м |
|
(3 промежуточные версии не показаны) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Осипович, Наум]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Осипович, Наум Маркович''' (1870, город Очаков, ныне Николаевская область, Украина, – 1937, Одесса), русский писатель.
| + | |
- | === Биографические сведения ===
| + | |
- | | + | |
- | Сын рыбака. В 1885 г., окончив шестиклассное училище, переехал в Одессу, где готовился к поступлению в университет.
| + | |
- | | + | |
- | Сблизился с кружком народовольцев (приверженцев взглядов Г. Лопатина); в 1886 г. вступил в организацию «Народная воля» и поступил рабочим на завод с целью революционной агитации.
| + | |
- | | + | |
- | В том же году был арестован. После трех лет тюрьмы был сослан в Колымский округ, где два года провел вместе с [[Богораз, Владимир Германович|В. Богоразом]] и [[Иохельсон, Владимир Ильич|В. Иохельсоном]] (всего в тюрьмах и ссылках находился 18 лет).
| + | |
- | | + | |
- | В 1900 г. по поручению [[Общество Для Распространения Просвещения Между Евреями В России|Общества для распространения просвещения между евреями в России]] исследовал степень грамотности еврейского населения Бессарабской губернии.
| + | |
- | === Литературная деятельность ===
| + | |
- | | + | |
- | Результатом этой работы стали первые полубеллетристические очерки Осиповича — «В черте оседлости», опубликованные в [[«Восход»|«Восходе»]] (№12, 1902; написанный до того рассказ «За что?» был изъят цензурой из январского номера «Восхода» за 1902 г.).
| + | |
- | | + | |
- | С этих публикаций началась литературная деятельность Осиповича и сотрудничество в многочисленных периодических изданиях (иногда под псевдонимом Макар), в том числе и русско-еврейских («Еврейский мир», «Еврейская неделя», «Новый восход» и другие).
| + | |
- | | + | |
- | В 1910–12 гг. жил в Швейцарии, где окончил (1912) Высшую школу социальных наук. В 1913–18 гг. в Одессе был фактическим редактором «художественно-литературного иллюстрированного журнала для еврейских детей» — «Колосья».
| + | |
- | | + | |
- | Этот журнал и его приложения (составителем некоторых из них был Осипович — например, «Образцы библейской поэзии. Стихи и поэмы на сюжеты из Библии», тт. 1–2, 1915–16) ставили целью формирование национального самосознания еврейских подростков. В 1919–26 гг. Осипович — председатель правления Южного товарищества писателей.
| + | |
- | | + | |
- | В 1910–12 гг. в Петербурге двумя изданиями вышло Собрание сочинений Осиповича в четырех томах (4-е изд. в трех томах — Николаев, 1931). Были также опубликованы сборники рассказов: «В забытом краю» (1911), «По чужой дороге» (1917), «Похищение Зоси», «Провокатор» (оба — 1926), «Пахари» (1934) и другие.
| + | |
- | | + | |
- | Первые рассказы и очерки Осиповича (в духе так называемой народнической беллетристики) о жизни ссыльных в тяжелых заполярных условиях, проникнутые чувством любви к природе и людям, отмеченные лирическим психологизмом и точностью бытовых зарисовок («Дамка», «Средь шумного бала», «Homo sum» и другие), получили благожелательный отзыв критики. Как правило, место действия в его произведениях — революционное подполье, тюрьма (порой на Балканах, как в рассказах «В казематах крепости», «Кара-Гёол»), ссылка или [[Черта Оседлости|черта оседлости]].
| + | |
- | | + | |
- | В значительной части его рассказов и повестей описаны жизнь и быт евреев юга России («У воды», «Книга», «Философия Зелика Кнака» и другие), но и в произведениях на другие темы почти всегда появляются характерные образы евреев («Дамка», «Средь шумного бала», «Звонок. Повесть усталого человека» и другие). Рассказы «За что?», «Охота», «Фейгеле», «Семья Арона Рабиновича», «Поверил», «На военном совете» и другие в той или иной степени затрагивают темы еврейских [[Погромы|погромов]] (особенно «кровавый разлив» 1905 г.), беззащитности еврейских масс, героизма еврейской революционной молодежи и ее чуждости русской народной среде («Поверил»).
| + | |
- | | + | |
- | Осипович иногда использовал еврейские народные легенды для пробуждения национального самосознания и призыва еврейского народа к борьбе и отмщению врагам («Арфа Гетана», 1910, — о разрушении Второго [[Храм|храма]]). | + | |
- | | + | |
- | В романе «Натан Маймон» (другое название «Логика»; 1912) описана жизнь бездомных еврейских интеллигентов, находящихся одновременно под влиянием «толстовства» и революционных идей.
| + | |
- | | + | |
- | В художественном отношении выделяется не лишенная автобиографичности повесть «У воды» (1912) из жизни черноморских евреев-рыбаков, красочно рисующая их своеобразный быт и нравы.
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|13102|ОСИПОВИЧ Наум Маркович}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Русско-еврейская литература]]
| + | |
- | [[Категория:Персоналии по алфавиту]]
| + | |