м |
|
(1 промежуточная версия не показана) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Одетс, Клиффорд]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Одетс, Клиффорд''' (Odets, Clifford; 1906, Филадельфия, – 1963, Лос-Анджелес), американский драматург и киносценарист.
| + | |
- | === Биографические сведения ===
| + | |
- | | + | |
- | Вырос в Бронксе (район [[Нью-Йорк|Нью-Йорка]]), в бедной иммигрантской семье, быт и нравы которой впоследствии отразились в его произведениях.
| + | |
- | === Творческий путь ===
| + | |
- | | + | |
- | С 15 лет играл в различных театральных коллективах, в 1923–28 гг. овладевал актерским мастерством в профессиональных труппах.
| + | |
- | | + | |
- | В 1931 г. вошел в группу актеров, основавших ориентированный на систему К. Станиславского и поддержку Советского Союза «Груп-тиэтр» (см. [[Театр. Вклад евреев в мировой театр. Соединенные Штаты Америки]]).
| + | |
- | | + | |
- | Одетс видел свою идеологическую задачу в том, чтобы «американизировать коммунизм», хотя в 1934 г. вышел из коммунистической партии.
| + | |
- | | + | |
- | В 1935 г. «Груп-тиэтр» была поставлена первая одноактная пьеса Одетса «В ожидании Лефти», публицистическая драма социального протеста.
| + | |
- | | + | |
- | На сцене заседал стачечный комитет, а зрительный зал, где среди публики находились актеры, превращался в рабочую аудиторию (одна из немногих у Одетса театральных новаций).
| + | |
- | | + | |
- | Пьеса имела огромный успех, шла во многих городах США, в том числе на периферии в постановке других театров.
| + | |
- | | + | |
- | Впоследствии «Груп-тиэтр» давал ее в одном спектакле с антифашистской пьесой «До самой смерти» (1935); в таком сочетании эти две первые пьесы Одетса одновременно шли в 32 городах, причем попытки запретить постановку лишь прибавляли ей популярности. Одетс завоевал репутацию ведущего левого драматурга.
| + | |
- | | + | |
- | В 1935 г. состоялась премьера наиболее известной пьесы Одетса «Пробудитесь и ликуйте» (в русском переводе «Проснись и пой»). В ее названии (цитата из Исайи 26:19) выражена надежда на обновление жизни на основах справедливости.
| + | |
- | | + | |
- | Здесь в полной мере проявились сильные стороны дарования драматурга: умение выразить боль обездоленных и показать гибельные последствия компромисса с совестью, колоритность разговорной речи персонажей (в данном случае окрашенной идиоматикой идиш — диалекта евреев Бронкса), в которую вкраплен юмор и порой — лирическая напряженность; меткость психологических характеристик (например, одним из первых в [[Соединённые Штаты Америки|Соединенных Штатах Америки]] литературе Одетс вывел здесь диктаторский тип еврейской мамаши).
| + | |
- | | + | |
- | Следующая пьеса «Утраченный рай» (1935), где распад семейных связей трактуется в марксистском духе — как символ краха американского общества в период экономического кризиса 1929–33 гг. — не пользовалась особым успехом.
| + | |
- | | + | |
- | Однако в 1937 г. Одетс подтвердил свою репутацию одного из популярнейших драматургов пьесой «Золотой мальчик», которая выдержала 248 представлений за сезон в Нью-Йорке. В трагической истории юного скрипача, ставшего профессиональным боксером в погоне за деньгами и славой, отчаянное самоутверждение личности оборачивалось гибелью.
| + | |
- | | + | |
- | Лейтмотив последующих пьес Одетса «Ракета на луну» (1938), «Ночная музыка» (1940), «Столкновение ночью» (1941) — одиночество, поиск человеческого сочувствия в потребительском мире; социальная проблематика отходит в них на задний план.
| + | |
- | | + | |
- | Многолетняя работа в Голливуде (главным образом в качестве сценариста) дала Одетсу материал для пьесы «Большой нож» (1949, экранизирована в том же году). Ее герой, талантливый актер, совершает под влиянием голливудской атмосферы лести и обмана компромисс с совестью, что приводит его к самоубийству.
| + | |
- | | + | |
- | В дальнейшем пьесы Одетса «Деревенская девушка» (1950), «Цветущее персиковое дерево» (1954, современная еврейская семья как аллегория [[Ноев Ковчег|Ноева ковчега]]) также сразу экранизировались.
| + | |
- | | + | |
- | Среди других работ Одетса для кино «Генерал умирал на рассвете» (1935), «Рассказ на первой странице» (1959), «Сладкий запах успеха» (1957). В 1988 г. была опубликована подготовленная сыном драматурга книга «Настало время», в которую вошли дневниковые записи Одетса.
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|13049|ОДЕТС Клиффорд}}
| + | |
- | | + | |
- |
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Театр. Эстрада. Кино]]
| + | |
- | [[Категория:Персоналии по алфавиту]]
| + | |
- | [[Категория:Драматурги по алфавиту]]
| + | |