и русские инициалы «Ю. А. Л.».
+
-
 
+
-
Особый интерес представляет печать 18 в. из Лиссы (Пруссия; ныне Лешно, Польша) с рукояткой, покрытой искусной резьбой. В коллекции — личные печати с именами Новруз Исмаилов и Али Ильясов и надписями, выполненными еврейскими, арабскими буквами и кириллицей.
+
-
 
+
-
{{ElevenCopyRight|13209|ПЕЧАТИ}}
+
-
 
+
-
 
+
-
[[Категория:История еврейского народа]]
+

Текущая версия на 00:32, 31 мая 2013

  1. redirect ej:Печати (еврейский аспект)
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация