|
|
(9 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Template:IsFromWiki}}
| + | #redirect [[:ej:Первый Храм]] |
- | | + | |
- | '''Первый Иерусалимский храм''' или '''Храм Соломона''' ([[950 до н. э.|950]] — [[586 до н. э.]]).
| + | |
- | [[Файл:Храм I.jpg|thumb|300px|Возможная реконструкция Храма Соломона]]
| + | |
- | ''См. также [[Иерусалимский храм]].''
| + | |
- | __TOC__
| + | |
- | | + | |
- | Создание центрального Храма в древнем [[Израиль|Израиле]] олицетворяло объединение [[Израильское царство|Израильского царства]] и могло произойти лишь во время упрочения этого единства. И действительно, согласно [[Библия|Библии]], Храм был воздвигнут в период самого высшего проявления национального единства еврейского народа, в царствование [[Соломон]]а. [[Соломон]]у удалось осуществить план постройки грандиозного Храма, к которому устремлялись бы на поклонение евреи со всех концов Израиля.
| + | |
- | | + | |
- | Библия повествует, что во всё время, пока евреи должны были воевать за свою независимость с соседними народами, Бог не хотел обитать в «Доме», а странствовал «в шатре и Скинии»<ref>II Сам. 7:6 (Здесь и далее по изданию [http://toraonline.ru/bereyshis/bereyshis.htm «Мосад а-рав Кук», Иерусалим, 1975 г.])</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | Царь [[Давид]] завоевал столицу [[иевусеи|иевусеев]] [[Иерусалим]] и торжественно перенёс [[Ковчег Завета]] туда, где поместил его в специально предназначенную для него скинию и лично принёс в ней жертвы Богу<ref>II Сам. 6</ref>. [[Иерусалим]] находился на территории между наделами колена [[Иуда|Иуды]] (Иехуды) (к которому принадлежал [[Давид]]) и колена [[Вениамин]]а (Биньямина) (к которому принадлежал первый царь Израиля [[Саул]] (Шауль). Перенеся [[Ковчег Завета]] — символ присутствия Бога — в город, не принадлежавший ни одному из колен и бывший в личном владении царя, [[Давид]], тем самым, превратил свою столицу в святой город, вокруг которого концентрировалась религиозная жизнь всех двенадцати [[колена Израиля|колен Израиля]].
| + | |
- | | + | |
- | В [[Иерусалим]]е, [[Давид]] купил у [[иевусеи|иевусита]] Аравны<ref>Вероятно «''Аравна''» не является именем собственным, а означает на евусейском языке «царь».</ref> гору [[Мориа (гора)|Мориа]], где воздвиг на месте [[гумно|гумна]] [[жертвенник]] Богу Израиля, чтобы остановить поразившую народ эпидемию<ref>II Сам. 24:18 и далее; I Хрон. 21</ref>. Согласно Библии<ref>II Хрон. 3:1</ref>, это и есть гора Мориа, где происходило [[жертвоприношение Исаака]]. [[Давид]] намеревался соорудить на этом месте Храм, однако, вняв словам пророка [[Нафан (пророк)|Нафан]]а (Натана)<ref>II Сам. гл. 7</ref>, оставил эту миссию своему сыну [[Соломон]]у.
| + | |
- | | + | |
- | == Строительство Храма Соломона ==
| + | |
- | | + | |
- | За годы своего правления царь [[Давид]] произвёл значительные приготовления для строительства Храма<ref>I Хрон. 22:5</ref>. Добытые им в войнах, а также полученные в дар металлы и сосуды из золота, серебра и меди он посвятил Богу<ref>II Сам. 8:8, 10, 11</ref>. Он оставил [[Соломон]]у огромные запасы золота и серебра и несметное количество железа и меди<ref>I Хрон. 22:14</ref>. Из остатков первоначальных жителей [[Ханаан]]а он составил кадры рабочих для добывания и доставки тёсаных камней для Храма<ref>I Хрон. 22:1</ref>. Знаменитые ливанские [[кедр]]ы доставили ему морским путем [[финикийцы]]<ref>I Хрон. 22:4</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | Передавая царство [[Соломон]]у, [[Давид]] завещал ему строительство Храма<ref>I Хрон. 22:11</ref> и приказал всем начальникам Израиля помогать его преемнику в выполнении этого великого дела<ref>I Хрон. 22:16-18</ref>. Перед своей смертью [[Давид]] созвал представителей всех колен и всех начальников и предложил им сделать пожертвования в пользу строительства<ref>I Хрон. 29:9</ref>. [[Соломон]]у [[Давид]] передал и разработанный им, совместно с Верховным Судом ([[Синедрион]]ом), план Храма<ref>I Хрон. 28:11-18</ref>. Описание проекта Храма Давид завершил словами: «Всё это (сказано) в писании от Господа, — который вразумил меня о всех работах предначертанных.»<ref>I Хрон. 28:19</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | [[Соломон]] ([[970 год до н. э.|970]] — [[930 год до н. э.|930]] гг. до н. э.) приступил к строительству Храма на четвёртый год своего царствования, в 480 году после [[Исход]]а евреев из Египта, в начале второго месяца<ref>I Цар. 6:1, 37; II Хрон. 3:1, 2</ref>. За содействием он обратился к [[Хирам]]у, царю [[Финикия|финикийского]] [[Тир]]а. Тот прислал опытного зодчего по имени Хирам-Абиф<ref>иногда его отождествляют с главным сборщиком податей Соломона - Адонирамом</ref>, плотников и других ремесленников.
| + | |
- | | + | |
- | [[Кедр]]ы и [[кипарис]]ы, самый дорогой материал того времени, также доставил из [[Ливан]]а [[Хирам]]<ref>I Цар. 5:10</ref>. Камни (песчаник) добывали там же на горе, где их обтёсывали каменотесы Соломона и Хирама и жители финикийского города Гебал.<ref>I Цар. 5:17, 18</ref> Уже в готовом виде их доставляли на место постройки, так что «ни молота, ни тесла, ни всякого другого железного орудия не было слышно в храме при строении»<ref>I Цар. 6:7</ref>. Потребность в меди для храмовых колонн и утвари, по-видимому, обеспечивалась поставками с медных копей Соломона в [[Эдом]]е<ref>I Цар. 7:46</ref>. Военные трофеи [[Давид]]а и торговые предприятия [[Соломон]]а обеспечивали строительство серебром. Всех работников было 30.000 израильтян<ref>I Цар. 5:13, 14</ref> и 150.000 [[ханаанеи|ханаанеев]] и финикиян<ref>II Хрон. 2:16, 17; ср. I Цар. 9:20-22</ref>, 3.300 специально назначенных надсмотрщиков руководили работами<ref>I Цар. 5:16; II Хрон. 2:18</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | Строительство самого Храма длилось 7 лет: с [[957 до н. э.|957]] по [[950 до н. э.|950 гг. до н. э.]] (по другим данным, с [[1014 до н. э.|1014]] по [[1007 до н. э.|1007]]). Работа была завершена в восьмом месяце 11-го года царствования Соломона<ref>I Цар. 6:37-38</ref>. Празднование освящения Храма было произведено на следующий год, в седьмом месяце, перед праздником [[Суккот]] (Кущей), и было отпраздновано с величайшей торжественностью, при участии старейшин Израиля, глав колен и родов<ref>I Цар. 8:1-66, II Хрон. 5:1-7, 10</ref>. [[Ковчег Завета]] был торжественно установлен в [[Святая святых]], и Соломон вознёс публичную молитву, начало которой гласит:
| + | |
- | {{ВЗ|Господь сказал, что Он благоволит обитать во мгле; я построил храм в жилище Тебе, место, чтобы пребывать Тебе во веки.|3Цар|8:12|,13}}
| + | |
- | Вместе с тем, [[Соломон]] подчёркивает:
| + | |
- | {{ВЗ|Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил.|3Цар|8:27}}
| + | |
- | Празднование освящения Храма длилось 14 дней<ref>II Хрон. 7:8, 9</ref> и его описание свидетельствует о том, что строительство Храма было делом величайшей важности для всего народа.
| + | |
- | | + | |
- | Храм являлся частью комплекса царского дворца и, несомненно, доминировал над окружающими постройками. Дворец, над возведением которого трудился, вероятно, тот же финикийский зодчий Хирам, располагался рядом с Храмом и сообщался с ним посредством отдельного входа. Недалеко от Храма Соломон также построил свой летний дворец и дворец для дочери египетского фараона, которую взял в жёны. Строительство всего храмового комплекса длилось 16 лет.
| + | |
- | | + | |
- | == Архитектура Храма Соломона ==
| + | |
- | [[Файл:Jerusalem Ugglan 1.jpg|thumb|300px|Изображение Храма Соломона в представлении крестоносцев.]]
| + | |
- | Основные источники, по которым можно составить представление о внешнем виде и внутреннем устройстве Храма Соломона, — это [[3Цар.]] ({{Библия2|3Цар|6|гл. 6 — 7}}) и [[2Пар.]] ({{Библия2|2Пар|2|гл. 2 — 4}}). Описание Храма [[Иезекиил]]я ({{Библия|Иез|40}} — {{Библия2|Иез|48}}) может также быть использовано для восстановления представления о Храме Соломона, поскольку в этом описании, несомненно, имеются элементы, взятые из действительности.
| + | |
- | | + | |
- | Не известно ни одного внешнего, нееврейского источника, который бы описывал Храм Соломона. Многие исследователи исходят из предположения, что, поскольку архитекторами Храма Соломона были финикийцы, в его архитектуре должны присутствовать немало элементов других храмов Древнего Востока. Вместе с этим, существует версия хронологии древней истории [[Великовский, Иммануил|Иммануила Великовского]], согласно которой, элементы, скопированные с Храма Соломона, можно найти в архитектуре храма Дар-эль-Бахри и изображения священной утвари из Храма Соломона на стене храма в [[Кронах]]е.
| + | |
- | | + | |
- | До сих пор не найдено и прямых археологических свидетельств из Храма Соломона, поскольку непосредственно на Храмовой горе археологические раскопки никогда не проводились. При просеивании земли с Храмовой горы были найдены некоторые косвенные свидетельства, среди которых камень с именем священника из священнической семьи, которая упоминается в книге пророка [[Иеремия|Иеремии]] (Ирмиягу) ({{Библия|Иер|20:1}}), а также наконечник стрелы, подобные которому использовались в армиях [[Навуходоносор II|Навуходоносор]]а.
| + | |
- | | + | |
- | Храм, построенный Соломоном в Иерусалиме, принципиальным образом отличался от всего, что ему предшествовало в еврейской истории. Впервые Храм был возведён в качестве постоянного и основательного каменного здания в совершенно определённом и особом месте.
| + | |
- | | + | |
- | Священная территория Храма имела две главные части: двор (''Азара'') и здание Храма (''Хейхал'').
| + | |
- | | + | |
- | === Двор Храма ===
| + | |
- | Двор занимал большую площадь и был разделён на две части: внешний двор и внутренний.
| + | |
- | * При входе на территорию Храмовой горы, попадали прежде во «внешний двор»<ref>Иезек. 40:17</ref>, который назывался также «большим» (''Эзра гдола'')<ref name="II Хрон. 4:9">II Хрон. 4:9</ref> или «новым»<ref>II Хрон. 20:5</ref>, то есть расширенным. Этот двор предназначался для народа — здесь происходили народные собрания<ref>Иерем. 19:14; 26:2</ref> и молитвы. Особенно много людей собиралось здесь по праздникам<ref>Исаия 1:12</ref>: в Субботу, дни новолуния (''[[Рош Ходеш]]'') и в праздники Паломничества ([[Песах]], [[Шавуот]] и [[Суккот]]).
| + | |
- | : Во «внешний двор», кроме главного входа с востока, вели ещё входы с севера и с юга (со стороны дворца). С этих трёх сторон к нему примыкали здания для священников и кладовые.
| + | |
- | * Через внутренние «южные» ворота, покрытые медью<ref name="II Хрон. 4:9"/>, поднимались во «внутренний двор», который назывался также «верхним»<ref>Иерем. 36:10</ref>, поскольку находился выше внешнего двора, или «двором священников»<ref name="II Хрон. 4:9"/>, поскольку предназначался для священников и непосредственно примыкал к зданию Храма. Он был построен из трёх рядов обтесанного камня и из ряда кедровых брусьев и был окружён низкой оградой в три локтя высотой<ref>[[Иосиф Флавий]], «Иудейские Древности» VIII, 3:9</ref>, чтобы через неё народ мог видеть священнодействие.
| + | |
- | : Цари могли входить в этот двор прямо из дворца через верхнюю галерею (''Алия'',<ref>עולה (I Цар. 10:5) или עליה (II Хрон. 9:4)</ref>), так что им не нужно было проходить через внешний двор. При входе во внутренний двор помещалось нечто вроде ораторской трибуны (''Амуд'', то есть «столб»), с которой цари обращались с речами к народу<ref>II Цар. 11:14; 23:3</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | : В этом внутреннем дворе, перед входом в Притвор<ref>Иоиль 2:17</ref>, стоял большой медный [[Жертвенник всесожжения]], на котором совершались [[жертвоприношения в иудаизме|жертвоприношения]] животных<ref>II Хрон. 4:1</ref>. Он представлял собой квадратную трёхступенчатую конструкцию 20 локтей длиной, 20 шириной и 10 высотой.
| + | |
- | :# Первая ступень (10×10 м), погружённая в землю и обведённая кюветом, была высотой в 1 м;
| + | |
- | :# вторая ступень (8×8 м) — высотой 2 м;
| + | |
- | :# третья (6×6 м) — высотой в 2 м — называлась ''Харэль'', на её углах было четыре «рога».
| + | |
- | : С восточной стороны к жертвеннику примыкали ступени.
| + | |
- | | + | |
- | : В стороне от жертвенника, к юго-востоку от здания Храма, помещалось «[[медное море]]» (бронзовая чаша огромных размеров), служившее для омовения священников. Оно было одним из наиболее значительных технических достижений храмовых ремесленников. Диаметр «моря» составлял 10 локтей, длина его окружности 30, высота — 5, а ёмкость — около тысячи м³. Толщина его стенок была приблизительно 7,5 см, так что вес «моря» должен был быть около 33 тонн. «Море» стояло на 12 медных быках — по три с каждой стороны света.<ref> I Цар. 7:23-26; II Хрон. 4:2-5</ref>
| + | |
- | : По сторонам двора (на севере и юге) стояли десять медных умывальников, по пяти в каждой стороне, для омовения жертв. Умывальники были украшены изображениями [[херувим]]ов, львов и быков и стояли на медных «подставках» (''мехонот'') на больших колёсах<ref>I Цар. 7:27-39; II Хрон. 4:6-8</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | === Здание Храма ===
| + | |
- | {|align="center" border="1" style="border-collapse:collapse"
| + | |
- | !colspan="4" align="center"|Устройство Храма Соломона
| + | |
- | |-
| + | |
- | ||| [[Файл:Solomon'sTemple rus.jpg|thumb|none|450px]]
| + | |
- | ||| [[Файл:Solomon'sTempleEast rus.jpg|thumb|none|250px]]
| + | |
- | |}
| + | |
- | Здание Храма было каменным и располагалось в центре внутреннего двора. Его длина составляла 60 локтей (с востока на запад), ширина — 20 локтей (с севера на юг) и высота — 30 локтей (соответственно 30×10×15 м)<ref>I Цар. 6:2</ref>. Храм был, таким образом, в длину и ширину вдвое больше [[Скиния|Скинии]] Моисея, а в высоту — втрое.<ref>Сравнительно скромные размеры этого здания не должны нас удивлять: большинство главных храмовых зданий в Египте были ещё меньших размеров, а средний ханаанейский храм был значительно ниже.</ref> Впрочем, приведённые цифры указывают только внутренние размеры здания Храма, толщина его стен не указана, однако в описании Храма [[Иезекииль|Иезекииля]] она составляет 6 локтей<ref>Иезек. 41:5</ref>. Крыша Храма была плоская и была сложена из кедровых брёвен и досок<ref>I Цар. 6:9</ref>. Она не опиралась на колонны в центре зала, как это было принято в храмовом строительстве этого периода.
| + | |
- | Внутренние стены Храма были обшиты кедром и покрыты золотом, так же, как и его пол<ref>I Цар. 6:30</ref> и вышки над [[Святая святых]] и над Притвором<ref>II Хрон. 3:9</ref>. Убранство их состояло из выпуклых изображений [[херувим]]ов, пальм и распускающихся цветов, заключённых в квадратные клетки решётки.
| + | |
- | В плане здание Храма было продолговатой формы и состояло из трёх смежных помещений одинаковой ширины — Притвора (''Улам''), Зала (''Хейхал''<ref>I Цар. 6:5, 17</ref> или ''Кодеш''<ref>I Цар. 8:8</ref>) и [[Святая святых]] (''Двир''<ref>I Цар. 6:5, 25</ref> или ''Кодеш а-Кодашим''<ref>II Хрон. 5:7</ref>).
| + | |
- | * Притвор (''Улам''), составлявший восточную часть Храма, отделял святое от мирского. Он имел 20 локтей в ширину (с севера на юг) и 10 локтей в длину (с востока на запад) <ref>I Цар. 6:3</ref>. Его высота указана в Хрониках в 120 локтей<ref>II Хрон. 3:4</ref>, однако не исключено, что слово ''меа'' (сто) в тексте лишнее. Притвор, таким образом, был одной высоты со [[Святая святых]] и на 10 локтей ниже ''Хейхал''а. Эти 10 локтей, вероятно, занимала вышка<ref>II Хрон. 3:9; I Хрон. 28:11</ref>. В то же время, по мнению многих еврейских комментаторов (в том числе, РаДаКа), высота Притвора была действительно 120 локтей, в то время как высота ''Хейхал''а и Святая святых составляла всего 30 локтей.<ref>Это, в определённой степени, подтверждается тем, что в древнем мире храмы относительно небольшого размера нередко имели очень высокий фасад. В [[Мишна|Мишне]] же (Миддот IV,7) Храм сравнивается с образом льва (и поэтому Храм получил также название «''Ариель''», от ''арье'' — «лев»), у которого передняя часть значительно выше задней.</ref>
| + | |
- | : В Притвор поднимались по ступеням<ref>Иезек. 40:49 по Септ.</ref>, а с двух сторон от входа стояли две медные колонны: правая называлась «''Яхин''», левая «''Боаз''»<ref>смысл этих названий неясен</ref>. Каждая колонна имела в окружности 12 локтей и была высотой 18 локтей и ещё 5 локтей занимал венец<ref>I Цар. 7:15-22</ref>.
| + | |
- | : В Притворе, по-видимому, ничего не помещалось.
| + | |
- | * Святилище ''Хейхал'', где велось богослужение, был самым большим помещением Храма и по размерам не уступал большим храмам Ближнего Востока. Он был длиной 30 локтей, шириной — 20 и высотой — 30 (приблизительно 15×10×15 м).
| + | |
- | : В ''Хейхал'' вела из Притвора двустворчатая кипарисовая дверь шириной 10 локтей, украшенная вырезанными на ней [[херувим]]ами, пальмами и распускающимися цветами. На косяке двери была укреплена [[мезуза]] из оливкового дерева. Толщина стены между Притвором и ''Хейхал''ом была 6 локтей.
| + | |
- | : В верхней части стен располагались окна.<ref>Об этих окнах сказано: «И сделал у Храма окна, открытые, закупоренные» (I Цар. 6:4). Большинство комментаторов сходится к тому, что эти окна были открыты с одной стороны и закрыты с другой стороны. В Талмуде есть объяснение, что эти окна отличались от обычных тем, что они были узкими внутри и широкими снаружи, то есть, противоположно тому, как обычно строили окна в домах: узкими снаружи и широкими внутри для того, чтобы впускать снаружи свет.</ref>
| + | |
- | | + | |
- | : Внутри стояла золотая [[Менора]] [[Моисей|Моисея]], по обеим сторонам от которой<ref>Тосефта, Сота, ХIII нач.</ref> (вдоль северной и южной стен Хейхала) располагались ещё по пять золотых семисвечных светильников, которые отлил [[Хирам]]<ref>I Цар. 7:49-50; II Пар. 4:7; [[Талмуд]], Менахот 98б</ref>. Эти светильники горели постоянно и освещали Храм и днём и ночью. Также у стен помещались по пяти золотых [[Стол хлебов предложения|Столов хлебов предложения]]<ref>I Цар. 7:48; II Хрон. 4:8; I Хрон. 28:16</ref>. Перед входом в [[Святая святых]] стоял небольшой (1×1×1,5 м) [[Жертвенник воскурения]]<ref>I Цар. 7:48; ср. 6:20</ref> из кедрового дерева, покрытого золотом, для воскурения [[фимиам]]а.
| + | |
- | * В глубине ''Хейхал''а находилась [[Святая святых]] (''Двир''), отделённая от него каменной стеной, обшитой кедром<ref>I Цар. 6:16</ref>, в которой была кипарисовая дверь, с косяками из оливкового дерева<ref>I Цар. 6:33</ref>, закрытая дорогой завесой (''парохет'').
| + | |
- | | + | |
- | : [[Святая святых]] была кубической формы, 20×20×20 локтей, то есть на 10 локтей ниже, чем ''Хейхал'', по-видимому, из-за более высокого пола и более низкого потолка, над которым находилась вышка (как другая над Притвором), служившая для хранения священных предметов.
| + | |
- | : В [[Святая святых]] находился только [[Ковчег Завета]], в котором хранились [[Скрижали Завета]]. Ковчег был установлен на каменном пьедестале, высотою в 3 пальца от уровня пола. Этот камень назывался ''Эвен а-Штия'' — легендарный [[Краеугольный камень]], который, по преданию, находится точно в центре Земли и является подножием Всевышнего. Длинной своей стороной Ковчег был поставлен от востока к западу, а его шесты упирались в противоположные стены<ref>II Цар. 8:8</ref>.
| + | |
- | : Два гигантских [[херувим]]а из оливкового дерева, покрытые золотом простирали по одному крылу над Ковчегом, касаясь стен другими<ref>I Цар. 6:23-28; II Хрон. 3:10-13</ref>. [[Херувим]]ы были высотой 10 локтей (5 м), а каждое их крыло было 5 локтей (2,5 м).
| + | |
- | : В [[Святая святых]] не было окон, и она ничем не освещалась. Туда не входил никто, кроме [[первосвященник]]а, который совершал там обряд воскурения раз в году, в [[Йом Киппур]].
| + | |
- | | + | |
- | К зданию Храма с трёх сторон (за исключением лицевой, восточной) примыкало трёхъярусное каменное строение, ''йациа'' (יציע), с множеством комнат, ''целаот'' (צלעות).<ref>По большинству мнений, слова ''йациа'' и ''целаот'' означают здесь одно и то же.</ref> Судя по всему, ''йациа'' представляла собой крытую галерею. Каждый её этаж делился приблизительно на 30 комнат, которые использовались в качестве складских и для других подсобных целей. Вход в комнаты был с южной стороны, откуда вела витая лестница во все три яруса. В каждой комнате было по одному окну с решётками.<br />
| + | |
- | Фундамент, на котором стояло основание Храма, похоже был довольно высоким, так что его первый этаж был на уровне второго этажа галереи. Длина комнат нижнего этажа составляла 5 локтей, среднего — 6 локтей, а третьего, верхнего, — 7 локтей<ref>I Цар. 6:5 и далее</ref>, что было следствием уменьшения толщины стен. В самом низу наружная стена здания Храма, по-видимому, была 6 локтей, на втором этаже эта толщина уменьшалась до 5 локтей, а на третьем этаже она уже доходила до трёх локтей. Сужение стены вверху оставляло больше площади для галереи, для которой внешняя стена Храма служила внутренней стеной. Этажи галереи, таким образом, не сужались кверху, подобно пирамиде, а наоборот — расширялись.
| + | |
- | | + | |
- | == История Храма Соломона ==
| + | |
- | | + | |
- | Великолепное здание Храма сделало его с самого начала центральным святилищем для всего [[Израильское царство|Израиля]], хотя наряду с ним продолжали существовать и местные святилища — ''бамот''. Вошло в обычай восходить три раза в год в Иерусалимский храм, как раньше в [[Скиния|Скинию]], которая располагалась в [[Силом]]е (Шило). Однако, ухудшение политической ситуации в конце правления [[Соломон]]а и в дни его преемников отразилось на судьбе Храма. Чтобы подорвать статус [[Иерусалим]]а как духовно-политического центра всех [[Колена Израиля|израильских колен]], основатель [[Израильское царство|Израильского (Северного) царства]] [[Иеровоам I]] ([[930 год до н. э.]]) восстановил святилища в [[Вефиль|Вефиле]] (Бет-Эле)<ref>где, согласно Библии, еще [[Иаков]] основал святилище Бога Израиля (Быт. 28:22).</ref> и [[Дан]]е<ref>I Цар. 12:26-33</ref> и превратил их в подобие Иерусалимского храма. В обоих храмах Иеровоам установил золотых тельцов<ref>I Цар. 12:28</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | Тем временем, в [[Иудейское царство|Иудее]] [[Иерусалимский храм]] всё более и более возвышался в глазах народа и занял первое место в поклонении Единому Богу. Гора [[Мориа (гора)|Мориа]], на которой стоял Храм, стала считаться Божией горой, а Храм — жилищем Господним. Уже древнейшие пророки, творения которых дошли до нас, предполагают, что [[Сион]]<ref>частью которого является гора Мориа</ref> является исключительным местопребыванием Господа на земле (как некогда гора [[Синай]])<ref>[[Амос]] 1:2; [[Исаия]] 6:1; 18:7</ref>. Чудесное избавление [[Иерусалим]]а и вместе с ним всей Иудеи от нашествия [[Синаххериб|Сеннахирим]]а (Санхерива) в [[701 год до н. э.|701 году до н. э.]] ещё больше окружило Иерусалимский храм ореолом Божественной святости и чудодейственной силы. Однако, существование местных ''бамот'' рядом с постоянным Храмом считалось нормальным явлением в виду того значения, которое придавалось народом [[жертвоприношения]]м. Иерусалимский храм, очевидно, оказался недостаточным для удовлетворения народной потребности в отправлении религиозных обрядов.
| + | |
- | | + | |
- | Политическая слабость и военные поражения Иудеи плачевно сказывались на храмовой сокровищнице, Храм неоднократно грабили, оскверняли и вновь восстанавливали. Так, Храм Соломона был ограблен уже во время царствования его сына [[Ровоам]]а (Реховама) фараоном [[Шешонк I|Сусакимом]] (Шишаком)<ref>I Цар. 14:25-26; II Хрон. 12:9</ref>. При [[Амасия|Амасии]] (Амации) израильский царь [[Иоас]] (Иехоаш) произвёл такой же хищнический набег на Храм<ref>II Цар. 14:13-14; II Хрон. 25:24</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | Иногда сами иудейские цари при нужде в деньгах брали из сокровищ Храма. Так, [[Аса]] для подкупа арамейского царя [[Венадад]]а (Бен-Хадада I) взял всё серебро и золото, которые хранились в Храме<ref>I Цар. 15:18</ref>. Так же поступил и царь [[Ахаз]]<ref>II Цар. 16:8</ref>, а позже «обрубил … стенки у подставок, и снял с них умывальные чаши; и снял он море с медных волов, что были под ним, и поставил его на каменный постамент»<ref>II Цар. 16:17</ref>, чтобы выплатить дань ассирийскому царю [[Тиглатпаласар III|Тиглатпаласар]]у. Даже благочестивый царь [[Езекия]] (Хизкияу) для уплаты большой контрибуции [[Синаххериб|Сеннахирим]]у «снял золото… с дверей дома Господня и с дверных столбов… и отдал его царю ассирийскому»<ref>II Цар. 18:16</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | Тем не менее, производились и восстановления Храма. Так, известно о ремонтах Храма при [[Иоас]]е (Иехоаше)<ref>II Цар. 12:5 и дал.</ref>, [[Иоафам]]е<ref>II Цар. 15:35</ref> и [[Иосия|Иосии]] (Иошияу)<ref>II Цар. 22:3 и сл.</ref>. Во время последнего ремонта был найден свиток Закона, приведший к религиозной реформе.
| + | |
- | | + | |
- | Царь [[Езекия]] (Хизкияу), находившийся под влиянием пророка [[Исаия|Исаии]] (Иешаяу), сделал серьёзную попытку уничтожить местные святилища. Иерусалимский храм был объявлен единственным законным местом служения Богу Израиля в Иудее<ref>II Цар. 18:3-6, 22; Исаия 36:7</ref>. Но его реформа была временной, после его смерти, при царе [[Манассия|Манассии]] (Менаше) языческие капища были возобновлены, а в самом Храме были поставлены статуя [[Астарта|Астарты]] и языческие жертвенники и в нём были поселены блудницы<ref>II Цар. 21; 23:7, 11; II Хрон. 33:2</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | Падение [[Израильское царство|Северного царства]] и разрушение ассирийцами израильских храмов в [[Дан]]е и в [[Вефиль|Вефиле]] (Бет Эле) в [[732 год до н. э.|732]] и [[721 год до н. э.|721]] гг. до н. э. укрепило положение Иерусалимского храма в качестве центрального святилища всех [[Колена Израиля|израильских колен]]. В результате, паломники из бывшего [[Израильское царство|Израильского царства]] прибывали на [[Песах]] в [[Иерусалим]]<ref>II Хрон. 30:1</ref>. С восшествием же на престол благочестивого царя [[Иосия]] (Иошияу) в [[662 год до н. э.|662 году до н. э.]] были ликвидированы все языческие культы, разрушены алтари в культовых центрах северных колен, и Иерусалимский храм был окончательно превращён в национально-религиозный центр<ref>II Цар. 23:21; II Хрон. 35:1-18</ref>. С тех пор в Иудее было одно единственное Святилище, куда паломничали даже [[самаритяне]].<ref>Что можно заключить из того, что после разрушения [[Иерусалим]]а и основания политического центра в [[Мицпе]] [[самаритяне]] из [[Сихем]]а (Шхема), [[Силом]]а (Шило) и [[Самария|Самарии]] направлялись в религиозных процессиях в «Дом Божий», в [[Мицпе]].</ref> Эта реформа имела последствием и то, что Иерусалимский храм приобрёл слишком великую святость в глазах народа, и главы народа считали, что под его прикрытием им всё дозволено<ref>Иер. 7</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | Вскоре после смерти [[Иосия|Иосии]] (Иошияу) [[Навуходоносор II|Навуходоносор]] забрал «часть сосудов дома Господня… и положил их в капище своем в Вавилоне»<ref>II Хр. 36:7</ref>. Спустя 8 лет после этого, при царе [[Иехония|Иехонии]] [[Навуходоносор II|Навуходоносор]] захватил [[Иерусалим]] и «вывез все сокровища дома Господня… и изломал… все золотые сосуды, которые Соломон, царь Израилев, сделал в храме Господнем»<ref>II Цар. 24:13</ref>. Ещё через 11 лет, после того, как [[Седекия]] (Цедкияу) объявил отделение [[Иудея|Иудеи]] от [[Вавилон]]а, вавилоняне, под предводительством [[Навузардан]]а, в [[586 год до н. э.]] (по другим данным, в [[607 год до н.э.]]) <ref>Insight on the Scriptures. - N.Y., 1988</ref><ref>Или в 423 году до н. э., согласно традиционной еврейской хронологии.</ref> захватили Иерусалим вновь и на этот раз полностью разрушили Храм Соломона до самого основания<ref>II Цар 25:9-17; II Хрон. 36:19</ref>. Большинство жителей Иерусалима были убиты, оставшиеся взяты в плен и угнаны в рабство в Вавилонию. [[Ковчег Завета]] был при этом утерян.
| + | |
- | | + | |
- | Со времени пророка [[Михей|Михея]] (начало VIII в. до н. э.) пророки не переставали предостерегать, что в наказание за моральные и религиозные прегрешения Израиля Храм будет разрушен<ref>Иер. 7:4, 14; 26:4-6; Иез. 5:11 и другие</ref>. Разрушение Храма и последовавшее за ним [[вавилонское пленение]] стало подтверждением этих пророчеств и, в результате, вызвало стремление к неукоснительному соблюдению Закона и надежду, в духе пророческих видений [[Иезекиил]]я (Иехезкеля)<ref>Иез. 40-48</ref>, на возвращение из изгнания и восстановление Храма. В память о разрушении Храма и сопровождавших его событиях было установлено четыре поста<ref>Зех. 7:1; 8:19</ref>, среди которых пост [[9 Ава]] знаменовал день, когда был сожжён Храм.
| + | |
- | | + | |
- | == Храм Соломона и тамплиеры ==
| + | |
- | | + | |
- | Орден [[Тамплиеры|тамплиеров]] (храмовников) — военно-религиозный орден христианских рыцарей-монахов, который был основан в 1118 году — имел непосредственное отношение к Храму Соломона, образ которого оказал значительное влияние на характер ордена.
| + | |
- | {{начало цитаты}}«Поскольку они не имели ни церкви, ни постоянного прибежища, король дал им на время местожительство в южном крыле дворца, близ Храма Господня. Служители Храма Господня дали им, на определенных условиях, место около дворца, которым они [служители] владели»{{конец цитаты|источник=Гильом Тирский, хронист XII в.}}
| + | |
- | «Храм Господень» — имеется в виду находившаяся на [[Храмовая гора|Храмовой горе]] мечеть [[Аль-Акса]], где располагался дворец короля иерусалимского [[Балдуин II Иерусалимский|Балдуина II]]. Главная резиденция тамплиеров располагалась в южном его крыле. В дань памяти Храму, некогда стоявшему на этом месте, а также, возможно, чтобы отличать его от «Храма Господня», крестоносцы переименовали [[Купол Скалы]] (Куббат–ас-Сахра) в Храм Соломона.<ref>На средневековых планах и картах, изображающих Иерусалим, вплоть до XVI века Храмовая гора носит название Храма Соломона. К примеру, на [http://www.globalfolio.net/monsalvat/kittim/pictraznoe/templ_solomon/crusader-a.jpg плане Иерусалима 1200 года] ясно можно прочитать «Темплу Соломонис».</ref> Отсюда и название самого ордена: «Бедные рыцари Христа и Храма Соломона», в документах же 1124-25 гг. тамплиеры именуются проще — «рыцари Храма Соломона» или «рыцари Иерусалимского Храма». Да и само название «тамплиеры» произошло от «temple» — Храм.
| + | |
- | | + | |
- | {{начало цитаты}}«Подлинный Храм в Иерусалиме — Храм, в котором они живут вместе, не столь величественный, правда, как древний и знаменитый храм Соломона, но не менее прославленный. Ибо всё величие Соломонова Храма заключалось в бренных вещах, в золоте и серебре, в резном камне и во множестве сортов дерева; но красота Храма нынешнего заключена в преданности Господу его членов и их образцовой жизни. Тот вызывал восхищение своими внешними красотами, этот почитается из-за своих добродетелей и святых деяний, и так утверждается святость дома Господня, ибо гладкость мрамора не столь угодна Ему, как праведное поведение, и Он печется больше о чистоте умов, а не о позолоте стен.»{{конец цитаты|источник=Exhortatio S. Bernardi ad Milites Templi, ed. Mabillon. Parisiis, 1839, torn. I, col. 1253-1278}}
| + | |
- | {{начало цитаты}}«Помещения их расположены в самом Храме Иерусалимском, не столь огромном, как древний шедевр Соломона, но не менее славном. Воистину, всё великолепие Первого Храма состояло в бренном золоте и серебре, в полированных камнях и дорогих породах дерева, тогда как очарование и милое, прелестное украшение нынешнего — религиозное рвение тех, кто его занимает, и их дисциплинированное поведение. В первом можно было созерцать всяческие красивые цвета, тогда как в последнем — благоговеть пред всевозможными добродетелями и благими делами. Воистину, святость — подобающее украшение для дома Божия. Там можно наслаждаться великолепными достоинствами, а не блестящим мрамором, и пленяться чистыми сердцами, а не золочёными филёнками.<br />
| + | |
- | Конечно же, фасад этого храма украшен, но не каменьями, а оружием, а вместо древних золотых венцов стены его увешаны щитами. Вместо подсвечников, кадильниц и кувшинов обставлен этот дом сёдлами, упряжью и копьями.»{{конец цитаты|источник=[[Бернар Клервоский]] (1091-1153), [http://www.globalfolio.net/monsalvat/frglorios/ricarstvo1/tampl_pohvala.htm «Похвала новому рыцарству»]}}
| + | |
- | {{начало цитаты}}«В 1118 году на Востоке рыцари крестоносцы — среди них были Жоффрей де Сен-Омер и Хуго де Пайен — посвятили себя религии, давши обет константинопольскому патриарху, кафедра которого всегда была тайно или открыто враждебна Ватикану со времен Фотия. Открыто признанной целью тамплиеров было защищать христианских пилигримов в святых местах; тайным намерением — восстановить Храм Соломона по образцу, указанному Иезекиилем. Такое восстановление, предсказанное иудейскими мистиками первых веков Христианства, было тайной мечтой Восточных патриархов. Восстановленный и посвященный Вселенскому культу, Храм Соломона должен был стать столицей мира. Восток должен был превалировать над Западом и патриархия Константинополя должна была верховенствовать над папством. Чтобы объяснить название тамплиеры (Храмовники), историки говорят, что Балдуин II, король Иерусалимский, дал им дом в окрестностях храма Соломона. Но они впадают здесь в серьёзный анахронизм, потому что в этот период не только не оставалось ни одного камня даже от Второго Храма Зоровавеля, но трудно было и определить место, где эти храмы стояли. Следует считать, что дом, отданный тамплиерам Балдуином, был расположен не в окрестности Соломонова Храма, а на том месте, где эти тайные вооружённые миссионеры Восточного патриарха намеревались восстановить его.<br />
| + | |
- | Тамплиеры считали своим библейским образцом каменщиков Зоровавеля, которые работали с мечом в одной руке и лопаткой каменщика в другой. Поскольку меч и лопатка были их знаками в последующий период, они объявили себя Масонским Братством, то есть Братством Каменщиков. Лопатка тамплиеров состоит из четырёх частей, треугольные лопатки располагаются в форме Креста, составляющего каббалистический [[пантакль]], известный как Крест Востока.»{{конец цитаты|источник=Элифас Леви (аббат Альфонс Луи Констан), [http://stagor.ru/lib/istoria.htm «История магии»]}}
| + | |
- | | + | |
- | ==Храм Соломона в западной культуре==
| + | |
- | ===сэр Исаак Ньютон===
| + | |
- | | + | |
- | [[Файл:Temple Newton.jpg|thumb|200px|Чертёж Иерусалимского храма, выполненный [[Ньютон, Исаак|Исааком Ньютоном]]]]
| + | |
- | | + | |
- | Сэр [[Исаак Ньютон]] считал Храм Соломона прототипом всех храмов мира. По его словам, «''Храм Соломона самый древний из больших храмов. По его образцу Сесострис построил свои храмы в Египте, и отсюда греки заимствовали свою архитектуру и религию''»<ref>Marsham, ук. соч.; I. Spencer, De legibus Hebraeorum ritualibus, Cambr., 1685.</ref>. В своём труде<ref>Sir Isaac Newton, The chronology of Ancient Kindoms Amended, London, 1728 - printed by Histories and Misteries of Man LTD, 1988, U.S.A</ref> Ньютон посвящает большую главу (гл. I) описанию устройства Храма Соломона.
| + | |
- | | + | |
- | Храм Соломона был для него чертежом Вселенной, носителем всех тайн мира, и он верил, что законы природы и Божественная Истина закодированы в его строении и в пропорциях между различными его частями и, изучая размеры Храма, можно их расшифровать. Ньютон посвятил вычислению устройства Иерусалимского храма все последние годы своей жизни.<ref>[http://www.ynet.co.il/articles/0,7340,L-2953224,00.html исследование д-ра Инбаль Лешем-Рамати]; עינבל לשם רמתי, אייזק ניוטון ובית המקדש, הוצאת רזיאל, מגדל, 2005.</ref>
| + | |
- | | + | |
- | ===Масонское движение===
| + | |
- | | + | |
- | [[Файл:Plat maçonnique.jpg|thumb|200px|символы масонства]]
| + | |
- | | + | |
- | Строение Иерусалимского храма оказала значительное влияние на идеи [[Масоны|масонского движения]] (братства «вольных каменщиков»). Храм является центральным символом масонства. По словам Энциклопедии масонства (издания 1906 года), «''Каждая ложа есть символ иудейского храма''».
| + | |
- | | + | |
- | Согласно масонской легенде, возникновение масонства восходит к временам царя Соломона, который «''есть один из искуснейших в нашей науке, и в его времена существовало много философов в Иудее''». Они соединились и «''представили философическое дело под видом сооружения Храма Соломонова: эта связь дошла до нас под именем Свободного каменщичества, и они по справедливости хвалятся, что взяли своё начало от сооружения храма''».<ref>[[Шварц, Иван Григорьевич]] (1751-1784)</ref>
| + | |
- | | + | |
- | Соломон поручил зодчему из Тира Хираму Абифф руководство сооружением Храма в Иерусалиме. Хирам разделил рабочих на три класса, что, по мнению масонов, послужило прообразом степеней масонства и особого символического языка братьев масонов.
| + | |
- | | + | |
- | По другой версии, масонство происходит от ордена [[Тамплиеры|Тамплиеров]] (Храмовников), который был разгромлен французским королём [[Филипп IV (король Франции)|Филиппом IV]] и [[Климент V (папа римский)|Папой Климентом V]].
| + | |
- | | + | |
- | Среди прочего, большое значение в учении масонства придаётся колоннам Храма Соломона, которые носили название ''Яхин'' и ''Боаз''.
| + | |
- | {{начало цитаты}}«Врата для посвящаемого, выход к свету для ищущего, колонны храма Иерусалимского. Б:. — Северная колонна и Я:. — Южная колонна. Символические колонны напоминают исписанные иероглифами обелиски, которые возвышались перед египетскими храмами. Их находят и в двух округлых порталах готических соборов.<br />
| + | |
- | <...>Северная колонна также символизирует разрушение, первозданный Хаос; Южная — созидание, упорядоченность, систему, внутреннуюю взаимосвязь. Это Земля и Космос, Chaos и Amber.<br />
| + | |
- | Между колоннами Храма могут изображаться ступени, которые символизируют испытания и очищение стихиями при получении масонского посвящения».{{конец цитаты|источник=[http://www.mason.ru/mas_simvolism.html Официальный сайт Великой Ложи России Всемирного братства вольных каменщиков (масонов)]}}
| + | |
- | | + | |
- | == Сноски и источники ==
| + | |
- | {{примечания|2|height=200}}
| + | |
- | | + | |
- | == Литература ==
| + | |
- | | + | |
- | * «[[Еврейская энциклопедия]]», Спб.: Изд. О-ва для Научных Еврейских Изд. и Брокгаузъ-Ефронъ, (между 1906 и 1913); репринт: М.: Терра, 1991. ISBN 5-85255-057-4.
| + | |
- | * «[[Краткая еврейская энциклопедия]]», Иерусалим: Изд. О-ва по исследованию еврейских общин, (между 1976-2005)
| + | |
- | | + | |
- | == См. также ==
| + | |
- | | + | |
- | * [[Скиния]]
| + | |
- | * [[Давид]]
| + | |
- | * [[Соломон]]
| + | |
- | * [[Храмовая гора]]
| + | |
- | * [[Стена Плача]]
| + | |
- | * [[Ковчег Завета]]
| + | |
- | | + | |
- | == Ссылки ==
| + | |
- | | + | |
- | * {{ЭЕЭ|14561|Храм}}
| + | |
- | * [http://www.temple.org.il The Temple Institute].
| + | |
- | * [http://www.ust.ucla.edu/ustweb/Projects/israel.htm Jerusalem's Temple Mount]. A real-time visual simulation model of the Herodian Temple Mount.
| + | |
- | * [http://www.archpark.org.il The Jerusalem Archaeological Park].
| + | |
- | * [http://www.tempelmodell.de Tempel modell]
| + | |
- | * [http://koti.phnet.fi/petripaavola/The_temple_of_Solomon The Temple of Solomon's model]
| + | |
- | * [http://biblia.com/bible/temp-herod.htm Herod Temple].
| + | |
- | * http://jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=123&letter=T&search=Herod's%20Temple
| + | |
- | * [http://www.fas.harvard.edu/~semitic/HOAI/adultmain.cgi?article=temple.htm The Houses of Ancient Israel].
| + | |
- | * http://telhai.ac.il/gifted/temple
| + | |
- | * [http://www.freemasons-freemasonry.com/king_solomon_temple.html King Solomon's Temple and Freemasonry]
| + | |
- | * [http://www.guardian.co.uk/international/story/0,,1381124,00.html News report on forgery of biblical artifacts found in Israel]
| + | |
- | | + | |
- | {{Хорошая статья|Архитектура|История|Религия}}
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Иерусалимский храм]]
| + | |
- | [[Категория:Эпоха Первого Храма| ]]
| + | |
- | [[Категория:Культовые сооружения Иерусалима]]
| + | |
- | | + | |
- | [[ar:هيكل سليمان]]
| + | |
- | [[bg:Соломонов храм]]
| + | |
- | [[ca:Temple de Salomó]]
| + | |
- | [[cs:Šalamounův chrám]]
| + | |
- | [[da:Salomos Tempel]]
| + | |
- | [[el:Ναός του Σολομώντα]]
| + | |
- | [[en:Solomon's Temple]]
| + | |
- | [[eo:Templo de Salomono]]
| + | |
- | [[et:Saalomoni tempel]]
| + | |
- | [[fa:هیکل سلیمان]]
| + | |
- | [[fi:Salomon temppeli]]
| + | |
- | [[fo:Sálomonstemplið]]
| + | |
- | [[fr:Temple de Salomon]]
| + | |
- | [[he:תקופת בית ראשון]]
| + | |
- | [[id:Bait Salomo]]
| + | |
- | [[it:Tempio di Salomone]]
| + | |
- | [[lv:Zālamana templis]]
| + | |
- | [[mk:Храмот на Соломон]]
| + | |
- | [[nl:Tempel van Salomo]]
| + | |
- | [[pt:Templo de Salomão]]
| + | |
- | [[tr:Süleyman Mabedi]]
| + | |
- | [[zh:所罗门圣殿]]
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | {{WikiCopyRight}}
| + | |